Методика логопедического обследования речи ребенка дошкольного возраста.
учебно-методический материал по логопедии

Пецевич Наталья Сергеевна

Методическое пособие состоит из двух частей: методики логопедического обследования и карты речевого развития ребенка дошкольного возраста. Данное пособие позволит оценить индивидуальное речевое развитие ребенка и обеспечить эффективные педагогические действия по его дальнейшему развитию и коррекции, что соответствует пункту 3.2.3. Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденного 17.10.2103 года, приказ № 1155.

Материалы пособия могут быть использованы в диагностических целях при проведении медико-психолого-педагогической комиссии, диагностической и коррекционной работы в дошкольной образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика логопедического обследования речи ребенка дошкольного возраста.

Методическое пособие состоит из двух частей: методики логопедического обследования и карты речевого развития ребенка дошкольного возраста. Данное пособие позволит оценить индивидуальное речевое развитие ребенка и обеспечить эффективные педагогические действия по его дальнейшему развитию и коррекции, что соответствует пункту 3.2.3. Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденного 17.10.2103 года, приказ № 1155.

Материалы пособия могут быть использованы в диагностических целях при проведении медико-психолого-педагогической комиссии, диагностической и коррекционной работы в дошкольной образовательной организации.

Методика исследования речи ребенка дошкольного возраста

1. Психологические особенности ребенка

На основе беседы учитель-логопед оценивает психологические особенности ребенка по следующим параметрам:

-        легко устанавливает контакт / не идет на контакт со взрослым / избирательное общение;

-           стойкость контакта, необходимость стимуляции общения со стороны взрослого;

-        повышенная отвлекаемость внимания.

Примеры выводов

Для ребенка характерно избирательное общение: установление контакта возможно с учителем-логопедом и воспитателем, при вступлении в контакт с другими педагогическими работниками отмечается замкнутость, негативизм к речевому общению. Для поддержания взаимодействия требуется стимуляция со стороны взрослого в виде смены вида деятельности, появления новой игрушки.

2. Слуховая функция

2.1. Восприятие неречевых звуков

2.1.1. Направление источника звука

Материал: колокольчик

Инструкция: «Повернись ко мне спиной, я буду звонить в колокольчик, а ты покажи рукой, в какой стороне услышишь звук»

2.1.2.Дифференциация далеких по звучанию музыкальных инструментов

Материал: барабан, гармошка, дудочка

Ход выполнения задания: учитель-логопед показывает ребенку музыкальные инструменты, вместе с ребенком вспоминает, как они называются. Затем воспроизводит звуки на этих инструментах, предлагает ребенку попробовать поиграть на них. Затем ребенок выполняет задание по инструкции.

Инструкция: «Закрой глаза. Я буду играть на каком-либо инструменте, а ты скажи/покажи, какой из них прозвучал»

2.1.3. Дифференциация близких по звучанию музыкальных инструментов

Материал: свистульки и дудки; тарелки и барабан; бубен и треугольник

Ход выполнения задания: учитель-логопед показывает ребенку музыкальные инструменты, вместе с ребенком вспоминает, как они называются. Затем воспроизводит звуки на этих инструментах, предлагает ребенку попробовать поиграть на них. Затем ребенок выполняет задание по инструкции.

Инструкция: «Закрой глаза. Я буду играть на каком-либо инструменте, а ты скажи/покажи, какой из них прозвучал»

2.1.4 Восприятие и воспроизведение ритмов

Ход выполнения задания: учитель-логопед просит ребенка послушать ритмы. Затем однократно предъявляется серия ударов карандашом по столу с длинными и короткими интервалами.

Серия 1: II I, I II, II I I, I I   II, I III

Серия 2: III I I, I  II II, I III I, II III I

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же».

Приводится по Корневу А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.-СПб.: ИД «МиМ», 1997.

2. 2. Восприятие речи

2.2.1 Восприятие речи на материале беседы

Ход выполнения задания: учитель-логопед проводит с ребенком беседу на различные темы: «Любимая

игрушка», «Любимый мультфильм», «Любимая сказка», «С кем ты дружишь» и т.д.

2.2.2. Слуховое восприятие речи на материале выполнения многоступенчатых инструкций

Инструкции: «Подойди к шкафу, возьми с полки книгу, положи ее на стол рядом с мишкой»; «Возьми из корзины мяч, подбрось его вверх, поймай, затем отдай мне»

2.3. Слуховая память

Запоминание и воспроизведение неречевых звуков

Материал: барабан, гармошка, дудочка, бубен, металлофон.

Инструкция: «Закрой глаза. Я буду играть на инструментах, а ты запоминай, какой первый инструмент звучит, какой звучит потом и какой звучит в конце»

Слухоречевая память

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка запомнить слова, которые он услышит. Затем четко называет слова с интервалом до секунды. Если ребенок не повторил слова, то логопед повторяет эти же слова. Затем дается вторая группа слов. Процедура запоминания повторяется. В норме для запоминания 3 слов требуется не более 3 повторений, для запоминания 5 слов - не более 4. Речевой материал для детей до 5 лет - 2 группы по 3 слова: Лужа, стол, вилка; нос, окно, медведь

Речевой материал для детей от 5 лет - группа из 5 слов и группа из 3 слов: Ваза, снег, суп, игра, машина; сказка, окно, кот.

