Модифицированная коррекционно - логопедическая программа
рабочая программа по логопедии

Леонтьева Ираида Эдуардовна

Новизна программы в том, что формой являются занятия, направленные на ориентировыанное, коррекционно-развивающее обучение. Практическая значимость занятий с использованием личностного подхода к каждому ребёнку, что повышает эффективность коррекционного воздействия, способствует улучшению качества и прочности результатов работы, что имеет огромное значение для социальной реабилитации и адаптации детей с речевыми проблемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Модифицированная программа94.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Все коррекционно-развивающее обучение основано на создании оптимальных условий для коррекции отклонений в речевом развитии и всестороннего гармоничного развития детей.

Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками ДОУ позволяет решать различные задачи обучения, направленного на формирование готовности детей к обучению в школе. Поиск наиболее адекватного использования его для целей психомоторного и речевого развития детей в условиях детского учреждения - актуальная проблема современного образования.

В дошкольных общеобразовательных учреждениях в условиях логопедического пункта наиболее эффективным является индивидуальный подход к обучению. Это послужило поводом создания данной модифицированной программы.

Новизна данной программы, в том, что единственной формой обучения являются индивидуально-подгрупповые занятия (1-3 ребёнка).

Направленность программы: индивидуально-ориентированное коррекционно-развивающее обучение.

Практическая значимость систематизированных нами индивидуально-подгрупповых занятий с использованием индивидуально-личностного подхода к каждому ребёнку повышают эффективность коррекционного воздействия, способствуют улучшению качества и прочности результатов работы, что имеет большое значение для социальной реабилитации и адаптации детей с речевыми проблемами.

Целью программы является систематизация индивидуально-подгрупповых занятий (1-3 ребёнка) для детей в условиях логопункта ДОУ, с реализацией следующих задач:

  • коррекция произносительных навыков;
  • развитие фонематических процессов, памяти, внимания, логического мышления;
  • обогащение и активизация словарного запаса, правильное использование грамматических категорий, обучение высказыванию.

Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения у детей ожидается:

  • правильное произношение основной части нарушенных звуков;
  • значительное увеличение словарного запаса;
  • усвоение грамматических средств языка;
  • умение пересказывать и составлять рассказ.

Это позволяет в подготовительной группе (второй год обучения данной программы) заняться подготовкой к обучению грамоте с осмысленным чтение слов.

К концу второго учебного года у детей ожидается:

- правильное произношение всех нарушенных звуков, в сочетании с чёткостью речи;

- овладение звуко-буквенным анализом и синтезом;

Умение выполнять анализ предложения.

В подготовительной группе при коррекции звукопроизношение продолжается работа над совершенствованием грамматического строя и связной речи.

Полученные детьми знания и умения фиксируется в течении 2-х лет в дневниках динамического наблюдения по разделам: звукопроизношение, фономатическое восприятие, лексика, грамматика, связная речь.

Таким образом, система индивидуально-подгрупповых занятий для детей в условиях логопункта ДОУ способствуют компенсации речевых нарушений у детей и подготовке их к полноценному общению и обучению в школе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модифицированная коррекционно-развивающая программа «Система индивидуально-подгрупповых занятий для детей в условиях  ДОУ» рассчитана на работу с детьми в условиях логопедического пункта.

 В течение первого учебного года (старшая группа) занятия с ребёнком (подгруппой детей) строятся по следующим разделам:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие речевого дыхания и голоса;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие фонематических процессов;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления;
  • развитие грамматических категорий, связной речи.

Занятие начинается с упражнений по развитию мелкой моторики., что способствует тренировке движений пальцев рук, стимулирует речевое развитие ребёнка, способствует улучшению артикуляционной моторики, подготавливает кисть руки к письму и повышает работоспособность головного мозга.

Артикуляционная гимнастика способствуют выработке у ребёнка (подгруппы детей) чёткой, точной координированной работы артикуляционных органов, быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, удержанию заданной артикуляционной позы, что играет важную роль в формировании звукопроизношения.

Овладение упражнениями для выработки правильного речевого дыхания и силы голоса - важнейшее условие правильной речи.

Формирование фонематического восприятия - это работа над развитием способности воспринимать и различать звуки речи. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. У ребёнка (подгруппы детей) вырабатывается умение слышать и различать звуки родного языка; определять наличие звука в слоге, слове; место звука в слоге, слове; давать характеристику звуку; удерживать в памяти и повторять заданное количество слогов, слов.

Развитие правильного звукопроизношения очень важно при поступлении ребёнка в школу. Нарушения звукопроизношения являются одной из причин неуспеваемости детей по русскому языку. Работа логопеда в рамках этого раздела позволяет ребёнку овладеть правильным произношением всех звуков родного языка, слов со стечением согласных звуков в спонтанной речи.

Развитие внимания, памяти, логического мышления является одним из условий успешной адаптации ребёнка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам. Ребёнок учится запоминать, осмысливать учебный материал, делать выводы.

Развитие грамматических категорий и связной речи необходимо для успешного обучения в школе. Дети овладевают навыками словоизменения, словообразования, умением использовать в речи разные типы предложений, высказывать просьбу, мнение о событии, составлять рассказ.

В течение второго года обучения по данной программе занятия скроются по следующим разделам:

- формирование зрительно-моторных координаций и меж полушарного взаимодействия (с использованием кинезиологических упражнений);

- коррекция звукопроизношения;

- обучение грамоте.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

При интеллектуальном развитии полезно применение кинезиологических упражнений. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора методик, учитывающих индивидуальных особенностей детей. Развивающая работа должна быть направленна от движения к мышлению, а не наоборот. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Совершенствуются регулирующая и координирующая роль нервной системы. Кинезиологические методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Дети овладевают кинезиологическими упражнениями, что стимулирует их общее и речевое развитие.

Работа по коррекции звукопроизношения продолжается на втором годе обучения. Дети овладевают правильным произношением всех звуков родного языка навыками словоизменения и словообразования, умением использовать в речи разные типы предложений, умещение высказывать просьбу, мнение о событии, умением составлять рассказ.

Обучение грамоте носит общий развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых качеств личности ребёнка. Дети овладевают звуко-буквенным анализом и синтезом (производит звуковой анализ слова, осмысленно читают слоги, предложения, выполняют анализ предложения.)

Таким образом использование учителем-логопедом в работе системы индивидуально – подгрупповых занятий в условиях логопункта ДОУ помогает эффективно исправлять нарушения речи ребёнка и способствует в дальнейшем его успешному обучению в школе.  


