Картотека гимнастик для детей с ТНР подготовительной к школе группы комбинированной направленности по лексическим темам
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Картотека гимнастик для детей с ТНР подготовительной к школе группы комбинированной направленности по лексическим темам на 2018-2019 учебный год МБДОУ ДС КВ №7 с. Кухаривка МО Ейский район
Сентябрь
1 неделя тема: «Здравствуй, детский сад!» 03.09-07.09.2018г. |
Развитие мелкой моторики.
«Здравствуй, детский сад!» Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. (Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз).) Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы считать. (Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков.) Раз, два, три, четыре, пять (Разъединяют пальчики.) Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями.) Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: имитация жевания; для губ: «трубочка» - «бублик»; произносить звук О – беззвучно, шепотом, вполголоса, громко; для языка: самомассаж языка (покусывание); «накажем непослушный язычок губами» - пя-пя-пя; «Иголочка», «Киска лакает молоко».
Развитие дыхание и голоса . - вдох через нос, выдох через нос (5 раз), вдох через нос, выдох через рот (5 раз); - голосовые упражнения: произносить на одном выдохе звуки ИО. ( вдох – выдох) ио ______ ио ____________ ио _________________ Развитие высших психических функций Игра: «Найди отличия», «Подбери фигуру» Цель: развитие внимания, наблюдательности. Закрепить понятия звук, слово, предложение. Игры: «Звуки по сюжетной картинке» (тренировать в умении определять неречевые звуки), «Сколько слов в предложении?», «Составь предложение с данным словом» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka.docx | 100.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека гимнастик для детей с ТНР подготовительной к школе группы комбинированной направленности по лексическим темам на 2018-2019 учебный год МБДОУ ДС КВ №7 с. Кухаривка МО Ейский район
Сентябрь
1 неделя тема: «Здравствуй, детский сад!» 03.09-07.09.2018г. |
Развитие мелкой моторики. «Здравствуй, детский сад!» Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. (Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз).) Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы считать. (Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков.) Раз, два, три, четыре, пять (Разъединяют пальчики.) Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями.) Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: имитация жевания; для губ: «трубочка» - «бублик»; произносить звук О – беззвучно, шепотом, вполголоса, громко; для языка: самомассаж языка (покусывание); «накажем непослушный язычок губами» - пя-пя-пя; «Иголочка», «Киска лакает молоко». Развитие дыхание и голоса . - вдох через нос, выдох через нос (5 раз), вдох через нос, выдох через рот (5 раз); - голосовые упражнения: произносить на одном выдохе звуки ИО. ( вдох – выдох) ио ______ ио ____________ ио _________________ Развитие высших психических функций Игра: «Найди отличия», «Подбери фигуру» Цель: развитие внимания, наблюдательности. Закрепить понятия звук, слово, предложение. Игры: «Звуки по сюжетной картинке» (тренировать в умении определять неречевые звуки), «Сколько слов в предложении?», «Составь предложение с данным словом» |
2 неделя тема: «Овощи и фрукты» 10.09-14.09.2018г. |
Развитие мелкой моторики. «Компот». Будем мы варить компот, Левую ладошку держат «ковшиком», Фруктов нужно много. Указательным пальцем правой мешают. Вот: Будем яблоки крошить, Загибают по одному пальцу, начиная с Грушу будем мы рубить большого. Отожмем лимонный сок, Слив положим мы чуток. Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «мешают». Угостим честной народ. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: «Щечки – яблочки». Ваши щечки круглые, как яблочки. Надуть обе щеки. «Круглая виноградинка» Вытянуть губы вперед узкой трубочкой. «Банан». Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты. «Язычок воришка» пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами. «Качели». Язык поднимается за верхние зубы и опускается за нижние. «Чашечка» В ваши чашечки я налью сок. Развитие дыхание и голоса. «Ароматная груша» Отработка правильного дыхания через работу с образами. Ах, какая груша! Её можно скушать? (Представьте сочный и спелый плод груши.) Сладкая, приятная, очень ароматная! (А теперь закройте глаза и представьте, что вы вдыхаете аромат груши. Нежный, сладкий, душистый аромат груши… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Повторить несколько раз.) Развитие высших психических функций Игра «ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ» Цель: развитие мышления, внимания, воображения, речи. Водящий загадывает какой-либо предмет, находящийся в комнате. Он описывает предмет по цвету, форме, размеру, величине, при этом, не называя сам предмет. Дети в группе должны догадаться, что это за предмет. Закрепить характеристику звука А Игры: «Где спрятался звук», «Назови слово на А» Звуковой анализ слогов и слов со звуком А. |
3 неделя тема: «Я и моя семья» 17.09-21.09.2018г. |
Развитие мелкой моторики. Как у нас семья большая, да веселая (попеременно – ритмичные хлопки в ладоши и дары кулачками) Два у лавки стоят, Два учиться хотят, Два Степана у сметаны – объедаются. Две Дашки у кашки – питаются. Две Юльки у люльки – качаются. (Загибают на каждую фразу пальцы, начиная с большого на обеих руках)
Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: движение челюстью влево- вправо; для губ: спеть песенку: а-э-и-о-у-ы для языка: «язык – шалун» - открыв рот, двигать язык вверх - вниз Развитие дыхание и голоса . «Дедушка» (укрепление дыхательной мускулатуры) Дедушка спит, громко храпит: «Хр-р-р!...» (Стоя, ноги вместе, руки в стороны – вдох; присесть на всей стопе, обхватив голень, и, произнося «хр-р-р!», сделать выдох.) Развитие высших психических функций Игра: «БАБУШКА» Цель: развитие слуховой памяти, внимания, мышления, воображения. Дети садятся на стульчиках вкруг. Ведущий (педагог) начинает игру со словами: « Бабушка собралась в дорогу и взяла с собой (какую-то вещь), например – платок» и передаёт мешочек из ткани или сумочку ребёнку, стоящему справа. Тот в свою очередь повторяет за ведущим и «кладёт» какую-то свою вещь. Например, «Бабушка взяла с собой в дорогу платок и …расчёску». И так передаёт следующему. Игра повторяется, пока мешочек не вернётся ведущему. Закрепить характеристику звука У Игры: «Какой звук -1-ый», «Определи место звука У в словах» Звуковой анализ слогов и слов со звуком У |
