"Значение артикуляционной гимнастики"
консультация по логопедии

Диникаева Гульнара Игоревна

 

        Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_artik.gimna_.v_razvitii_pravilnoy_rechi.odt13.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Значение артикуляционной гимнастики в

развитии правильной, здоровой речи у

                                        дошкольников»

                                          Учитель-логопед Диникаева Г.И.

Значение  артикуляционной гимнастики

для формирования правильного звукопроизношения.

 

 Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык. В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточные подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согласованные движения губ и языка. Поэтому, начиная с 2-летнего возраста, полезно проводить специальную артикуляционную гимнастику.Это специальных игры и упражнения, которые способствуют снятию мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формируют умение чувствовать и контролировать их движения.

Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняютсяежедневно, а главное — правильно. Поэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения. Если малышу трудно выполнить упражнение, необходимо проводить массаж губ и языка и пассивную артикуляционную гимнастику. Логопедический массаж должен выполнять специалист, а самомассаж (так называется легкий массаж) ребенок может выполнить сам (по образцу).

     Звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую полость в момент речевого выдоха. Если же ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то воздушная струя на выдохе будет слабой, а значит, многие звуки (свистящие, шипящие и звук Р) у ребенка даже при правильной артикуляции не получатся. Такая проблема чаще всего возникает у детей, часто болеющих простудными заболеваниями.

 

 

                      

АКТИВНАЯ    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ    ГИМНАСТИКА 

      Активная артикуляционная гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ,  щек и языка. Ее ребенок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым. Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов - артикуляции в определенной позе в течение 2—5 секунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения). Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды: «Раз, два, три — отдохни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быстром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два..,») или же по команде взрослого. Например, при выполнении упражнения «Качели», предусматривающего подъем и опускание языка, команды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз...» Артикуляционные упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копирует, и себя самого, а взрослый следил, все ли правильно он делает. Если ребенок не может повторить какое-либо действие, помогите ему, проведя соответствующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение артикуляционной гимнастики для детей в детском саду

Особое значение звукопроизношение имеет при поступлении в школу....

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики"...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Статья по логопедии  по теме: Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игро...

Значение артикуляционной гимнастики.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА...

Значение артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика...

Значение артикуляционной гимнастики

Консультация для родителей...

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных н...