Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Зырянова Ирина Анатольевна

Диагностическая карта для обследования речи детей подготовительного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_6-7_let.docx52.12 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол дефектологического обследования

дошкольника 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________

Группа________________________________

Дата рождения__________________________

Дата поступления в группу_______________

Дата проведения обследования____________

Диагностические

задания и вопросы

Уровень

выполнения

Особенности выполнения ребенком заданий

месяц

С

Я

М

С

Я

М

Ознакомление с окружающим миром

Имеет представления о себе самом и окружающих людях.

- Назови свое имя,

фамилию,

отчество. 

- Сколько тебе лет? 

- Когда у тебя день рождения?

- С кем ты живешь?

Понимает родственные связи (брат, сестра, внук, внучка, бабушка) 

- Назови имя, отчество мамы.

- Кем  работает?

- Назови имя, отчество папы.

- Кем  работает?

- В каком городе ты  живешь?

- Назови свой адрес.

- В  какой стране, ты живёшь?

Понимает и отражает в речи назначение предметов.

- Для чего нужен:

        холодильник?

        утюг?

        пылесос?

- Что остаётся на земле после дождя?

- Кто больше: корова или собака?

- Кто меньше: птица или пчела?

- У кого больше лап у кошки или у петуха?

- Что длиннее неделя или день?

Ориентируется в окружающем мире.

- Назови детёныша: коровы;                                  

                                 лошади;

                                 свиньи.

- У кого детёныш: ежонок?

         тигрёнок?            

- Назови /покажи: воздушный  транспорт;

                 водный  транспорт;

                 наземный транспорт.

 

 

 

- Назови /покажи   хвойное дерево.

- Назови /покажи  лиственное дерево.

- Назови /покажи грибы

- Назови /покажи ягоды.

 

 

 

Сенсорное развитие

Цвет

Называет цвета и оттенки:

 - красный;

 - синий;

 - желтый;

 - зеленый;

 - черный;

 - белый;

 - розовый;

 -голубой;

 - коричневый;

 - фиолетовый;

 - оранжевый;

 - серый. 

 

 

 

Соотносит предмет с определенным цветом.

- Что бывает:

- красным

 -синим

 -желтым

 -зеленым

 - черным

 -белым;

 -розовым;

 -голубым;

 -коричневым;

 -фиолетовым;

 -оранжевым;

 -серым.

 

 

 

Форма

Показывает/называет

 геометрические фигуры:        

 -круг;

 -овал;  

-треугольник;

-квадрат;

 -прямоугольник;

- многоугольник;

- ромб;

- трапеция.

Распознает фигуры независимо от их  пространственного положения. 

 

 

 

Соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.

Показывает/называет объёмные формы:

- шар;

- куб;

- треугольная призма;

- цилиндр;

- конус.

Величина

Владеет величинными понятиями:

- большой - маленький;

- толстый - тонкий;

 - широкий - узкий;

- длинный - короткий;

- высокий - низкий.

 

 

 

Выстраивает ряды предметов по убыванию (возрастанию) в пределах 5-8 предметов:

(Выкладывание ряда на предметно-практическом материале).

 - длины;

- ширины;

- высоты;

- толщины.

 

 

 

Мышление

Собирает разрезные картинки из 7-8 частей сложной конфигурации.

Классифицирует на наглядном материале, называет обобщающие понятия:

овощи,

фрукты,

одежда,

обувь,

головные уборы,

посуда,

мебель,

дикие/домашние животные,

птицы,

насекомые,  

транспорт,

школьные принадлежности,

инструменты,

электробытовые приборы.

«Четвёртый лишний»

Выявляет причинно-следственные связи. Определяет последовательность серии картинок.

Понимает предложения с причинно-следственной связью.        

Понимает скрытый смысл в содержании рассказа.

Понимает смысл сюжетных картин.

Нелепицы: Понимает содержание нелепиц

Количество и счёт

Устный счёт в пределах 10:

- прямой;

- обратный.

На наглядном счётном материале

Отсчитывает заданное количество предметов в пределах 10.

Называние итога счета.

Соотносит число с цифрой.

Порядковый счет:

- в пределах 5 (начало года).

- в пределах 10 (конец года). Выстраивание на наглядно практическом материале + иллюстрация в альбоме.

 

Выстраивает числовой ряд от 1 до 10 (конец года).

Называет пропущенное число. 

Называет предыдущее и последующее число, соседей числа.

