Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Диагностическая карта для обследования речи детей подготовительного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_6-7_let.docx | 52.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол дефектологического обследования
дошкольника 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Фамилия, имя ребенка____________________________________________________
Группа________________________________
Дата рождения__________________________
Дата поступления в группу_______________
Дата проведения обследования____________
Диагностические задания и вопросы | Уровень выполнения | Особенности выполнения ребенком заданий | |||||||||
месяц | С | Я | М | С | Я | М | |||||
Ознакомление с окружающим миром | |||||||||||
Имеет представления о себе самом и окружающих людях. - Назови свое имя, фамилию, отчество. - Сколько тебе лет? - Когда у тебя день рождения? | |||||||||||
- С кем ты живешь? Понимает родственные связи (брат, сестра, внук, внучка, бабушка) - Назови имя, отчество мамы. - Кем работает? - Назови имя, отчество папы. - Кем работает? | |||||||||||
- В каком городе ты живешь? - Назови свой адрес. - В какой стране, ты живёшь? | |||||||||||
Понимает и отражает в речи назначение предметов. - Для чего нужен: холодильник? утюг? пылесос? | |||||||||||
- Что остаётся на земле после дождя? - Кто больше: корова или собака? - Кто меньше: птица или пчела? - У кого больше лап у кошки или у петуха? - Что длиннее неделя или день? | |||||||||||
Ориентируется в окружающем мире. - Назови детёныша: коровы; лошади; свиньи. - У кого детёныш: ежонок? тигрёнок? | |||||||||||
- Назови /покажи: воздушный транспорт; водный транспорт; наземный транспорт. |
| ||||||||||
- Назови /покажи хвойное дерево. - Назови /покажи лиственное дерево. | |||||||||||
- Назови /покажи грибы - Назови /покажи ягоды. |
|
|
| ||||||||
Сенсорное развитие | |||||||||||
Цвет | |||||||||||
Называет цвета и оттенки: - красный; - синий; - желтый; - зеленый; - черный; - белый; - розовый; -голубой; - коричневый; - фиолетовый; - оранжевый; - серый. |
|
|
| ||||||||
Соотносит предмет с определенным цветом. - Что бывает: - красным -синим -желтым -зеленым - черным -белым; -розовым; -голубым; -коричневым; -фиолетовым; -оранжевым; -серым. |
|
|
| ||||||||
Форма | |||||||||||
Показывает/называет геометрические фигуры: -круг; -овал; -треугольник; -квадрат; -прямоугольник; - многоугольник; - ромб; - трапеция. | |||||||||||
Распознает фигуры независимо от их пространственного положения. |
|
|
| ||||||||
Соотносит форму предметов с геометрическими фигурами. | |||||||||||
Показывает/называет объёмные формы: - шар; - куб; - треугольная призма; - цилиндр; - конус. | |||||||||||
Величина | |||||||||||
Владеет величинными понятиями: - большой - маленький; - толстый - тонкий; - широкий - узкий; - длинный - короткий; - высокий - низкий. |
|
|
| ||||||||
Выстраивает ряды предметов по убыванию (возрастанию) в пределах 5-8 предметов: (Выкладывание ряда на предметно-практическом материале). - длины; - ширины; - высоты; - толщины. |
|
|
| ||||||||
Мышление | |||||||||||
Собирает разрезные картинки из 7-8 частей сложной конфигурации. | |||||||||||
Классифицирует на наглядном материале, называет обобщающие понятия: овощи, фрукты, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, дикие/домашние животные, птицы, насекомые, транспорт, школьные принадлежности, инструменты, электробытовые приборы. | |||||||||||
«Четвёртый лишний» | |||||||||||
Выявляет причинно-следственные связи. Определяет последовательность серии картинок. | |||||||||||
Понимает предложения с причинно-следственной связью. | |||||||||||
Понимает скрытый смысл в содержании рассказа. | |||||||||||
Понимает смысл сюжетных картин. | |||||||||||
Нелепицы: Понимает содержание нелепиц | |||||||||||
Количество и счёт | |||||||||||
Устный счёт в пределах 10: - прямой; - обратный. | |||||||||||
На наглядном счётном материале Отсчитывает заданное количество предметов в пределах 10. Называние итога счета. Соотносит число с цифрой. | |||||||||||
Порядковый счет: - в пределах 5 (начало года). - в пределах 10 (конец года). Выстраивание на наглядно практическом материале + иллюстрация в альбоме. |