Инструкция 1: «Послушай слова, которые я назову, а потом повтори их»

Инструкция 2: «А теперь послушай и повтори другие слова»

Инструкция 3: «Какие слова ты запоминал первыми?»

Инструкция 4: «Какие слова ты запоминал последними?»

Примеры выводов

Неречевые звуки дифференцирует / Слуховое восприятие неречевых звуков сформировано недостаточно: допускает ошибки в определении направления источника звука, в различении близких по звучанию музыкальных инструментов. Слуховое восприятие обращенной речи полное, адекватное / Неполное восприятие трехступенчатой инструкции.

Объем слуховой памяти достаточен.

Объем слухоречевой памяти ограничен: не может повторить (затрудняется повторить ритмы первой и второй серии или ритмы первой серии упражнений выполняет без ошибок, выполнение второй серии заданий вызывает затруднения: не повторяет ритмы в нужной последовательности и т.д.; смешивает слова при воспроизведении; для запоминания требуется многократное повторение заданий.)

3. Зрительная функция

3.1. Предметный гнозис

3.1. Называние предметов окружающего пространства

Инструкция: «Назови, предметы, которые лежат на столе / которые тебя окружают»

3.1.2. Узнавание изображений на картинках

Инструкция: «Покажи, где тарелка, дерево, стол» и т.д.

Ход выполнения задания: логопед выкладывает 5-6 картинок, предлагает посмотреть на них, затем просит показать определенную картинку, называя их вразнобой.

3.1.3. Называние изображений на картинках

Инструкция: «посмотри на картинки, расскажи, что на них нарисовано»

3.2. Предметный гнозис в сенсибилизированных условиях с ( 6 лет)

3.2.1. Узнавание контуров предметов

Материал: контурные изображения предметов.

Ход выполнения задания: учитель-логопед предъявляет ребенку контурные изображения предметов. Затем просит назвать их.

Инструкция: «Назови предметы, которые ты узнал»

3.2.2. Узнавание наложенных изображений

Материал: наложенные друг на друга изображения (2-3 наложения - младший, средний возраст; более трех наложений - старший возраст).

Ход выполнения задания и инструкция аналогичны.

3.2.3. Узнавание перечеркнутых изображений

Материал: перечеркнутые изображения.

Ход выполнения задания и инструкция аналогичны.

3.3. Цветовой гнозис

3.3.1. Дифференциация цветов

Материал: карточки разных цветов одинаковой формы. Для детей 5 лет - основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также 2 оттенка одного цвета по светлоте (например, темно-зеленый и светло-зеленый); с 6 лет - основные цвета, а также оттенки с по цветовому тону с собственными названиями (лимонный, сиреневый, бирюзовый, морковный и т.д.).

Инструкция: «У меня есть карточки разного цвета. Покажи карточку синего цвета, красного цвета и т.д.»

Ход выполнения задания: Логопед раскладывает перед ребенком карточки с основными цветами в ряд и просит показать карточку определенного цвета.

3.3.2. Подбор предметных картинок к цветовому фону

Материал: картинка одного цвета, картинки с предметами разных цветов

Инструкция: «На столе лежит карточка. Подбери карточки с предметами такого же цвета».

Нормативы усвоения цветов приведены по пособию Новосельцевой Т.Ф., Дубовицкой Л.А., Голодневой Н.Н. Сенсорное развитие дошкольников. - Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2009.

3.3.3. Называние цветов

Материал для детей 5 лет: карточки разных цветов одинаковой формы (основные цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также 2 оттенка одного цвета по светлоте (например, темно-зеленый и светло-зеленый).

Материал для детей от 6 лет: карточки с основными цветами, а также с оттенками по цветовому тону, имеющими собственное название (лимонный, сиреневый, бирюзовый, морковный и т.д.).

Инструкция: «Назови, какого цвета карточки»

3.4. Зрительная память

3.4.1. Запоминание картинок из разных лексических тем.

Материал для детей до 5 лет: 3-5 предметных картинок; для детей 5-6 лет: 6-7 предметных картинок.

Инструкция: «Запомни, как расположены картинки. Расположи картинки в том порядке, в каком они были».

3.4.2. «Чего не стало?»

Материал для детей до 5 лет: 3-5 предметных картинок; для детей 5-6 лет: 6-7 предметных картинок.

Ход выполнения задания:

3.4.3. «Что изменилось?»

Материал для детей до 5 лет - 3-5 предметных картинок; для детей 5-6 лет - 6-7. предметных картинок

Инструкция: «Посмотри на картинки, запомни, как они расположены. Что изменилось?»

Ход выполнения задания: логопед выкладывает ряд из картинок, просит ребенка запомнить, как они расположены, затем ребенок закрывает глаза, пока логопед перемешивает картинки. После этого ребенок восстанавливает изначальный порядок изображений.

Примеры выводов:

Восприятие и дифференциация предметов и цветов сформированы.

Дифференциация предметов в усложненных условиях затруднена: допускает ошибки в различении наложенных друг на друга, перечеркнутых изображений.

