Развитие слухового и речеслухового восприятия у детей с КИ
опыты и эксперименты по логопедии
Предварительный просмотр:
Представление собственного опыта
работы с детьми с кохлеарными имплантами
«Развитие слухового и речеслухового восприятия
у детей с кохлеарными имплантами»
учитель – логопед:
Щеглюк Татьяна Владимировна
Центр «Сознание»
Г. Красноярск
Как показывает статистика, ежегодно увеличивается количество детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации.
В настоящее время, кохлеарная имплантация является наиболее перспективным направлением реабилитации детей с тяжелыми формами тугоухости и глухоты.
Кохлеарный имплант позволяет слышать окружающие звуки и лучше ориентироваться в пространстве, а так же полноценно интегрировать глухого ребенка в среду слышащих детей.
Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, которая включает в себя:
- Медицинское обследование.
- Хирургическая операция.
- Реабилитация.
Самым важным является послеоперационный этап - это этап реабилитации, который начинается с самого первого дня, когда ребенку подключили речевой процессор.
Важную роль в послеоперационный период играет:
- Настройка и постоянное ношение речевого процессора
- Введение ребенка в нормальную речевую среду.
- Систематическая коррекционная помощь.
Коррекционная помощь включает в себя систематические занятия с:
- Сурдопедагогом.
- Логопедом.
- Психологом.
-Дефектологом.
- Родителями (Постоянный процесс общения с ребенком)
Роль семьи очень велика, родители принимают активное участие в обучении и развитии своего ребенка, помогают ему в достижении основной цели – развитие собственной полноценной речи.
Работа ведется на основе «слухового метода»,
автором которого является Королева Инна Васильевна..
4 этапа слухоречевой реабилитации детей после КИ:
1 этап – начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия
длительность 3 -12 недель
2 этап – основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ
длительность 6 – 18 месяцев
3 этап – языковой этап развития восприятия речи и собственной речи
длительность - более 5 лет
4 этап – период развития связной речи и понимания сложных текстов
Сегодня мы рассмотрим только два первых этапа слухоречевой реабилитации
детей с кохлеарными имплантами.
1 этап – начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия
Цели:
- Достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребёнку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (>6м);
(В решении первой задачи ведущая роль принадлежит аудиологу,
настраивающему процессор КИ. Наша задача состоит в том, чтобы подготовить ребенка к настройке процессора КИ. Для этого каждое занятие мы начинаем с УДР (условно двигательная реакция на звук) Выработав УДР – ребенок при настройках сможет сказать/показать слышит он звук или нет. Как он слышит звук: громко, тише, тихо.
ВИДЕОФРАГМЕНТ (Даша УДР, Семен УДР)
УДР вырабатывается постепенно: сначала совместно с родителями и педагогом,
затем самостоятельно.
- С опорой на артикуляцию на долгий звук ПАПАПА
- Без опоры на артикуляцию, только слуховое восприятие
на долгий звук ПАПАПА
- Без опоры на артикуляция на короткий звук.
- Счет звуков.
- Повторение произнесенных звуков.
- Выделение только заданного звука.
2. Вызывание у ребёнка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиями со звуками;
Педагог развивает начальные навыки слушания и
пользования звуками для общения
во время индивидуальных занятий, обучает родителей естественному речевому общению с ребенком (чтобы обратить внимание ребенка на окружающие звуки родитель проговаривает звук: молнию застегиваем – вжик, кнопочка щелкает – чик, телефон звенит динь – динь…)
3. Вызывание у ребёнка интереса к своему голосу, игре с голосом,
мотивации пользования голосом для общения.
Поощрять за любые попытки ребенка пользоваться голосом.
4. Обучение родителей приемам вызывания у ребенка интереса к звукам и слушанию, развитию у ребенка слуха и речи в ежедневных ситуациях, игре, целенаправленных занятиях.
1 этап – это основа для спонтанного развития процессов слухового и слухоречевого восприятия
Он соответствует периоду развития детей с нормальным слухом от рождения до 4 – 6 месяцев.
2 этап – основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ
Цели:
1.Достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ;
- С опорой на артикуляцию на долгий звук ПАПАП
- Без опоры на артикуляцию, только слуховое восприятие
на долгий звук ПАПАПА
- Без опоры на артикуляция на короткий звук.
- Счет звуков.
- Повторение произнесенных звуков.
- Выделение только заданного звука.
2. Развитие (формирование) всех мозговых процессов анализа звуков и речи
как звуковых сигналов
-- Обнаружение, различение, опознание звуков
-- Слуховое внимание
Развиваем произвольное и не произвольное внимание.
-- Слуховой контроль голоса, слухоартикуляторная координация
Учим ребенка повторять простое слово на слух, даже если он не знает его значения – так как параллелельно развивается голос. Увеличивается подвижность и переключаемость артикуляционного аппарата, развивается звукопроизношение.
-- фонематический слух (ИГРЫ на развитие фонематических процессов:
Различение простых близко звучащих слов: диван – банан,
Вагон – лимон
Палка – Галка
Дом - сом
Выделение начального звука в слове: Журнал смешариков
№3 стр.29
Пособие Н Созонова «Логопедическое слово»
- Фонематическое восприятие
- Фонематическое представление
- Ребусы (фонематический анализ)
Основа для развития узнавания и запоминания слов только на слух.
-- слуховая и слухоречевая память.
(Так как слуховые центры мозга не развивались в критический период – до 2 лет,
затруднено накопление словарного запаса у ребенка.)
