Методика педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Методика педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_pedag._obsl._reb_ml._vozr._s_umstv.nedost.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
(Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева)
Представленная методика предполагает обследование уровня сформированности основных линий развития и детской деятельности у ребёнка с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 3 до 4 лет. Данный возраст выбран в качестве типичного при поступлении ребёнка в специализированное ДОУ и для начала системной коррекционно-педагогической работы с ним в учреждении.
Целью педагогического обследования является изучение индивидуального уровня сформированности у ребёнка основных линий развития и всех видов детской деятельности. Обследование направлено на выявление актуального уровня развития ребёнка (самостоятельное выполнение заданий), зоны его ближайшего развития (возможности при выполнении заданий с помощью взрослого), а также предполагает фиксацию статуса ребёнка «ниже зоны ближайшего развития», что указывает на чрезвычайно низкий темп его обучаемости и слабые потенциальные возможности.
Основными методами изучения в ходе индивидуального обследования являются экспериментальное обследование и наблюдение за ребёнком в процессе выполнения им специально предложенных заданий, учитывающих возрастные психологические новообразования и задачи обучения, выделенные в программе коррекционно-педагогической работы.
I. Социальное развитие
Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребёнка со взрослыми (невербальные и вербальные средства общения, контактность); выявление основных способов усвоения им общественного опыта (умение действовать совместно со взрослым, по показу, по образцу, по речевой инструкции); определение уровня сформированности навыков самообслуживания (навык опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания); особенности поведения и эмоционально-волевых реакций. Социальный статус ребёнка определяется в ходе беседы с его родителями, в течение всего хода обследования, а также в процессе специальных вопросов и заданий, направленных на выявление элементарных представлений о себе и о своих родителях.
Описание вопросов, заданий | |
1. Представление о себе и о своих родителях. | Ребёнку предлагают ответить на вопросы и выполнить задания: 1.Как тебя зовут? 2.Найди свою фотографию (выбор из 3 фотографий детей). 3.Найди фотографию своей мамы (даются фотографии трёх женщин); «Кто это на фотографии? Как зовут твою маму?». 4.Найди фотографию своего папы (даются фотографии трёх мужчин); «Кто это на фотографии? Как зовут твоего папу?». |
2. Средства общения ребёнка. | - экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.); - предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.); - речевые средства общения (высказывания, вопросы). |
3. Характеристика контактов ребёнка со взрослым. | - устанавливает контакт легко и быстро; - контакт избирательный; - контакт формальный; - не вступает в контакт. |
4.Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы. | Ребёнок активен (пассивен); деятелен (инертен); не агрессивен (агрессивен) к другим детям; преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения). |
5. Особенности характера. | Ребёнок спокойный, пассивный, жизнерадостный, улыбчивый, раздражительный, злой, упрямый, вялый, часто (редко) плачет, конфликтный и т.д. |
6.Навыки в быту (уточняются при беседе с родителями и в процессе наблюдений за ребёнком в режимных моментах). | Навык еды – самостоятельно ест ложкой, ест с чьей-то помощью. Навык одевания – самостоятельно или с помощью взрослого. Навык умывания – самостоятельно или с помощью взрослого. Навык опрятности – самостоятельно пользуется туалетом или с помощью взрослого, не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет). |
II. Познавательное развитие
Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития, развития наглядно-действенного мышления; представлений об окружающем мире; ориентировки на количественный признак и развития речи.
Сенсорное развитие. Задания направлены на проверку уровня практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а также умение называть основные качества и свойства предметов.