Зрительная память сформирована недостаточно: нарушена точность, полнота воспроизведения зрительных стимулов.

Ограничен объем запоминания.

4. Оптико-пространственный гнозис и праксис:

4.1. Определение пространственного положения окружающих предметов.

Инструкция: «Назови предметы, которые находятся справа /слева / вверху / внизу».

4.2. Ориентировка в схеме собственного тела.

Инструкция: «Покажи правую / левую руку; левую / правую ногу» и т.д.

4.3. Ориентировка в схеме тела человека, стоящего напротив

Ход выполнения задания: логопед садится напротив ребенка и просит выполнить инструкцию.

Инструкция: «Покажи, где у меня левая рука, правая нога, левое ухо» и т.д.

4.4. Складывание разрезных картинок по образцу и по памяти

Материал: для детей до б лет: картинки, разрезанные на 3-5 неравных частей (вдоль рисунка и поперек его), на 3-4 равные части (вдоль рисунка, поперек его, диагонально); для детей от 6 лет: картинки, разрезанные на 4 и более неравных частей различной конфигурации.

Ход вьшолнения задания: логопед демонстрирует ребенку целую картинку. Затем просит его собрать такую же из частей с опорой на образец / без опоры на образец.

Инструкция: «Посмотри, какая у нас есть картинка. Попробуй собрать такую же из частей».

4.5. Складывание фигур из палочек по образцу и по памяти.

Материал: счетные палочки.

Ход выполнения задания: логопед демонстрирует ребенку фигуру из палочек. Затем просит собрать из палочек такую же с опорой на образец / без опоры на образец.

Инструкция: «Собери такую же фигуру, как у меня».

5. Двигательная сфера

5.1. Общая моторика

5 1 1 Задания для детей от 4 до 5 лет: подпрыгивание на двух ногах; касание с закрытыми глазами кончика носа указательным пальцем правой и левой руки (по очереди); рукопожатие сначала правой, потом левой рукой, а затем - обеими руками.

Здания для детей от 5 до 6 лет: стояние в течение 10 секунд на цыпочках (руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты): прыжки с открытыми глазами попеременно на правой и левой ногах до определенною места: наматывание нитки длиной 2 метра на катушку за 20 секунд.

Задания для детей от 6 до 7 лет: попадание мячом в цель на расстоянии 1,5 метра; прыгание с места через веревку, натянутую на высоте 20 сантиметров от пола; стояние с открытыми глазами в течение 10 секунд сначала на правой, затем на левой ноге.

5.2. Тонкая моторика

5.2.1. Выполнение штриховки, обводки трафаретов, шнуровки

Логопед на основе наблюдений оценивает объем, темп, координированность движений ребенка.

5.2.2. Воспроизведение положения пальцев рук по образцу и по памяти

Упражнения: «Улитка», «Кольцо», «Коза», «Стол»

Ход выполнения задания: логопед составляет позы из пальцев или кистей рук, затем просит ребенка сделать так же с опорой на образец / без опоры на образец.

Инструкция: «Посмотри, как я сделала. Повтори так же»

5.2.3. Воспроизведение серии движений кистей и пальцев рук по образцу и по памяти Упражнения: «Пальчики здороваются», «Игра на рояле»

Инструкция: «Посмотри внимательно, как я буду делать. Теперь повтори так же под счет»

Ход выполнения задания: логопед выполняет серию движений пальцев рук. Затем ребенок выполняет серию движений вместе с логопедом с опорой на образец / без опоры на образец.

Задания выполняются сначала на правой, потом на левой руке, далее на обеих руках под счет.

Примеры выводов

При выполнении заданий наблюдается полный / неполный объем движений, темп выполнения движений нормальный / ускоренный / замедленный. Способность к нахождению позы сформирована, но с трудом удерживает заданную позу. Затруднена координация движений при выполнении серии движений на обеих руках. Отмечаются синкинезии в мимической мускулатуре в виде открывания рта / поднимания бровей.

5.3. Работа мышц лицевой мускулатуры

5.3.1. Воспроизведение статических движений по образцу и по памяти

Упражнения: «Надуть щеки», «Поднять брови», «Нахмурить брови», «Наморщить нос», «Закрыть правый глаз», «Закрыть левый глаз», «Поднять / Опустить верхнюю губу»

Ход выполнения задания: логопед демонстрирует движение перед зеркалом, затем ребенок воспроизводит его вместе с логопедом по образцу / без образца.

Инструкция: «Посмотри, как я буду делать. Теперь повтори так же»

5.3.2. Воспроизведение серии движений по образцу и по памяти

Упражнения: «Надуть / сдуть щеки» (поочередно), «Поднять / Опустить брови», «Закрыть правый / левый глаз»

Ход выполнения задания: логопед показывает серию движений

мимической мускулатуры, затем ребенок выполняет движения вместе

с логопедом по образцу / без опоры на образец.

Инструкция: «Посмотри, как я буду делать. Теперь повтори так же»

Задания выполняются под счет логопеда перед зеркалом несколько раз. 

5.4. Артикуляционная моторика.

5.4.1. Воспроизведение статических движений по образцу и по памяти

-        Упражнения для нижней челюсти: открыть рот, закрыть рот, выполнит движение вправо, влево.