 

Различает  понятия:

 - больше;

 - меньше;

 - поровну. 

Подбирает знаки  >,<,= (конец года)

 

Составляет из двух меньших

большее  (на наглядной основе). 

Числовые домики (на конец года).

 

Составляет и решает простые арифметические задачи на основе иллюстративного материала (на конец года).

 

        Пространственно-временные ориентировки        

Располагает предметы в указанном направлении, отражает в речи их пространственное расположение. 

 

Понимает и использует в речи пространственные

предлоги и понятия:

- вверху (внизу);

- выше (ниже);

- слева (справа);

перед (за)

между

рядом

в (из)

над (под)

из-под

из-за.

 

 

 

Ориентируется на листе бумаги:

 - справа;

 - слева;

 - вверху;

- внизу;

 - в середине;

 - в правом верхнем углу; 

- в левом нижнем углу.

 

Знает названия и последовательность частей суток: 

- день - ночь;

- утро - вечер.

 

 

 

Показывает\называет времена  года.

- Сколько времен года ты знаешь?

- Какое сейчас время года?

- Какое время года наступит после осени?

Знает признаки времен года.

Знает и называет последовательность  дней недели. 

Различает понятия:

- сегодня;

- завтра;

- вчера.

Зрительно-моторные координации и мелкая моторика

Ведущая рука

 

 

Выполнение тонко-координированных движений.

Графические навыки.

На начало года:

Штрихует в заданном направлении.

Обводит контуры  по точкам.

Выполняет графические задания на листе в клетку (на конец года):

- копирует фигуры по образцу;

- продолжает узор;

- симметрично дорисовывает вторую половину;

- графический диктант.


Критерии оценивания:

При заполнении разделов таблиц уровень выраженности параметра и возрастные показатели потенциальных возможностей  ребенка по годам обучения в соответствии с программными требованиями оцениваются по 5-ти бальной системе:

1 – низкий («нет» всегда). Самостоятельное выполнение задания недоступно.

2 – ниже среднего (больше «нет», чем «да»). Навыками не владеет, нуждается в многократном обучении.

3 – средний (часто «да»). Задание выполняет с помощью взрослого (действия медленные, часто обращается за помощью).

4 – выше среднего (больше «да», чем «нет»). Навыки сформированы неустойчиво, осуществляет перенос, принимает направляющую помощь.

5 – высокий (однозначно «да»). Задания выполняет самостоятельно.

Особенности аффективно-личностной сферы

1. Контакт:

- легко установившийся, полноценный (способствует совместной деятельности), стабильный на протяжении всего исследования;

– постоянно установившийся, в последующем полноценныйстабильный;

– относительно полноценный в начале работы, но ухудшающийся по мере столкновения с трудностями, замечаниями экспериментатора либо в связи с появлением пресыщения деятельностью;

– легко или постепенно установившийся, но неполноценный (общение есть, но затруднена совместная деятельность, недооценивается значение информации, исходящей от взрослого; ориентация на собственную программу деятельности);

– недостаточный, нестойкий, «хрупкий» на протяжении всего исследования из-за негативного отношения к ситуации эксперимента, не вызывающий у ребенка интереса, либо из-за чрезмерной скованности, неуверенности в своих действиях, боязни допустить ошибку.

2. Интерес:

– выраженный, стойкий по отношению к большинству заданий, стимулирует деятельность (ребенок работает увлеченно, с азартом);

– те же качества, но меньше выражены во внешнем плане;

– достаточно выраженный, но избирательный или угасающий по мере столкновения с трудностями либо после коррекции ошибочных решений экспериментатором;

– поверхностный, слабо стимулирует деятельность, но частично компенсируется старанием заслужить положительную оценку взрослого (или просто подчинением взрослому);

– выявляется в незначительной степени в силу угнетенности ситуацией эксперимента или стойкой боязни допустить ошибку;

– слабый, поверхностный, ничем не компенсируемый, деятельность возможна лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции.