4 неделя тема: «Грибы, ягоды» 24.09-28.09.2018г. |
Развитие мелкой моторики. «Грибы» (самомассаж пальцев рук) Топ-топ - пять шагов, в кузовочке пять грибов. (Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их) Мухомор красный – гриб опасный, А второй – лисичка, рыжая косичка. Третий гриб – волнушка, розовое ушко. А четвёртый гриб – сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб – белый, ешь его смело! (На каждое название гриба надавливают на каждый палец руки, начиная с мизинца, и загибают его, а большой палец выставляют вверх. Повторяют с пальцами другой руки.) Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: - для губ: оттянуть нижнюю губу к низу (передние нижние зубы видны), удержать под счет от 1 до 6-8, вернуть в исходное положение; для языка: прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы (4 раза); «пароход гудит» (ы-ы-ы) прикусывая широкий язык между зубами. Развитие дыхание . - голосовое упражнение над звонкостью голоса: вдох – на выдохе м-м-м-м-м; «Ягодка» (дыхательная медитация) Красна, сладка, душиста, Растёт низко, к земле близко. (Детям предлагается представить сладкую и спелую землянику. А теперь закройте глаза и представьте, что вы вдыхаете её аромат. Нежный, сладкий, душистый аромат земляники… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку; на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.) Развитие высших психических функций Игра: «НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ?» Цель: развитие мышления, внимания. Плоскостные геометрические фигуры, предметные картинки соответствующих форм. Каждый ребёнок выбирает в качестве образца какую-нибудь геометрическую фигуру и выбирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Например: круг (пуговица, тарелка, таблетка, мяч и т.д.), квадрат (коробка, монитор, ковёр, платок и т.д.). Усложнить упражнение можно убрав картинки, и предложив детям вспомнить, какие предметы данной формы они знают. Закрепить характеристику гласных звуков А, У Игры: «Подбери слово на заданный звук», «Где спрятался звук» Звуковой анализ слогов и слов со звуками А, У. |
Октябрь
1 неделя тема: «Народная игрушка» 01.10-05.10.2018г. |
Развитие мелкой моторики. Наши руки крендельком, - показать «кренделек» руками; Щечки будто яблоки. – показать «яблоко»; С нами издавна знаком - ладошки «обнимаются»; Весь народ на ярмарке. Мы игрушки расписные, - потирают ладошки друг об друга; Хохотушки вятские – Щеголихи слободские - сжимают и разжимают «замком»; Кумушки посадские. Дымковские барышни - ладошки плотно прижаты друг к другу, пальца соединить, разъединить; Всех на свете краше, А гусары – баловни - - отвести большие пальцы и держать вверх, остальные пальцы Кавалеры наши в кулачки. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: имитация жевания; для губ: «хоботок» - «лягушка»; произносить звук У затем И – беззвучно, шепотом, вполголоса, громко; для языка: прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы (4 раза); «пароход гудит» (ы-ы-ы) прикусывая широкий язык между зубами. Развитие дыхание и голоса . «Погреемся» (укрепление дыхательной мускулатуры) Мы красавицы матрешки Мы погреемся немножко, Мы похлопаем в ладошки! (Стоя, ноги вместе, руки в стороны – вдох; быстро скрестить руки перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнося «у-х-х!», «у-х-х!» - сделать несколько коротких выдохов с паузами, вернуться в и.п.) Развитие высших психических функций Игра: «СОБЕРИ ЦВЕТОЧЕК» Цель развитие мышления. Оборудование: карточки с предметными картинками. Каждому ребёнку выдаётся круглая карточка – середина будущего цветка (одному - платье, второму – слон, третьему – пчела и т.д.). затем игра проводится так же как и лото: ведущий раздаёт карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию. Закрепить характеристику звука О. Игры: «Хлопни, если услышишь звук О в словах», «Спой звук О» Звуковой анализ слогов и слов со звуком О. |
2 неделя тема: «Осень» 08.10-12.10.2018г. |
Развитие мелкой моторики. Ветер по лесу летал, - плавные волнообразные движения ладонями; Ветер листики считал. Вот дубовый, - загибают по одному пальчику на обеих руках; Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, Вот последний лист с осинки, - спокойно укладывают ладони на стол. Ветер бросил на тропинку. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: - для челюсти: попеременное открывание, закрывание рта; - для губ: «бублик» -«трубочка», «воздушный поцелуй», беззвучная артикуляция звуков А, У; - для языка: самомассаж языка (прикусывание – дя-дя-дя, расслабление – тя-тя-тя. Развитие дыхание и голоса. «Ветры»(отработка правильного дыхания) Дети делают короткий вдох носом и продолжительный выдох, произнося звук «с» и выполняя соответствующие движения. Мы подуем высоко: с-с-с… (Встают на носки, поднимая руки.) Мы подуем низко: с-с-с… (Приседают, руки на пояс.) Мы подуем далеко: с-с-с… (Вытягивают вперёд руки.) Мы подуем близко: с-с-с… (Подносят ладони ко рту.) Голосовое: изобразить завывание осеннего ветра: У-у-у-у-у-у-….. громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер) Развитие высших психических функций Игра: «МОЛЕКУЛА» Цель: развитие внимания, слухового восприятия, саморегуляции. Дети – атомы, свободно передвигаются по комнате. При слове «молекула», которое произносит педагог, все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу. Игру можно усложнить. Педагог-ведущий хлопает в ладони, подаёт команду «молекула» и называет число (2, 3, 4 и т.д.). Дети должны быстро объединиться по столько человек, сколько назвал ведущий. Закрепить характеристику звука И. Игры: «Узнай звук», «Вагончики», «Последнее окошко» Звуковой анализ слогов и слов со звуком И. |
3неделя тема: «Мир профессий» (сельское хозяйство) 15.10-19.10.2018г. |
Развитие мелкой моторики. «Мышки и пышки». Десять очень славных мышек - сжимать – разжимать кулачки Десять взять решили пышек. - изображать «толстый пирожок» Печь горячую открыли, - открывают ладошки «дверцы» К сковородке подскочили, - «бегут» по столу пальчиками указательным и средним Лапки все пообжигали, - поочередно пальчик отскакивает от стола В норку к маме побежали. - в неплотно сжатый кулак «забегают» пальчики Стала мама всех лечить, - каждый палец левой руки прижимать к центру Лапки в маслице мочить, ладони левой Пластырь клеить всем на ранки, - «клеить» на подушечки пальцев А потом давать баранки.
Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: - для челюстей: сомкнуть зубы, открыть – закрыть рот; - для губ: «почмокать» губами, «пошлепать» губами; - для языка: «Блинчик» - широкий язык лежит спокойно на верхней губе; удерживать язык у нижних зубов под счет от 1-5; покусать язык зубками. Развитие дыхание и голоса. «Косари» (отработка правильного дыхания) Раз! – косили, два! – косили: ж-ж-жух! ж-ж-жух! (Стоя на месте, вдох; на выдохе делают энергичные движения руками в стороны-вперёд.) Сено в копны все сносили: ш-ш-шух! ш-ш-шух! (Вдох – выдох, руки опустить вниз.) Развитие высших психических функций Игра: «Я ЗНАЮ 5 НАЗВАНИЙ» Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти. Дети стоят произвольно. Первый ребёнок берёт в руки большой мяч, начинает стучать им по полу и говорит: «Я знаю пять имён мальчиков: Миша – раз, Саша – два, Серёжа – три, Коля - четыре, Саша – пять». Затем передаёт мяч другому ребёнку. Тот стучит мячом об пол и говорит «Я знаю 5 названий городов…(цветов, деревьев, домашних животных, транспорта, обуви, посуды, овощей и т.д.). В последствие игру можно усложнить: «Я знаю 6 названий, 7 названий…» Закрепить характеристику звука Э Игры: «Сколько гласных Э в слове?», «Определи позицию звука в слове» Звуковой анализ слогов и слов со звуком Э. |
4неделя тема: «Мир профессий» (сельское хозяйство) 22.10-26.10.2018г. |
Развитие мелкой моторики. Велосипед Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: движение челюстью вправо – влево, резко опустить челюсть вниз; для губ: «улыбка» - «заборчик» - «окошко» (поочередно) 4-5 раз; для языка: язык «лопаточкой», «чашечкой», поднимаем к альвеолам и заводим моторчик: трррр (то же с мягким звуком /рь /) Развитие дыхание и голоса . - Если по свежему снегу гулять Нужно воздухом дышать. (Вдох через нос – выдох через рот) - «Пилим доски». Упражнение выполняется парами. Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед имитировать движения – «пилку досок», при этом произносить: Ж-ж-ж-ж. Повторять в течение 35-40 секунд. Развитие высших психических функций Игра: «МЕНЯЛКИ» Цель: развитие внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти. Дети сидят в кругу на стульчиках. Педагог предлагает поменяться местами тем, кто имеет какой-то одинаковый признак. Например, «Меняются местами те, кто мальчики, кто сегодня в платье, у кого голубые глаза, кто любит есть конфеты, кто умеет читать и т.д. Дети, имеющие данный признак, должны встать и быстренько поменяться местами. В последствие дети сами становятся водящими и придумывают признаки по очереди. Закрепить характеристику звука ы Игры: «Собери корзинку со словами», «Где спрятался звук ы?» Звуковой анализ слогов и слов со звуком ы. |
5 неделя октября Тема: «Домашние животные и их детёныши 29.10. – 02.11.18г. |
Развитие мелкой моторики. «Пять телят» Этот теленок пьет молоко. Этот теленок ушел далеко. Этот теленок травку жует. Этот теленок копытами бьет; Этот теленок мычит: «Му-му-му! Все разошлись! Скучно мне одному!» (Руки зажаты в кулачки. Пальцы раскрываются, начиная с мизинца)
Развитие артикуляционной моторики. _ Однажды наш щенок играл и весь измазался вареньем. Вот как он облизывался (упр. «Вкусное варенье») За это хозяйка прогнала его, и он убежал в лес. По дороге он чуть не наступил на грибок (упр. «Грибок») Но тут он услышал странный звук, что было очень похоже на гармошку (упр. «Гармошка». А потом он увидел дятла и подружился с ним (упр. «Дятел») Развитие дыхание и голоса . «Тили-бом…» (отработка правильного дыхания) Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом! Ты его потуши, Губы трубочкой сложи: (Свободный вдох, задержать дыхание.) «Фу-фу-фу…» (Сложить губы трубочкой – «огнетушитель» - и сделать три коротких редких выдоха.) Развитие высших психических функций Игра: « МЫШКА, КОШКА, СОБАКА» Цель: развитие внимания, мышления. Оборудование: 3 массажных колючих мячика разной величины. Дети сидят в кругу на стульчиках. Педагог-ведущий начинает рассказывать историю: « В старой ветхой избушке жили-были дед и баба, и завелась в их домике мышка». Передаёт самый маленький мяч по кругу. «Стала мышка везде бегать, шуршать и деду с бабой мешать. Тогда решили они завести кошку», вслед за маленьким мячиком передаёт по кругу – средний. Одновременно дети передают по кругу 2 мячика. «Стала мышка убегать, кошка догонять. Решили тогда дед с бабой завести собаку». Передаёт третий мячик вслед за двумя первыми. В кругу дети передают 3 мячика друг за другом. « Мышка убегает от кошки, кошка убегает от собаки». Передача всех мячей происходит 2-3 круга, затем педагог останавливает все мячи в своих руках. «Бегали они бегали, никто никого не догнал, устали и легли отдыхать». В игре нужно следить, что бы мячики передавались из рук в руки, и дети старались мячики не уронить. Закрепить характеристику звуков М-Мь Игры: «Синий – зеленый», «В гости к М» Звуковой анализ слогов и слов со звуками М-Мь |
Ноябрь
1 неделя Тема: «Мой дом, мой край родной» 06.11.-09.11.2018г. |
Развитие мелкой моторики. Утро настало, солнышко встало. – ладони с растопыренными мальцами скрестить; - Эй, братец Федя, разбуди соседей! - сжать кулак правой руки; большой палец правой руки направлен вверх и совершает круговые движения; - Вставай, Большак! - большой и указательный палец правой руки щелкают по большому пальцу левой руки; - Вставай, Указка! - щелчок по указательному пальцу; - Вставай, Середка! – щелчок по среднему пальцу; - Вставай, Сиротка! – щелчок по безымянному пальцу; И крошка Митрошка! – щелчок по мизинцу; Привет, Ладошка! - щелчок в центр ладони; Все потянулись и проснулись. – руки поднять вверх и потянуться. (Повторяя упражнение можно поменять руки). Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: - для губ и щек: нам весело и радостно живется в нашем селе, улыбнемся друг другу и всем его жителям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты). «Толстячки- худышки» - попеременно надувать и втягивать щека. - для языка: «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Язычок отдыхает на кроватке» - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости. Развитие дыхание . «Как у нас в селе гуси шипят». Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два три, четыре» - наклониться вперед и вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш-ш». Повторить 4-5 раз в медленном темпе. Развитие высших психических функций Игра: «СУША И ВОДА» Цель: развитие регуляции деятельности, внимания. Ведущим может быть как педагог, так и ребёнок. Когда ведущий произносит слово «суша» , игроки прыгают вперёд, когда говорит слово «вода» делают шаг назад. По желанию задания можно менять. Например, не прыгать, а поднимать руки, приседать. Слова ведущего так же могут изменяться: «берег - река», «море – земля» и т.д. Закрепить характеристику звуков В-Вь Игры: «Где спрятался звук?», «Подбери картинки к словам» Звуковой анализ слогов и слов со звуками В-Вь. |
2 неделя Тема: «Зимующие и перелетные птицы» 12.11.-16.11.2018г. |
Развитие мелкой моторики. «Кормушка». Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем. (ритмично сжимают и разжимают кулачки) Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей. Дятел в пестрых перышках (загибают по одному пальцу начиная с большого пальца) Всем хватило зернышек. (кулачки) Развитие артикуляционной моторики. - для челюсти: открывать и закрывать рот под счет до 5; резко опускать челюсть вниз; - для губ: «Трубочка», «Окошко» (5 раз); - для языка: «Лопатка», «Иголочка». Развитие дыхание и голоса . «Птичка» (укрепление дыхательной мускулатуры) Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно: (На вдохе руки-крылья поднимать.) «Чик-чирик!», «Чик-чирик!» (Два коротких выдоха с паузой после каждого из них.) Развитие высших психических функций Игра: «ГУСИ ЛЕТЯТ» Цель: развитие внимания, мышления, регуляции деятельности. В этой игре взрослый выступает в роли водящего. Он называет различных птиц, которые летают: «утки летят», «лебеди летят» и т.д. После этих слов дети должны поднять руки и помахать «крыльями», если названная птица действительно летает. Но когда водящий говорит, например «кошки летят», игроки стоят, не поднимая рук. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Самым внимательным все аплодируют. Взрослому нужно называть только тех животных и птиц, которые известны детям. Закрепить характеристику звуков Н-Нь. Игры: «Камень – подушка», «Две страны» - учить различать твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слогов и слов со звуками Н-Нь. |
3 неделя Тема: «Наша Родина -Россия» 19.11.-23.11.2018г. |
Развитие мелкой моторики. Небо синее в России, - загибают по одному пальчику на обеих руках; Реки синие в России. Васильки и незабудки Не растут нигде красивей. Есть и клены, и дубы, - пальцы на обеих руках изображают «ветки», сходящиеся расходящиеся; А какие есть грибы! - «гриб» - кулачок одной руки прикрывает сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба) Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: движение челюстью вправо – влево; резко опустить челюсть вниз; для губ: покусать нижнюю губу, покусать верхнюю губу, «улыбка» (зубы обнажены); для языка: «лопаточка»; сильно подуть на «лопаточку», чтобы язык завибрировал. Развитие дыхание и голоса. - Произнести звук И (без паузы) с усилением и повышением голоса и и и И И и и и - автоматизация нижне диафрагмального дыхания (руки на диафрагме) выдох шумный выдох стоя вдох Развитие высших психических функций. Игра: «ПОДБЕРИ ПАРУ» Цель: развитие логического мышления. Педагог прикрепляет к магнитной доске картинки. Расположение картинок: верхний ряд – фасоль, яблоко, чайник, петух, аист, кузнечик, лопата, ель, тюльпан, коза, воробей, волк; нижний ряд – пила, чашка, мандарин, индюк, горох, лебедь, лиственница, муравей, медведь, овца, синица, гвоздика. Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего рядя подходящую картинку из нижнего. Дети поочерёдно составляют пары и объясняют своё решение. Закрепить характеристику звуков П-Пь. Игры: «Переезд», «Найди парный слог» - тренировать в подборе парного слога к заданному Звуковой анализ слогов и слов со звуками П-Пь. |
4 неделя Тема: «Дикие животные» 26.11.-30.11.2018г. |
Развитие мелкой моторики. Массаж ладоней Ежик колет нам ладошки, Поиграем с ним немножко. Если будем с ним играть Ручки будем развивать. Ловкими станут пальчики, Умными девочки, мальчики. Ежик нам ладошки колет. Руки нам готовит к школе. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: - для челюсти: имитация жевания животных; - для губ: почмокать губами; «поплевать» на язычок; «поиграть» на гармошке; - для языка: мы прижмем язык губами (пя-пя-пя), а потом прижмем зубами (тя-тя-тя). Развитие дыхание и голоса . «Волк» (нормализация тонуса дыхательных мышц) Слышим мы в лесу зимой Злого волка громкий вой: (Голову поднять вверх, вдох.) «У-у-у-у-у…» (Губы сложить трубочкой и протяжно тянуть на выдохе, напрягая мышцы шеи.) Развитие высших психических функций. Игра: «СЛУШАЙ ХЛОПОК» Цель: развитие внимания, координации движений. Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки в стороны), на два хлопка – позу лягушки (присесть на корточки), на три хлопка – возобновить ходьбу. Время выполнения 5 минут. Закрепить характеристику звуков Т-Ть. Игры: «Чистоговорки», «Загадалки» - упражнять в определении места согласного звука в слове. Звуковой анализ слогов и слов со звуками Т-Ть. |
Декабрь
1 неделя Тема: «Посуда» 03.12.-07.12.2018г. |
Развитие мелкой моторики. «Машина каша». Маша каши наварила, - указательным пальцем правой руки «мешают» в Маша кашей всех кормила левой ладошке; Положила Маша кашу Кошке – в чашку, Жучке – в плошку - загибают по одному пальчику на левой руке; А коту в большую ложку. В миску курицам, цыплятам, И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, - разжимают кулачок; Все до крошки раздала - сдувают «крошки» с ладошки «Повар» (самомассаж пальцев рук) Повар каши наварил, кашу всем положил. (Растирают ладони круговыми движениями.) Кошке – в чашку, жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. В миску курице, цыплятам И в корытце поросятам. (Надавливают на каждый палец руки, начиная с мизинца, и загибают его) Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: - для челюсти: выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удерживать под счет; - для губ: «Улыбка – хоботок», «Заборчик»; - для языка: «Лопаточка» - «Иголочка» (смена упражнений), упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку. Развитие дыхание и голоса. - Вдох через рот, выдох через нос (5 раз); - «Самовар» пыхтеть на выдохе, - голосовые упражнения: произносить на одном выдохе. Вдох- ----- выдох: ауио _____ ауио ___________ ауио _________________ Развитие высших психических функций. Игра: «Что произойдёт, если…» Цель: Развивать воображение. Предложите ребёнку ответить подробно на предложенные вопросы. Например. Что будет, если оживут все сказочные герои? Что будет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая? Закрепить характеристику звуков К-Кь Игры: «Подарки для Кати» «Где спрятался звук?» Звуковой анализ слогов и слов со звуками К-Кь |
2 неделя Тема: «Зима» 10.12.-14.12.2018г. |
Развитие мелкой моторики. Раз, два, три, четыре, - загибают пальчики, начиная с большого; Мы с тобой снежок слепили. – «лепят», меняя положение ладоней; Круглый, крепкий, - показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят очень гладкий одной ладонью другую; И совсем – совсем не сладкий. – грозят пальчиком.
Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: улыбнулись; для языка: почистили нижние зубки; для губ: высунули язык «лопаточкой» и сдули снежинки со своего стола. Развитие дыхание и голоса . «Согреем ладошки» - подуть на ладошки, почувствовать теплое дыхание; Погреемся» (укрепление дыхательной мускулатуры) Мы погреемся немножко, Мы похлопаем в ладошки! (Стоя, ноги вместе, руки в стороны – вдох; быстро скрестить руки перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнося «у-х-х!», «у-х-х!» - сделать несколько коротких выдохов с паузами, вернуться в и.п.) Развитие высших психических функций. Игра: «Добавь слово» Цель: Развивать слуховую память. Один ребёнок называет какой- нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет кокое - либо своё. Третий ребёнок повторяет два слова и называет третье. Четвёртому придётся повторять уже три слова, а потом называть своё и т.д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т.е. будет увеличиваться объём памяти. Закрепить характеристику звуков С-Сь Игры: «Определи позицию звука в слове», «Синий – зеленый» Звуковой анализ слогов и слов со звуками С-Сь. |
3 неделя Тема: «Скоро Новый год» 17.12.-21.12.2018г. |
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Новый год». Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: - улыбнись; - сделай «Лопаточку»; - накажи непослушный язычок: пя-пя-пя; - а теперь положи язычок за нижние зубы и почисти их. Развитие дыхание и голоса . - Давайте совершим путешествие по планете на поезде. «Поезд движется», дети произносят: ч ч ч ч ч ч, «поезд останавливается», дети выдыхают: ч-ч-ч – шшшшшш….. Развитие высших психических функций. Игра: «Что лишнее?» Цель: Развивать умение находить общие и различные свойства, сравнивать предметы, объединять их в группы по какому-либо основному признаку. Закрепить характеристику звуков Х-Хь. Игры: «Кто услышал нужное слово?», «Подбери слова со звуками Х-Хь» Звуковой анализ слогов и слов со звуками Х-Хь. |
Январь
Февраль
1 неделя «Человек. Наше тело» 04.02. – 08.02.2019г. | ||
Развитие мелкой моторики.
Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: Упражнения: для челюсти: движение челюстью вправо – влево, резко опустить челюсть вниз; для губ: «улыбка» - «заборчик» - «окошко» (поочередно) 4-5 раз; для языка: язык «лопаточкой», «чашечкой», поднимаем к альвеолам и заводим моторчик: трррр (то же с мягким звуком /рь /) Развитие дыхание и голоса . Игра "ЭХО". Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов. Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо. Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ". Развитие высших психических функций. Игра: «Назови одним словом» Цель игры: развитие образно-логического мышления ребенка дошкольного возраста. Закрепить характеристику звуков Д-Дь. Игры: «Угадай, где спрятался звук», «Придумай слово со звуком Д, Дь», «Определи позицию звука в слове» Звуковой анализ слогов и слов со звуками Д-Дь. | ||
2 неделя «Животные жарких стран» 11.02. – 15.02.2019г. | ||
Развитие мелкой моторики. В жарких странах оказались, (пальцы шагают по столу (коленям) Очень долго удивлялись. (одна ладонь закрывает глаз, другая ухо – меняем) Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям; 2 раза – кулаками) Животных мы хотим найти. (одна рука –ребро, вторая –кулак – наоборот) Дети называют животных жарких стран. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: удержание рта открытым под счет до 10-ти; для губ: произнести беззвучно гласные звуки: а-э-о-у-ы-и; для языка: «Барабанщики» (язычком за верхними зубами: д-д-д-д-д-д-д); «Лошадка», «Грибок». Развитие дыхание и голоса . «Слоник» (регулировка процесса правильного дыхания) Я – весёлый слоник Бой, Я люблю играть с водой. Воду хоботом беру, А потом, как лейка, лью: (Вдох.) «С-с-с-с…» (Выдох.) Развитие высших психических функций. Игра: Игра «Следы» Цель: развитие воображения. Предложите ребенку понаблюдать за тем, какие следы оставляет кошка, собака, птичка (это особенно хорошо видно на снегу), расскажите и нарисуйте, или опросите нарисовать ребенка, какие следы оставляют другие животные. Закрепить характеристику звуков Г-Гь. Игры: «Какой звук есть во всех словах?», «Выдели слово с заданным звуком» Звуковой анализ слогов и слов со звуками Г-Гь. | ||
3 неделя «Защитники Отечества» 18.02. – 22.02.2019г. | ||
Развитие мелкой моторики. «Лошадки» По дороге ровной, гладкой, Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок. Скачет резвый табунок. (Пальчики «скачут» по столу)
Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: легкое постукивание зубами – губы разомкнуты; для губ: отставление нижней губы от зубов и десен; втягивание нижней губы внутрь рта; для языка: «Качели» - движение языком вверх- вниз: к верхней губе – нижней губе; к верхним – нижним зубам; к верхним – нижним альвеолам. Развитие дыхание и голоса . Шарик мой воздушный. Какой ты непослушный! Зачем ты отвязался, Зачем помчался ввысь? Вернись скорее, шарик! Вернись!.. Поднять руки вверх — вдох, медленно опускать вниз — длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш...». Развитие высших психических функций. Игра: «Опиши предмет» Цель: развитие произвольной зрительной памяти. Закрепить характеристику звука Ш. Игры: «В каком слове шипит змея?», «Определи позицию звука в слове», «Чистоговорки» Звуковой анализ слогов и слов со звуком Ш. | ||
4 неделя «Земноводные» 26.02. – 01.03.2019г. | ||
Развитие мелкой моторики. Рыбка плавает в водице - сложили вместе ладони, изображают, как плавает рыбка; Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, - грозят пальчиком; Мы хотим тебя поймать. – медленно сближают ладони; Рыбка спину изогнула - снова «плавает рыбка»; Крошку хлебную взяла. - хватательные движения; Рыбка хвостиком махнула, - снова «плывут» и прячут ладошки под стол. Рыбка снова уплыла. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удерживая её в таком положении 6-8 секунд, вернуть в исходное положение; - для губ: покусывать нижнюю губу; покусывать верхнюю губу; пошлепать губами; - для языка: поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю (3 раза). Развитие дыхание и голоса . «Ныряльщики». Дети «превращаются» в «ныряльщиков». - Сейчас мы спустимся подводу. Вдох через нос («нырнули»), выдох через рот («вынырнули») – 2 -3 раза. - Голосовые упражнения: звуком Э спеть песенку, например «Солнышко лучистое». Развитие высших психических функций. Игра: «Слушай и исполняй» Цель: развитие двигательной памяти Закрепить характеристику звуков С-Ш, продолжить работу по дифференциации звуков С-Ш. Игры: «Начало, середина, конец», «Картинки для Саши», «Подарки для Шуры» Звуковой анализ слогов и слов со звуками С-Ш. |
Март
1 неделя «Мамин день» 04.03. – 07.03.2019г. | ||
Развитие мелкой моторики. «Доброта» Если пальчики грустят – Доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони) Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит (трясем кистями) Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем («моем» руки, дышим на них) К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу) Гладить ласково начнем. ( гладим ладонь другой ладонью) Пусть обнимутся ладошки, Поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат) Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать. (каждый палец зажимаем в кулачке)
Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: спокойное открывание и закрывание рта; для губ: «улыбка – трубочка» (чередование) для языка: «чистим» нижние зубки, «чашечка». Развитие дыхание и голоса . - «Обед». Кто готовит праздничный обед 8 Марта? (папа) Какие запахи на кухне? (вкусные) Давайте почувствуем эти запахи: Вдох через нос – выдох через нос; вдох через нос – выдох через рот (несколько раз). - Голосовые упражнения: спеть звуком А знакомую песенку о маме. Развитие высших психических функций. Игра: «Полслова за тобой» Цель: развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух. Закрепить характеристику звуков Й- А Игры: «Подбери слово, которое начинается на Й», «Посчитай звуки и буквы в словах» Звуковой анализ слогов со звуками Й-А | ||
2 неделя «Весна» 11.03. – 15.03.2019г. | ||
Развитие мелкой моторики. Стучат всё громче дятлы, Встаёт пораньше солнце, Бегут ручьи под горку, А из под старой травки Уже глядит цветок… Раскрылся колокольчик Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: удерживать рот под счет до десяти; для губ: одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю, удерживать под счет; для языка: «Чашечка»; «Чистим зубка» (нижние); «Лопаточка» - подуть на пушинку. Развитие дыхание и голоса . - Если по траве гулять Нужно воздухом дышать. (Вдох через нос – выдох через рот) - «Жужжание жука» жжжЖЖЖ… (с усилением силы голоса) Развитие высших психических функций. Игра: «Когда это бывает?» Цель: развитие внимания, мышления, речи. Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным педагогом. В ходе игры повторяются временные категории. Закрепить характеристику звука Ж Игры: «В каком слове жужжит?», «Назови первый звук в слове» Звуковой анализ слогов и слов со звуком Ж. | ||
3 неделя «Мир профессий» 18.03. – 22.03.2019г. | ||
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Такие разные дела». Раз, два, три, четыре! Дети, (Сжимают пальчики по одному в кулачки) Много дел на белом свете. (Разжимают пальчики по одному из кулачков) Вот военные идут - они границу берегут. (Пальчики «шагают») А швея иглу берет и одежду людям шьет. (Имитируют движения руки с иглой при шитье) Дворник улицу метет, звонко песенку поет (Подражают движения дворника) Птичница во двор пришла, курам зерна принесла. (Выполняют упражнение «Кормление птиц»)
Развитие артикуляционной моторики. - Сейчас мы с вами превратимся в маляров, упражнение «Маляр». Красить потолок пора, Пригласим маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведем вперед – назад - Наш маляр работе рад. - А теперь мы пекари «Блинчик», швеи «Иголочка» Развитие дыхание и голоса . - Руки на коленях: развести руки в стороны на вдох, обнять себя и выпрямиться на выдох ( 4 раза); - Произносить: ммма, мммо, ммму, мммэ, мммы Развитие высших психических функций. Игра: «Будь внимателен!» Цель: развитие устойчивости и переключения внимания Закрепить характеристику звука Л Игры: «Пароход гудит», «Подарки для Луши» Звуковой анализ слогов и слов со звуком Л | ||
4 неделя «Животные и птицы весной» 25.03. – 29.03.2019г. | ||
Развитие мелкой моторики. «1. Пальчиковая гимнастика «Стайка».
Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: удерживать рот под счет до десяти; для губ: одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю, удерживать под счет; для языка: «Чашечка»; «Чистим зубка» (нижние); «Лопаточка» - подуть на пушинку. Развитие дыхание и голоса . - Если по траве гулять Нужно воздухом дышать. (Вдох через нос – выдох через рот) - «Жужжание жука» жжжЖЖЖ… (с усилением силы голоса) Развитие высших психических функций. Игра: «Раскрась только перелетных птиц» Цель: развитие внимания, мышления Закрепить характеристику звука Ль. Игры: «Подарки для Лили», «Где спрятался звук Ль?» Звуковой анализ слогов и слов со звуком Ль. |
Апрель
1 неделя «Продукты питания. Здоровье» 01.04. – 05.04.2019г. | ||||||||||||
Развитие мелкой моторики.
Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: «Щечки – яблочки». Ваши щечки круглые, как яблочки. Надуть обе щеки. «Спрячем конфету за щечку». Надувать поочередно, то правую, то левую щеку. «Блинчик». Широкий язык лежит спокойно на верхней губе. «Чашечка». В Катину «чашечку» я налью апельсиновый сок, а в Никитину – яблочный, в Дашину – сливовый. Какой сок налить тебе, Саша? Развитие дыхание и голоса. «Разговор овощей» (укрепление дыхательной мускулатуры) Произнесение слогов посредством дыхания без напряжения голосовых связок. Как-то овощи на грядке заговорили по порядку. Горох: « Ох! Ох! Ох»! Тыква: « Ква! Ква! Ква!» Кабачок: « Чок! Чок! Чок!» Репа: « Па! Па! Па!» Огурцы: «Цы! Цы! Цы!» и т.д. (Спокойный вдох и выдох, на выдохе – произнесение слогов.) Развитие высших психических функций. Игра: «Каскад слов» Цель: развитие слуховой кратковременной памяти Закрепить характеристику звуков Л-Ль Игры: «Преобразуй», «Определи позицию звука в слове» Звуковой анализ слогов и слов со звуками Л-Ль | ||||||||||||
2 неделя «Космос» 08.04. – 12.04.2019г. | ||||||||||||
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Путешествие в космос»
Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: легкое постукивание зубами – губы разомкнуты; для губ: вращательное движение губами; «улыбка – трубочка» (чередование) для языка: круговые движения языком: по губам, по зубам, за зубами. Развитие дыхание и голоса . - Дифференциация носового и ротового дыхания; - Голосовое упражнение «Ракета»: повышение и понижение голоса при произнесении звука У-у-у-у-у…. Развитие высших психических функций. Игра: «4-ый лишний» Цель: развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. Закрепить звуковую характеристику З-Ж, продолжить работу по дифференциации звуков З-Ж. Игры: «Жук – комар», «Начало, середина, конец», «Хлопни, если услышишь звук Ж в словах» Звуковой анализ слогов и слов со звуками З-Ж | ||||||||||||
3 неделя «Мебель»15.04. – 19.04.2019г. | ||||||||||||
Развитие мелкой моторики. - Ножки, спинка и сиденье – левая ладонь вертикально вверх к ей нижней части Вот вам стул на удивленье приставляется кулачок; - У стола четыре ножки, - левая рука в кулачок, сверху опускается ладошка. Сверху крышка, как ладошка. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: открывание и закрывание рта; движение челюстью вправо – влево; для губ: покусать верхнюю губу нижними зубами; покусать нижнюю губу верхними зубами; удерживание улыбки под счет до 5-8; для языка: «почистим зубки» (нижние). Развитие дыхание и голоса . - Вдох через нос, выдох через рот (5 раз). - Сдувание ватного шарика со стола (упражнение «Подуй на язычок»). - Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе. Вдох – выдох : иуаэ_____ иуаэ ___________ иуаэ ________________ Развитие высших психических функций. Игра: «Что будет, если…» Цель: развитие вербального воображения Закрепить характеристику звуков Р-Рь Игры: «Подарки для Ромы и Риты», «Рычащее слово» Звуковой анализ слогов и слов со звуками Р-Рь | ||||||||||||
4 неделя «Комнатные растения» 22.04. – 25.04.2019г. | ||||||||||||
Развитие мелкой моторики. «Цветы» Утром алые цветки (округлить ладони, раздвинуть пальцы) Раскрывают лепестки. Ветерок подует – (двигают ладони вправо-влево) Цветики волнует. А под вечер все цветки (постепенно смыкают пальцы) Закрывают лепестки, Головой качают, (покачивают «бутонами») Тихо засыпают. (подкладывают сложенные руки под щеку) Только солнышко взойдет, (сжимают и разжимают пальцы) Мак на грядке расцветет. Бабочка-капустница (соединяют большие пальцы, остальными машут) На цветок опустится. Поглядишь – а у цветка (сжимают и разжимают пальцы) Больше на два лепестка. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: - для челюсти: резкое откидывание челюсти вниз: Рассердился язычок, крепко стиснул кулачок. Разбежался сильно он, дверь открыл и вышел вон! - для губ: «Немые песенки» (беззвучно произносить звуки а-о-э-и-у-ы); - ля языка: язык «лопаткой», «иголочкой», горбиком», «чашечкой» Развитие дыхание и голоса. «Ветры»(отработка правильного дыхания) Дети делают короткий вдох носом и продолжительный выдох, произнося звук «ш» и выполняя соответствующие движения. Ветер колышет листочки на деревьях. Мы подуем высоко: ш-ш-ш … Мы подуем низко: ш-ш-ш… Мы подуем далеко: ш-ш-ш… Мы подуем близко: ш-ш-ш… Голосовое: изобразить завывание ветра: У-у-у-у-у-у-….. громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер). Развитие высших психических функций. Игра: «Угадай цветок по описанию» Цель: развитие мышления Закрепить характеристику звуков Ф-Фь Игры: «Придумай слово со звуком Ф», «Поймай слог со звуком Фь» Звуковой анализ слогов и слов со звуками Ф-Фь | ||||||||||||
5 неделя «День Победы» 29.04. – 03.05.2019г. | ||||||||||||
Развитие мелкой моторики.