-        Упражнения для губ: «Улыбка», «Оскал», «Хоботок», «Рупор»

-        Упражнения для языка: «Лопатка», «Иголочка», «Желобок», «Горка». «Чашечка»

-        Упражнения для мягкого неба: покашлять с открытым ртом, произнести звук [а] с широко открытым ртом.

Ход выполнения задания: логопед демонстрирует образец выполнения задания затем просит ребенка повторить движения с опорой на образец / без опоры на образец

Инструкция: «Посмотри, как я сделаю. Теперь повтори так же»

5.4.2. Воспроизведение серии движений по образцу и по памяти

-        Упражнения для нижней челюсти: движения вверх/ вниз, вправо / влево.

-        Упражнения для губ: попеременно «Улыбка» / «Трубочка»

-        Упражнения для языка: попеременно «Лопатка» / «Иголочка»; поднять / опустить кончик языка («Качели»); движения языка вправо / влево («Маятник»); «Вкусное варенье»; «Лошадка»; «Почистим зубки»

Инструкция: «Посмотри, как я буду делать. Повтори так же»

Ход выполнения задания: логопед демонстрирует серию движений перед зеркалом, затем просит ребенка повторить их с опорой на образец / без опоры на образец.

Задания выполняются перед зеркалом под счет несколько раз.

Примеры выводов

Движения артикуляторных органов воспроизводит / не воспроизводит.  Объем движений полный / неполный. Темп выполнения движений ускоренный / нормальный / замедленный. Способность к нахождению и удержанию позы сформирована. Отмечается повышенный мышечный тонус / пониженный / нормальный. Наблюдаются синкинезии: при воспроизведении серии движений языка поднимает брови.

Затруднено переключение движений: отмечаются лишние движения пропуски / повторы. Выявлен тремор кончика языка при удержании позы. При повторных движениях увеличиваются гиперкинезы / замедляется темп. Тип смыкания мягкого неба задней стенки глотки активный / рефлекторный / пассивный / функциональный. Отмечается гипокинез мягкого неба, сглаженность носогубных складок.

6. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата.

Строение органов артикуляции определяется по ходу исследования артикуляторной моторики. В карте следует отметить:

        а) губы: тонкие/толстые; укороченная верхняя губа; расщелина верхней губы частичная / полная / односторонняя.

        б) зубы: отсутствие зубов; редкие / мелкие / неправильной формы / вне челюстной дуги.

        в) прикус: прямой / глубокий / переднеоткрытый / боковой открытый односторонний / боковой открытый двухсторонний / перекрестный / прогнатия / прогения.

        г) язык: макроглоссия / микроглоссия

        подъязычная связка: короткая / укороченная / толстая / утолщенная / наличие послеоперационного узла.

        д) твердое и мягкое небо: высокое / низкий утолщенный свод неба; укорочение мягкого неба; отсутствие / укорочение / раздвоение маленького язычка; расщелина; сквозная односторонняя / сквозная двухсторонняя / несквозная полная / несквозная неполная / субмукозная (подсллизистая).

        Примеры выводов

Выявлены дефекты строения языка, твердого неба / Строение артикуляторного аппарата без аномалий.

7. Дыхательные и голосовые функции 

7.1. Тип дыхания

На основе наблюдения при выполнении других заданий логопед определяет тип дыхания (грудное / брюшное / грудо-брюшное (диафрагмальное)).

7.2. Объем, продолжительность, плавность речевого выдоха.

Ход выполнения задания: логопед отмечает объем речевого выдоха по количеству произнесенных слов;

Инструкция: «Вдохни носом и на одном выдохе скажи слова»

Речевой материал для детей 5 лет 3-4 слова: книга, диван, ручка, колос.

Речевой материал для детей 6-7 лет 4-6 слов: птица, стол, дверь, крыша, стекло, змея.

7.3. Характеристика голоса

- по силе: нормальный / чрезмерно громкий / чрезмерно низкий

- по высоте: модулированный / недостаточно модулированный

- по тембру: гнусавый / глухой

Примеры выводов

Нарушений дыхательной / голосовой функции не отмечается. Отмечаются нарушения силы / высоты / тембра голоса. Нарушена плавность речевого выдоха.

8. Звукопроизношение

Материал: предметные и сюжетные картинки.

Инструкции: “Назови картинки”, «Расскажи, что нарисовано на картинке»

Ход выполнения задания: ребенок называет предметные картинки, описывает содержание сюжетных картинок.

Логопед фиксирует:

        - объем нарушений  звукопроизношения: мономорфное / полиморфное.

        - характер нарушения: отсутсвие звука / замена на другие звуки (какие именно) искаженное произношение и его вид; назализованность гласных и ротовых согласных звуков / неназализовнность носовых звуков.

Примеры выводов.

Отечается полиморфное нарушение звукпроизношения. Межзубный сигматизм, параламдацизм ([л] на [у]) во всех позициях произнесения изолированно, в слогах, в словах (в начале, середине и конце), во фразах.

9. Звукослоговая структура слов

9.1. Воспроизведение звукослоговой структуры  на материале слов.