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения (старшая группа) 4 занятия в неделю

Кол- во занятий

Лексическая тема занятия

Развитие мел-коймото-рики

Развитие речевого дыхания и голоса

Развитие артикуляцио-нной моторики

Развитие фонематических процессов

Кор-ре-кция

Зву-ко- про-из-но- шения

Развитие внимания, памяти, мышления

Развитие граммати-ческих категорий

Развитие связной речи

1

2

3

4

5

6

7

8

Осень. Огород.

Овощи. Фрукты.

Сезонная одежда и обувь.

Перелётные птицы.

Дикие

животные

Детёны-ши.

Зимние забавы.

Зимующие птицы.

Домашние животные.

Пальчиковая гимнастика с использованием иппликатора Кузнецова и речевым сопровождением.

Выработка ротового выдоха.

Выработка ротового выдоха.

Выработка ротового выдоха.

Выработка ротового выдоха.

Выработка ротового выдоха.

Озвученный выдох. Усиление и ослабление силы звучания.

Озвученный выдох. Усиление и ослабление силы звучания.

Озвученный выдох.

Знакомство с органами артикуляции и упражнениями.

Комплекс

артикуляционных

упражнений.

Комплекс

артикуляционных

упражнений.

Комплекс

артикуляционных

упражнений.

Комплекс

артикуляционных

упражнений.

Комплекс

артикуляционных

упражнений.

Комплекс

артикуляционных

упражнений.

Комплекс

артикуляционных

упражнений.

Дифференциация слов, близких по звуковому составу.

Выделение первого звука в цепочке из 2-3 гласных.

Определение ударного гласного в ряду из 2 гласных.

Звуковой анализ ряда из

2х        гласных.

Звуковой анализ ряда из

2х        гласных.

Выделение заданного сочетания из 2-х гласных в ряду других звукосочетаний.

Выделение заданного сочетания из 2-х гласных в ряду других.

Воспроизведение ряда кз -- слогов

со сменой гласного.

Постановка / автоматизация / дифференциация звуков.

Выделение существенных признаков и обобщение.

Развитие зритель-ного внимания и памяти.

Сравнение и обобщение.

Классификация.

Сравнение, обобщение, классификация.

Совершенствование операций анализа и сравнения.

Выделение

существенных

признаков.

Концентрация зрительного внимания.

Образование сущ-ых с уменьшительно-ласкат. суффиксами: - к - чик -

Именит-ый, родительный падеж сущ. во мн.числе.

Относительные прилагательные (материал, назначение).

Расширение глагольного словаря.

Образование притяжательных прилагательных.

Родительный падеж сущ. в ед. и мн. числе.

Предлог НА. Предлог У.

Составление предложений по ситуационным картинкам и вопросам к ним.

Составление предложений по ситуационным картинкам.

Составление предложений по сюжетной картинке.

Составление по сюжетной картинке нераспространённого предложения и его анализ.

Составление предложений с предлогом У.

Беседа и составление рассказа по сюжетной картинке.

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок.

Составление предложений с дополнением

9

10

11

12

13

14

15

16

Домашние птицы.

Транс-порт.

Профессии (строит-ые, военные, на транспорте)

Женские профессии. Мамин день.

Семья.

Круглый год.

Продукты

питания.

Посуда.

Дом. Мебель

Город.

Улица.

Лето.

Пальчиковая гимнастика с использованием иппликатора  Кузнецова и речевым сопровождением.

Пение гласного с постепенным наращиванием громкости.

Пение гласного с постепенным наращиванием громкости.

Пение гласного с постепенным наращиванием громкости.

Пение гласного с постепенным наращиванием громкости.

Пение гласного с постепенным наращиванием громкости.

Пение гласного на средней силе голоса.

Ослабление силы голоса при пении гласных.

Пение гласного с изменением высоты голоса.

Чередование 2-3 гласных на одном выдохе

Комплекс артикуляционных упражнений.

Определение первого звука в прямых и обратных слогах.

Воспроизведение ряда из 4-х слов.

Определение первого звука в прямых и обратных слогах.

Определение второго звука в прямых и обратных слогах из 2 звуков.

Определение второго звука в прямых и обратных слогах из 2 звуков.

Звуковой анализ прямых и обратных слогов из 2-х звуков.

Определение звука в словах.

Определение первого и последнего звуков в словах.

Постановка / автоматизация / дифференциация звуков.

Определение гласного в середине односложных слов.

Ориентировка на листе бумаги.

Существенные признаки и классификация.

Классификация.

Развитие зрительного внимания и памяти.

Установление родственных связей.

Закрепление последовательности времён года.

Существенные Признаки и обобщающие понятия.

Развитие памяти - заучивание адреса.

Концентрация речеслухового

Вни-мания и памяти.

Согласование сущ., с

количественными

числительными.

Приставочные глаголы.

Глаголы-антонимы.

Подбор нескольких определений к предметам и объектам.

Падежные конструкции.

Предлоги ЗА, ПОСЛЕ, ДО: ПЕРЕД.

Предлоги В, НА, ПОД.

Предлоги НА, ЗА, ПЕРЕД ОКОЛО.

Образование относительных и качественных прилагательных.

Ответ на вопрос полным предложением.

Пересказ текста, составленного по демонстрируемым действиям.

Пересказ с опорой на глаголы- антонимы.

Составление описания.

Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке.

Составление предложений с союзом А (по картинкам) и объединение их в рассказ.

Составление рассказа по ситуативным картинкам.

Составление рассказа (по рисунку, по плану).

Составление предложений по сюжетной картинке и воспоминанием.

        

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ

старшая группа (первый год обучения)

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Упражнения на развитие моторики

Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса

Коррекция звукопроизношения

Развитие зрительного и слухового

внимания, памяти, логического мышления

Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия.

Лексико-грамматические игры и упражнения

Обучение связной речи

сентябрь

III

Цвет. Форма.

«Угадай на ощупь».

«Подуй на ленточки» (быстрый вдох через нос и плавный выдох через рот).

Знакомство с

органами

артикуляции.

(Продолжи ряд» (закрепление основных цветов, геометрических форм).

(Угадай звук» (слушание аудиозаписи: шум леса, крики птиц и др., закрепить понятия «речевые - неречевые звуки»); «Где звенит колокольчик?» (слева, справа).

Согласование сущ. с прилагательными в роде и числе: красная лента, красный мяч, красные карандаши и т. д. круглый мяч, квадратная картина и т. д.).

Ответы на вопросы: какого цвета этот карандаш? Какой формы этот мяч?

IV

Детский сад. Наша группа

Пальчиковая игра «Наша группа».

«Дуй мельницу, свисток»; (вдох носом - выдох ртом; следить за длительностью выдоха).

Разучивание

комплекса

упражнений.

«Слушай - выполняй» (разложить предметы

а)        в заданной последовательности;

б)        по определённому признаку

«Какой звук ты услышал в самом начале?» *АУ *УА *ИА *ОЫ и т.д.

*АУО *ИОА *ЭУИ и т.д.

Формирование понятий о предмете (живые-неживые). Постановка вопросов по предметным картинкам с «Кто это или что это?»

Ответы на вопросы «Что делают дети в детском саду? Кто работает в детском саду? Что делает воспитатель, логопед?

октябрь

I

Овощи Огород.

Массаж фаланг пальцев «Наш друг огород».

«Ветер

холодный и

тёплый»

(тёплая и

холодная

воздушная

струя).

Арт- е упражнения (постановка звука)

«Сложи в вазу сначала..., потом...(Выполнение сложной инструкции 3-4 овоща). «Вершки - корешки» (найти и обвести овощи, растущие ,в земле (на земле). .

Формирование понятия «звук», «гласный звук». «Соедини картинки» (на звук У).

Упражнение в передаче ритмического рисунка слов (лук, репа, капуста, овощи)

«Большой - маленький» (уменьши. суф. огурец - огурчик); «Назови действия» (формирование понятий о действии, выделение слов - действий из стихотворения «Наш друг огород»); «Что делает?» (постановка вопроса по СК).

Отгадывание загадок- описаний по теме «Овощи».

II

Сад. Фрукты.

Обводка и штриховка силуэтов фруктов.

«Чья песенка

звучит

дольше?»

(пропевание

гласных на

выдохе).

Арт - е упражнения (постановка звука)

«Сложи в корзину сначала помидор, потом... (Выполнение сложной инструкции 4-5 овощей); «Какое слово не подходит?» (осень-осень-носим-осень)

«Какой звук я тяну дольше других?» аааууууииоооээыыы «Найди и назови фрукты на звук А»;

«Мы собрали урожай» (мн. ч. сущ.: яблоко - яблоки); «Большой - маленький» (уменьш. суф.: яблоко - яблочко);

«Из каких фруктов овощей и ягод сок?»;

Отгадывание загадок- описаний по теме «Фрукты».

октябрь

III

Признаки осени

Пальчиковая игра «Осенние листочки».

«Сдуй осенние листочки со стола» (глубокий вдох,

медленный выдох)

Арт - е упражнения (постановка звука)

«Что лишнее?»; «Когда это бывает?» (найти картинки, которые подходят к теме «осень»).

«Какой звук я тяну дольше других?» аааууууииоооэээыыы «Найди лишнюю картинку» (апельсин, аквариум, удочка, автобус).

«С какого дерева листок?» (упражнять в употреблении относительных прилагательных: лист с клена - кленовый лист);

Формирование понятия «предложение». Анализ предложения из двух слов.

IV

Осень Одежда.

Графическое

упражнение

«Цветные

клубочки».

«Сдуй осенние листочки со стола»

(глубокий вдох,

медленный

выдох).

Арт - е упражнения (постановка звука)

«4-лишний» (по теме «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»); «Что общего, чем отличаются?»; «Что изменилось?».

«Придумай слово» (на звук И);

«Хлопни, если услышишь звук И».

«Большой - маленький», (уменьш. суф.: шапка- шапочка; куртка - курточка); «Что из чего - какое?» (образование относ-ых прил., согласование: «Чей? Чья? Чьи?» (согласование местоимений моя мой моё мои с сущ).

«Оденем Таню на прогулку»

(составление предложений с дополнением, выкладывание схемы предложения, уточнить значение слов «надеть» - «одеть»).

ноябрь

I

Осень. Перелетные птицы.

На

ипликаторе Кузнецова с речевым сопровождением

« Подуй на свечу»

(глубокий вдох, быстрый резкий выдох)

Арт - е упражнения (постановка звука)

«Какое слово не подходит?» (утка, уточка, утки, минутка; крыло, крылышко, Крым, крылья); «Повтори-не ошибись»: (клюет-летит- кря кает). Менять порядок слов, добавить ныряет.

!

Звуковой анализ ряда из 2-х гласных: -какой звук услышал первым? -какой после первого? -сколько всего звуков ты услышал? ау иоэуыи «Чтение» звукосочетаний по схемам гласных звуков.

«Улетели птицы». (Р.п. сущ. в ед. и мн. ч.) Нет (кого?) - лебедя, лебедей; утки, уток и т.д. «Хлопни, когда прозвучит правильный ответ». (Развитие глагольного словаря: утка - каркает, чирикает, крякает; журавли - квохчут, крякают, курлыкают).

Выкладывание символами. Анализ предложения. (Птицы улетают)

II

Осень. Дикие животные наших лесов

Пальчикова я игра «Есть у каждого свой дом...»

Вдох, задержка дыхания, выдох. Проговаривани е фраз с вопросительной и

утвердительной

интонацией.

Арт - е упражнения (постановка звука)

«Запомни - повтори» (4- 5 названий животных); «Какое слово не подходит?» (белка, белочка, бельчонок, берлога)

Звуковой анализ ряда из 3-х гласных (последовательность, количество звуков) АУИ ОИУ ЭУЫ «Слушай и выполняй» (цепочка слов на звуки А, У, И выкладывание цепочки схем гласных звуков);

«Кто где живёт?» (медведь - в берлоге и т.д.); «Чей хвост? (лапа?)», «Звери играют в прятки» (притяж. прилаг.);

Составление предложений с предлогом У (У лисы лисенок и т.д.);

«Скажи ласково» (лиса-лисичка, лисенок - лисеночек).

Составление простого

распространённого предложения (по картинкам). «Что общего, чем отличаются?» лиса-волк, лиса- заяц

III

Игрушки.

Пальчиков

ая игра

«Игрушки

«Гудок» (на

выдохе

усиление и

ослабление

звука: ммм

МММммм).

Проговаривании е фраз с вопросительной и

утвердительной

интонацией.

Арт. - е

упражнения

(постановка,

автоматизации

я звука)

«Запомни - повтори»;

«Слушай - выполняй»

(разложить игрушки в

заданной

последовательности)

Знакомство с понятием «с

гласный звук»,

«согласный твёрдый

звук».

Звуковой анализ слогов

(ГС).

«Подбери слова» (подбор при

лагательных, согласование:

кукла- какая?, мяч - какой?