| ||||||||||
Выстраивает числовой ряд от 1 до 10 (конец года). Называет пропущенное число. Называет предыдущее и последующее число, соседей числа. |
| ||||||||||
Различает понятия: - больше; - меньше; - поровну. Подбирает знаки >,<,= (конец года) |
| ||||||||||
Составляет из двух меньших большее (на наглядной основе). Числовые домики (на конец года). |
| ||||||||||
Составляет и решает простые арифметические задачи на основе иллюстративного материала (на конец года). |
| ||||||||||
Пространственно-временные ориентировки | |||||||||||
Располагает предметы в указанном направлении, отражает в речи их пространственное расположение. |
| ||||||||||
Понимает и использует в речи пространственные предлоги и понятия: - вверху (внизу); - выше (ниже); - слева (справа); перед (за) между рядом в (из) над (под) из-под из-за. |
|
|
| ||||||||
Ориентируется на листе бумаги: - справа; - слева; - вверху; - внизу; - в середине; - в правом верхнем углу; - в левом нижнем углу. |
| ||||||||||
Знает названия и последовательность частей суток: - день - ночь; - утро - вечер. |
|
|
| ||||||||
Показывает\называет времена года. - Сколько времен года ты знаешь? - Какое сейчас время года? - Какое время года наступит после осени? Знает признаки времен года. | |||||||||||
Знает и называет последовательность дней недели. | |||||||||||
Различает понятия: - сегодня; - завтра; - вчера. | |||||||||||
Зрительно-моторные координации и мелкая моторика | |||||||||||
Ведущая рука |
| ||||||||||
Выполнение тонко-координированных движений. | |||||||||||
Графические навыки. На начало года: Штрихует в заданном направлении. Обводит контуры по точкам. | |||||||||||
Выполняет графические задания на листе в клетку (на конец года): - копирует фигуры по образцу; - продолжает узор; - симметрично дорисовывает вторую половину; - графический диктант. |
Критерии оценивания:
При заполнении разделов таблиц уровень выраженности параметра и возрастные показатели потенциальных возможностей ребенка по годам обучения в соответствии с программными требованиями оцениваются по 5-ти бальной системе:
1 – низкий («нет» всегда). Самостоятельное выполнение задания недоступно.
2 – ниже среднего (больше «нет», чем «да»). Навыками не владеет, нуждается в многократном обучении.
3 – средний (часто «да»). Задание выполняет с помощью взрослого (действия медленные, часто обращается за помощью).
4 – выше среднего (больше «да», чем «нет»). Навыки сформированы неустойчиво, осуществляет перенос, принимает направляющую помощь.
5 – высокий (однозначно «да»). Задания выполняет самостоятельно.
Особенности аффективно-личностной сферы
1. Контакт:
- легко установившийся, полноценный (способствует совместной деятельности), стабильный на протяжении всего исследования;
– постоянно установившийся, в последующем полноценный, стабильный;
– относительно полноценный в начале работы, но ухудшающийся по мере столкновения с трудностями, замечаниями экспериментатора либо в связи с появлением пресыщения деятельностью;
– легко или постепенно установившийся, но неполноценный (общение есть, но затруднена совместная деятельность, недооценивается значение информации, исходящей от взрослого; ориентация на собственную программу деятельности);
– недостаточный, нестойкий, «хрупкий» на протяжении всего исследования из-за негативного отношения к ситуации эксперимента, не вызывающий у ребенка интереса, либо из-за чрезмерной скованности, неуверенности в своих действиях, боязни допустить ошибку.
2. Интерес:
– выраженный, стойкий по отношению к большинству заданий, стимулирует деятельность (ребенок работает увлеченно, с азартом);
– те же качества, но меньше выражены во внешнем плане;
– достаточно выраженный, но избирательный или угасающий по мере столкновения с трудностями либо после коррекции ошибочных решений экспериментатором;
– поверхностный, слабо стимулирует деятельность, но частично компенсируется старанием заслужить положительную оценку взрослого (или просто подчинением взрослому);
– выявляется в незначительной степени в силу угнетенности ситуацией эксперимента или стойкой боязни допустить ошибку;
– слабый, поверхностный, ничем не компенсируемый, деятельность возможна лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции.