Ход выполнения: логопед просит ребенка назвать предметные картики или повторить за ним слова. Регистрируются примеры ошибок.

Речевой материал:

        - из 1 слога: кот, мак, бык, дом, стол, торт, тигр, есть, спать, знать, злая;

        - из 2 слогов: коза, небо, вода, крыша, банка, ведро, кабан, банан, халат, крышка, краска, тряпка, клуюок, стрелок, кружок, ловил, читал, катал, копать, думать, бегать, смотреть, держать, синий, добрая;

        -из 3 слогов: аквариум, телевизор, дельфинарий, одеваться, веселиться, перебежать, интересный, полезная.

Инструкция: «Повторяй за мной слова»

9.2. Воспроизведение звукослоговой структуры на материале предложений

Речевой материал:

Надя ест кашу.

Ворона сидит на дереве.

В вазу поставили красивые цветы.

Вечером мы пойдем в театр на представление.

По телевизору показывают мультфильмы.

Инструкция: «Повторяй за мной предложения»

Примеры выводов

Правильно воспроизводит звукослоговую структуру изолированных слов из 1,2,3 слогов. При воспроизведении слов по фразе допускает ошибки в виде перестановок звуков и слогов в 3х-сложных словах / добавлений звуков и слогов / уподоблений по типу персевераций / антиципапий.

10. Просодические компоненты речи

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка повторить за ним фразы, рассказать стихотворение и оценивает следующие параметры:

        - темп речи: нормальный / ускоренный / замедленный

        - ритм: нормальный / дисритмия

        - паузация: правильная / неправильная

        - интонация (повествовательная, вопросительная, восклицательная, побудительная).

Примеры выводов

Темп, ритм речи нормальный / адекватный речевому материалу / отмечаются нарушения темпа и ритма речи. Неправильно расставляет паузы в речевом потоке. Наблюдаются трудности воспроизведения побудительной интонации.

11. Фонематические функции

11.1. Фонематическое восприятие

11.1.1. Слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении.

Материал: картинки с изображением предметов, названия которых отличаются одним звуком (слова-квазиомонимы): почка - бочка, точка  -дочка, том - дом, корка -горка и т.д. (звуки не смешиваются в произношении)

Ход выполнения задания: Логопед экранирует область губ, называет картинки в паре по несколько раз и просит ребенка показать, что он называет. Последовательность предъявления слов в серии целесообразно менять.

Инструкция: «Показывай картинки, которые я буду называть».

11.1.2. Слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении

Материал: картинки с изображением предметов, названия которых отличаются

одним звуком (слова-квазиомонимы): рак-лак, суп-зуб, рожки-ложки, кочка-кошка, речка-редька и т.д. (звуки смешиваются в произношении).

Ход выполнения задания: логопед экранирует область губ, называет картинки в паре по несколько раз и просит ребенка показывать их. Последовательность предъявления слов в серии целесообразно менять.

Инструкция: «Показывай картинки, которые я называю»

11.1.3. Слухо-произносительная дифференциация фонем

Речевой материал:

1) слоги: ба-ма, са-за, ша-ща, ца-са, ка-га, ха-ка за-жа, СА-за-за, ша-ща-ша, жа-за-за и т.д.;

2) слова: мышка-мишка, лук-люк, угол-угорь и т.д.

Ход вьполнения задания: логопед просит ребенка повторить за ним слоги, затем слова.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»

Примеры выводов

Слуховая дифференциация звуков сохранна. Нарушена слухо-произносительная дифференциация свистящих и шипящих звуков.

11.2. Фонематический анализ, синтез, представления

11.2.1. Выделение ударного гласного в начале слова

Речевой материал: арка, озеро, осы, удочка, узел, иней, астра

Ход выполнения задания: логопед называет слова, утрированно произнося первый гласный звук. Область губ экранирована.

Инструкция: «Какой звук я выделяю?» или «Какой первый звук ты слышишь?»

11.2.2. Выделение согласного звука из слова

Речевой материал для звука [ш]: шар, мак, шалаш, небо, погода, шишка, шоколад

Ход выполнение задания: логопед называет слова и просит ребенка поднять руку, если он услышит заданный звук.

Из речевого материала должны быть исключены звуки, с которыми может быть смешан данный.

Инструкция: «Если услышишь звук [ш], подними руку»

11.2.3. Определение первого и последнего звука в словах.

Речевой материал: ком, стул, ручка, банан

Инструкция: «Какой звук ты слышишь в начале? В конце?»

11.2.4. Определение местоположения звука в слове

Инструкция: «Где ты слышишь звук [р] — в начале, в середине или в конце»

Речевой материал для звука [р]: робот, ракета, комар, кран, корзина, круг, рак, отвар.

11.2.5. Определение последовательности звуков в слове (с 6лет)

Инструкция: «После какого звука находится звук [о] в слове «дом»?» «Перед каким звуком находится звук [о] в сломе «дом»?»

11.2.6. Определение количества звуков в словах (с б лет)

Инструкция: «Сколько звуков в слове «кот»?»

11.2.7. Синтез звуков в слова (с б лет)

Речевой материал: [д], [ы], [м]; [у], [т], [к], [а]; [б], [а], [н], [к], [а].