ведёрко - какое?);

«Чего не стало?» (Р.п. сущ. ед ч);

«Чудесный сундучок»

(согласование числ. один, одна, одно с сущ.).

«Живое

предложение»

(составление предло-

жений с дополнением

по сюжетным

картинкам, выклады-

вание схемы предложения).

Ноябрь

IV

Домашние птицы

Пальчико-

вая

гимнастик

а

«Уточка».

«Тихо -

громко»

(чисто говорки

с различной

громкостью)

Арт - е

упражнения

(постановка,

автоматизация

звука)

Ориентировка на листе

бумаги (верх, низ, справа,

слева, середина, центр)

- Где на картинке (птица)?

«Разложи картинки в той

же последовательности»;

«Найди маму» сущ. с суф.:

-онок, -енок, -ат, -ят; Это

курица. У нее г/ыппенок и цытята

«Птичьи прятки» (употребле

ние предлогов В, ПОД, НА, ЗА

Это курица. Она спряталась в домик, под корзину, за кубик и т.д.).

Составление простых

распространённых

предложений.

Декабрь

I

Зима. Признаки зимы.

Пальчико

вая игра

«Мы во

двор

пошли

гулять», «Раз - рука, два – рука, лепим мы снеговика!Три – четыре, нарисуем  рот пошире!»

«Сдуй

снежинку с

рукавицы» (на

одном выдохе

толчками

выдыхать от 5

до 10):

ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф-

ф-ф,

ладонь на животе контролирует подтягивание мышц).

Арт - е

упражнения

(постановка,

автоматизацияя

 звука)

«Что лишнее?» (сюж.

картинки зима-лето)

Воспроизведение

слоговых рядов:

па-па-па-пу

па-па-пу-пу и т.п.

Звуковой анализ слогов

(ГС).

«Подбери слова» (подбор

родственных слов с опорой на

сюжетную картинку: зима -

зимний, зимующие,

зимовать...).

Составление

предложений с

опорой на серию

сюжетных картинок

по вопросам.

Объединение их в

рассказ «Зима».

Январь

II

Зимние забавы

Пальчиков ая игра «Мы во двор пошли гулять».

«Сдуй снежинку с рукавицы». Заучивание диалога

(соблюдать интонационную выразительность).

Арт – е упражнения (постановка, автоматизация звука)

«Что лишнее?» (зимние и летние виды спорта, атрибуты).

Воспроизведение слоговых рядов: та-та-та-ту та-та-ту-ту и т.п. Звуковой анализ слогов (ГС).

«Кому что нужно?» (саночнику - санки, лыжнику - лыжи и т.д.);

Составление предложений с опорой на сюжетную картину по вопросам. Объединение их в рассказ «Зимние забавы».

III

Зимующие птицы

Пальчиковая игра «На кормушке. Мы снежную бабу слепили вчера. И шляпа у бабы была из ведра, а нос из морковки.

«Сдуй снежинки со стола» Произнесение фраз с восклицательн ой и повествователь- ной интонацией.

Арт – е упражнения (постановка, автоматизация звука)

«Кто лишний?» (зимующие, перелётные, домашние)

«Разложи картинки в домики» (местонахождение звука в слове); Звуковой анализ слогов (ГС).

«Птицы прилетели в парк» (составление предложений о зимующих птицах с предлогами НА, С);

«Кого не стало?» (Р.п. ед. ч сущ).

Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок «Синичка» .

IV

Новый год.

Пальчиковая игра «На елке»

Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью (стихи к празднику).

Арт – е упражнения (постановка, автоматизация звука)

«Чего не стало?» (елочные игрушки).

«Телефон» (ряд из 5 слов).

«Разложи картинки в домики» (место звука в слове);

Какое слово отличается от других? {кот, кот, ком, кот; клетка, клетка, метка, клетка)

«Подбери слова» (подбор родственных слов с опорой на сюжетную картинку: снег- снеговик, снегопад...); «Украшение елки» (относит, прилаг.: шар из стекла - стеклянный ...).

Заучивание стихов к празднику.

III

Домашние животные

Обводка,

штриховка

силуэтов.

Тянуть гласный ти-хо, постепенно нара-щивая громкость, затем на максимальной громкости :аааААА(грудная клетка не сжимается)

Арт – е упражне-ния (постанов-ка, автоматизация звука)

«Запомни - назови - положи» (4-5 картинок). «Кто это?» (Узнавание.по силуэту, или по картинке с наложенным изображением)

«Раз, два, три картинку... подними» (на K-T) Звуковой анализ слогов (ГС);

«Один - много» (сущ. с суф.:«Чей голос?», (Р.п. сущ. ед. ч); «Кто у (Р.п. сущ. ед. ч с предлогом У);

угостим животных» (Т.п. ед.ч. сущ.).

Составление простых распространённых предложений. Анализ предложений. Составление схем.

январь

IV

Дом. Семья.

Пальчик оваяигра«Как у нас семья большая».

Тянуть тихо, посте-пенно наращивая громкость: уууУУУ. Проговаривани е фраз с вопросительной и

утвердительной

интонацией.

Арт - е

упражнения

(постановка,

автоматизация »

дифференциация звуков)

«Бусы для мамы» (соблюдать последовательность узора). «Кто лишний?» (мама - соседка - бабушка - сестра)

«Раз, два, три, картинку на [...] подними», «Я назову звук, а ты слово» Звуковой анализ слогов. Упражнение в передаче ритмического рисунка слов.

«Кто ты маме...(папе, бабушке, сестре и т.д.?»

«Чей? Чья? Чье? Чьи?» (притяж. прилаг. с суф. -ни-: очки папы - папины очки).

Составление предложений с опорой на сюжетную картину по вопросам. Объединение их в рассказ «Семья».

февраль

I

Посуда. Наша пища

Массаж рук с использованием сухого бас-сейна «Мы месили тесто»

Пропевание на средней силе голоса: ООО УУУ

Работа над чёткостью дикции

Арт- е упражнения (постановка, автоматизация

дифференциация звуков)

«Что это?» (Узнавание по силуэту, или по картинке с наложенным изображением)

«Подбери картинки» (на [•••] );

«Скажи наоборот» (преобразование слогов, слов);

Звуковой анализ слогов.

«Какой сок (варенье)?», «Приготовим обед» (образование относит, прилаг. от названий продуктов: суп из фасоли - фасолевый, из гри-бов - грибной; каша из риса - рисовая, из гречки - ...)

Составление рассказа - описания о посуде по плану- схеме.

II

Мебель.

Пальчиковая игра «Много мебели в квартире».Надувал Незнайка шар, ну а кот ему мешал, подбежал и лапкой «ЦОП!», у Незнайки шарик «ХЛОП!»

Ослабление

голоса (громко-

средне-тихо-

шепот-

беззвучная

артикуляция)

аааааууу

Работа над

четкостью

дикции.

Арт - е

упражнения

(постановка,

автоматизация >

дифференциация звуков)

«Много мебели в квартире» (запоминание и называние предметов мебели из стихотворе-ния).

«Угадай слово» (из 3 слов выделение и произнесение слова с заданным звуком).

«Из чего какая мебель?» (относит, прилагательные: стол из дерева - деревянный, диван из кожи - ...);

Ответ на вопрос «Чего много в квартире?» (Р.п. мн. ч. сущ.); «Помоги Незнайке убрать игрушки» (составление предложений с предлогами НА, В, ПОД, ИЗ-ПОД).

Сравнение предметов мебели (чем похожи и чем отличаются?)

III

День Защитника Отечества.

Пальчиков ая игра «Бойцы - молодцы». Танк на войне – боевая машина: смелая, сильная, несокрушимая!

Работа над четкос-тыо дикции.

Арт- е упражнения (постановка, автоматизация

Э

дифференциация звуков)

«Сигнальщики» (выполнение ряда движений по показу флажка красного, синею, зеленого цвета); «Какое слово не подходит?» (пограничник- пограничник-граница- . пограничник)

«Хлопни, если услышишь [...]»;

«Кто больше придумает слов со [...]»; Звуковой анализ слогов (ГС, СГ);

«Кто это?» (образование сущ., обозначающих лиц по занятиям: служит на танке - танкист, летает на самолете - летчик...); «Кто чем управляет?» (летчик, капитан, танкист)

Заучивание стихов к празднику.

IV

Строительство.

Пальчиков ая игра

«1,2,3,4, 5 будем этажи считать».

Чередование гласных на одном выдохе как можно дольше:

АУАУАУАУАУ

оиоиоиоиои

а-а-а-о-о-о-у-у-у и-и-и-а-а-а-о-о- 0

Арт - е

упражнения

(постановка,

автоматизация

звука)

«Что забыл нарисовать художник?» (дорисовать недостающие части, употр. падежных окончаний: У дома нет...) «Кто лишний? (строительные и другие профессии)

«Определи, с какого звука начинается слово» (по картинкам);

Звуковой анализ слогов (ГС, СГ).

«Один - много» (образовании мн. числа сущ. дом - дома, рама

  • рамы, дверь - двери); «Кто какой построил дом?» (относит, прилаг.:дом из дерева

деревянный, дом из камня - каменный);

Составление рассказа - описания по плану- схеме «Мой дом».

Март

I

Мамин праздник

Пальчиковая игра «Как у нас семья большая».

Работа над

чёткостью

дикции и

интонационной

выразительност

ью.

Арт

.упражнения (постановка, автоматизация звука)

«Бусы для мамы» (соблюдать последовательность узора).

«Подбери картинки на [...]» «Скажи наоборот»; (преобразование слогов, слов);

«Мальчик наоборот» (употребление антонимов); «Назови ласково» (мама - матушка, мамочка, мамулечка)

Составление предложений со словами антонимами. Заучивание стихов.

Март

II

Труд взрослых в детском саду

Пальчиковая игра «Наша группа».

Работа над темпом и ритмом речи (чистоговорки на

поставленный звук с

одновременным похлопывание м).

Арт- е

упражнения

(постановка,

автоматизация,

дифференциаци

я звуков)

«Кто лишний? (Труд взрослых в детском саду и др. профессии) Что изменилось в группе? (кабинете).

Цепочка слов (запомни - положи картинки); Преобразование слогов и слов.

Звуковой анализ, составление схем слов.

«Кто чем пользуется?» (Т. п. ед. ч. сущ.);

«Кому что нужно для работы?»(Д. п. ед. ч. сущ.); «Кто что делает?» (расширение предметного и глагольного словаря).

Составление рассказа о профессии по плану:

-Название профессии. -Какие предметы нужны? -Что делает?

III

Ранняя весна. Признаки весны.

Пальчикова я игра «Капель».

Работа над темпом и ритмом речи (чисто-говорки на поставленный звук с одновременным прохлопывание м).

Арт- е

упражнения

(постановка,

автоматизация

звука)

Отгадывание загадок по теме.

Заучивание по выбору.

«Волшебный кубик» (на гранях кубика условные обозначения гл. звуков); Звуковой анализ, составление схем слов.

«Подбери слово» (согласование существительного с прилагательным: весенний- день..., весенняя - гроза..., весеннее - солнце...);

Рассказ по серии картин «Заяц и снеговик».

IV

Птицы прилетели

Пальчиковая

гимнастика «Дрозд - дроздок».

Работа над

воспитанием

ясной

шепотной

речи.

Заучивание «Тише жабы» Р.Заславский (Максаков, стр. 102)

Арт - е

упражнения

(постановка,

автоматизация

звука)

«Кого не стало?» (перелетные птицы); «Кто лишний?» (зимующие - домашние - перелетные птицы).

«Найди лишнюю картинку»;

Преобразование слогов и слов.

Звуковой анализ, составление схем слов.

«Назови ласково» (словообразование с помощью уменыи. ласкат. суффиксов.: соловей - соловушка; журавль- ..., лебедь-..., скворец-... и т.д).

«Угадаем птицу по описанию» Составление рассказа - описания по плану- схеме.

I

Ателье.

Обводка,

дорисовка

силуэтов

элементами

одежды.

Работа над четкостью дикции и воспитанием ясной

шепотной речи Заучивание «Мышонок» И. Токмакова (Максаков, стр. 102)

Арт - е упражнения (постановка, автоматизация

дифференциациязвуков)

«Не плачь, куколка моя» (запоминание и называние предметов одежды из стихотворения).

Звуковой анализ, составление схемы слов.

«Что из чего - какое?» (образование относит, прил-х, согласование: ситец - ситцевая рубашка, ситцевый халат, ситцевое покрывало...); «Кто что делает?» (расширение глагольного словаря по теме: снимать мерки, кроить, примерять, шить, и т.д).

апрель

II

Транспорт

Дорисовка силуэтов (части машины).

Работа над четкостью дикции и воспитанием ясной

шепотной речи

(чистоговорки

на

поставленный звук)

Арт - е

упражнения

(постановка,

автоматизация

звуков)

Выделение названий транспорта из отрывка К.Чуковский «Тараканище»; «Запомни- повтори» (самолет -велосипед- автобус-поезд).