Задание 1 «Найди свои домики для фигурок» направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на форму у ребёнка. | |
Оборудование | Деревянная (или пластмассовая) доска с тремя прорезями – круглой, треугольной, квадратной или с шестью прорезями – круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной, с шестью плоскими геометрическими фигурами, основания каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей. |
Проведение обследования | Педагог показывает ребёнку доску, обращает его внимание на фигурки и по очереди вынимает их. Затем предлагает ребёнку вставить эти фигурки в прорези: «Вставь фигурки в свои прорези-домики». |
Обучение | Проводится в том случае, если ребёнок не понимает, что нужно делать, пытается вставить фигуру при помощи силы, т.е. не учитывает форму прорези. Педагог показывает медленно, как надо вставлять фигурки в прорези, используя метод проб: «Вот фигурка. Мы попробуем вставить её в эту прорезь. Сюда она не подходит, попробуем в другую, вот сюда подходит». После объяснения ребёнку предоставляется возможность действовать самостоятельно. Если у него не получается, надо действовать вместе с ним. Потом ему снова даётся возможность выполнить задание самостоятельно. |
Оценка действий ребёнка | Принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: метод проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость во время обследования; результат. |
Задание 2 «Спрячь матрёшек» направлено на выявление уровня развития у ребёнка практической ориентировки на величину, наличие соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих, целенаправленности в действиях. | |
Оборудование | Двухместная матрёшка, кубики-вкладки (большой и маленький). |
Проведение обследования | Педагог показывает матрёшку и предлагает ребёнку её раскрыть, помогает соединить части большой матрёшки. Затем расставляет перед ребёнком кубики-вкладки и говорит: «Это домики для матрёшек, спрячь каждую матрёшку в свой домик». |
Обучение | При затруднениях педагог показывает, как надо прятать: большую матрёшку в большой «домик», а маленькую – в маленький; затем достаёт матрёшки, переставляет местами кубики и снова предлагает ребёнку их спрятать в «домики». |
Оценка действий ребёнка | Принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: метод проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость во время обследования; результат. |
Задание 3 «Цветные бабочки» направлено на выделение цвета как ведущего признака, на различение и называние основных цветов (жёлтый, красный, синий, зелёный). | |
Оборудование | Цветные карточки красного, жёлтого, синего и зелёного цвета, 4 бабочки соответствующих цветов. |
Проведение обследования | Перед ребёнком расставляют четыре цветные карточки и говорят: «Это домики для бабочек». Показывают цветных бабочек и предлагают найти каждой бабочке свой домик. Затем просят ребёнка показать по очереди: жёлтый, красный, синий и зелёный домики. Если ребёнок правильно показал, то можно предложить назвать домики по цвету. |
Обучение | Если ребёнок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребёнок различает цвета, но не выделяет их по названию, его учат выделять по названию два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания. |
Оценка действий ребёнка | Принятие задания, способ выполнения: сличает ли ребёнок цвета, узнаёт ли их по названию, знает ли название цветов; педагогом фиксируется речевое сопровождение действий; отношение ребёнка к своим действиям; результат. |
Задание 4 «Сложи разрезную картинку» (ведёрко, домик) направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения. | |
Оборудование | Предметные картинки (2 одинаковые), одна из которых разрезана на две (три) части. |
Проведение обследования | Педагог показывает ребёнку две (три) части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». |
Обучение | В тех случаях, когда ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, взрослый сам накладывает одну часть разрезной картинки на целую и просит ребёнка добавить другую часть. Затем предлагает выполнить задание самостоятельно. |
Оценка действий ребёнка | Принятие задания, каким способом выполняет – самостоятельно, после обучения; отношение к результату, результат. |
Задание 5 «Покатай матрёшку» (скользящая тесёмка) направлено на выявления уровня развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесёмку). | |
Оборудование | Матрёшка находится в машинке с кольцом, через кольцо продета тесёмка, рядом со скользящей тесёмкой – ложная. |
Проведение обследования | Перед ребёнком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесёмки, которые разведены между собой на 50 см. ребёнка просят достать машинку. Если ребёнок тянет только за один конец тесьмы, машина остаётся на месте, тесёмка выскальзывает. Задача заключается в том, чтобы ребёнок догадался подтянуть машинку за оба конца тесёмки (соединил оба конца либо тянул оба конца тесёмки обеими руками), и машинка едет. |
Обучение | Обучение не проводится. |
Оценка действий ребёнка | Если ребёнок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребёнок тянет сначала за один конец тесёмки, то ему надо дать попробовать ещё раз, но это уже более низкий уровень выполнения. Взрослый за экраном продевает тесьму через кольцо и, убрав экран, предлагает ребёнку достать машинку. Если ребёнок не догадывается использовать тесёмку, то это оценивается как не выполнение задания; фиксируется также отношение ребёнка к результату, оценивается сам результат. |
Задание 6 «Возьми игрушки» направлено на выявление уровня сформированности представлений о предметном мире. | |
Оборудование | Перед ребёнком находится несколько игрушек и предметов: мяч, юла, кукла, коляска для куклы, грузовая машинка; платок, тарелка, ложка, одёжная щётка, расчёска. |