Ход выполнения задания: логопед называет утрированно звуки с паузами и просит ребенка составить из них слово.

Инструкция: «Послушай звуки. Соедини их в слово»

11.2.8. Отбор картинок с заданным звуком (с б лет).

Речевой материал: мак, рис дом, марка книга, гном, пенал, бумага.

Инструкция: «Найди картинки со звуком [м]»

11.2.9. Подбор слова с заданным звуком (с б лет)

Инструкция: «Назови слово со звуком [п]»

Примеры выводов

Простые формы фонематического анализа сформированы.

Допускает ошибки при определении последовательности, количества звуков в словах, состоящих из 5 звуков.

Местоположение, количество и последовательность звуков в словах из 3-4 звуков определяет верно.

Фонематический синтез сформирован недостаточно: допускает ошибки при составлении слов из 4 звуков в виде замены

заданных звуков другими. Испытывает трудности при выполнении заданий на исследование фонематических представлений:

правильно отбирает картинки с заданным звуком, но неправильно подбирает слова с заданным звуком.

12. Импрессивная речь

12.1. Понимание значений слов

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка показать / отобрать определенную картинку, обозначающую предмет, действие, признак.

Инструкции: «Покажи, где мишка», «Выбери картинки, на которых нарисованы овощи», «Покажи, на какой картинке кошка пьет молоко»,

 «Покажи, где веселый мальчик», «Покажи, где короткий шарф» и т.д.

12.2. Дифференциация единственного и множественного числа имен существительных

Инструкция: «Покажи, где собака, а где собаки»

12.3. Дифференциация предложно-падежных конструкций

Инструкции: «Покажи, где собака сидит на стуле, лежит под стулом, сидит около

стула, перед стулом, за стулом»

12.4.        Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Инструкции: «Покажи, где гриб, а где грибочек / где яблоко, а где яблочко / где книга, а где книжечка / где чашка, а где чашечка / где дом, а где домик» и т.д.

12.5. Дифференциация имен существительных с суффиксом -инк-  

Инструкция: «Покажи, где бусы, а где бусинка; где виноград, а где виноградинка»

12.6. Дифференциация глаголов с различными приставками

Инструкция: «Покажи, где машина подъехала к дому / отъехала от дома / заехала за дом

/ переехала через мост / проехала около дерева / объехала яму.

12.7 Понимание словосочетаний

Инструкция: «Покажи красную рубашку / синий шар / толстую книгу / высокую девочку” и т.д.

12.8. Понимание предложений

Инструкции: «Покажи, где кошка забралась на дерево / где кошка играет с клубком / где кошка моет лапки / где кошка спит на кресле /

Где кошка бежит за мышкой» и т .д.

12.9. Понимание связной речи (с 6 лет)

Инструкция: «Послушай рассказ. Выбери картинки, которые подходят к этому рассказу».

13. Экспрессивная речь

13.1. Активный словарь

13.1 Называние конкретных имен существительных одной лексической темы

Материал: предметные картинки по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Мебель», «Транспорт», «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда».

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка назвать предметные картинки или назвать слова из одной лексической темы без опоры на картинки.

Инструкция: «Назови картинки», «Назови предметы мебели», «Назови фрукты, которые ты знаешь», «Назови овощи» и т.д.

13.1.2. Называние имен существительных с обобщающим значением.

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка назвать одним словом картинки из одной лексической темы или слова, которые он перечислил.

Инструкции: «Посмотри, что нарисовано на картинках. Как их можно назвать одним словом?»; «Послушай слова: банан, яблоко, апельсин, абрикос. Как их можно назвать одним словом?»

13.1.3. Называние имен существительных, обозначающих целый предмет и его части

Материал: картинки с изображением целых предметов.

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка назвать целый предмет, который изображен, затем - из каких частей состоит данный предмет. Возможно выполнение задания без опоры на картинку.

Инструкция: «Что нарисовано на картинке? Из каких частей состоит машина / рубашка / стул / дерево / дом»

13.1.4. Называние имен существительных, обозначающих профессии

Инструкция: «Посмотри на картинки, назови профессии этих людей»

13.1.5 Называние действий по предъявленному предмету

Материал: предметные картинки или натуральные предметы.

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка с опорой на картинку или без нее назвать действие.

Инструкции: «Для чего нужна расческа?», «Что делают с помощью молотка?», «Что делают утюгом?»

13.1.6. Называние глаголов движения

Материал: картинки с изображением животных.

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка сказать, как передвигаются животные с опорой на картинку или без нее.

Инструкции: «Как передвигается заяц / улитка / кузнечик / пчела / рыба / змея / лягушка/ птица?».

13.1.7.  Название профессиональных действий

Материал: предметные и сюжетные картинки с изображением людей различных профессий.

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка сказать, чем занимаются люди разных профессий с опорой на картинку или без нее.

Инструкции: «Что делает повар / дворник / продавец / учитель?»

13.1.8. Называние имен прилагательных, обозначающих цвета

Ход выполнения задания: логопед просит ребенка назвать цвет карточек или цвет предметов, находящихся вокруг.