- запоминаем не речевые звуки и соотносим их с предметом
- далее переходим к звукоподражания и простым словам.
3. Развитие мотивации к речевому общению и его начальных навыков
Это основа для спонтанного развития и понимания речи и собственной устной речи.
Соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 2 лет
При организации коррекционной работы с детьми с после кохлеарной имплантации необходимо учитывать особенности восприятия звуков и речи, которые определяются следующими причинами:
- Ребенок воспринимает речь с задержкой, так как кохлеарному импланту требуется время,чтобы закодировать и передать сигнал слуховому нерву.
-У детей в первые годы использования кохлеарного импланта недостаточно
развита слуховая память, внимание, скоростью обработки речи.
- Несформированностью слуховых центров мозга
Учитывая особенности восприятия звуков и речи у ребенка с кохлеарным имплантом, необходимо создать оптимальные условия, которые заключаются в следующем.
- Ребенок должен постоянно носить кохлеарный имплант, процессор кохлеарного
импланта должен быть хорошо настроен
- Во время занятий следует исключать шумы. Заниматься лучше в помещении, где низкий уровень отражения звуков от стен и потолка - реверберации (есть зановески, ковры, мебель)
- При общении с ребенком лучше находится рядом с ним со стороны импланта на расстоянии до 1 метра или перед ним.
- Прежде чем говорить с ребенком, нужно привлечь его внимание к себе.
- Говорить надо простыми фразами, выделяя голосом ключевые слова фразы.
- Говорить с ребенком надо голосом нормальной громкости, чуть медленнее, напевно, отчетливо произнося слова, но слитно.
- Надо выделять голосом наиболее тихие части слов, предлоги, окончания, безударные слоги.
- Следует постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и речи, повторять услышанный звук с ребенком (произвести действие). Это особенно важно в первый год после имплантации. Если ребенок услышал звук, надо научить его искать источник звука.
- Следует учить ребенка узнавать отдельные звуки речи, чтобы он мог хорошо воспринимать речь окружающих. Умение различать акустически сходные звуки речи используется также для контроля правильности настройки процессора кохлеарного импланта.
- У маленьких детей важно стимулировать любые голосовые реакции и попытки говорить, прося ребенка повторить произносимые вами слова или ответить на вопрос, давая ему образец ответа. Постарайтесь на занятиях и в обычных ситуациях общения создавать ситуации, которые подталкивали бы ребенка к использованию речи.
- Необходимо постоянно объяснять ребенку значение новых слов и фраз, проверять их понимание, стимулировать самостоятельно их использовать, а не только повторять.
- При общении с ребенком важно часто задавать ему вопросы, хотя первое время вам будет нужно самим на них отвечать. Это способствует развитию у ребенка мышления, понимания речи, а позднее стремления и умения самому задавать вопросы.
- Необходимо внимательно относится к речи ребенка, следить за правильностью построения высказывания, согласованием слов в высказывании. За правильностью словоизменения и словоупотребления. Поправляйте ребенка, если он ошибся, давая правильный вариант, просите ребенка повторить за вами.
Наши занятия посещают дети дошкольного возраста. Основным видом деятельности в этом возрасте является игра. Поэтому наши занятия мы проводим в игровой форме, с частой сменой деятельности. Процессы обучения стараемся заменять процессами научения. Так как ребенок научается многому самостоятельно, просто наблюдая за действиями взрослого, подражая им, общаясь с ними и делая что – то вместе, изучая – играя с разными предметами.
Получасовое занятие с ребенком (даже если оно проводится ежедневно) принципиально не может решить задачу развития речи у детей с нарушением слуха. Поэтому основной целью логопеда при работе с детьми - это обучение родителей развитию у ребенка слуха, пониманию устной речи, двигательных навыков и умственной познавательной деятельности при выполнении обычных ежедневных дел.
На наших занятиях обязательно присутствуют родители и являются равными партнерами занятия.
Приемы и методы, применяемые на занятиях с детьми с кохлеарными имплантами, для развития слухового и слухоречевого восприятия.
- УДР
Условно двигательная реакция на звуки речевые и неречевые.
Счет звуков при УДР.
Выделение заданного звука.
- Приемы помогающие вызвать интерес ребёнка к окружающим звукам.
Животные
Звуки встречающиеся в быту.
Звуки улицы.
- Развитие слуховой памяти
Музыкальные инструменты.
Найди, где спряталась картинка?
Найди пару.
- Вызывание у ребёнка интереса к своему голосу, игре с голосом,
Высоко – низко. (Игра с бабочками)
- Развитие мотивации пользования голосом для общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития.
Различение звуков речи - фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. С чего начинается формирование речевого восприятия? Вашему вниманию предлагаются упражнения для формиро...
Консультация для родителей «Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития»
Консультация для родителей детей имеющих задержку речевого развития, содержит игры для формирования фонематического слуха...
Развитие слухового и зрительного восприятия у детей раннего и дошкольного возраста.
Внимание и память-процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме.Поэтому задача взрослого состоит в том, чт...
Консультация на тему: "Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития" (2 - 3 года).
Данный материал может быть использован логопедами и родителями....
Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.
Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...
Дидактические игры на развитие слухового внимания и восприятия у детей сос сложной структурой дефекта
Дидактические игры на развитие слухового внимания и восприятия у детей со сложной структурой дефекта...
ПРОЕКТ на тему: «Развитие слухового внимания и восприятия у детей старшего дошкольного возраста у детей с ЗПР»
Актуальность проектаАктуальность проекта обусловлена требованиями ФГОС, которые направлены на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмо...