Модифицированная коррекционно - логопедическая программа
рабочая программа по логопедии
Новизна программы в том, что формой являются занятия, направленные на ориентировыанное, коррекционно-развивающее обучение. Практическая значимость занятий с использованием личностного подхода к каждому ребёнку, что повышает эффективность коррекционного воздействия, способствует улучшению качества и прочности результатов работы, что имеет огромное значение для социальной реабилитации и адаптации детей с речевыми проблемами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модифицированная программа | 94.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Все коррекционно-развивающее обучение основано на создании оптимальных условий для коррекции отклонений в речевом развитии и всестороннего гармоничного развития детей.
Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками ДОУ позволяет решать различные задачи обучения, направленного на формирование готовности детей к обучению в школе. Поиск наиболее адекватного использования его для целей психомоторного и речевого развития детей в условиях детского учреждения - актуальная проблема современного образования.
В дошкольных общеобразовательных учреждениях в условиях логопедического пункта наиболее эффективным является индивидуальный подход к обучению. Это послужило поводом создания данной модифицированной программы.
Новизна данной программы, в том, что единственной формой обучения являются индивидуально-подгрупповые занятия (1-3 ребёнка).
Направленность программы: индивидуально-ориентированное коррекционно-развивающее обучение.
Практическая значимость систематизированных нами индивидуально-подгрупповых занятий с использованием индивидуально-личностного подхода к каждому ребёнку повышают эффективность коррекционного воздействия, способствуют улучшению качества и прочности результатов работы, что имеет большое значение для социальной реабилитации и адаптации детей с речевыми проблемами.
Целью программы является систематизация индивидуально-подгрупповых занятий (1-3 ребёнка) для детей в условиях логопункта ДОУ, с реализацией следующих задач:
- коррекция произносительных навыков;
- развитие фонематических процессов, памяти, внимания, логического мышления;
- обогащение и активизация словарного запаса, правильное использование грамматических категорий, обучение высказыванию.
Ожидаемые результаты.
К концу первого года обучения у детей ожидается:
- правильное произношение основной части нарушенных звуков;
- значительное увеличение словарного запаса;
- усвоение грамматических средств языка;
- умение пересказывать и составлять рассказ.
Это позволяет в подготовительной группе (второй год обучения данной программы) заняться подготовкой к обучению грамоте с осмысленным чтение слов.
К концу второго учебного года у детей ожидается:
- правильное произношение всех нарушенных звуков, в сочетании с чёткостью речи;
- овладение звуко-буквенным анализом и синтезом;
Умение выполнять анализ предложения.
В подготовительной группе при коррекции звукопроизношение продолжается работа над совершенствованием грамматического строя и связной речи.
Полученные детьми знания и умения фиксируется в течении 2-х лет в дневниках динамического наблюдения по разделам: звукопроизношение, фономатическое восприятие, лексика, грамматика, связная речь.
Таким образом, система индивидуально-подгрупповых занятий для детей в условиях логопункта ДОУ способствуют компенсации речевых нарушений у детей и подготовке их к полноценному общению и обучению в школе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модифицированная коррекционно-развивающая программа «Система индивидуально-подгрупповых занятий для детей в условиях ДОУ» рассчитана на работу с детьми в условиях логопедического пункта.
В течение первого учебного года (старшая группа) занятия с ребёнком (подгруппой детей) строятся по следующим разделам:
- развитие мелкой моторики;
- развитие речевого дыхания и голоса;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие фонематических процессов;
- коррекция звукопроизношения;
- развитие внимания, памяти, логического мышления;
- развитие грамматических категорий, связной речи.
Занятие начинается с упражнений по развитию мелкой моторики., что способствует тренировке движений пальцев рук, стимулирует речевое развитие ребёнка, способствует улучшению артикуляционной моторики, подготавливает кисть руки к письму и повышает работоспособность головного мозга.
Артикуляционная гимнастика способствуют выработке у ребёнка (подгруппы детей) чёткой, точной координированной работы артикуляционных органов, быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, удержанию заданной артикуляционной позы, что играет важную роль в формировании звукопроизношения.
Овладение упражнениями для выработки правильного речевого дыхания и силы голоса - важнейшее условие правильной речи.
Формирование фонематического восприятия - это работа над развитием способности воспринимать и различать звуки речи. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. У ребёнка (подгруппы детей) вырабатывается умение слышать и различать звуки родного языка; определять наличие звука в слоге, слове; место звука в слоге, слове; давать характеристику звуку; удерживать в памяти и повторять заданное количество слогов, слов.
Развитие правильного звукопроизношения очень важно при поступлении ребёнка в школу. Нарушения звукопроизношения являются одной из причин неуспеваемости детей по русскому языку. Работа логопеда в рамках этого раздела позволяет ребёнку овладеть правильным произношением всех звуков родного языка, слов со стечением согласных звуков в спонтанной речи.
Развитие внимания, памяти, логического мышления является одним из условий успешной адаптации ребёнка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам. Ребёнок учится запоминать, осмысливать учебный материал, делать выводы.
Развитие грамматических категорий и связной речи необходимо для успешного обучения в школе. Дети овладевают навыками словоизменения, словообразования, умением использовать в речи разные типы предложений, высказывать просьбу, мнение о событии, составлять рассказ.
В течение второго года обучения по данной программе занятия скроются по следующим разделам:
- формирование зрительно-моторных координаций и меж полушарного взаимодействия (с использованием кинезиологических упражнений);
- коррекция звукопроизношения;
- обучение грамоте.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
При интеллектуальном развитии полезно применение кинезиологических упражнений. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора методик, учитывающих индивидуальных особенностей детей. Развивающая работа должна быть направленна от движения к мышлению, а не наоборот. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Совершенствуются регулирующая и координирующая роль нервной системы. Кинезиологические методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Дети овладевают кинезиологическими упражнениями, что стимулирует их общее и речевое развитие.
Работа по коррекции звукопроизношения продолжается на втором годе обучения. Дети овладевают правильным произношением всех звуков родного языка навыками словоизменения и словообразования, умением использовать в речи разные типы предложений, умещение высказывать просьбу, мнение о событии, умением составлять рассказ.
Обучение грамоте носит общий развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых качеств личности ребёнка. Дети овладевают звуко-буквенным анализом и синтезом (производит звуковой анализ слова, осмысленно читают слоги, предложения, выполняют анализ предложения.)