3. Аффективный компонент продуктивности:
– внешне эмоциональные проявления отчетливо выражены (мимика, высказывания), адекватны, разнообразны; затруднения и ошибки огорчают, но мобилизуют усилия ребенка; поощрения и порицания одинаково способствуют улучшению продуктивности деятельности;
– адекватные, достаточно выраженные во внешнем плане реакции; затруднения и ошибки, а также явные успехи воспринимаются спокойно, не отражаясь на качестве деятельности; поощрения и порицания понимаются в целом правильно, но мало влияют на продуктивность деятельности;
– внешние проявления могут быть различными; затруднения и ошибки а также порицания приводят к некоторой дезорганизации деятельности, как правило, корригируемой; поощрения и успехи улучшают темп и продуктивность деятельности;
– стойкое, несколько утрированное выражение серьезности, напряженной «работы мысли» в сочетании с выраженной нерешительностью в самостоятельных действиях и высказываниях (часто наблюдается в связи со страхом обнаружить свою несостоятельность, иногда мнимую);
– на фоне адекватных, достаточно выраженных реакций на различные ситуации эксперимента наличие сензетивных (слезы или близко к ним) либо негативных (вплоть до попыток отказа от работы) реакций на затруднения и порицания, грубо дезорганизующих деятельность;
– стойкий негативизм, подавление положительных эмоций ситуацией исследования (грубая дезорганизация деятельности);
– полностью индифферентное отношение к различным ситуациям эксперимента в силу фактического отсутствия интереса к предлагаемой деятельности;
«аффект благодушия» - неадекватно положительные эмоции вне зависимости от характера ситуации.
4. Активность:
– работает сам или с незначительной стимуляцией при нерешительных действиях в отдельных заданиях (во всех случаях – положительный эффект от стимуляции);
– нуждается в незначительной стимуляции по тем же причинам, но в большинстве заданий (эффект тот же);
– необходима незначительная, но постоянная стимуляция при невысоком интересе к работе или легкая стимуляция при наступлении пресыщения в отдельных заданиях;
– незначительная стимуляция в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при нерешительных действиях (эффект не всегда достаточный);
– наличие незначительной стимуляции в большинстве заданий, но в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при невысоком интересе к работе либо в связи с наступлением пресыщения в отдельных заданиях (с эффектом);
– необходима массивная, разнообразная стимуляция в большинстве заданий из-за отсутствия интереса к работе, быстрого и грубого пресыщения или крайней, постоянной нерешительности (эффект весьма слабый)
Примечание. Пресыщение выражается в угасании интереса, ухудшении осмысления материала, усилении отвлекаемости, появления заместительных действий. В негрубо выраженной форме сглаживается или исчезает под действием стимуляции при переходе к новым заданиям, при создании ситуации успеха. Внешне сходные с пресыщением проявления истощения указанными приемами компенсируются весьма слабо.
5. Оценка собственных достижений (критика:)
– адекватная, самостоятельная, аргументированная;
– снижение первоначально завышенной оценки после уточнения вопроса (все ли хорошо сделал? Разве не было трудно: и т.п.);
– то же, но после прямых указаний на допущенные ошибки и имеющиеся трудности;
– аффективное, неадекватное снижение оценки после указаний на допущенные ошибки;
– отказ от оценки;
– неадекватно завышенная оценка даже после массивной коррекции.
Особенности работоспособности
6. Темп и динамика продуктивности деятельности:
– темп высокий (умеренный), равномерный на протяжении всего исследования в сочетании с упорядоченной, рациональной деятельностью;
– несколько замедленный равномерный темп при упорядоченной деятельности;
– темп вначале несколько замедленный, но постепенно ускоряющийся и до конца исследования стабильно высокий или равномерно умеренный при упорядоченной деятельности (замедленная врабатываемость)
– высокий или умеренный темп, но замедляющийся после столкновения с трудностями или указаний на ошибки;
– высокий или умеренный, но заметно замедляющийся к концу исследования;
– ускоренный темп на протяжении всего исследования в сочетании с неупорядоченной, хаотичной деятельностью, не меняющей своего характера после столкновения с трудностями или указаний на ошибки;
– крайне замедленный, не улучшаемый стимуляцией, в сочетании с низкой продуктивностью, неупорядоченной деятельностью.
7. Истощаемость:
– относительно равномерный темп, целенаправленность, продуктивность в целом (возможные нарушения этих качеств не связаны с утомлением, а обусловлены действием других факторов: пресыщаемостью, нерешительностью, колебаниями внимания и т.п.);
– выявляется к концу исследования (ухудшение осмысления, ослабление ориентировочной деятельности, нарастание количества ошибок внимания, замедление темпа, снижение качественного уровня решений) в негрубо выраженной форме;
– те же явления, в той же степени, но примерно с середины исследования;
– то же, но с приобретением грубой выраженности к концу исследования.
8. Переключаемость:
– отсутствие даже легких признаков инертности;
– единичные факты застревания на предыдущем действии;
– отчетливая тенденция к застреванию;
– то же, но в сочетании с фактами грубого застревания на предыдущем действии, слабо поддающегося коррекции.