«Подбери картинки на [...]»

Преобразование слоговых рядов.

Звуковой анализ, слов.

«Сказка о машинке» (образование глаголов с пом. приставок). «Почему так назвали?» (образование сложных слов: пароход, паровоз, самокат, самолет)

Составление предложений по показу (по СК) с приставочными глаголами).

III

Правила дорожного движения

Обводка, штриховка

силуэтов.

Работа над выразительностью речи.

Заучивание диалога «Кто чей?»

(Фомичева, стр.191)

Арт - е

упражнения

(постановка,

автоматизация

звуков)

«Где звенит колокольчик?»

(слева, справа и т.д.). ?

«Найди лишнюю картинку» ;

Подбор картинок к схеме.

«Подбери слова» (подбор родственных слов с опорой на сюжетную картинку: вода, водный, подводный, водичка, водяной).

Составление рассказа по плану-рисунку «Путешествие».

Апрель

IV

Наш город. Моя улица

Пальчиковая игра «1,2, 3,4,5 будем этажи считать».

Работа над интонац. выразительностью.

Проговаривание потешек радостно, грустно, с жалостью).

Арт - е

упражнения

(постановка,

автоматизация,

дифференциац

ия звуков)

«Проследи, чей предмет».

Преобразование слогов и слов.

Звуковой анализ, составление схем слов.

Подбор признаков (город - какой?- красивый, зеленый, чистый, благоустроенный, шумный...); «Чего много в нашем городе?» (упр. в употреблении Р. п. сущ. мн.ч.).

Рассказ по открытке по плану: - название -что там находится? -что там делают? -как выглядит здание? -сколько в нем этажей -какая крыша?

Май

I

Деревья. Кустарники

Пальчиковая игра «Клен».

Работа над

чёткостью

дикции и

интонационной

выразительностью (стихи к

празднику)

Арт - е

упражнения

(постановка,

автоматизация,

дифференциац

ия звуков)

Соедини линией листья (плоды) одного дерева. «Какого дерева не стало?»

Повторение пройдённого материала.

Определение первого

звука в слове:

СОК САДИК ДОЖДЬ

КАТЯ

МАМА

Определение последнего звука в слове: СОК НОС СОМ РОТ КОТ СЫН КЫШ Определении гласного в середине слова: МАК ЛУК КОТ ДЫМ КИТ

«Чей лист?», «Скажи какой предмет» (образов, относит, прилагат.: лист с клена - кленовый лист...; В углу ком-наты стоял стол из дуба (какой стол? - дубовый и т.д.; Выделение родственных слов из текста «ЛЕС» : лес - лесной, лесник, лесок.

Пересказ «Березка» (Ефименкова).

II

Растения луга.

Пальчиковая

гимнастика

«Цветы».

Работа над выразительностью речи. Заучивание диалога.

Арт - е

упражнения

(постановка,

автоматизация,

дифференциац

ия звуков)

«Сложи картинку» (цветущие растения).

«Подбери признак» (согласов. сущ. с прилагательным: мать-и-мачеха (какая?) -...., одуванчик (какой?) - ..., незабудки (какие?) «Из чего букет?» (предложно - падежные конструкции: из одуванчиков, из ромашек и т.д.)

Составление рассказа по серии картин «Подсолнух»

III

Насекомые.

Пальчиковая игра «Майский жук»;

Работа над выразительностью речи. Заучивание диалога.

Арт - е

упражнения

(постановка,

автоматизация,

дифференциац

ия звуков)

«Будь внимательным». Развитие слухового внимания. «Какие насекомые спрятались на картинке?» (Узнавание по силуэту, или по картинке с налож. изображ-м)

Образование глаголов с помощью приставок (лететь - прилететь перелететь, улететь; прыгать - ..., ползти - ...); «Посчитай насекомых» (согласование сущ. в роде, числе, падеже 1 бабочка, 2, 5...)

Пересказ «Пчелки на разведке» (по К. Ушинскому)

IV

Поздняя весна

Графические

Работа над

интонационной

выразительностью

Проговаривание

потешек с

заданной

интонацией

(радостно,

грустно, с

жалостью)

Арт- е

упражнения

(постановка,

автоматизация,

дифференциация звуков)

«Что напутал художни с?

(времена года).

Выучить пословицу о

весне:

Март с водой, апрель с (

водой, май с цветами.

Составление рассказа

-как ты заметил приход весны (признаки)

  • весенние месяцы
  • перелётные птицы
  • жизнь зверей весной
  • работа на полях и огородах


Перспективный план работы

 первый год обучения (старшая группа)

Месяц, неделя

Лексическая тема занятия

Развитие мелкой моторики

Развитие речевого дыхания и голоса

Развитие артикуляционной моторики

Развитие фонематических процессов

Коррекция звукопроизношения

Развитие внимания, памяти, мышления

Развитие грамматических категорий

Развитие связной речи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

СЕНТЯБРЬ 1-я, 2-я

Обследование

3-я

Осень.

Огород.

Овощи.

Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора Кузнецова

Выработка

ротового

выдоха.

Знакомство с органами артикуляции и упражнениями.

Дифференциация слов, близких по звуковому составу. Воспроизведение звукосочетаний из 2-3 гласных и цепочек из 3 слов.

Постановка/ автоматизация /

звука.

Выделение существенных признаков и обобщение.

Подбор прилагательных к существительным. Образование сущ- ых с уменьшительно- ласкат. суффиксами: - к -, - чик -

Составление предложений по ситуационным картинкам и вопросам.

4-я

Овощи. Фрукты.

Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора Кузнецова

Выработка

ротового

выдоха.

Комплекс

артикуляционных

упражнений

Выделение первого звука в цепочке из 2-3 гласных. Определение направления звука.

Постановка/

автоматизация

звука.

Развитие зрительного внимания и памяти.

Закрепление обобщающих понятий.

Понятие о предмете и действии.

Им., родит, пад. множ- ого числа сущ-ых.

Составление предложений по ситуационным картинкам.

ОКТЯБРЬ 1-я

Огород. Овощи. Фрукты.

Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора.

Выработка

ротового

выдоха.

Комплекс

артикуляционных

упражнений

Выделение первого звука в цепочке из 2-3 гласных.

Постановка/

автоматизация

звука.

Закрепление обобщающих понятий.

Падежные конструкции: родительный падеж существительных.

Составление предложений по СК (сюжетной картинке).

2-я, 3-я

Сезонная

Одежда.

Обувь.

Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора Кузнецова

Выработка

ротового

выдоха.

Комплекс

артикуляционных

упражнений

Определение утрированного гласногов звуковой цепочкеиз2 гласных.

Постановка/

автоматизация

звука.

Развитие зрительного внимания и памяти.

Сравнение и обобщение.

Образование относительных прилагательных (материал, назначение, время).

Составление предложений по СК (сюжетной картинке).

4-я

Перелётные птицы.

Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора и речевым сопровождением.

Выработка

ротового

выдоха.

Комплекс

артикуляционных

упражнений

Звуковой анализ ряда из 2 гласных.

Воспроизведение цепочек из 3-4-х слов.

Постановка/

автоматизация

звука.

Овладение приёмами сравнения, обобщения и классификации.

Расширение глагольного словаря.

Составление по СК нераспространенногопред-ложения и его анализ.

НОЯБРЬ 1-я, 2-я

Дикие

животные

Детёныши.

Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора Кузнецова

Выработка

ротового

выдоха.

Комплекс

артикуляционных

упражнений.

Анализ ряда из 3-х гласных звуков.

Воспроизведение цепочек из 3-4 слов.

Постановка/

автоматизация

звука.

Овладение приёмами сравнения, обобщения и классификации.

Образование сущ. с уменьшительно-ласкат. суффиксами: - к -, - ик -. Образование притяжательных прилагат-х.

Составление предложений с предлогом У.

3-я , 4-я

Перелётные птицы. Дикие животные

Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора.

Выработка

ротового

выдоха.

Комплекс

артикуляционных

упражнений

Анализ ряда из 3-х гласных звуков.

Воспроизведение цепочек из 3-4 слов.

Постановка/

автоматизация

звука.

Овладение приёмами сравнения, обобщения и классификации.

Образование притяжательных прилагательных

Составление предложений с предлогом У.

ДЕКАБРЬ 1-я

Зима.

Зимние

забавы

Пальчиковаягимнастика с использованием ипликатора Кузнецова

Озвученный

выдох.

Усиление и

ослабление

силы

звучания

Комплекс артикуляционных упражнений, подготавливающий к постановке звука

Выделение заданного сочетания из 2-х гласных в ряду других звукосочетаний.

Постановка/

автоматизация

звука.

Совершенствование операций анализа, сравнения и обобщения.

Родительный падеж сущ-ых в единственном и множественном числе.

Составление рассказа по С К с опорой на вопросы и его пересказ

2-я, 3-я

Зимующие птицы.

Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора Кузнецова

Озвученный выдох.

Комплекс

артикуляционных

упражнений.

Выделение заданного сочетания из 2-х гласных в ряду других звукосочетаний.

Постановка/

автоматизация

звука.

Совершенствование операций анализа, сравнения, выделения существенных признаков, обобщения.

Образование притяжательных прилагательных

Составление предложений по СК. Пересказ рассказа с опорой на ССК.

4-я        Работа по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия

ЯНВАРЬ 3-я

Домашние животные.

Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора Кузнецова.

Озвученный выдох.

Комплекс

артикуляционных

упражнений.

Воспроизведение ряда из 4 слогов со сменой гласного. Воспроизведение цепочек из 4-х слов.

Постановка автоматизация дифференциация звуков.

Концентрация

зрительного

внимания.

Употребление сущ-ыхмнож-го числа в им., род. падежах.

Составление предложений по СК с предлогом У.

4-я

Домашние птицы.

Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора Кузнецова

Пение гласного с постепенным наращивание м громкости.

Комплекс артикуляционных упражнений, подготавливающий к постановке звука

Определение первого звука в прямых и обратных слогах.

Постановка автоматизация дифференциация звуков.

Ориентировка на листе бумаги. Совершенствование операций анализа.

Образование притяжательных прилагательных Согласование сущ-ых с количественными числительными.

Составление предложений по СК.

ФЕВРАЛЬ 1-я, 2-я

Транспорт.

Пальчиковая гимнастика на ипликаторе.

Пение глас, с наращивание м громкости.

Комплекс

артикуляционных

упражнений.

Определение первого звука в прямых и обратных слогах. Воспроизведение ряда из 4- х слов.

Постановка автоматизация дифференциация звуков.

Выделение существенных признаков и классификация.

Употребление приставочных глаголов.

Воспроизведение рассказа о движении машины.

3-я, 4-я

Профессии (строит-ые, военные, на транспорте)

Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора.

Пение гласного с наращивание м громкости.

Комплекс

артикуляционных

упражнений.

Определение первого звука в прямых и обратных слогах. Воспроизведение ряда из 4- х слов.

Постановка автоматизация дифференциация звуков.

Выделение существенных признаков и обобщение.

Активизация и обогащение глагольного словаря

глаголами-антонимами.

Пересказ с опорой на глаголы- антонимы.

МАРТ 1-я, 2-я

Женские профессии. Мамин день.

Пальчиковая гимнастика на ипликаторе.

Пение глас, с наращивание м громкости.

Комплекс

артикуляционных

упражнений.

Определение второго звука в прямых и обратных слогах из 2-х звуков.

Постановка автоматизация дифференциация звуков.

Развитие зрительного внимания и памяти.

Подбор нескольких определений к предметам и объектам.

Построение предложно- падежных конструкций.

3-я

Семья.

Пальчиковая гимнастика на иппликаторе.

Пение глас, на средней силе голоса.

Комплекс

артикуляционных

упражнений.

Определение второго звука в прямых и обратных слогах из 2-х звуков.

Постановка автоматизация дифференциация звуков.

Установление

родственных

связей

Падежные конструкции.

Пересказ с опорой на СКи предварительную беседу.

4-я, 5-я

Круглый год.

Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора.

Ослабление силы голоса при пении гласных.

Комплекс

артикуляционных

упражнений

Звуковой анализ прямых и обратных слогов из 2-х звуков

Постановка автоматизация дифференциация звуков.

Объяснение значения слов. Выделение признаков и сравнение.

Употребление предлогов ЗА, ПОСЛЕ, ДО, ПЕРЕД.

Составление предложений с союзом.

АПРЕЛЬ 1-я, 2-я

Продукты

питания.

Посуда.

Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора.

Ослабление силы голоса при пении гласных.

Комплекс

артикуляционных

упражнений

Определение первого звука в словах.

Постановка автоматизация дифференциация звуков.

Выделение существенных признаков и обобщение.

Употребление предлогов В, НА, ПОД.

Составление рассказа по ситуативным картинкам.

3-я, 4-я

Город. Улица. Дом. Мебель.