Таким образом использование учителем-логопедом в работе системы индивидуально – подгрупповых занятий в условиях логопункта ДОУ помогает эффективно исправлять нарушения речи ребёнка и способствует в дальнейшем его успешному обучению в школе.
Первый год обучения (старшая группа) 4 занятия в неделю
Кол- во занятий | Лексическая тема занятия | Развитие мел-коймото-рики | Развитие речевого дыхания и голоса | Развитие артикуляцио-нной моторики | Развитие фонематических процессов | Кор-ре-кция Зву-ко- про-из-но- шения | Развитие внимания, памяти, мышления | Развитие граммати-ческих категорий | Развитие связной речи |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Осень. Огород. Овощи. Фрукты. Сезонная одежда и обувь. Перелётные птицы. Дикие животные Детёны-ши. Зимние забавы. Зимующие птицы. Домашние животные. | Пальчиковая гимнастика с использованием иппликатора Кузнецова и речевым сопровождением. | Выработка ротового выдоха. Выработка ротового выдоха. Выработка ротового выдоха. Выработка ротового выдоха. Выработка ротового выдоха. Озвученный выдох. Усиление и ослабление силы звучания. Озвученный выдох. Усиление и ослабление силы звучания. Озвученный выдох. | Знакомство с органами артикуляции и упражнениями. Комплекс артикуляционных упражнений. Комплекс артикуляционных упражнений. Комплекс артикуляционных упражнений. Комплекс артикуляционных упражнений. Комплекс артикуляционных упражнений. Комплекс артикуляционных упражнений. Комплекс артикуляционных упражнений. | Дифференциация слов, близких по звуковому составу. Выделение первого звука в цепочке из 2-3 гласных. Определение ударного гласного в ряду из 2 гласных. Звуковой анализ ряда из 2х гласных. Звуковой анализ ряда из 2х гласных. Выделение заданного сочетания из 2-х гласных в ряду других звукосочетаний. Выделение заданного сочетания из 2-х гласных в ряду других. Воспроизведение ряда кз -- слогов со сменой гласного. | Постановка / автоматизация / дифференциация звуков. | Выделение существенных признаков и обобщение. Развитие зритель-ного внимания и памяти. Сравнение и обобщение. Классификация. Сравнение, обобщение, классификация. Совершенствование операций анализа и сравнения. Выделение существенных признаков. Концентрация зрительного внимания. | Образование сущ-ых с уменьшительно-ласкат. суффиксами: - к - чик - Именит-ый, родительный падеж сущ. во мн.числе. Относительные прилагательные (материал, назначение). Расширение глагольного словаря. Образование притяжательных прилагательных. Родительный падеж сущ. в ед. и мн. числе. Предлог НА. Предлог У. | Составление предложений по ситуационным картинкам и вопросам к ним. Составление предложений по ситуационным картинкам. Составление предложений по сюжетной картинке. Составление по сюжетной картинке нераспространённого предложения и его анализ. Составление предложений с предлогом У. Беседа и составление рассказа по сюжетной картинке. Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок. Составление предложений с дополнением |
9 10 11 12 13 14 15 16 | Домашние птицы. Транс-порт. Профессии (строит-ые, военные, на транспорте) Женские профессии. Мамин день. Семья. Круглый год. Продукты питания. Посуда. Дом. Мебель Город. Улица. Лето. | Пальчиковая гимнастика с использованием иппликатора Кузнецова и речевым сопровождением. | Пение гласного с постепенным наращиванием громкости. Пение гласного с постепенным наращиванием громкости. Пение гласного с постепенным наращиванием громкости. Пение гласного с постепенным наращиванием громкости. Пение гласного с постепенным наращиванием громкости. Пение гласного на средней силе голоса. Ослабление силы голоса при пении гласных. Пение гласного с изменением высоты голоса. Чередование 2-3 гласных на одном выдохе | Комплекс артикуляционных упражнений. | Определение первого звука в прямых и обратных слогах. Воспроизведение ряда из 4-х слов. Определение первого звука в прямых и обратных слогах. Определение второго звука в прямых и обратных слогах из 2 звуков. Определение второго звука в прямых и обратных слогах из 2 звуков. Звуковой анализ прямых и обратных слогов из 2-х звуков. Определение звука в словах. Определение первого и последнего звуков в словах. | Постановка / автоматизация / дифференциация звуков. | Определение гласного в середине односложных слов. Ориентировка на листе бумаги. Существенные признаки и классификация. Классификация. Развитие зрительного внимания и памяти. Установление родственных связей. Закрепление последовательности времён года. Существенные Признаки и обобщающие понятия. Развитие памяти - заучивание адреса. Концентрация речеслухового | Вни-мания и памяти. Согласование сущ., с количественными числительными. Приставочные глаголы. Глаголы-антонимы. Подбор нескольких определений к предметам и объектам. Падежные конструкции. Предлоги ЗА, ПОСЛЕ, ДО: ПЕРЕД. Предлоги В, НА, ПОД. Предлоги НА, ЗА, ПЕРЕД ОКОЛО. Образование относительных и качественных прилагательных. Ответ на вопрос полным предложением. | Пересказ текста, составленного по демонстрируемым действиям. Пересказ с опорой на глаголы- антонимы. Составление описания. Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке. Составление предложений с союзом А (по картинкам) и объединение их в рассказ. Составление рассказа по ситуативным картинкам. Составление рассказа (по рисунку, по плану). Составление предложений по сюжетной картинке и воспоминанием. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ
старшая группа (первый год обучения)
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Упражнения на развитие моторики | Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса | Коррекция звукопроизношения | Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления | Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия. | Лексико-грамматические игры и упражнения | Обучение связной речи | |||||||||||||||||
сентябрь | III | Цвет. Форма. | «Угадай на ощупь». | «Подуй на ленточки» (быстрый вдох через нос и плавный выдох через рот). | Знакомство с органами артикуляции. | (Продолжи ряд» (закрепление основных цветов, геометрических форм). | (Угадай звук» (слушание аудиозаписи: шум леса, крики птиц и др., закрепить понятия «речевые - неречевые звуки»); «Где звенит колокольчик?» (слева, справа). | Согласование сущ. с прилагательными в роде и числе: красная лента, красный мяч, красные карандаши и т. д. круглый мяч, квадратная картина и т. д.). | Ответы на вопросы: какого цвета этот карандаш? Какой формы этот мяч? | |||||||||||||||||
