Конспект занятия "Смоленск - любимый город мой"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Королева Кристина Владимировна

Конспект логоритмического занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста содержит полностью авторский материал. Основная цель занятия - углубление  представлений о городе Смоленске, в совокупности с развитием речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи в сочетании с движениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_smolensk.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 62 «Каравай»

Конспект логоритмического занятия по патриотическому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

                         

Тема:

«Смоленск-любимый город мой!»

автор:

учитель-логопед

Королева К.В.

Цель занятия - углубление  представлений о городе Смоленске, в совокупности с развитием речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи в сочетании с движениями.

   Задачи занятия:

Коррекционные:

•        воспитание тормозных установок, переключаемости, плавности движений;

•        развитие чувства ритма;

•        перераспределение мышечного тонуса;  

•        развитие и активизация внимания;

•        воспитание оптико-пространственных ориентировок;

•        развитие речевого дыхания;

•        развитие тембра, высоты и силы голоса;

•        развитие общей и тонкой моторики, мимики;

•        развитие координации речи, движения и музыки;

•        развитие слухового восприятия;

•        развитие певческого диапазона голоса.

Образовательные:

•        активизация знаний детей о городе Смоленске, истории развития города.

Воспитательные:

•        воспитание патриотизма , воображения, творческой активности и  инициативы;

•        развитие чувства коллективизма, взаимопомощи.

Тип занятия: обобщение полученных знаний.      

Оборудование: СD диск с записями песен о Смоленске, презентация видов Смоленска; флисограф, картонные фигурки крестьян, башен Смоленской крепостной стены; султанчики красного, оранжевого, желтого цвета; солнышки-эмоции; детские музыкальные инструменты.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия, ориентация на говорящего.
  3. Упражнение на координацию речи и движения «Трамвайчик».
  4. Ритмическое упражнение «Строим крепость».
  5. Артикуляционная гимнастика.
  6. Упражнение на развитие просодических компонентов речи.
  7. Музыкально-ритмическая пальчиковая игра «Колобок».
  8. Стихотворение о Смоленске.
  9. Упражнение на развитие мимики, тембральной окраски голоса «Какое настроение у солнышка».
  10. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса «Вечный огонь».
  11. Оркестр.
  12. Массаж спины.
  13. Итог занятия.

Дети заходят в зал под песню о Смоленске «Колокола». На мультимедии презентация с видами Смоленска.

Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, у каждого человека есть Родина. Для многих людей она большая, общая - это Россия. А есть родина малая-это места, где человек родился и живет. Для нас с вами родина - наш город. Как называется город, в котором мы живем?

Дети: Смоленск.

Логопед: И сегодня, ребята, мы отправимся на прогулку по нашему любимому городу!

Ритмическое упражнение

Логопед и дети: Ти-ти-ти куда же нам пойти? (хлопаем в ладоши)

                                Ать-ать –ать по Смоленску погулять! (марш на месте)

                                Аца-аца-аца, Смоленском будем любоваться! (ритмично по бедрам)

                                Ой-ой-ой, Смоленск любимый город мой! (хлопки в ладоши над головой)

Логопед: А вот и наш трамвай!

Подвижное упражнение на координацию речи и движения «Трамвайчик»

 Логопед и дети:   Красный, новенький трамвайчик,

                       По Смоленску прокати! (паровозиком парами друг за другом)

                       Красный, новенький трамвайчик,

                       Нам с тобою по пути! (перестроились в круг)

                        Вижу стену крепостную, ( Сцепленные руки подняты вверх)

                       Все в снегу твои холмы! (волны сцепленными руками)

                        Я вернусь и нарисую (рисуем в воздухе сердечко)

                         Красоту твоей зимы!

                         Пробегусь я по аллеям (бег , взявшись за руки)

                        Закружусь вдруг на бегу (кружение вокруг себя с          захлестыванием ног)

                         Красотою я твоею

                         Надышаться не могу! (глубокий вдох-выдох)

Логопед: И вот мы с вами оказались в самом центре города на площади Победы (слайд №2). И, первое, что привлекает наше внимание- Смоленская крепостная стена (слайд №3). Много лет назад построил ее зодчий  Федор Конь (слайды №4,5). Строительство стены было очень трудным делом (слайд №6). Чтобы доставить кирпич от завода к месту кладки расставлялись рядами люди, которые передавали его из рук в руки. Люди понимали, что крепость защитит город от врагов и старались изо всех сил (слайд №7).  

Ритмическое упражнение, направленное на автоматизацию звуков «Строим крепость»

 На фланелеграфе фигуры крестьян. Ребенок, с помощью указки, «передает» кирпичи из рук в руки крестьянам, одновременно произнося заданные логопедом слоги. Если крестьяне стоят близко слоги произносим быстро. Если же на расстоянии, то между слогами делаем паузу. Из переданных кирпичей последний ребенок выкладывает башню.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: День и ночь и стук и звон-

                  Крепость строит Федор Конь! («Барабан»)

                  Башен будет 38,

                  Рассказать про них попросим! ( «Чистим зубки»)

                   Вот и башня Махавая , («Иголочку» тянем к носу)

                   С нее  сигналы подавали,

                   Бойко чем-нибудь махали! («Болтушка»).

                    А из башни «Водяной»

                    Ров прорытый шел большой. («Трубочка»)

                    Туда ходили за водой. («Ковшик»)

                     Ну, а в башне «Пороховой»

                      Хранили порох дорогой!  (Надуть щеки, резко хлопнуть ладонями   по щекам)

                      Башня Громовая –самая большая! («Облизываем губы»)

                      Башен много-38,

                      Их запомнить мы попросим!  («Лошадка»)

                     

Логопед. И все же не раз наш Смоленск был подвержен нападению врагов. Но всегда умел дать отпор. Не даром наш город называют городом-героем!

