СИНКВЕЙН
учебно-методическое пособие по логопедии
Предварительный просмотр:
Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми, необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.
Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.
Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.
Синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
-отрываются новые творческие интеллектуальные возможности;
-способствует обогащению и актуализации словаря;
-используется для закрепления изученной темы;
-является игровым приемом
Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.
Правила составления дидактического синквейна:
В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?
Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)
В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.
Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?
Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Его форма напоминает ёлочку.
Педагогическая ценность синквейна
- Обогащает словарный запас.
- Активизирует и развивает мыслительную и речевую деятельность.
- Учит краткому пересказу.
- Позволяет ребенку почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Таким образом, прием составления синквейна носит характер комплексного воздействия. Не только развивает речь, но и способствует развитию ВПФ (мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия).
Этапы работы по составлению синквейна с детьми
I этап:
Знакомство с понятиями «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», различение понятий.
Подбор слов-признаков, слов-действий к существительному.
Знакомство с графическим обозначением понятий.
Постановка вопросов к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.
II этап:
Знакомство с понятием «предложение».
Дифференциация понятий «слово»- «предложение».
Знакомство с графическим обозначением предложения.
Составление предложений разного типа.
III этап:
Знакомство с алгоритмом стихотворения.
IV этап:
Совместное составление стихотворения с педагогом, родителями.
V этап:
Выразительное рассказывание сочинения ребенком.
О чем можно составить синквейн?
- о природе;
- о картине и литературном герое;
- о маме и папе;
- о настроении;
- по всем лексическим темам.
Дидактический синквейн можно использовать:
- Для закрепления изученной лексической темы.
- Для закрепление понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
- На занятиях по развитию связной речи.
На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь дидактического синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов.
Например:
Кто? - Медведь.
Какой? - Мохнатый, большой.
Что делает? - Рычит, Лакомится, Спит.
Предложение - Зимой спит в берлоге.
Ассоциация - Зверь.
Осень
Красивая,золотая
Приходит,дарит, радует
Пора листопада.
Волшебница. (Миша)
Осень.
Золотая, красивая
Льёт,опадают,вдохновляет.
Мне тоскливо и зябко.
Листопад. (Владик)
Список использованной литературы:
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
- Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.
- Гин А. Приемы педагогической техники. – М. :Вита-Пресс, 2003
- Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).
- Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006)
Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синквейн для дошкольников.
Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации таких детей свидетельствует о том, что лишь 14% из них ...
Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».
Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.Непременным условием для всестор...
Презентация для воспитателей, родителей "Что такое синквейн и как его составлять?"
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное...
Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти и на уроках в...
Метод синквейна в форме игры "Волшебная лесенка Синквейна".
В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), испытывают трудност...
МЕТОД СИНКВЕЙНА В ФОРМЕ ИГРЫ «ВОЛШЕБНАЯ ЛЕСЕНКА СИНКВЕЙНА»
В своей работе мы часто сталкиваемся с проблемой, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки...
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...