IV | Детский сад. Наша группа | Пальчиковая игра «Наша группа». | «Дуй мельницу, свисток»; (вдох носом - выдох ртом; следить за длительностью выдоха). | Разучивание комплекса упражнений. | «Слушай - выполняй» (разложить предметы а) в заданной последовательности; б) по определённому признаку | «Какой звук ты услышал в самом начале?» *АУ *УА *ИА *ОЫ и т.д. *АУО *ИОА *ЭУИ и т.д. | Формирование понятий о предмете (живые-неживые). Постановка вопросов по предметным картинкам с «Кто это или что это?» | Ответы на вопросы «Что делают дети в детском саду? Кто работает в детском саду? Что делает воспитатель, логопед? | ||||||||||||||||||
октябрь | I | Овощи Огород. | Массаж фаланг пальцев «Наш друг огород». | «Ветер холодный и тёплый» (тёплая и холодная воздушная струя). | Арт- е упражнения (постановка звука) | «Сложи в вазу сначала..., потом...(Выполнение сложной инструкции 3-4 овоща). «Вершки - корешки» (найти и обвести овощи, растущие ,в земле (на земле). . | Формирование понятия «звук», «гласный звук». «Соедини картинки» (на звук У). Упражнение в передаче ритмического рисунка слов (лук, репа, капуста, овощи) | «Большой - маленький» (уменьши. суф. огурец - огурчик); «Назови действия» (формирование понятий о действии, выделение слов - действий из стихотворения «Наш друг огород»); «Что делает?» (постановка вопроса по СК). | Отгадывание загадок- описаний по теме «Овощи». | |||||||||||||||||
II | Сад. Фрукты. | Обводка и штриховка силуэтов фруктов. | «Чья песенка звучит дольше?» (пропевание гласных на выдохе). | Арт - е упражнения (постановка звука) | «Сложи в корзину сначала помидор, потом... (Выполнение сложной инструкции 4-5 овощей); «Какое слово не подходит?» (осень-осень-носим-осень) | «Какой звук я тяну дольше других?» аааууууииоооээыыы «Найди и назови фрукты на звук А»; | «Мы собрали урожай» (мн. ч. сущ.: яблоко - яблоки); «Большой - маленький» (уменьш. суф.: яблоко - яблочко); «Из каких фруктов овощей и ягод сок?»; | Отгадывание загадок- описаний по теме «Фрукты». | ||||||||||||||||||
октябрь | III | Признаки осени | Пальчиковая игра «Осенние листочки». | «Сдуй осенние листочки со стола» (глубокий вдох, медленный выдох) | Арт - е упражнения (постановка звука) | «Что лишнее?»; «Когда это бывает?» (найти картинки, которые подходят к теме «осень»). | «Какой звук я тяну дольше других?» аааууууииоооэээыыы «Найди лишнюю картинку» (апельсин, аквариум, удочка, автобус). | «С какого дерева листок?» (упражнять в употреблении относительных прилагательных: лист с клена - кленовый лист); | Формирование понятия «предложение». Анализ предложения из двух слов. | |||||||||||||||||
IV | Осень Одежда. | Графическое упражнение «Цветные клубочки». | «Сдуй осенние листочки со стола» (глубокий вдох, медленный выдох). | Арт - е упражнения (постановка звука) | «4-лишний» (по теме «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»); «Что общего, чем отличаются?»; «Что изменилось?». | «Придумай слово» (на звук И); «Хлопни, если услышишь звук И». | «Большой - маленький», (уменьш. суф.: шапка- шапочка; куртка - курточка); «Что из чего - какое?» (образование относ-ых прил., согласование: «Чей? Чья? Чьи?» (согласование местоимений моя мой моё мои с сущ). | «Оденем Таню на прогулку» (составление предложений с дополнением, выкладывание схемы предложения, уточнить значение слов «надеть» - «одеть»). | ||||||||||||||||||
ноябрь | I | Осень. Перелетные птицы. | На ипликаторе Кузнецова с речевым сопровождением | « Подуй на свечу» (глубокий вдох, быстрый резкий выдох) | Арт - е упражнения (постановка звука) | «Какое слово не подходит?» (утка, уточка, утки, минутка; крыло, крылышко, Крым, крылья); «Повтори-не ошибись»: (клюет-летит- кря кает). Менять порядок слов, добавить ныряет. ! | Звуковой анализ ряда из 2-х гласных: -какой звук услышал первым? -какой после первого? -сколько всего звуков ты услышал? ау иоэуыи «Чтение» звукосочетаний по схемам гласных звуков. | «Улетели птицы». (Р.п. сущ. в ед. и мн. ч.) Нет (кого?) - лебедя, лебедей; утки, уток и т.д. «Хлопни, когда прозвучит правильный ответ». (Развитие глагольного словаря: утка - каркает, чирикает, крякает; журавли - квохчут, крякают, курлыкают). | Выкладывание символами. Анализ предложения. (Птицы улетают) | |||||||||||||||||
II | Осень. Дикие животные наших лесов | Пальчикова я игра «Есть у каждого свой дом...» | Вдох, задержка дыхания, выдох. Проговаривани е фраз с вопросительной и утвердительной интонацией. | Арт - е упражнения (постановка звука) | «Запомни - повтори» (4- 5 названий животных); «Какое слово не подходит?» (белка, белочка, бельчонок, берлога) | Звуковой анализ ряда из 3-х гласных (последовательность, количество звуков) АУИ ОИУ ЭУЫ «Слушай и выполняй» (цепочка слов на звуки А, У, И выкладывание цепочки схем гласных звуков); | «Кто где живёт?» (медведь - в берлоге и т.д.); «Чей хвост? (лапа?)», «Звери играют в прятки» (притяж. прилаг.); Составление предложений с предлогом У (У лисы лисенок и т.д.); «Скажи ласково» (лиса-лисичка, лисенок - лисеночек). | Составление простого распространённого предложения (по картинкам). «Что общего, чем отличаются?» лиса-волк, лиса- заяц | ||||||||||||||||||
III | Игрушки. | Пальчиков ая игра «Игрушки | «Гудок» (на выдохе усиление и ослабление звука: ммм МММммм). Проговаривании е фраз с вопросительной и утвердительной интонацией. | Арт. - е упражнения (постановка, автоматизации я звука) | «Запомни - повтори»; «Слушай - выполняй» (разложить игрушки в заданной последовательности) | Знакомство с понятием «с гласный звук», «согласный твёрдый звук». Звуковой анализ слогов (ГС). | «Подбери слова» (подбор при лагательных, согласование: кукла- какая?, мяч - какой? ведёрко - какое?); «Чего не стало?» (Р.п. сущ. ед ч); «Чудесный сундучок» (согласование числ. один, одна, одно с сущ.). | «Живое предложение» (составление предло- жений с дополнением по сюжетным картинкам, выклады- вание схемы предложения). | ||||||||||||||||||
Ноябрь | IV | Домашние птицы | Пальчико- вая гимнастик а «Уточка». | «Тихо - громко» (чисто говорки с различной громкостью) | Арт - е упражнения (постановка, автоматизация звука) | Ориентировка на листе бумаги (верх, низ, справа, слева, середина, центр) - Где на картинке (птица)? | «Разложи картинки в той же последовательности»; | «Найди маму» сущ. с суф.: -онок, -енок, -ат, -ят; Это курица. У нее г/ыппенок и цытята «Птичьи прятки» (употребле ние предлогов В, ПОД, НА, ЗА Это курица. Она спряталась в домик, под корзину, за кубик и т.д.). | Составление простых распространённых предложений. | |||||||||||||||||
Декабрь | I | Зима. Признаки зимы. | Пальчико вая игра «Мы во двор пошли гулять», «Раз - рука, два – рука, лепим мы снеговика!Три – четыре, нарисуем рот пошире!» | «Сдуй снежинку с рукавицы» (на одном выдохе толчками выдыхать от 5 до 10): ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф- ф-ф, ладонь на животе контролирует подтягивание мышц). | Арт - е упражнения (постановка, автоматизацияя звука) | «Что лишнее?» (сюж. картинки зима-лето) | Воспроизведение слоговых рядов: па-па-па-пу па-па-пу-пу и т.п. Звуковой анализ слогов (ГС). | «Подбери слова» (подбор родственных слов с опорой на сюжетную картинку: зима - зимний, зимующие, зимовать...). | Составление предложений с опорой на серию сюжетных картинок по вопросам. Объединение их в рассказ «Зима». | |||||||||||||||||
Январь | II | Зимние забавы | Пальчиков ая игра «Мы во двор пошли гулять». | «Сдуй снежинку с рукавицы». Заучивание диалога (соблюдать интонационную выразительность). | Арт – е упражнения (постановка, автоматизация звука) | «Что лишнее?» (зимние и летние виды спорта, атрибуты). | Воспроизведение слоговых рядов: та-та-та-ту та-та-ту-ту и т.п. Звуковой анализ слогов (ГС). | «Кому что нужно?» (саночнику - санки, лыжнику - лыжи и т.д.); | Составление предложений с опорой на сюжетную картину по вопросам. Объединение их в рассказ «Зимние забавы». | |||||||||||||||||
III | Зимующие птицы | Пальчиковая игра «На кормушке. Мы снежную бабу слепили вчера. И шляпа у бабы была из ведра, а нос из морковки. | «Сдуй снежинки со стола» Произнесение фраз с восклицательн ой и повествователь- ной интонацией. | Арт – е упражнения (постановка, автоматизация звука) | «Кто лишний?» (зимующие, перелётные, домашние) | «Разложи картинки в домики» (местонахождение звука в слове); Звуковой анализ слогов (ГС). | «Птицы прилетели в парк» (составление предложений о зимующих птицах с предлогами НА, С); «Кого не стало?» (Р.п. ед. ч сущ). | Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок «Синичка» . | ||||||||||||||||||
IV | Новый год. | Пальчиковая игра «На елке» | Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью (стихи к празднику). | Арт – е упражнения (постановка, автоматизация звука) | «Чего не стало?» (елочные игрушки). «Телефон» (ряд из 5 слов). | «Разложи картинки в домики» (место звука в слове); Какое слово отличается от других? {кот, кот, ком, кот; клетка, клетка, метка, клетка) | «Подбери слова» (подбор родственных слов с опорой на сюжетную картинку: снег- снеговик, снегопад...); «Украшение елки» (относит, прилаг.: шар из стекла - стеклянный ...). | Заучивание стихов к празднику. | ||||||||||||||||||
III | Домашние животные | Обводка, штриховка силуэтов. | Тянуть гласный ти-хо, постепенно нара-щивая громкость, затем на максимальной громкости :аааААА(грудная клетка не сжимается) | Арт – е упражне-ния (постанов-ка, автоматизация звука) | «Запомни - назови - положи» (4-5 картинок). «Кто это?» (Узнавание.по силуэту, или по картинке с наложенным изображением) | «Раз, два, три картинку... подними» (на K-T) Звуковой анализ слогов (ГС); | «Один - много» (сущ. с суф.:«Чей голос?», (Р.п. сущ. ед. ч); «Кто у (Р.п. сущ. ед. ч с предлогом У); угостим животных» (Т.п. ед.ч. сущ.). | Составление простых распространённых предложений. Анализ предложений. Составление схем. | ||||||||||||||||||
январь | IV | Дом. Семья. | Пальчик оваяигра«Как у нас семья большая». | Тянуть тихо, посте-пенно наращивая громкость: уууУУУ. Проговаривани е фраз с вопросительной и утвердительной интонацией. | Арт - е упражнения (постановка, автоматизация » дифференциация звуков) | «Бусы для мамы» (соблюдать последовательность узора). «Кто лишний?» (мама - соседка - бабушка - сестра) | «Раз, два, три, картинку на [...] подними», «Я назову звук, а ты слово» Звуковой анализ слогов. Упражнение в передаче ритмического рисунка слов. | «Кто ты маме...(папе, бабушке, сестре и т.д.?» «Чей? Чья? Чье? Чьи?» (притяж. прилаг. с суф. -ни-: очки папы - папины очки). | Составление предложений с опорой на сюжетную картину по вопросам. Объединение их в рассказ «Семья». | |||||||||||||||||
февраль | I | Посуда. Наша пища | Массаж рук с использованием сухого бас-сейна «Мы месили тесто» | Пропевание на средней силе голоса: ООО УУУ Работа над чёткостью дикции | Арт- е упражнения (постановка, автоматизация дифференциация звуков) | «Что это?» (Узнавание по силуэту, или по картинке с наложенным изображением) | «Подбери картинки» (на [•••] ); «Скажи наоборот» (преобразование слогов, слов); Звуковой анализ слогов. | «Какой сок (варенье)?», «Приготовим обед» (образование относит, прилаг. от названий продуктов: суп из фасоли - фасолевый, из гри-бов - грибной; каша из риса - рисовая, из гречки - ...) | Составление рассказа - описания о посуде по плану- схеме. | |||||||||||||||||
II | Мебель. | Пальчиковая игра «Много мебели в квартире».Надувал Незнайка шар, ну а кот ему мешал, подбежал и лапкой «ЦОП!», у Незнайки шарик «ХЛОП!» | Ослабление голоса (громко- средне-тихо- шепот- беззвучная артикуляция) аааааууу Работа над четкостью дикции. | Арт - е упражнения (постановка, автоматизация > дифференциация звуков) | «Много мебели в квартире» (запоминание и называние предметов мебели из стихотворе-ния). | «Угадай слово» (из 3 слов выделение и произнесение слова с заданным звуком). | «Из чего какая мебель?» (относит, прилагательные: стол из дерева - деревянный, диван из кожи - ...); Ответ на вопрос «Чего много в квартире?» (Р.п. мн. ч. сущ.); «Помоги Незнайке убрать игрушки» (составление предложений с предлогами НА, В, ПОД, ИЗ-ПОД). | Сравнение предметов мебели (чем похожи и чем отличаются?) | ||||||||||||||||||