3. Аффективный компонент продуктивности:
– внешне эмоциональные проявления отчетливо выражены (мимика, высказывания), адекватны, разнообразны; затруднения и ошибки огорчают, но мобилизуют усилия ребенка; поощрения и порицания одинаково 
способствуют улучшению продуктивности деятельности;

– адекватные, достаточно выраженные во внешнем плане реакции; затруднения и ошибки, а также явные успехи воспринимаются спокойно, не отражаясь на качестве деятельности; поощрения и порицания понимаются в целом правильно, но мало влияют на продуктивность деятельности;

– внешние проявления могут быть различными; затруднения и ошибки а также порицания приводят к некоторой дезорганизации деятельности, как правило, корригируемой; поощрения и успехи улучшают темп и продуктивность деятельности;

– стойкое, несколько утрированное выражение серьезности, напряженной «работы мысли» в сочетании с выраженной нерешительностью в самостоятельных действиях и высказываниях (часто наблюдается в связи со страхом обнаружить свою несостоятельность, иногда мнимую);

– на фоне адекватных, достаточно выраженных реакций на различные ситуации эксперимента наличие сензетивных (слезы или близко к ним) либо негативных (вплоть до попыток отказа от работы) реакций на затруднения и порицания, грубо дезорганизующих деятельность;

– стойкий негативизм, подавление положительных эмоций ситуацией исследования (грубая дезорганизация деятельности);

– полностью индифферентное отношение к различным ситуациям эксперимента в силу фактического отсутствия интереса к предлагаемой деятельности;

«аффект благодушия» - неадекватно положительные эмоции вне зависимости от характера ситуации.

4. Активность:

– работает сам или с незначительной стимуляцией при нерешительных действиях в отдельных заданиях (во всех случаях – положительный эффект от стимуляции);

– нуждается в незначительной стимуляции по тем же причинам, но в большинстве заданий (эффект тот же);

– необходима незначительная, но постоянная стимуляция при невысоком интересе к работе или легкая стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях;

– незначительная стимуляция в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при нерешительных действиях (эффект не всегда достаточный);

– наличие незначительной стимуляции в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при невысоком интересе к работе либо в связи с наступлением пресыщения в отдельных заданиях (с эффектом);

– необходима массивная, разнообразная стимуляция в большинстве заданий из-за отсутствия интереса к работе, быстрого и грубого пресыщения или крайней, постоянной нерешительности (эффект весьма слабый)
Примечание. Пресыщение выражается в угасании интереса, ухудшении осмысления материала, усилении отвлекаемости, появления заместительных действий. В негрубо выраженной форме сглаживается или исчезает под действием стимуляции при переходе к новым заданиям, при создании ситуации успеха. Внешне сходные с пресыщением проявления истощения указанными приемами компенсируются весьма слабо.

5. Оценка собственных достижений (критика:)

– адекватная, самостоятельная, аргументированная;

– снижение первоначально завышенной оценки после уточнения вопроса (все ли хорошо сделал? Разве не было трудно: и т.п.);

– то же, но после прямых указаний на допущенные ошибки и имеющиеся трудности;

– аффективное, неадекватное снижение оценки после указаний на допущенные ошибки;

– отказ от оценки;

– неадекватно завышенная оценка даже после массивной коррекции.

                                                              Особенности работоспособности
6. Темп и динамика продуктивности деятельности:
– темп высокий (умеренный), равномерный на протяжении всего исследования в 
сочетании с упорядоченной, рациональной деятельностью;

– несколько замедленный равномерный темп при упорядоченной деятельности;

– темп вначале несколько замедленный, но постепенно ускоряющийся и до конца исследования стабильно высокий или равномерно умеренный при упорядоченной деятельности (замедленная врабатываемость)

– высокий или умеренный темп, но замедляющийся после столкновения с трудностями или указаний на ошибки;

– высокий или умеренный, но заметно замедляющийся к концу исследования;

– ускоренный темп на протяжении всего исследования в сочетании с неупорядоченной, хаотичной деятельностью, не меняющей своего характера после столкновения с трудностями или указаний на ошибки;

– крайне замедленный, не улучшаемый стимуляцией, в сочетании с низкой продуктивностью, неупорядоченной деятельностью.

7. Истощаемость:

– относительно равномерный темп, целенаправленность, продуктивность в целом (возможные нарушения этих качеств не связаны с утомлением, а обусловлены действием других факторов: пресыщаемостью, нерешительностью, колебаниями внимания и т.п.);

– выявляется к концу исследования (ухудшение осмысления, ослабление ориентировочной деятельности, нарастание количества ошибок внимания, замедление темпа, снижение качественного уровня решений) в негрубо выраженной форме;

– те же явления, в той же степени, но примерно с середины исследования;

– то же, но с приобретением грубой выраженности к концу исследования.