Инструкция: «Какого цвета шторы / свитер / игрушка? »

13.1.9. Подбор определений к слову

Инструкция: «Какой по цвету / вкусу / форме лимон?», «Посмотри на картинку, какой еж?», «Какая сегодня погода?»

13.1.10   . Подбор антонимов (с 6 лет)

Речевой материал: добро-зло, здоровье - болезнь, радость-грусть; поднимать - опускать, покупать - продавать; высокий - низкий, короткий - длинный, большой -| маленький.

Ход выполнения задания: логопед предлагает ребенку сыграть в игру «Наоборот» с мячом.

Инструкция: «Я буду кидать тебе мяч и называть слово, а ты должен кинуть мне» мяч обратно и назвать противоположное слово. Например, я говорю - «холодный», а ты мне отвечаешь - «горячий».

Примеры выводов

Правильно и быстро актуализирует имена существительные. Объем словаря ограничен: допускает ошибки в назывании существительных с обобщающим значением, в назывании профессиональных действий. Беден словарь прилагательных.

13.2. Грамматическое оформление экспрессивной речи. Словоизменение

13.2.1. Изменение имен существительных по числам

Речевой материал: лампа — лампы, кот - коты, лошадь - лошади, озеро – озера, окно - окна, дерево - деревья, друг - друзья, воробей - воробьи.

Инструкция: «Я называю один предмет, а ты называешь много предметов! Например, я говорю «гриб», а ты — «грибы».

13.2.2. Изменение имен существительных по падежам

Речевой материал: У меня есть (кто?) друг. Я играю (с кем?) с другом. Я думаю (о ком?) о друге. Я дал карандаш (кому?) другу. Я вижу (кого?) друга.

Инструкция: «Послушай фразу: «У меня есть друг. Я играю с кем?»

13.2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа

Речевой материал: кот - котов, книга — книг, тарелка - тарелок, ворона — ворон, лошадь - лошадей, ручка - ручек, стул - стульев.

Инструкция: «Я называю предмет, а ты говоришь, что таких предметов нет. Например, я говорю — есть дом, а ты - нет домов».

13.2.4. Согласование имен существительных с именами прилагательными

Материал: предметные картинки с разными предметами одинакового цвета: красное платье, красный ковер, красная роза, красные карандаши.

Инструкция: «Назови, какого цвета предметы».

13.2.5. Согласование имен существительных с именами числительными «два» и «пять».

Речевой материал: 2 жука – 5 жуков, 2 реки – 5 рек, 2 полки – 5 полок, 2 одеяла – 5 одеял, 2 колеса – 5 колес, 2 дороги – 5 дорог, 2 дерева – 5 деревьев, 2 кастрюли – 5 кастрюль.

Инструкция: «Я называю 2 предмета, а ты 5. Например, я говорю – 2 лимона, а ты – 5 лимонов».

13.2.6. Изменение глаголов в форме настоящего времени по числам

Речевой материал: заяц прыгает - зайцы прыгают; птица поет - птицы поют, мальчик смотрит — мальчики смотрят, рабочий строит - рабочие строят, утка плывет -

утки плывут.

Инструкция: «Я говорю, что делает один человек или животное, а ты говоришь - что делают несколько человек или животных. Например, лошадь бежит, лошади -

бегут»

13.2.7 Изменение глаголов в форме прошедшего времени по родам

Речевой материал: лампа светила, фонарь светил, солнце светило; утка плыла, корабль плыл, облако плыло.

Инструкция: «Посмотри на картинки. Лампа светит. Лампа что делала?»; «Фонарь светит. Фонарь что делал?»; «Солнце светит. Солнце что делало?» и т.д.

Примеры выводов

Словоизменение в целом сформировано.

Нарушено согласование имен существительных и имен прилагательных в роде и числе, имен существительных с именами числительными. Допускает ошибки в употреблении формы родительного падежа множественного числа имен существительных.

13.3. Грамматическое оформление экспрессивной речи. Словообразование

13.3.1. Образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Речевой материал:  река — речка, стол — столик, гриб — грибок, ключ — ключик, чашка-чашечка, вилка — вилочка, яблоко — яблочко, елка — елочка, цветок — цветочек, ведро - ведерко, воробей — воробышек.

Инструкция: «Я буду называть слово, а ты скажи, как сказать ласково. Например, лиса - лисичка»

13.3.2. Образование существительных с помощью суффиксов увеличительности

Речевой материал: кот — котище, нос — носище, нога — ножища, рука - ручища.

Инструкция:«Я буду называть предмет, а ты будешь называть большой предмет.

Например, дом - домище»

13.3.3. Образование имен существительных с помощью суффиксов вместилища

Речевой материал: сахар -сахарница, соль - солонка, конфеты - конфетница, салат - салатница, хлеб - хлебница.

Инструкция: «Я буду называть предмет, а ты будешь говорить, где он находится. Например, суп - супница»

13.3.4. Образование глаголов с помощью приставок

Речевой материал: Бежит (по дороге), убегает (от собаки), прибегает (к дому), пробегает (мимо озера); плывет (по реке), уплывает (от берега), приплывает (к лодке), проплывает (около маяка).