III | День Защитника Отечества. | Пальчиков ая игра «Бойцы - молодцы». Танк на войне – боевая машина: смелая, сильная, несокрушимая! | Работа над четкос-тыо дикции. | Арт- е упражнения (постановка, автоматизация Э дифференциация звуков) | «Сигнальщики» (выполнение ряда движений по показу флажка красного, синею, зеленого цвета); «Какое слово не подходит?» (пограничник- пограничник-граница- . пограничник) | «Хлопни, если услышишь [...]»; «Кто больше придумает слов со [...]»; Звуковой анализ слогов (ГС, СГ); | «Кто это?» (образование сущ., обозначающих лиц по занятиям: служит на танке - танкист, летает на самолете - летчик...); «Кто чем управляет?» (летчик, капитан, танкист) | Заучивание стихов к празднику. | ||||||||||||||||||
IV | Строительство. | Пальчиков ая игра «1,2,3,4, 5 будем этажи считать». | Чередование гласных на одном выдохе как можно дольше: АУАУАУАУАУ оиоиоиоиои а-а-а-о-о-о-у-у-у и-и-и-а-а-а-о-о- 0 | Арт - е упражнения (постановка, автоматизация звука) | «Что забыл нарисовать художник?» (дорисовать недостающие части, употр. падежных окончаний: У дома нет...) «Кто лишний? (строительные и другие профессии) | «Определи, с какого звука начинается слово» (по картинкам); Звуковой анализ слогов (ГС, СГ). | «Один - много» (образовании мн. числа сущ. дом - дома, рама
деревянный, дом из камня - каменный); | Составление рассказа - описания по плану- схеме «Мой дом». | ||||||||||||||||||
Март | I | Мамин праздник | Пальчиковая игра «Как у нас семья большая». | Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительност ью. | Арт .упражнения (постановка, автоматизация звука) | «Бусы для мамы» (соблюдать последовательность узора). | «Подбери картинки на [...]» «Скажи наоборот»; (преобразование слогов, слов); | «Мальчик наоборот» (употребление антонимов); «Назови ласково» (мама - матушка, мамочка, мамулечка) | Составление предложений со словами антонимами. Заучивание стихов. | |||||||||||||||||
Март | II | Труд взрослых в детском саду | Пальчиковая игра «Наша группа». | Работа над темпом и ритмом речи (чистоговорки на поставленный звук с одновременным похлопывание м). | Арт- е упражнения (постановка, автоматизация, дифференциаци я звуков) | «Кто лишний? (Труд взрослых в детском саду и др. профессии) Что изменилось в группе? (кабинете). | Цепочка слов (запомни - положи картинки); Преобразование слогов и слов. Звуковой анализ, составление схем слов. | «Кто чем пользуется?» (Т. п. ед. ч. сущ.); «Кому что нужно для работы?»(Д. п. ед. ч. сущ.); «Кто что делает?» (расширение предметного и глагольного словаря). | Составление рассказа о профессии по плану: -Название профессии. -Какие предметы нужны? -Что делает? | |||||||||||||||||
III | Ранняя весна. Признаки весны. | Пальчикова я игра «Капель». | Работа над темпом и ритмом речи (чисто-говорки на поставленный звук с одновременным прохлопывание м). | Арт- е упражнения (постановка, автоматизация звука) | Отгадывание загадок по теме. Заучивание по выбору. | «Волшебный кубик» (на гранях кубика условные обозначения гл. звуков); Звуковой анализ, составление схем слов. | «Подбери слово» (согласование существительного с прилагательным: весенний- день..., весенняя - гроза..., весеннее - солнце...); | Рассказ по серии картин «Заяц и снеговик». | ||||||||||||||||||
IV | Птицы прилетели | Пальчиковая гимнастика «Дрозд - дроздок». | Работа над воспитанием ясной шепотной речи. Заучивание «Тише жабы» Р.Заславский (Максаков, стр. 102) | Арт - е упражнения (постановка, автоматизация звука) | «Кого не стало?» (перелетные птицы); «Кто лишний?» (зимующие - домашние - перелетные птицы). | «Найди лишнюю картинку»; Преобразование слогов и слов. Звуковой анализ, составление схем слов. | «Назови ласково» (словообразование с помощью уменыи. ласкат. суффиксов.: соловей - соловушка; журавль- ..., лебедь-..., скворец-... и т.д). | «Угадаем птицу по описанию» Составление рассказа - описания по плану- схеме. | ||||||||||||||||||
I | Ателье. | Обводка, дорисовка силуэтов элементами одежды. | Работа над четкостью дикции и воспитанием ясной шепотной речи Заучивание «Мышонок» И. Токмакова (Максаков, стр. 102) | Арт - е упражнения (постановка, автоматизация дифференциациязвуков) | «Не плачь, куколка моя» (запоминание и называние предметов одежды из стихотворения). | Звуковой анализ, составление схемы слов. | «Что из чего - какое?» (образование относит, прил-х, согласование: ситец - ситцевая рубашка, ситцевый халат, ситцевое покрывало...); «Кто что делает?» (расширение глагольного словаря по теме: снимать мерки, кроить, примерять, шить, и т.д). | |||||||||||||||||||
апрель | II | Транспорт | Дорисовка силуэтов (части машины). | Работа над четкостью дикции и воспитанием ясной шепотной речи (чистоговорки на поставленный звук) | Арт - е упражнения (постановка, автоматизация звуков) | Выделение названий транспорта из отрывка К.Чуковский «Тараканище»; «Запомни- повтори» (самолет -велосипед- автобус-поезд). | «Подбери картинки на [...]» Преобразование слоговых рядов. Звуковой анализ, слов. | «Сказка о машинке» (образование глаголов с пом. приставок). «Почему так назвали?» (образование сложных слов: пароход, паровоз, самокат, самолет) | Составление предложений по показу (по СК) с приставочными глаголами). | |||||||||||||||||
III | Правила дорожного движения | Обводка, штриховка силуэтов. | Работа над выразительностью речи. Заучивание диалога «Кто чей?» (Фомичева, стр.191) | Арт - е упражнения (постановка, автоматизация звуков) | «Где звенит колокольчик?» (слева, справа и т.д.). ? | «Найди лишнюю картинку» ; Подбор картинок к схеме. | «Подбери слова» (подбор родственных слов с опорой на сюжетную картинку: вода, водный, подводный, водичка, водяной). | Составление рассказа по плану-рисунку «Путешествие». | ||||||||||||||||||
Апрель | IV | Наш город. Моя улица | Пальчиковая игра «1,2, 3,4,5 будем этажи считать». | Работа над интонац. выразительностью. Проговаривание потешек радостно, грустно, с жалостью). | Арт - е упражнения (постановка, автоматизация, дифференциац ия звуков) | «Проследи, чей предмет». | Преобразование слогов и слов. Звуковой анализ, составление схем слов. | Подбор признаков (город - какой?- красивый, зеленый, чистый, благоустроенный, шумный...); «Чего много в нашем городе?» (упр. в употреблении Р. п. сущ. мн.ч.). | Рассказ по открытке по плану: - название -что там находится? -что там делают? -как выглядит здание? -сколько в нем этажей -какая крыша? | |||||||||||||||||
Май | I | Деревья. Кустарники | Пальчиковая игра «Клен». | Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью (стихи к празднику) | Арт - е упражнения (постановка, автоматизация, дифференциац ия звуков) | Соедини линией листья (плоды) одного дерева. «Какого дерева не стало?» | Повторение пройдённого материала. Определение первого звука в слове: СОК САДИК ДОЖДЬ КАТЯ МАМА Определение последнего звука в слове: СОК НОС СОМ РОТ КОТ СЫН КЫШ Определении гласного в середине слова: МАК ЛУК КОТ ДЫМ КИТ | «Чей лист?», «Скажи какой предмет» (образов, относит, прилагат.: лист с клена - кленовый лист...; В углу ком-наты стоял стол из дуба (какой стол? - дубовый и т.д.; Выделение родственных слов из текста «ЛЕС» : лес - лесной, лесник, лесок. | Пересказ «Березка» (Ефименкова). | |||||||||||||||||
II | Растения луга. | Пальчиковая гимнастика «Цветы». | Работа над выразительностью речи. Заучивание диалога. | Арт - е упражнения (постановка, автоматизация, дифференциац ия звуков) | «Сложи картинку» (цветущие растения). | «Подбери признак» (согласов. сущ. с прилагательным: мать-и-мачеха (какая?) -...., одуванчик (какой?) - ..., незабудки (какие?) «Из чего букет?» (предложно - падежные конструкции: из одуванчиков, из ромашек и т.д.) | Составление рассказа по серии картин «Подсолнух» | |||||||||||||||||||
III | Насекомые. | Пальчиковая игра «Майский жук»; | Работа над выразительностью речи. Заучивание диалога. | Арт - е упражнения (постановка, автоматизация, дифференциац ия звуков) | «Будь внимательным». Развитие слухового внимания. «Какие насекомые спрятались на картинке?» (Узнавание по силуэту, или по картинке с налож. изображ-м) | Образование глаголов с помощью приставок (лететь - прилететь перелететь, улететь; прыгать - ..., ползти - ...); «Посчитай насекомых» (согласование сущ. в роде, числе, падеже 1 бабочка, 2, 5...) | Пересказ «Пчелки на разведке» (по К. Ушинскому) | |||||||||||||||||||
IV | Поздняя весна | Графические | Работа над интонационной выразительностью Проговаривание потешек с заданной интонацией (радостно, грустно, с жалостью) | Арт- е упражнения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков) | «Что напутал художни с? (времена года). Выучить пословицу о весне: Март с водой, апрель с ( водой, май с цветами. | Составление рассказа -как ты заметил приход весны (признаки)
|
Перспективный план работы
первый год обучения (старшая группа)
Месяц, неделя | Лексическая тема занятия | Развитие мелкой моторики | Развитие речевого дыхания и голоса | Развитие артикуляционной моторики | Развитие фонематических процессов | Коррекция звукопроизношения | Развитие внимания, памяти, мышления | Развитие грамматических категорий | Развитие связной речи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
СЕНТЯБРЬ 1-я, 2-я | Обследование | ||||||||
3-я | Осень. Огород. Овощи. | Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора Кузнецова | Выработка ротового выдоха. | Знакомство с органами артикуляции и упражнениями. | Дифференциация слов, близких по звуковому составу. Воспроизведение звукосочетаний из 2-3 гласных и цепочек из 3 слов. | Постановка/ автоматизация / звука. | Выделение существенных признаков и обобщение. | Подбор прилагательных к существительным. Образование сущ- ых с уменьшительно- ласкат. суффиксами: - к -, - чик - | Составление предложений по ситуационным картинкам и вопросам. |
4-я | Овощи. Фрукты. | Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора Кузнецова | Выработка ротового выдоха. | Комплекс артикуляционных упражнений | Выделение первого звука в цепочке из 2-3 гласных. Определение направления звука. | Постановка/ автоматизация звука. | Развитие зрительного внимания и памяти. Закрепление обобщающих понятий. | Понятие о предмете и действии. Им., родит, пад. множ- ого числа сущ-ых. | Составление предложений по ситуационным картинкам. |
ОКТЯБРЬ 1-я | Огород. Овощи. Фрукты. | Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора. | Выработка ротового выдоха. | Комплекс артикуляционных упражнений | Выделение первого звука в цепочке из 2-3 гласных. | Постановка/ автоматизация звука. | Закрепление обобщающих понятий. | Падежные конструкции: родительный падеж существительных. | Составление предложений по СК (сюжетной картинке). |
2-я, 3-я | Сезонная Одежда. Обувь. | Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора Кузнецова | Выработка ротового выдоха. | Комплекс артикуляционных упражнений | Определение утрированного гласногов звуковой цепочкеиз2 гласных. | Постановка/ автоматизация звука. | Развитие зрительного внимания и памяти. Сравнение и обобщение. | Образование относительных прилагательных (материал, назначение, время). | Составление предложений по СК (сюжетной картинке). |
4-я | Перелётные птицы. | Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора и речевым сопровождением. | Выработка ротового выдоха. | Комплекс артикуляционных упражнений | Звуковой анализ ряда из 2 гласных. Воспроизведение цепочек из 3-4-х слов. | Постановка/ автоматизация звука. | Овладение приёмами сравнения, обобщения и классификации. | Расширение глагольного словаря. | Составление по СК нераспространенногопред-ложения и его анализ. |
НОЯБРЬ 1-я, 2-я | Дикие животные Детёныши. | Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора Кузнецова | Выработка ротового выдоха. | Комплекс артикуляционных упражнений. | Анализ ряда из 3-х гласных звуков. Воспроизведение цепочек из 3-4 слов. | Постановка/ автоматизация звука. | Овладение приёмами сравнения, обобщения и классификации. | Образование сущ. с уменьшительно-ласкат. суффиксами: - к -, - ик -. Образование притяжательных прилагат-х. | Составление предложений с предлогом У. |
