конспект занятия в подготовительной группе по теме "Зимние забавы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тищенко Марина Викторовна

Тема: «Зимние забавы. Дифференциация звуков  С и З в словах и предложениях.»

Цель: Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного ) ; воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. Дифференцировать звуки  С и З в словах и предложениях

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать монологическую речь, через составления рассказа по теме;
  • корригировать и развивать фонематический слух;
  • пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас, через изменение формы слова с использованием уменьшительно-ласкательного суффикса и  изменение слова по падежным окончаниям;
  • корригировать речевое дыхание;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движениями;
  • развивать внимание и произвольную память.

Образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме «Зимние забавы»;
  • формировать умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и падежных окончаний;
  • учить правильно использовать и дифференцировать звуки «С» и «З» в речи;
  • тренировать в определении места заданного звука в слове.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать умение работать в группе (не выкрикивать с места, не перебивать, соблюдать очерёдность);
  • воспитывать нравственные качества (сочувствие героям).

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учётом утомляемости детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата на занятии;
  • следить за правильной посадкой детей;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: снежинки и звёздочки из бумаги, схемы для характеристики звуков, сюжетная картина «Зимние забавы», картинно-графические схемы к сюжетной картине, ватный снежок, карточки «Моё настроение» (4 солнышка, 4 тучки), схемы слов (начало, середина, конец), костюмы для двух героев (шапочки «С» и «З»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_zabavy.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимние забавы. Дифференциация звуков  С и З в словах и предложениях.»

Цель: Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного ) ; воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. Дифференцировать звуки  С и З в словах и предложениях

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать монологическую речь, через составления рассказа по теме;
  • корригировать и развивать фонематический слух;
  • пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас, через изменение формы слова с использованием уменьшительно-ласкательного суффикса и  изменение слова по падежным окончаниям;
  • корригировать речевое дыхание;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движениями;
  • развивать внимание и произвольную память.

Образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме «Зимние забавы»;
  • формировать умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и падежных окончаний;
  • учить правильно использовать и дифференцировать звуки «С» и «З» в речи;
  • тренировать в определении места заданного звука в слове.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать умение работать в группе (не выкрикивать с места, не перебивать, соблюдать очерёдность);
  • воспитывать нравственные качества (сочувствие героям).

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учётом утомляемости детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата на занятии;
  • следить за правильной посадкой детей;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: снежинки и звёздочки из бумаги, схемы для характеристики звуков, сюжетная картина «Зимние забавы», картинно-графические схемы к сюжетной картине, ватный снежок, карточки «Моё настроение» (4 солнышка, 4 тучки), схемы слов (начало, середина, конец), костюмы для двух героев (шапочки «С» и «З»).

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

Логопед загадывает загадку.

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной поры!

Логопед задаёт вопросы:

почему дети любят зиму. Какие игры можно играть зимой?

Сообщение темы «Зимние забавы.»

Логопед спрашивает, с каким настроением дети пришли на занятие, и предлагает поднять карточку « моё настроение» (тучка или солнышко), делает вывод.

Педагог предлагает детям произнести чистоговорки:

ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ – за окном морозы.

ЗИ -ЗИ -ЗИ – саночки вези.

ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза.

ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ –озябнешь на морозе.

ИСКО-ИСКО-ИСКО - зимой солнце низко.  

АСКА-АСКА-АСКА – вокруг из снега сказка.

ИСТО-ИСТО-ИСТО – снег все спрятал чисто.

  1. Создание проблемной ситуации.

Из коридора доносится крик, шум, топот. В кабинет заходят два ребёнка в одинаковых костюмах, на голове у каждого шапочка. У одного «С», у другого «З». Они спорят между собой кто из них главнее. Логопед успокаивает героев, представляет их детям, сообщает героям тему занятия  и предлагает детям помочь решить их конфликт.

  1. Актуализация знаний.

Логопед загадывает загадку.

 Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке.(снежинка)

Герой «С» предлагает выделить первый звук в слове снежинка, слушает ответы детей и радостно сообщает, что он важнее.

Герой «З» предлагает ответить на вопрос:

С чем в загадке сравнивают снежинку? (Звёздочка)

 и  выделить первый звук в слове «звёздочка» Слушает ответы детей, радуется, показывает язык герою «С». Герои вновь начинают сориться, логопед просит их поработать на занятии вместе с ребятами, а в конце занятия они сами поймут, кто главнее.

Логопед сообщает, что мы  сегодня будем говорить о зимних забавах  и сравнивать звуки «С» и «З».

Логопед помогает охарактеризовать звуки, задаёт наводящие вопросы.

  1. Изучение нового материала.