Развитие артикуляционной моторики. Проговорите чистоговорки: ШУ-ШУ-ШУ – я флажком машу, машу. ША-ША-ША – вот флажок для малыша. ШИ-ШИ-ШИ – ты флажком маши, маши. ШО-ШО-ШО – получилось хорошо. ШУ-ШУ-СУ – я флажок несу, несу. СУ-СУ-ШУ – я флажком машу, машу. Развитие дыхание и голоса . - Дифференциация носового и ротового дыхания; - Голосовое упражнение «Ракета»: повышение и понижение голоса при произнесении звука: У-у-у-у-у…. Развитие высших психических функций. Игра: «Дорисуй фигуру из кляксы» Цель: развитие мышления, воображения. Закрепить характеристику звуков В-Вь, Ф-Фь. Игры: «Посели в домики», «Где спрятался звук?». Звуковой анализ слогов и слов со звуками В-Вь, Ф-Фь. |
Май
1 неделя «День Победы» 06.10. – 10.05.2019г. | ||||||||||||
Развитие мелкой моторики. Капитан Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв. Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами, Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: легкое постукивание зубами – губы разомкнуты; для губ: вращательное движение губами; «улыбка – трубочка» (чередование) для языка: круговые движения языком: по губам, по зубам, за зубами. Развитие дыхание и голоса . - Дифференциация носового и ротового дыхания; - Голосовое упражнение «Дирижер военного оркестра»: повышение и понижение голоса при произнесении слогов: Тё – тё – тё… Развитие высших психических функций. Игра: «Раскрась вторую половину» Цель: развитие концентрации внимания Закрепить характеристику звука Ц Игры: «Придумай слово на Ц», «Определи позицию звука Ц в словах» Звуковой анализ слогов и слов со звуком Ц | ||||||||||||
2 неделя «Пресмыкающиеся» 13.05. – 17.05.2019г. | ||||||||||||
Развитие мелкой моторики. «Осторожно, крокодил!» Пять маленьких рыбок играли в реке Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. Лежало большое бревно на песке Руки прижаты друг к другу. переворачиваем их с боку на бок И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение Вторая сказала: «Но здесь глубоко!» Качаем сомкнутыми ладонями А третья сказала: «Мне хочется спать» Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит Четвёртая стала чуть-чуть замерзать Быстро качаем ладонями – дрожь А пятая крикнула: «Здесь крокодил! Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот Плывите отсюда чтоб не проглотил!» Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: легкое постукивание зубами – губы разомкнуты; для губ: вращательное движение губами; «улыбка – трубочка» (чередование) для языка: круговые движения языком: по губам, по зубам, за зубами. Развитие дыхание . Бабочки. Перед детьми "зеленые полянки" с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к "полянке". Дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу "Красная бабочка полетела" дети дуют на бабочек красного цвета и т.д. Развитие высших психических функций. Игра: «Бывает – не бывает» Цель: развитие мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи) Закрепить характеристику звука Й Игры: «Ловушка», «Определи позицию звука Й в словах» Звуковой анализ слогов и слов со звуком Й | ||||||||||||
3 неделя «Школа. Школьные принадлежности» 20.05. – 24.05.2019г. | ||||||||||||
Развитие мелкой моторики.
Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: движение челюстью вправо – влево, резко опустить челюсть вниз; для губ: «улыбка» - «заборчик» - «окошко» (поочередно) 4-5 раз; для языка: язык «лопаточкой», «чашечкой», поднимаем к альвеолам и заводим моторчик: трррр (то же с мягким звуком /рь /) Развитие дыхание и голоса . Покатай карандаш. Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш. Развитие высших психических функций. Игра: «Найди лишний предмет» Цель: развитие мышления, внимания, наблюдательности Закрепить характеристику звука Ч Игры: «Чайная семейка», «Начало, середина, конец» Звуковой анализ слогов и слов со звуком Ч. | ||||||||||||
4 неделя «Наша планета: «Цветы, насекомые» 27.05. – 31.05.2019г. | ||||||||||||
Развитие мелкой моторики.
Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: удержание рта открытым под счет до 10-ти; для губ: произнести беззвучно гласные звуки: а-э-о-у-ы-и; для языка: «Барабанщики» (язычком за верхними зубами: д-д-д-д-д-д-д); «Лошадка», «Грибок». Развитие дыхание и голоса . В лесу. Детям предлагаются картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания. «Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит: О-о-о! Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют.) Петя шел по лесу, искал ягоды и заблудился. Петя стал кричать: ау-ау-ау! Давайте поможем Пете. (Дети повторяют.) Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много ягод набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел: у-у-у! (Дети повторяют.) Развитие высших психических функций. Игра: «Составь фигуру» Цель: развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана Закрепление пройденного материала Игры: «Придумай слово», «Строим дорожку» «Поймай слог», «Подбери рифму», «Домики» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.
Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития реч...
Картотека подвижных игр с речевым сопровождением для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.
Предлагаемая Вашему вниманию картотека подвижных игр с речевым сопровождением может быть использована в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развити...
Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме: «Транспорт» (подготовительная к школе группа комбинированной направленности для детей с ТНР)
Методичекая разработка содержит весь необходимый материал для организации коррекционного процесса....
Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по лексической теме «Животные жарких стран»
Задание 1. Показать ребенку картинки с изображением диких животных, живущих в жарких странах: жирафа, бегемота, зебру, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, носорога.Рассказать об их ...
Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по лексической теме «Семья»
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"21965800","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] Вспомните, что называется семьей. Кто может быть члено...
Методическая разработка "Подвижные игры с речевым сопровождением для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам"
Представленная разработка будет полезна для инструкторов по физической культуре, логопедов и воспитателей групп комбинированной направленности для детей с ОНР....
Картотека стихотворений для заучивания в подготовительной к школе группе с тнр по лексическим темам
Данная картотека может помочь воспитателю в подборе стихотворений для заучивания по лексическим темам, изучаемым в группах с ТНР....