9. Внимание (характеризуется концентрацией целенаправленных усилий, точностью следования инструкциям, прочностью удержания оперативного материала и его объемом):
– достаточная концентрация, устойчивость и объем внимания на протяжении всего исследования;
– негрубо выраженные нарушения внимания в начале исследования, но в последующем постепенно уменьшающиеся или исчезающие (замедленная врабатываемость);
– негрубо выраженные нарушения внимания к концу исследования
– внимание нарушается лишь в субъективно сложных заданиях или непривлекательных в связи с быстро наступающим пресыщением;
– отчетливо выраженные нарушения внимания к концу исследования;
– негрубые нарушения внимания, характеризующие весь процесс исследования;
– отчетливые, выраженные нарушения в процессе всего исследования.
10. Ориентировочная деятельность:
– выражено активная, целенаправленная (внешне активное изучение объекта в сочетании с его рациональным анализом);
– внешне сниженная активность при рациональном анализе;
– вначале активная и рациональная, но постепенно ухудшающаяся (пресыщение, утомление, дезорганизация);
– внешне активная, но при ослабленной направленности поиска, заданного инструкцией;
– сниженная активность при малопродуктивном поиске;
– «псевдоактивная» - выраженная внешняя активность при полном отсутствии рационального анализа объекта.
11. Понимание обращенной речи:
– понимает большинство инструкций сразу (критерий – выполнение действий в русле инструкций и ответы в плане вопросов);
– некоторые вопросы и инструкции понимает после дополнительного уточнения;
– большинство вопросов и инструкций требуют уточнения, иногда упрощения формулировки или демонстрации нужных действий;
– большинство вопросов и инструкций понимает после показа или разнообразных вариаций, упрощающих смысл вопроса или инструкции.
12. Вербализация:
– развернутая, свободная, содержательная и понятная в большинстве случаев;
– то же, но при наличии единичных скупых, незавершенных объяснений;
– скупая, лаконичная, требует некоторой стимуляции, но вполне точная и понятная;
– обильная, незатрудненная, но неточная, недостаточно последовательная, иногда не по существу, требует уточнения;
– никак не объясняет своих действий или объясняет крайне скупо, односложно, непонятно, добиться улучшения в большинстве случаев невозможно.
13. Целенаправленность:
– точная, стабильная в большинстве заданий (рациональные, упорядоченные действия в соответствии с инструкциями);
– точная, но избирательная: зависит от субъективной сложности, привлекательности задания, характера предъявляемого материала;
– достаточно точная, но нарушаемая общей дезорганизацией деятельности при затруднениях или после коррекции ошибочного решения экспериментатором;
– относительно точная, но не стабильная, подвержена колебаниям в пределах задания в силу легкой отвлекаемости либо излишней поспешности в действиях;
– вначале относительно точная, но постепенно слабеющая по мере утомления или пресыщения;
– слабая, рассеянная в большинстве заданий, но улучшаемая стимуляцией, повторением инструкций, коррекцией, внешним контролем;
– слабая, рассеянная, весьма слабый эффект от внешнего вмешательства.
14. Обучаемость
Помощь: принимает / избирательно / не принимает
Характер помощи: стимулирующая / организующая / направляющая / обучающая
Объем помощи: большой объем помощи / ситуативная помощь
Способность переноса на аналогичные задания: переносит / частично / не переносит
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Альбом для обследования речи детей дошкольного возраста
Цель методической разработки: оптимизировать логопедичексое обследование детей 5-7 лет. Альбом содержит наглядный материал для диагностической работы учителя- логопеда по выявлению нарушений звукопрои...
Комплекс диагностических заданий для обследования речи детей дошкольного возраста
Соответствует ФГОС....
Статья "Использование занимательного материала по развитию речи детей дошкольного возраста"
Консультация,как можно использовать речевые игры на занятиях и вне занятий....
Презентация - русская народная сказка "Колобок" - иллюстрационный материал по развитию речи детей дошкольного возраста
В данной презентации представлена русская народная сказка "Колобок". Презентация является иллюстрационным материалом к занятиям по развитию речи детей дошкольного возраста....
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
Программно – методический материал «РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ»
Всем хорошо известно, как важен для человека дар слова. К.С.Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание ид...
Речевая карта "Обследование речи детей дошкольного возраста"
Речевая карта разработана на 2 учебных года, с возможностью отмечать результаты ребенка в начале и в конце года, на основе карты О.И. Крупенчук ....