Логопед предлагает детям рассмотреть картину «Зимние забавы». Послушать рассказ и ответить на вопросы.

  1. Усвоение изученного материала.

Логопед демонстрирует картинно-графические схемы и, используя их, повторяет рассказ по картине «Зимние забавы».  Предлагает детям по очереди повторить рассказ по схемам.

  1. Динамическая пауза.

Логопед читает стихотворение. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

На дворе мороз и ветер.

На дворе гуляют дети.

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

Чтоб не мерзли ручки-крошки,

Мы похлопаем немножко.

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем.

Чтоб не мёрзли наши ножки,

Мы попрыгаем немножко.

Вот как прыгать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем.

  1. Закрепление          изученного  материала. Д\и «Назови ласково»

Логопед кидает снежок и называет слово, ребёнок , поймавший снежок, должен это слово сказать ласково.

зима-

снег-

мороз-

сани-

За правильные ответы герой «С» даёт снежинку, герой «З»- звёздочку.

  1. Дыхательное упражнение.

Логопед предлагает сдуть  с ладони снежинку или звёздочку, контролируя правильность выдоха.

  1. Закрепление изученного материала.

Логопед предлагает детям закончить предложение с одним и тем же словом «Снеговик» в нужной форме.

Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему….

Мы показали друзьям нашего …..

Мы играли со…..

Мы рассказывали о …..

За правильные ответы герой «С» даёт снежинку, герой «З»- звёздочку.

  1. Развитие фонематического слуха. Д\И «Хлопай или топай»

Логопед предлагает детям поиграть. Хлопать , если в слове есть «С», топать- «З», мороЗ, Снеговик, коньки, горка,Зима, ноС, праЗдник, Снегирь, лёд.

  1. Контроль знаний. Самостоятельная работа.

Повторение рассказа «Зимние забавы» без использования картинно-графических схем.

Логопед предлагает назвать слова со звуками «С» или «З», которые встречаются в рассказе, определить место звука «С» или «З» в слове

  1. Итог занятия.  Оценка деятельности ребёнка.

Логопед спрашивает, о чем мы говорили на занятии? Какие звуки мы сегодня сравнивали? Охарактеризуйте эти звуки. Кто, по вашему мнению, из них главнее? Логопед подводит итог, делает вывод, что все звуки важные. Прощается с героями. Они обещают больше не ссориться, и встречаться с ребятами в словах.

Педагог просит поднять руку тех, кто хорошо отвечал на занятии.

Предлагает вновь поднять карточки «Моё настроение», делает вывод.

Приложение. 

Рассказ на тему «Зимние забавы.»

Наступила зима. Саша и Зоя лепят снеговика. Семён катается на лыжах. Соня катается на коньках. Алексей катится на санках. Захар стоит на горке и держит в руках ледянку, сейчас он поедет на ней с горы. Вася и Зина играют в снежки. Дети радуются зиме.

Вопросы к предложениям.

  1. Какое  время года наступило?
  2. Что делают Саша и Зоя?
  3. На чём катается Семён?
  4. На чём катается Соня?
  5. На чём катается Алексей?
  6. На чём поедет Захар?
  7. Во что играют Вася и Зина?
  8. Чему радуются дети?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексно-обобщающего занятия в подготовительной группе "Зима.Зимние забавы"

Конспект комплексно-обобщающего занятия в подготовительной группе по теме "Зима.Зимние забавы" включает в себя различные виды деятельности.При проведении занятия решаются следующие программные задачи:...

Конспект занятия в подготовительной группе по лексической теме «Зима. Зимние забавы»

Конспект занятия в подготовительной группе по лексической теме  «Зима. Зимние забавы»Цель: систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях, приметах и забавах.Коррекционно-образовательные ...

конспект занятия в подготовительной группе на тему:"Все о зиме и о зимних забавах детей"

В своем конспекте использую загадку ; игры с детьми; игровое упражнение; составляем предложения  по картинкам а самое интересное приход зимушки - зимы ....

Конспект занятия в подготовительной группе по лексической теме «Зима. Зимние забавы»

Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях, приметах и забавах....

Конспект занятия в подготовительной группе Рассказывание по картинке "Зимние забавы"

Конспект занятия в подготовительной группе Рассказывание по картинке "Зимние забавы"...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Зимние забавы».

-учить рисовать фигуру человека (ребенка) в зимней одежде-продолжать учить использовать в рисунке разные материалы: графитный карандаш, цветные восковые мелки, акварель.-закреплять...

Конспект занятия в подготовительной группе по лепке «Зимние забавы!»

Конспект занятия в подготовительной группе по лепке «Зимние забавы!»...