Устранение оптической и моторной дисграфии
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Устранение оптической и моторной дисграфии
- Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины (зрительного знозиса).
- Расширение объема и уточнение зрительной памяти.
- Формирование пространственных представлений.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
С целью развития предметно-зрительного гнозиса рекомендуются такие задания:
- назвать контурные изображения предметов;
- назвать перечеркнутые контурные изображения;
- выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;
- определить, что неправильно нарисовал художник;
- назвать недорисованные предметы;
- составление разрезанных на части картинок;
- конструирование фигур из спичек и палочек;
- конструирование из кубиков Кооса. Каждый кубик разделен по диагонали и раскрашен разным цветом. Предлагается составить различные узоры.
В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например:
- найти букву среди рада других букв;
- соотнести буквы, выполнение печатным и рукописным шрифтом;
- назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
- распределить буквы, расположенные неправильно;
- обвести контуры букв;
- добавить недостающий элемент;
- выделить буквы, наложенные друг на друга;
- конструирование печатных и рукописных букв из элементов.
При устранении оптической дисграфии проводится работа по уточнению представлению детей о форме, цвете, величине. Логопед выставляет фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг) различные по цвету и величине. Предлагает детям подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковой по цвету и форме.
Предлагаются задания на соотнесение форм фигур и реальных предметов (круг – арбуз, овал – дыня, треугольник – крыша дома, полукруг – месяц), а так же цвета фигур и реальных предметов.
Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:
- Запомнить 4-5 картинок, а затем отобрать их среди других 8-10 картинок.
- Запомнить буквы, цифры, фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других.
- Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.
- Игра «Чего не бывало?». На столе раскладываются 5-6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убираются незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.
- Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
При устранении оптической дисграфии необходимо уделить внимание работе по формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений.
Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве.
Дифференциация правого и левого возникает сначала в первой сигнальной системе, а затем развивается при возрастающем взаимодействии со второй сигнальной системой. Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руке, а затем – левой.
Развитие ориентировке в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:
- Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.
- Определение пространственных соотношений предметов, находящихся с боку: «Покажи какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи книгу справа (слева) от себя». Если ребенок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа это значит ближе к правой руке, а слева – ближе к левой руке.
- Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями.
Предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее возле левой руки. «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
Дальше выполняются задания по инструкции: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге, тетради.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Устранение оптической и моторной дисграфии
- Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины (зрительного знозиса).
- Расширение объема и уточнение зрительной памяти.
- Формирование пространственных представлений.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
С целью развития предметно-зрительного гнозиса рекомендуются такие задания:
- назвать контурные изображения предметов;
- назвать перечеркнутые контурные изображения;
- выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;
- определить, что неправильно нарисовал художник;
- назвать недорисованные предметы;
- составление разрезанных на части картинок;
- конструирование фигур из спичек и палочек;
- конструирование из кубиков Кооса. Каждый кубик разделен по диагонали и раскрашен разным цветом. Предлагается составить различные узоры.
В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например:
- найти букву среди рада других букв;
- соотнести буквы, выполнение печатным и рукописным шрифтом;
- назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
- распределить буквы, расположенные неправильно;
- обвести контуры букв;
- добавить недостающий элемент;
- выделить буквы, наложенные друг на друга;
- конструирование печатных и рукописных букв из элементов.
При устранении оптической дисграфии проводится работа по уточнению представлению детей о форме, цвете, величине. Логопед выставляет фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг) различные по цвету и величине. Предлагает детям подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковой по цвету и форме.
Предлагаются задания на соотнесение форм фигур и реальных предметов (круг – арбуз, овал – дыня, треугольник – крыша дома, полукруг – месяц), а так же цвета фигур и реальных предметов.
Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:
- Запомнить 4-5 картинок, а затем отобрать их среди других 8-10 картинок.
- Запомнить буквы, цифры, фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других.
- Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.
- Игра «Чего не бывало?». На столе раскладываются 5-6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убираются незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.
- Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
При устранении оптической дисграфии необходимо уделить внимание работе по формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений.
Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве.
Дифференциация правого и левого возникает сначала в первой сигнальной системе, а затем развивается при возрастающем взаимодействии со второй сигнальной системой. Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руке, а затем – левой.
Развитие ориентировке в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:
- Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.
- Определение пространственных соотношений предметов, находящихся с боку: «Покажи какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи книгу справа (слева) от себя». Если ребенок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа это значит ближе к правой руке, а слева – ближе к левой руке.
- Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями.
Предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее возле левой руки. «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
Дальше выполняются задания по инструкции: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге, тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактическая работа по предупреждению оптической дислексии и дисграфии у детей с ОНР
Предупреждение нарушения чтения и письма – одно из приоритетных направлений деятельности учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Является общепризнанным, что между недор...
Профилактическая работа по предупреждению оптической дислексии и дисграфии у детей с ОНР
Не во всех школах дети могут продолжить занятия у логопеда, поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна.В данной статье четко прописанны три блока по предупреждению оптич...
Консультация по теме "Рекомендации по устранению оптической дислексии и дисграфии"
Рекомендовано учителям-логопедам и педагогам старших, подготовительных групп....
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ...
Приемы и методы устранения оптической дисграфии и дислексии
Приемы и методы устранения оптической дисграфии и дислексии...
Собственная методическая разработка. Конспект фронтального коррекционно - развивающего занятия с детьми с ФНР подготовительной к школе группы по устранению оптической дисграфии
Тема занятия: Дифференциация [и] - [у] в словах.Приоритетная образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное, социально - коммуникативное и физическое раз...
Методика логопедической работы по устранению оптической дисграфии
Работа проводится в следующих направлениях:Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).Расширение объёма и уточнения зрительной памяти.Формирование простра...