Подготовка к письму
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Подготовка ребенка к обучению письму
Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы и часто без учета возрастных особенностей дошкольников.
Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям.
1. Развитие руки.
2. Подготовка к технике письма.
3. Аналитико-синтетическая деятельность.
4. Формирование элементарных графических умений.
Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.
1. Развитие руки.
1.1. Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя пальцами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не падает.
Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп».
1.2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
Такое распределение подразумевает быстрое чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление ,когда пишем снизу вверх.)
Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.
1.3. Развивать мелкую моторику рук.
2. Подготовка к технике письма.
2.1. Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив.
Прежде всего, ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки можно отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя (над головой – верх, под ногами – низ, за спиной – сзади, перед собой -спереди).
При выполнении заданий по ориентировке используются игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови».
Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отражение ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражнений.
Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги (половина формата А4). Насколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее задание дается после выполнения детьми предыдущего): «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом углу нарисуйте цветок». Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа.
Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между предметами можно использовать сюжетную картинку. Дать задания:
- показать, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая – внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже;
- показать, что на картинке изображено далеко, что близко;
- сравнить предметы, изображенные на картинке, между собой (выше – ниже, впереди – сзади, справа – слева);
- назвать расположение изображений по отношению к ребенку.
У детей, испытывающих трудности в различении левой и правой сторон, при обучении грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблюдается склонность к их «зеркальному» изображению). Поэтому на занятиях с таким ребенком следует использовать дополнительные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, величины предметов, их пространственного расположения по отношению к самому ребенку и друг к другу.
2.2. Развивать чувство ритма.
Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их.
Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения.
То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме. В упражнении «Бордюр» ребенок первоначально не видит повторяемости элементов (ритма). В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представлении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).
2.3. Познакомить с разлиновкой и на учить ориентироваться в ней.
В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упражнения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элементы букв и сами буквы. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать и, когда сформированы предпосылки к письму.
В большинстве случаев обучению в ориентировке на разлинованном листе бумаги не уделяется должного внимания. Все эти навыки приобретаются в школе, хотя в дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила письма в разлиновке.
2.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера.
Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные – сверху вниз.
Сначала ребенка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, затем – рисовать стрелочки, указывающие направление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке, и ребенок научился понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует.
Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать наглядно.
3. Аналитико-синтетическая деятельность.
Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.
3.1. Анализ и синтез графических, условных изображений предметов.
Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).
3.2. Анализ образа букв.
Этот процесс состоит из умения ребенка определять:
- количество элементов (сколько элементов составляет букву?);
- характеристику элементов (какие это элементы?);
-пространственное расположение элементов в букве.
3.3. Синтез образа букв.
Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.
3.4. Дифференциация образа букв.
В игровых упражнениях ребенок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы.
4. Формирование элементарных графических умений.
4.1.Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее).
4.2.Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (»Клубочки», «Волны»).
Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включить в ежедневное планирование. Педагогу необходимо видеть весь объем предстоящей работы и проводить ее с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
Примерное распределение работы по возрастам.
Старшая группа – 1-е направление, 2-е направление (2.1. – ориентировка в пространстве относительно себя и относительно какого-либо предмета), 3-е направление(З.1.), 4-е направление (4.2.).
Подготовительная к школе группа – все направления.
Если занятия проводятся с детьми среднего дошкольного возраста, – 1-е направление, 2-е направление (2.1. – ориентировка в пространстве относительно себя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей и подготовка к письму в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики
Статья, раскрывающая актуальность темы и основные направления работы в условиях временной речевой группы...
Общеразвивающая программа «Развитие мелкой моторики и подготовка к письму детей дошкольного возраста»
Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки у детей 5-7 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овлад...
графика подготовки к письму
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной...
Проект "Подготовка к письму детей старшего дошкольного возраста"
Систематизация работы по четырем основным направлениям: развитие руки; подготовка к технике письма; аналитико-синтетическая деятельность; формирование элементарных графических умений....
Развитие мелкой моторики у дошкольников - условие успешной их подготовки к письму.
У большинства детей мелкая моторика развита недостаточно для обучения детей в школе. Поэтому необходима специально- организованная деятельность, включающая игры, упражнения и задания, напр...
Подготовка к письму. Готовим руку.
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учителя отмечают, что первоклассники...
ОО Речевое развитие. Основы чтения и подготовка к письму. Тема. Путешествие в сказочную страну звуков (повторение).
ОО Речевое развитие. Основы чтения и подготовка к письму. Тема. Путешествие в сказочную страну звуков (повторение)....