3-я , 4-я | Перелётные птицы. Дикие животные | Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора. | Выработка ротового выдоха. | Комплекс артикуляционных упражнений | Анализ ряда из 3-х гласных звуков. Воспроизведение цепочек из 3-4 слов. | Постановка/ автоматизация звука. | Овладение приёмами сравнения, обобщения и классификации. | Образование притяжательных прилагательных | Составление предложений с предлогом У. |
ДЕКАБРЬ 1-я | Зима. Зимние забавы | Пальчиковаягимнастика с использованием ипликатора Кузнецова | Озвученный выдох. Усиление и ослабление силы звучания | Комплекс артикуляционных упражнений, подготавливающий к постановке звука | Выделение заданного сочетания из 2-х гласных в ряду других звукосочетаний. | Постановка/ автоматизация звука. | Совершенствование операций анализа, сравнения и обобщения. | Родительный падеж сущ-ых в единственном и множественном числе. | Составление рассказа по С К с опорой на вопросы и его пересказ |
2-я, 3-я | Зимующие птицы. | Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора Кузнецова | Озвученный выдох. | Комплекс артикуляционных упражнений. | Выделение заданного сочетания из 2-х гласных в ряду других звукосочетаний. | Постановка/ автоматизация звука. | Совершенствование операций анализа, сравнения, выделения существенных признаков, обобщения. | Образование притяжательных прилагательных | Составление предложений по СК. Пересказ рассказа с опорой на ССК. |
4-я Работа по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия | |||||||||
ЯНВАРЬ 3-я | Домашние животные. | Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора Кузнецова. | Озвученный выдох. | Комплекс артикуляционных упражнений. | Воспроизведение ряда из 4 слогов со сменой гласного. Воспроизведение цепочек из 4-х слов. | Постановка автоматизация дифференциация звуков. | Концентрация зрительного внимания. | Употребление сущ-ыхмнож-го числа в им., род. падежах. | Составление предложений по СК с предлогом У. |
4-я | Домашние птицы. | Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора Кузнецова | Пение гласного с постепенным наращивание м громкости. | Комплекс артикуляционных упражнений, подготавливающий к постановке звука | Определение первого звука в прямых и обратных слогах. | Постановка автоматизация дифференциация звуков. | Ориентировка на листе бумаги. Совершенствование операций анализа. | Образование притяжательных прилагательных Согласование сущ-ых с количественными числительными. | Составление предложений по СК. |
ФЕВРАЛЬ 1-я, 2-я | Транспорт. | Пальчиковая гимнастика на ипликаторе. | Пение глас, с наращивание м громкости. | Комплекс артикуляционных упражнений. | Определение первого звука в прямых и обратных слогах. Воспроизведение ряда из 4- х слов. | Постановка автоматизация дифференциация звуков. | Выделение существенных признаков и классификация. | Употребление приставочных глаголов. | Воспроизведение рассказа о движении машины. |
3-я, 4-я | Профессии (строит-ые, военные, на транспорте) | Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора. | Пение гласного с наращивание м громкости. | Комплекс артикуляционных упражнений. | Определение первого звука в прямых и обратных слогах. Воспроизведение ряда из 4- х слов. | Постановка автоматизация дифференциация звуков. | Выделение существенных признаков и обобщение. | Активизация и обогащение глагольного словаря глаголами-антонимами. | Пересказ с опорой на глаголы- антонимы. |
МАРТ 1-я, 2-я | Женские профессии. Мамин день. | Пальчиковая гимнастика на ипликаторе. | Пение глас, с наращивание м громкости. | Комплекс артикуляционных упражнений. | Определение второго звука в прямых и обратных слогах из 2-х звуков. | Постановка автоматизация дифференциация звуков. | Развитие зрительного внимания и памяти. | Подбор нескольких определений к предметам и объектам. | Построение предложно- падежных конструкций. |
3-я | Семья. | Пальчиковая гимнастика на иппликаторе. | Пение глас, на средней силе голоса. | Комплекс артикуляционных упражнений. | Определение второго звука в прямых и обратных слогах из 2-х звуков. | Постановка автоматизация дифференциация звуков. | Установление родственных связей | Падежные конструкции. | Пересказ с опорой на СКи предварительную беседу. |
4-я, 5-я | Круглый год. | Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора. | Ослабление силы голоса при пении гласных. | Комплекс артикуляционных упражнений | Звуковой анализ прямых и обратных слогов из 2-х звуков | Постановка автоматизация дифференциация звуков. | Объяснение значения слов. Выделение признаков и сравнение. | Употребление предлогов ЗА, ПОСЛЕ, ДО, ПЕРЕД. | Составление предложений с союзом. |
АПРЕЛЬ 1-я, 2-я | Продукты питания. Посуда. | Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора. | Ослабление силы голоса при пении гласных. | Комплекс артикуляционных упражнений | Определение первого звука в словах. | Постановка автоматизация дифференциация звуков. | Выделение существенных признаков и обобщение. | Употребление предлогов В, НА, ПОД. | Составление рассказа по ситуативным картинкам. |
3-я, 4-я | Город. Улица. Дом. Мебель. | Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора. | Постановка автоматизация дифференциация звуков. | ||||||
МАИ | |||||||||
1-я, 2-я | Круглый год. | Пальчиковая | Пение с | Комплекс | Определение первого и | Постановка / | Закрепление | Словообразование | Составление |
Город. | гимнастика на | изменением | артикуляционных | последнего звуков в словах. | автоматизация | последовательности | прилагательных. | рассказа о | |
Улица. Дом. | ипликаторе. | высоты | упражнений | / дифферен | и времён года. | городе по плану. | |||
голоса. | циация звуков. | ||||||||
3-я, 4-я | Лето. | Пальчиковая | Чередование | Комплекс | Определение гласного в | Постановка/ | Выделение | Активизация и расши- | Составление |
гимнастика с | гласных на | артикуляционных | середине односложных | автоматизация | существенных | рение глагольного | предложений по | ||
использованием | одном выдохе | упражнений | слов. | / дифферен | признаков. | словаря и словаря | СК и воспомина | ||
ипликатора. | высоты голоса. | циация звуков. | признаков. | ниям. |
Приёмы работы по развитию фонематического восприятия на этапе постановки звука.