Проведение обследования | Ребёнку предлагают взять какую-нибудь игрушку и поиграть. |
Обучение | Если ребёнок не может выполнить задание по речевой инструкции, его просят выполнить задание по показу: «Смотри и делай, как я». После обучения ребёнку снова предлагают взять игрушки и поиграть. |
Оценка действий ребёнка | Принятие задания, способ выполнения: выделяет игрушки среди разных предметов – самостоятельно, по показу; оценивается обучаемость, отношение к результату и результат. |
Задание 7 «Покажи картинку» Направлено на выявление уровня сформированности о явлениях живой природы (животные, птицы). | |
Оборудование | Картинки с изображением нескольких животных (кошка, собака, лиса, заяц – 4 пары) и птиц (петух, утка, ворона, воробей – 4 пары). |
Проведение обследования | Перед ребёнком сначала раскладывают картинки с изображением животных – не более 4-х и просят показать: «Покажи, где собака? Как она лает?» и т.д. Затем раскладывают картинки с изображением птиц и также предлагают ему показать: «Покажи, где петух? Как он кричит) и т.д. |
Обучение | Если ребёнок не может показать по словесной инструкции ни одну из предложенных картинок, педагог берёт одну из картинок и предлагает выделить такую же, как у него в руке. Если ребёнок не выделяет зрительно, педагог указательным жестом соотносит: «У тебя такая и у меня такая же». |
Оценка действий ребёнка | Принятие задания, понимает ли ребёнок речевую инструкцию, делает ли выбор картинки по названию животного или птицы, соотносит ли название животного с его изображением, результат. |
Задание 8 «Покажи много, покажи один» направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на количественный признак. | |
Оборудование | Грибочки одного размера и одного цвета (12 штук). |
Проведение обследования | Перед ребёнком на подносе раскладывают грибы и просят взять один гриб: «Возьми один гриб». Если ребёнок выполнил правильно, его спрашивают: «Сколько взял?». После правильного ответа его просят взять «много» грибов. |
Обучение | При неправильном выполнении задания педагог обучает: «Смотри и делай, как я». Берёт один гриб, кладёт на свою ладошку и спрашивает: «Сколько здесь?». Затем просит ребёнка взять один гриб и спрашивает: «Сколько взял?». Если ребёнок выполнил задание правильно, то педагог берёт много грибов и спрашивает: «Сколько у меня?». Затем предлагает ребёнку взять тоже много: «Возьми много грибов, как у меня», а затем спрашивает: «Сколько взял грибов?». |
Оценка действий ребёнка | Принимает ли ребёнок задание, способы выполнения: по показу, по подражанию, обучаемость, результат. |
Обследование развития речи включает изучение понимания ребёнком обращённой к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях, прежде всего, ведутся наблюдения за детьми в процессе всего обследования. Предлагаются также специальные задания. В ходе индивидуального обследования выясняется, сколько слов, обозначающих предметы и действия, ребёнок знает, т.е. словарный запас, умение выполнять словесные указания различной сложности.
Задание 9 «Покажи картинку» направлено на выявление уровня развития понимания обращенной речи, изучение словарного запаса ребёнка (существительные, глаголы). | |
Оборудование | Два набора картинок: один набор с изображением картинок (6), знакомых ребёнку из каждодневного опыта (чайник, чашка, ложка, автобус, яблоко, огурец); второй – с изображением простых действий (4): девочка одевается, мальчик умывается, мальчик катается на коньках, девочка рисует. |
Проведение обследования | Перед ребёнком раскладывают 4 картинки и предлагают показать одну из них, например, «Покажи, где яблоко». Если ребёнок правильно выбирает картинку педагог просит сказать, что на ней изображено. Если ребёнок не может правильно выбрать картинку, взрослый делает это сам, называет предмет и просит его повторить и т.д. затем уточняется назначение предметов: «Чем мы едим суп?», «Из чего мы пьём?». Другой пример. Педагог просит ребёнка: «Покажи, где девочка рисует. Что делает девочка?». Если ребёнок не отвечает, педагог сам говорит и просит ребёнка повторить фразу. При этом педагог фиксирует умение ребёнка называть предметы (действия) звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом; отмечается наличие фразовой речи (понятной или малопонятной для окружающих). |
Задание 10 «Спрячь игрушку» направлено на выявление умений у ребёнка выполнять словесные инструкции различной сложности, а также понимание простых предлогов (на, в, под), уровень сформированности фразовой речи. | |
Оборудование | Игрушки – игрушечный домик, собачка, машинка, зайка. |
Проведение обследования | Ребёнку предлагают выполнить следующие действия: поставить домик в машину, спрятать собачку под стол, посадить зайку на стул. После каждого выполненного действия педагог просит ребёнка сказать, что он сделал: «Скажи, куда поставил домик?» и т.д. Если ребёнок не выполняет речевую инструкцию, взрослому следует повторить действие. Повторять задание не следует больше трёх раз. |
Оценка | Фиксируется выполнение действий в соответствии со словесным указанием, речевые высказывания детей. |
В процессе обследования выясняется состояние речи ребёнка, при этом отмечается, употребляет ли он предложения, состоящие из трёх слов, употребляет ли прилагательные и местоимения, употребляет ли предложения, состоящие из одного или двух слов; пользуется ли облегчёнными словами (би-би), произносит ли правильно некоторые слова, называет ли предметы и действия на эмоциональном подъёме (в момент, когда ребёнка что-то сильно заинтересовало или удивило); пользуется ли облегчёнными словами в момент его двигательной активности, удивления, радости.