Упражнение на развитие голоса «Как напали на град…»

Как напали на град силы темные,

Силы темные, вражьи силы! (ууууууУУУУУУУУУУ)

Затянулося тучей огромною

Красно солнышко , невыносимо! (оооооООООО)

И стонал народ и кручинился (ММММММММ)

Но не вечна врагов пора, (ааааааа)

Приосанился и в бой ринулся (АААААА)

За Смоленск и за Русь: УРА!

Как бежали от нас силы темные,

Улетели , как тучи огромные! (УУУУУУуууууу).

Логопед. В нашем городе много музеев: музей великой отечественной войны, «Художественная галерея» Тенешевой, «Выставочный зал Коненкова», комплекс «Теремок» Фленово, музей в башне «Громовая»,  детский музей «В мире сказки» .Все мы любим русские народные сказки. И одной из самых первых сказок, которую рассказала нам мама была сказка «Колобок».

 Музыкально-ритмическая пальчиковая  игра «Колобок»

Логопед. Прекрасен наш город и летом и зимой…И о красоте Смоленска в разные времена года расскажут нам Даня, Милана и Ярослав.

Развитие вопросно-ответной формы речи стихотворение «Прекрасен наш Смоленск»

Ты отчего печален, клен?

В ответ ладошкой машет он…

Он осени совсем не рад?

Он осени совсем не рад!

Листвою заметает сад…

Ведут снежинки разговор,

Ложатся тихо на собор..

За ними мы следим весь день..

Когда же кончится метель?

Звенят капели, почему?

В Смоленске встретили весну!

Весна в Смоленск пришла опять?

По Блонье можно погулять!

А в зеркало озер, там, где-то,

Смущаясь заглянуло лето…

Тепла и света через край…

Живи , Смоленск, и процветай!

 Логопед. Ребята, а какое же сейчас в Смоленске время года?

Дети. Весна.

Логопед. Тает снег, тонкой струйкой бегут ручейки, с крыш, тая, плачут сосульки, роняя на асфальт капли –слезы. У каждой капельки свое настроение. И сейчас мы будем произносить фразу «Я люблю Смоленск» с нужной интонацией, в зависимости он настроения снежинки.

Игра на развитие мимики и тембральной окраски голоса «Какое настроение у капельки?»

Логопед. Двигаемся дальше и оказываемся в сквере памяти героев, где горит и не гаснет не в лютый мороз зимой, не под проливным дождем летом Вечный огонь! Горит он в память о погибших в годы войны. Сюда приходят люди, приносят цветы, минутой молчания чтят память всех погибших людей, защитивших нашу землю, нашу страну от врагов. Попробуем и мы с вами изобразить «Вечный огонь».

Упражнение с султанчиками на регуляцию мышечного тонуса «Вечный огонь»

Дети сидят на стульчиках, в кругу. Логопед говорит о том, что на громкую часть музыки напряженные руки подняты вверх, трясут султанчиками (выполняют упражнение «Болтушка»). На тихую часть музыки –опущены вниз, расслаблены.

  1. Шуршим султанчиками над головой (громкая музыка)
  2. Шуршим султанчиками-руки внизу (тихая музыка)

6 раз повторяем.

  1. «Колесики» (громкая музыка)
  2. Ручки на коленях (тихая музыка)
  1. Махи руками вверх-вниз, правая - левая.
  1. Встать на носочки потянуться-сесть.
  1.  Встать на колено-султанчики вверху (огонь горит)

Логопед. Ребята, в нашем городе  жили известные поэты Рыленков,  Исаковский, Твардовский; музыканты: Грибоедов, Глинка. В своем творчестве они воспевали красоту нашего Смоленского края. В центре Смоленска находится концертный зал имени М.И. Глинки, концертный зал Филармонии. В стенах зала исполняют произведения известных композиторов знаменитые музыканты, пианисты, скрипачи, выступают оркестры. Памятник М. И. Глинке расположен напротив концертного зала. А какое произведение М.И. Глинки вам знакомо?

Дети. «Детская полька»

Логопед. Ну, что ж, представим себя в роли оркестрантов.

Оркестр «Детская полька» М. Глинки

Логопед. Ну вот и подошла к концу наша увлекательная прогулка по городу Смоленску. Что Вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

Массаж спины.

Нам уже пора прощаться,

В детский садик возвращаться! (хлопки ладонями по спине)

По Смоленску погуляли,

Много нового узнали! (кулачками по спинкам)

При любой, любой погоде,

 И в любое время года (пальчики по спинке)

Всех пленяет красотой

Славный древний город мой!  (Поглаживание по спине)

Под песню «Живи и процветай, Смоленск» дети уходят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Любимый город Благовещенск"

В конспекте описана работа с детьми в процессе непосредственно-образовательной деятельности  по краеведческому компоненту...

Конспект НОД "Любимый город"

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию...

конспект занятия "любимый город"

конспект занятия по ознакомлению с окружающим...

Конспект «Мой любимый город - Колпино»

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД "Мой любимый город - Колпино"...

ПЛАН -КОНСПЕКТ Мой любимый город Ейск

Данное занятие пополняет сведения дошкольников о курортном городе Ейске, его достопримечательностях и трудящихся....

Конспект «Мой любимый город Елец»

middot;         Познакомить детей с достопримечательностью города- домом- музеем им.Т.Н. Хренникова....

Конспект занятия "Любимый город Канск"

Воспитывать любовь к родному городу, уважение к памятникам родного города...