- Выделение звука из ряда других: - «хлопни, когда услышишь [...]»;
- «подними красный кружок, если услышишь [...]»;
- Воспроизведение звуковой цепочки гласных (АУ, УЭ, ИО, АУО, ИУЭ,ЭУА);
- Выделение первого гласного в звуковой цепочке:
-какой звук я тяну дольше других: ааау и т.д.;
-какой звук ты услышал первым:АУ,ИЭ и т.д.;
- Также выделение последнего гласного в цепочке из 2, 3-х звуков;
- Выделение гласного, находящегося в середине цепочки из 3-х звуков:
-какой звук я тяну дольше других; -какой звук ты слышишь в середине?
- Звуковой анализ цепочки из 2, 3-х гласных (последовательность, количество звуков);
- Выделение звуковой цепочки из 2-х гласных из ряда других:
- хлопни, когда услышишь АУ: OA, ИЭ, УИ и т.д.;
- подними кружок, если услышишь ОИ: ИУ, OA, ЭЫ;
Также со звуковой цепочкой из 3-х гласных.
Приёмы работы по развитию фонематического восприятия на этапе автоматизации звука.
1. Выделение звука из ряда других:
«какой звук слышишь чаще других: рфсшссчзсхс»);.
2. Выделение звука на уровне слога:
«какой слог лишний»: са - са - са - сэ;
«повтори - не ошибись»: са - са - са - сэ, са - са - сэ - сэ и т.д. );
3. Выделение звука на уровне слова:
- находится ли данный звук в слове;
- назови слово с заданным звуком (из 2-х предложенных) на слух, по ПК с последующим увеличением количества слов));
- придумай слово с заданным звуком (несколько слов);
- найди на картинке слова-предметы с заданным звуком;
- я показываю предметы, а ты называешь те, в которых есть заданный звук;
4. Определение места звука в слове:
- в каком месте слова (начале, середине, конце) ты слышишь заданный звук (с выклад-м схемы слова, без зрительн. опоры);
- какой звук в слове слышишь до заданного звука, какой после (со зрительной опорой - схема, без зрительной опоры).
Приёмы работы по автоматизации звука.
1. В отражённой речи (повторение ребёнком слогов, слов, словосочетаний, предложений за логопедом);
2. По ПК: - назвать предмет;
- назвать предмет ласково;
- назвать предмет во множественном числе в именит., родит, падежах;
- подобрать определение к предмету;
- счет 1 - 10, 1 - 2 - много;
- подобрать действие к предмету;
- выбрать только те картинки, в названии которых слышится авт-мый звук;
- разложить картинки в последовательности: те, в названии которых звук слышится в начале слова (середине, конце);
- составление предложения со словом - предметом;
- анализ составленного предложения (количество слов, место заданного слова в предложении);
3. По СК: - составление предложений;
4. Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений;
5. По ССК: - составление рассказов;
6. Пересказ услышанного текста.
Приёмы работы по дифференциации звуков.
1. Сравнение артикуляционного уклада дифференцируемых звуков (объяснение, показ, схемы, условные обозначения).
2. В отраженной речи:
- повторение ребенком пары дифференцируемых звуков, слогов, слов, словосочетаний; предложений за логопедом.
3. По ПК: - называние пары слов-картинок;
-счет «1 - 10», «1 - 2 - много» слова-предмета содержащего оба дифференцируемых звука;
- добавление последнего слова в предложение, начатое логопедом;
- ответ на вопрос предложением;
4. По СК: - называние слов, содержащих оба дифференцируемых звука;
- составление предложений по вопросу логопеда;
- составление предложений самостоятельно;
5. Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений;
6. По ССК: - составление рассказов;
7. Пересказ услышанного текста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей ОНР - III уровня. - М., 1999.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М., 1998.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! - СПб.: Издательский дом «Литера», 2001.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Издательство «Союз», 2001.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб. «Образование», 1994.
- Методические рекомендации для учителей-логопедов ДОУ. Томское образование. Томск, №4, 2000.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, - СПб. 2001.
- Сиротюк АЛ. Коррекция обучения и развития школьников. М.: Сфера, 2001.
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2002.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: «Просвещение», 2009.
- Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет М.: «Просвещение», 2015 год
Модифицированная
коррекционно - развивающая программа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе Модифицированная психолого-педагогическая программа Автор модификации педагог-психолог Шоакбарова Светлана Ивановна
Пояснительная записка к рабочей (модифицированной) коррекционно-развивающей программе "Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе" Модификация педагога-психолога Шоакбаровой Св...
Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...
Рабочая модифицированная программа коррекционно-логопедической работы по развитию графических навыков в логопедической группе для детей с ОНР «ПУТЕШЕСТВУЯ ПО КЛЕТОЧКАМ, ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» (для детей 5-7 лет)
Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой предусматривает работу над графическими навыками и ра...
Проект коррекционной /логопедической/ программы, Перспективный план работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи «Звуковичок.
Перспективный план работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи«Звуковичок»...
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с речевыми нарушениями в подготовительной логопедической группе ГБОУ Школа №121 ДО 28А
Подготовительная логопедическая группа. по ФГОС...
Коррекционно-логопедическая программа для детей с расстройствами аутистического спектра, отягощённое умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Коррекционно-логопедическая программа для детей с расстройствами аутистического спектра, отягощённое умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся по общеобразовательным программам»
Данная рабочая программа разработана для обучающихся по общеобразовательным программам (ООП) старшего дошкольного возраста (в условиях так называемого логопункта)....