8. Переключаемость:

– отсутствие даже легких признаков инертности;

– единичные факты застревания на предыдущем действии;

– отчетливая тенденция к застреванию;

– то же, но в сочетании с фактами грубого застревания на предыдущем действии, слабо поддающегося коррекции.
9. Внимание (характеризуется концентрацией целенаправленных усилий, точностью следования инструкциям, прочностью удержания оперативного материала и его объемом):

– достаточная концентрация, устойчивость и объем внимания на протяжении всего исследования;

– негрубо выраженные нарушения внимания в начале исследования, но в последующем постепенно уменьшающиеся или исчезающие (замедленная врабатываемость);

– негрубо выраженные нарушения внимания к концу исследования

– внимание нарушается лишь в субъективно сложных заданиях или непривлекательных в связи с быстро наступающим пресыщением;

– отчетливо выраженные нарушения внимания к концу исследования;

– негрубые нарушения внимания, характеризующие весь процесс исследования;

– отчетливые, выраженные нарушения в процессе всего исследования.

10. Ориентировочная деятельность:

– выражено активная, целенаправленная (внешне активное изучение объекта в сочетании с его рациональным анализом);

– внешне сниженная активность при рациональном анализе;

– вначале активная и рациональная, но постепенно ухудшающаяся (пресыщение, утомление, дезорганизация);

– внешне активная, но при ослабленной направленности поиска, заданного инструкцией;

– сниженная активность при малопродуктивном поиске;

– «псевдоактивная» - выраженная внешняя активность при полном отсутствии рационального анализа объекта.

11. Понимание обращенной речи:

– понимает большинство инструкций сразу (критерий – выполнение действий в русле инструкций и ответы в плане вопросов);

– некоторые вопросы и инструкции понимает после дополнительного уточнения;

– большинство вопросов и инструкций требуют уточнения, иногда упрощения формулировки или демонстрации нужных действий;

– большинство вопросов и инструкций понимает после показа или разнообразных вариаций, упрощающих смысл вопроса или инструкции.
12. Вербализация:

– развернутая, свободная, содержательная и понятная в большинстве случаев;

– то же, но при наличии единичных скупых, незавершенных объяснений;

– скупая, лаконичная, требует некоторой стимуляции, но вполне точная и понятная;

– обильная, незатрудненная, но неточная, недостаточно последовательная, иногда не по существу, требует уточнения;

– никак не объясняет своих действий или объясняет крайне скупо, односложно, непонятно, добиться улучшения в большинстве случаев невозможно.

13. Целенаправленность:

– точная, стабильная в большинстве заданий (рациональные, упорядоченные действия в соответствии с инструкциями);

– точная, но избирательная: зависит от субъективной сложности, привлекательности задания, характера предъявляемого материала;

– достаточно точная, но нарушаемая общей дезорганизацией деятельности при затруднениях или после коррекции ошибочного решения экспериментатором;

– относительно точная, но не стабильная, подвержена колебаниям в пределах задания в силу легкой отвлекаемости либо излишней поспешности в действиях;

– вначале относительно точная, но постепенно слабеющая по мере утомления или пресыщения;

– слабая, рассеянная в большинстве заданий, но улучшаемая стимуляцией, повторением инструкций, коррекцией, внешним контролем;

– слабая, рассеянная, весьма слабый эффект от внешнего вмешательства.

14. Обучаемость

Помощь: принимает / избирательно / не принимает

Характер помощи: стимулирующая / организующая / направляющая / обучающая

Объем помощи: большой объем помощи / ситуативная помощь

Способность переноса на аналогичные задания: переносит / частично / не переносит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом для обследования речи детей дошкольного возраста

Цель методической разработки: оптимизировать логопедичексое обследование детей 5-7 лет. Альбом содержит наглядный материал для диагностической работы учителя- логопеда по выявлению нарушений звукопрои...

Статья "Использование занимательного материала по развитию речи детей дошкольного возраста"

Консультация,как можно использовать речевые игры на занятиях и вне занятий....

Презентация - русская народная сказка "Колобок" - иллюстрационный материал по развитию речи детей дошкольного возраста

В данной презентации представлена русская народная сказка "Колобок". Презентация является иллюстрационным материалом к занятиям по развитию речи детей дошкольного возраста....

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Программно – методический материал «РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ»

Всем хорошо известно, как важен для человека дар слова. К.С.Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание ид...

Речевая карта "Обследование речи детей дошкольного возраста"

Речевая карта разработана на 2 учебных года, с возможностью отмечать результаты ребенка в начале и в конце года,  на основе карты О.И. Крупенчук ....