Оценка речевого развития ребёнка: принятие и понимание задания, способы выполнения: самостоятельная речь, умеет ли повторять за взрослым фразу, слова, лепетные слова, звуки, отсутствие активной речи.
III. Обследование деятельности
Задание 11 «Поиграй» направлено на выявление уровня сформированности игровых действий: предметных, процессуальных, предметно-игровых. | |
Оборудование | Детская коляска, мячик, детская посуда, две куклы, грузовая машинка, кубики, воздушный шарик. |
Проведение обследования | Педагог приглашает ребёнка в игровой уголок и предлагает ему поиграть: «Возьми что хочешь и поиграй». |
Обучение | В случае, если ребёнок не берёт самостоятельно игрушки, взрослый показывает действия и комментирует: «Вот куклы, они хотят кушать, давай их покормим. Это твоя кукла Оля, а это моя – Катя. Мы будем их кормить. Смотри и делай как я». Другой пример. Педагог приглашает ребёнка поиграть с машиной, нагрузить её кубиками, а затем повезти их в другой конец комнаты и там построить лесенку для матрёшки. Если ребёнок не включается в эти игры, ему предлагают поиграть с мячом, покатать его и побросать (можно использовать и воздушный шарик). Важно зафиксировать эмоциональную включенность ребёнка в выполнение игровых действий и характер их выполнения. |
Оценка действий ребёнка | Принимает ли задание, способы выполнения – самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер игровых действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые. |
Задание 12 «Нарисуй» (клубок, дорожку) Направлено на выявление уровня сформированности предметного рисунка и интереса к изобразительной деятельности. | |
Оборудование | Фломастеры разных цветов или набор цветных карандашей, несколько листов белой бумаги для рисования. |
Проведение обследования | Ребёнку предлагается нарисовать дорожку, а затем клубочек. Способы рисования не показываются. |
Обучение | Если ребёнок не выполняет задание по речевой инструкции, взрослый показывает, как рисовать дорожку (клубок), и предлагает выполнить задание по показу. |
Оценка действий ребёнка | Понимает ли ребёнок речевую инструкцию; выполняет ли специфические действия с карандашом/фломастером; анализ способов выполнение рисунка: черкание, преднамеренное черкание, предметный рисунок; отношение к рисованию; результат. |
Задание 13 «Построй фигурку» направлено на выявление уровня сформированности конструктивной деятельности, умение действовать по показу, по подражанию. | |
Оборудование | Плоские палочки одного цвета, из которых надо сложить определённую фигурку. |
Проведение обследования | Педагог строит перед ребёнком определённую фигурку – первую палочку кладёт вертикально, вторую – рядом слева, вверху – горизонтально, третью – рядом справа, внизу – опять горизонтально, предлагает ребёнку и затем просит построить такую же. |
Обучение | При затруднении педагог предлагает выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай, как я». |
Оценка действий ребёнка | Принимает ли задание, способы выполнения – по показу, по подражанию, обучаемость, конечный результат. |
Примечание. Предложенные выше задания надо проводить с ребёнком индивидуально и предлагать их ему не на одном занятии, а на протяжении нескольких дней (3-4 дня). После проведения обследования результаты анализируются и отмечаются способы выполнения каждого из предложенных заданий. Если задание выполнено самостоятельно, то фиксируется актуальный уровень, после выполнения задания ребёнком по показу или по подражанию отмечается тот факт, что уровень выполнения задания находится в зоне ближайшего развития. В тех случаях, когда ребёнок не может не может выполнить ни по показу, ни по подражанию, отмечается, что уровень его находится ниже зоны ближайшего развития.
После анализа полученных результатов педагогического обследования разрабатывается индивидуальная программа обучения, воспитания и развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cоциальное развитие для детей-сирот дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Планирование занятий по социальному развитию для детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью составлено с учетом особенностей психического развития умственно - отсталых детей младшего,...
«Психолого-педагогическое обследование детей младшего дошкольного возраста и некоторые аспекты коррекционной работы»
Коррекционная работа с детьми младшего дошкольного возраста...
«Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
"Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью"Консультация для педагогов, осуществляющих сопровождение детей с ограниченными возмо...
«Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
Содержание и организация работы по формированию игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью....
Методические рекомендации к организации и проведению коррекционной работы по формированию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Методические рекомендауции...
Конспект внеурочного мероприятия "Путешествие в космос" для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Мероприятие направлено на закрепление и расширение знаний детей о космическом пространстве, планетах. входящих в Солнечную систему....