Пальчиковая гимнастика с использованием ипликатора.

Постановка автоматизация дифференциация звуков.

МАИ

1-я, 2-я

Круглый год.

Пальчиковая

Пение с

Комплекс

Определение первого и

Постановка /

Закрепление

Словообразование

Составление

Город.

гимнастика на

изменением

артикуляционных

последнего звуков в словах.

автоматизация

последовательности

прилагательных.

рассказа о

Улица. Дом.

ипликаторе.

высоты

упражнений

/ дифферен

и времён года.

городе по плану.

голоса.

циация звуков.

3-я, 4-я

Лето.

Пальчиковая

Чередование

Комплекс

Определение гласного в

Постановка/

Выделение

Активизация и расши-

Составление

гимнастика с

гласных на

артикуляционных

середине односложных

автоматизация

существенных

рение глагольного

предложений по

использованием

одном выдохе

упражнений

слов.

/ дифферен

признаков.

словаря и словаря

СК и воспомина

ипликатора.

высоты голоса.

циация звуков.

признаков.

ниям.


        


Приёмы работы по развитию фонематического восприятия на этапе постановки звука.

  1. Выделение звука из ряда других: - «хлопни, когда услышишь [...]»;

- «подними красный кружок, если услышишь [...]»;

  1. Воспроизведение звуковой цепочки гласных (АУ, УЭ, ИО, АУО, ИУЭ,ЭУА);
  2. Выделение первого гласного в звуковой цепочке:

-какой звук я тяну дольше других: ааау и т.д.;
-какой звук ты услышал первым:АУ,ИЭ и т.д.;

  1. Также выделение последнего гласного в цепочке из 2, 3-х звуков;
  2. Выделение гласного, находящегося в середине цепочки из 3-х звуков:

-какой звук я тяну дольше других; -какой звук ты слышишь в середине?

  1. Звуковой анализ цепочки из 2, 3-х гласных (последовательность, количество звуков);
  2. Выделение звуковой цепочки из 2-х гласных из ряда других:
  • хлопни, когда услышишь АУ: OA, ИЭ, УИ и т.д.;
  • подними кружок, если услышишь ОИ: ИУ, OA, ЭЫ;

Также со звуковой цепочкой из 3-х гласных.

Приёмы работы по развитию фонематического восприятия на этапе автоматизации звука.

1.        Выделение звука из ряда других:

«какой звук слышишь чаще других: рфсшссчзсхс»);.

2.        Выделение звука на уровне слога:

«какой слог лишний»: са - са - са - сэ;

«повтори - не ошибись»: са - са - са - сэ, са - са - сэ - сэ и т.д. );

3.        Выделение звука на уровне слова:

-        находится ли данный звук в слове;

-        назови слово с заданным звуком (из 2-х предложенных) на слух, по ПК с последующим увеличением количества слов));

-        придумай слово с заданным звуком (несколько слов);

-        найди на картинке слова-предметы с заданным звуком;

-        я показываю предметы, а ты называешь те, в которых есть заданный звук;

4.        Определение места звука в слове:

-        в каком месте слова (начале, середине, конце) ты слышишь заданный звук (с выклад-м схемы слова, без зрительн. опоры);

-        какой звук в слове слышишь до заданного звука, какой после (со зрительной опорой - схема, без зрительной опоры).

Приёмы работы по автоматизации звука.

1.        В отражённой речи (повторение ребёнком слогов, слов, словосочетаний, предложений за логопедом);

2.        По ПК: - назвать предмет;

-        назвать предмет ласково;

-        назвать предмет во множественном числе в именит., родит, падежах;

-        подобрать определение к предмету;

-        счет 1 - 10, 1 - 2 - много;

-        подобрать действие к предмету;

-        выбрать только те картинки, в названии которых слышится авт-мый звук;

-        разложить картинки в последовательности: те, в названии которых звук слышится в начале слова (середине, конце);

-        составление предложения со словом - предметом;

-        анализ составленного предложения (количество слов, место заданного слова в предложении);

3.        По СК: - составление предложений;

4.        Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений;

5.        По ССК: - составление рассказов;

6.        Пересказ услышанного текста.                        

Приёмы работы по дифференциации звуков.

1.        Сравнение артикуляционного уклада дифференцируемых звуков (объяснение, показ, схемы, условные обозначения).

2.        В отраженной речи:

-        повторение ребенком пары дифференцируемых звуков, слогов, слов, словосочетаний; предложений за логопедом.

3.        По ПК: - называние пары слов-картинок;

-счет «1 - 10», «1 - 2 - много» слова-предмета содержащего оба дифференцируемых звука;

-        добавление последнего слова в предложение, начатое логопедом;

-        ответ на вопрос предложением;

4.        По СК: - называние слов, содержащих оба дифференцируемых звука;

-        составление предложений по вопросу логопеда;

-        составление предложений самостоятельно;

5.        Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений;

6.        По ССК: - составление рассказов;

7.        Пересказ услышанного текста.

                                   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей ОНР - III уровня. - М., 1999.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М., 1998.
  4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! - СПб.: Издательский дом «Литера», 2001.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Издательство «Союз», 2001.
  6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб. «Образование», 1994.
  7. Методические рекомендации для учителей-логопедов ДОУ. Томское образование. Томск, №4, 2000.
  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, - СПб. 2001.
  2. Сиротюк АЛ. Коррекция обучения и развития школьников. М.: Сфера, 2001.

  1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2002.

  1. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
  2. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: «Просвещение», 2009.
  5. Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет  М.: «Просвещение», 2015 год

Модифицированная

коррекционно - развивающая программа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе Модифицированная психолого-педагогическая программа Автор модификации педагог-психолог Шоакбарова Светлана Ивановна

Пояснительная записка к рабочей (модифицированной) коррекционно-развивающей программе "Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе" Модификация педагога-психолога Шоакбаровой Св...

Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...

Рабочая модифицированная программа коррекционно-логопедической работы по развитию графических навыков в логопедической группе для детей с ОНР «ПУТЕШЕСТВУЯ ПО КЛЕТОЧКАМ, ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» (для детей 5-7 лет)

Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой предусматривает работу над графическими навыками и ра...

Коррекционно-логопедическая программа для детей с расстройствами аутистического спектра, отягощённое умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Коррекционно-логопедическая программа для детей с расстройствами аутистического спектра, отягощённое умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся по общеобразовательным программам»

Данная рабочая программа разработана для обучающихся по общеобразовательным программам (ООП) старшего дошкольного возраста (в условиях так называемого логопункта)....