Материал: сюжетные картинки с изображением одного объекта, выполняющего различные действия.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Мальчик бежит по дороге. Он от собаки, что делает? убегает» и т.д.

13.3.5. Образование качественных имен прилагательных

Речевой материал: волка за злость называют злым, ежика за колючки называют колючим.

Инструкция: «Лису за хитрость называют хитрой, а волка за злость называют каким?»

13.3.6. Образование относительных имен прилагательных

Речевой материал: пакет из бумаги - бумажный, мяч из резины – резиновый, рыба из реки - речная, стол из дуба - дубовый, кружка из пластика – пластиковая, сок из ягод - ягодный.

Инструкция: «Дверь сделана из металла, значит она металлическая. Пакет сделан из бумаги, значит он какой?»

13.3.7. Образование притяжательных имен прилагательных (с б лет)

Речевой материал: зонт папы - папин зонт, свитер дочки - дочкин свитер, очки бабушки - бабушкины очки, стол дедушки - дедушкин стол, хвост кошки – кошкин хвост, уши зайца - заячьи уши.

Инструкция: «Нора лисы. Чья нора? Лисья. Зонт папы - чей зонт?»

Примеры выводов

Правильно использует различные способы словообразования. Допускает отдельные ошибки при образовании относительных и притяжательных имен прилагательных. Отмечаются значительные трудности при образовании приставочных глаголов (заменяет приставки).

14.1. Пересказ (для детей 4-5 лет)

Ход выполнения задания: логопед читает ребенку короткий рассказ, давая установку на последующий

пересказ, или просит пересказать любимый мультфильм /сказку.

Оцениваются следующие параметры: связность, логичность, последовательность изложения, использование простых или сложных предложений, передача причинно-следственных, пространственно-временных связей.

Инструкция: 1) «Я прочитаю тебе рассказ. Послушай его внимательно, перескажи то, о чем я прочитала». «Расскажи, о чем твой любимый мультфильм? Сказка?»

14.2. Рассказ по серии сюжетных картинок (для детей с 6 лет)

Ход выполнения задания: логопед раскладывает в хаотичном порядке серию сюжетных картинок, просит ребенка разложить их в нужной последовательности, а затем составить по ним рассказ.

Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и разложи их в нужной последовательности. Теперь составь по ним рассказ»

Примеры выводов.

Отмечается логичность, последовательность, развернутость изложения. В рассказе / пересказе передает причинно-следственные, пространственно-временные связи. Использует преимущественно простые распространенные предложения, иногда - с однородными членами. Предложения оформлены грамматически правильно / Наблюдаются аграмматизмы в виде пропуска слов, нарушения; последовательности слов в предложении.

Процедура оценки полученных баллов по результатам выполнения всех заданий

После выполнения всех заданий производится суммирование баллов за каждую пробу, группу заданий, серию, блоки и методику в целом. Максимально успешный результат соответствует 280 баллам для детей 5 лет и 332 баллам для детей от 6 лет. Можно перевести полученное абсолютное значение в процентное выражение. Если принять 280 баллов за 100%, то индивидуальный процент успешности выполнения методики можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 280 (Аналогично с 332 баллами). Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики можно соотнести с одним из четырех уровней успешности: IV уровень — 100-80%;

III уровень —79,9-65%;

II уровень — 64,9-50%;

I уровень — 49,9% и ниже.

На основе обработки каждого протокола обследования можно определить индивидуальный речевой профиль ребенка. На нем наглядно видно, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранны. Для этого необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии в процентном выражении (умножить начисленное за серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный). Для вычерчивания профиля следует по вертикальной оси отложить успешность выполнения заданий в процентах, а по горизонтальной — название измеряемых параметров. Оценка развития психических функций так же записывается в выводах, для построения более адекватной и эффективной логопедической работы по коррекции речевого нарушения. Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.

Логопедическое заключение

Группа нарушения речи по психолого-педагогической классификации.

Вид и форма нарушения речи по клинико-педагогической классификации.

Список используемой литературы

Волкова ГА. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 144 с.

Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагно¬стика в дошкольном возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 2-е изд. - 80 с.

Корнев А.Н. .Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 286 с.

Логопедическая диагностика и коррекция, нарушений речи у детей: Сборник методических рекомендаций / Авт.-сост. Л.В. Лопатина, Г.Г. Голубева, В.А. Калягин и Др. - СПб.: 2006. - 272 с.

Потапчук А.А. Диагностика развития ребенка. - СПб.: Речь, 2007. - 154 с.

Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития Ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2011. - 286 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта обследования речи ребенка дошкольного возраста.

Авторы- составители: Зубарева Екатерина Евгеньевна, Лаура Светлана Константиновна...

Презентация опыта работы по использованию методики "Логопедическое обследование речи детей" В.М.Акименко

Методика предназначена для специалистов психолого-медико-педагогических консультаций, логопедов,психологов, дефекктологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений....

Альбом для обследования речи детей дошкольного возраста

Цель методической разработки: оптимизировать логопедичексое обследование детей 5-7 лет. Альбом содержит наглядный материал для диагностической работы учителя- логопеда по выявлению нарушений звукопрои...

Методика педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Методика педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста

Диагностическая карта для обследования речи детей подготовительного возраста...