Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми
статья по логопедии
Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а потом появляются любопытство, любознательность,
познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов, с
серьезными отклонениями в здоровье.
В законе РФ "Об образовании" указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом - это взаимодействие с семьёй для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.[1] Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционноразвивающего обучения детей с речевыми нарушениями.
Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывается о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом.
Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а потом появляются любопытство, любознательность,
познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.
К сожалению, в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, анализа результатов анкетирования сделала вывод, что только часть детей находится в условиях, способствующих
успешной коррекционно-воспитательной работе, а остальные дети не имеют комфортных условий и нуждаются в их изменении и положительном эмоциональном отношении со стороны родителей.
Проанализировав ответы родителей, я выяснила, что многие из них не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.
Анализируя результаты работы с детьми по коррекции речи, я пришла к выводу, что успех в воспитании и обучении детей во многом будет зависеть от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько будут разнообразны и интересны формы взаимодействия для привлечения их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми.
В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• Изучить особенности семейного воспитания для выбора оптимальной индивидуальной программы взаимодействия с каждой конкретной семьей.
• Выявить наиболее эффективные формы работы с родителями.
• Разработать методические рекомендации для родителей.
• Повысить грамотность родителей в области коррекционной педагогики,
пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми дома, научить простым, эффективным методам.
Учитывая индивидуальность каждого из родителей, решила рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Ведь в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, типу взаимоотношений в семье, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, т.е. необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.
Назову основные формы взаимодействия с семьями.
Весь коррекционно-педагогичекий процесс взаимодействия с семьей включает три блока: просветительский, практический (консультативный) и собственно коррекционную работу. [1]
По источнику информации, предъявляемой родителям, все формы работы можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические.
К словесным формам относятся:
Беседы. Их цель - оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.
Консультации (общие и индивидуальные) - каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома.
Анкетирование по разным видам деятельности. [2]
Родительские собрания - здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. На собраниях знакомлю родителей с этапами коррекционной работы с детьми, с этапами работы по формированию связной речи: обучение умению самостоятельно пользоваться фразовой речью в общении, овладение диалогической речью, формирование монологической речи.
К наглядным формам работы относятся:
Речевой уголок - он отражает тему занятия. Рубрика "Домашняя игротека" знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.
Информационные стенды представляют собой сменяемый материал с практическими советами и рекомендациями. Это еще одна возможность неофициальной информации родителям о развитии речи детей. Такой стенд рассказывает родителям, как занимается группа, что там происходит, какие речевые проблемы решаются, какую модель можно использовать дома в обучении связной речи. Предлагаем родителям поучаствовать в оформлении стендов, например « На пути к успеху», « Наши советы – ваши мнения»
Размещение материалов на сайте МАДОУ.
Экран звукопроuзношения - показывает количество нарушенных звуков у
детей и динамику исправления звукопроизношения.
К практическим формам работы можно отнести:
Открытые занятия
Занятuя-практикумы - взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома, из-за низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком. Присутствуя на занятиях и участвуя в них, родители наблюдают за тем, как дети занимаются и общаются.
Другой формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий.
Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники.
Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но мы стараемся работать так, чтобы они понимали: мы хотим их детям помочь преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов.
В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту "изюминку", на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы по коррекции и развитию речи детей.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства для развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые
точки взаимодействия, формы работы с родителями. Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда.
Практика взаимодействия с родителями за последние годы работы показала себя достаточно эффективной:
дети лучше стали усваивать пройденный материал;
большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями; поднялся уровень речевого и эмоционального развития детей;
повысилась активность и компетентность родителей в коррекционнопедагогическом процессе.
Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны дошкольного учреждения и родителей.
Поэтому совместная деятельность родителей и специалиста необходима, незаменима, требует системности, что позволит детям в дальнейшем социализироваться и адаптироваться в обществе. И тогда эти дети войдут в жизнь желанными, будут понимать, что они могут совершенствоваться и развиваться.
Литература
- Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера,
2007. – 112с.
2. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И. А. Логопедическая работа с
дошкольниками: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений.
- М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
Поект учителя-логопеда по работе с родителями в детском саду на базе логопункта....
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми
Содружество детского сада и семьи как необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников...
Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...
"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой буд...
Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...
«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на педагогической секции учителей-логопедов...
Взаимодействие учителя – логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми
Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможн...