Консультация "Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Но развитие ребенка не всегда осуществляется в соответствии с правилами и нормами анатомии и физиологии. И в этом случае происходит изменения, затрагивающие различные системы (например, нервную систему) маленького организма, в результате возникает сбой в функционировании этих систем. Чаще всего эти нарушения касаются речевого развития ребенка, а конкретнее это нарушение произношения звуков.
Мои воспитанники – дети 6 -7 лет, посещающие логопункт при МДОУ № 6 «Ягодка», имеющие различные нарушения речи, при которых на первом месте стоят дефекты звукопроизношения.
Правильная организация коррекции произносительной стороны речи – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Основной целью коррекционной работы над произношением звуков в условиях логопункта является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке в сравнительно сжатые сроки. Поэтому необходим экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков.
Одним из таких способов является метод мнемотехники.
Метод мнемотехники позволяет добиться значительных результатов в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста .
- создание благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребёнка;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка;
- интеграция образовательных областей;
- использование игровых и проектных методов;
- внедрение интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволяющих вовлекать родителей в педагогическую деятельность, делать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей и способствует их дальнейшему успешному обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_prezentatsii.docx | 31.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №6 «Ягодка»
Консультация для учителей – логопедов в рамках деятельности районных методических объединений: «Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники»
Учитель – логопед
I квалификационной категории
Салахова
Светлана Алексеевна
2014 год
Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Но развитие ребенка не всегда осуществляется в соответствии с правилами и нормами анатомии и физиологии. И в этом случае происходит изменения, затрагивающие различные системы (например, нервную систему) маленького организма, в результате возникает сбой в функционировании этих систем. Чаще всего эти нарушения касаются речевого развития ребенка, а конкретнее это нарушение произношения звуков.
Мои воспитанники – дети 6 -7 лет, посещающие логопункт при МДОУ № 6 «Ягодка», имеющие различные нарушения речи, при которых на первом месте стоят дефекты звукопроизношения.
Правильная организация коррекции произносительной стороны речи – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Основной целью коррекционной работы над произношением звуков в условиях логопункта является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке в сравнительно сжатые сроки. Поэтому необходим экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков.
Одним из таких способов является метод мнемотехники.
Слайд 2
Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в логопедической работе по постановке и автоматизации звуков дает значительную положительную динамику. Положительный эффект достигается взаимодействием психических функций и систем детского организма, созданием обходного пути, ассоциативного воспроизведение ранее полученных знаний, умений и навыков.
Слайд 3
При формировании правильного произношения с применение мнемотехники происходит развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. У ребенка формируется умение управлять закодированной графической информацией и производить ее перекодировку, в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание, ребенок учится читать рисунки. При формировании правильного звукопроизношения путем мнемотехники происходит целенаправленное воспитание словесной памяти путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала, формирующих нацеленность на последующее воспроизведение, развивающих мотивацию, строящихся на смысловом способе воспроизведения.
В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребенок может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти.
Слайд 4
Этапы логопедической работы
Слайд 5
Использование мнемосхем позволяет ребенку четко представить работу артикуляционного аппарата и быстро выучить комплекс артикуляционной гимнастики. Веселая гимнастика, выполняемая при помощи наглядной модели, улучшает качество запоминания и воспроизведения движений органов артикуляции.
Слайд 6
Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
– знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.
Слайд 7
Предпочтительно одноцветные картинки-символы, предложенные Марьей Федоровной Фомичевой, вызывают у детей запоминающийся зрительный образ, который концентрирует и уточняет восприятие соответствующего согласного звука.
Слайд 8
При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна. На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука.
Слайд 9
При необходимости (например, при работе с дизартриками) используется и жестовый символ, который подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору для его восприятия и расширяя звуковую рецепцию.
Слайд 10
Для постановки основных звуков к каждому занятию разработаны мнемотаблицы. Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей — начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.
Слайд 11,12,13 Представление мнемотаблиц
По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.
Слайд 14
Закрепление звука в слогах
(уточняется положение артикуляционных органов при произношении гласных звуков и каждый звук изображается с помощью символа (артикулемы)
С детьми заучивается стихотворение о гласных звуках с помощью мнемосхемы.
«Гласные звуки петь мы рады, нет во рту для них преграды. А, О, У, И, Э, Ы – их запомним мы».
Слайд 15
Параллельно с работой над постановкой нарушенного согласного звука идет работа над гласными звуками. Это необходимо для соединения неречевых символов гласных звуков и согласных. В процессе коррекции звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии закрепление большинства вновь сформированных звуков, предлагается начинать со структуры слогов типа СГ, а затем переходить к структуре «гласный-согласный» (ГС). В ряде случаев (например, при формировании звуков [с], [с'], [р], [р']), допускается введение звука прежде в слог структуры ГС.
Слайд 16
Введение нового звука в активное пользование в слогах и словах очень эфффективно осуществлять, используя логопедические чистоговорки.
Слайд 17
Работа по автоматизации звука на третьем этапе строится таким образом:
- Рассматривание таблицы и того, что на ней изображено.
- Перекодирование информации , т. е. преобразование из символов в образы.
- После перекодирования осуществляется проговаривание текста с опорой на символы (образы), т. е. происходит отработка метода запоминания
Слайд 22
Ежик и жук
Жук жужжит,
Над ежом кружит,
А ежик лежит,
На жука глядит.
Ты, жук, жужжи,
Ты, жук, кружи,
А я полежу,
На тебя погляжу!
Слайд 23
Для автоматизации звуков в текстах, насыщенных данными звуками, мной используются Логопедические тетради авторов И. В. Баскакина, М. И. Лынская.
Цыпленок Цып
У Цоколочки были курица и цыпленок. Цыпленок рос очень самостоятельным, послушай об этом историю и, опираясь на картинки и стрелочки, перескажи.
Курица снесла яйцо.
Из яйца вылупился цыпленок Цып.
Цып любит гулять под акациями.
Под акациями цветут цветы.
На цветах — аппетитные гусеницы.
Гусеницы нравятся Цыпу.
Слайд 24
Таким образом, приемы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно возрастает их эффективность
Слайд 25
Метод мнемотехники позволяет добиться значительных результатов в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста .
- создание благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребёнка;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка;
- интеграция образовательных областей;
- использование игровых и проектных методов;
- внедрение интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволяющих вовлекать родителей в педагогическую деятельность, делать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей и способствует их дальнейшему успешному обучению в школе.
Литература:
- Волкова Л.С. Логопедия, Москва, 1998 г.
- Олейник Н.А. Технология «Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008 г.
- Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников (5 лет). – М.: Издательство «Книголюб».
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, Москва, 1997 г.
- «Учебник мнемотехники» Козаренко В.А., Тренировка памяти.
- Цоколочка. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Ц / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2009
ССЫЛКИ на полезные сайты:
http://www.7ya.ru/article/Mnemotehnika/
http://logoped18.ru/logopedist/mnemotablitsy-avtomatizatsiya-r-l.php
http://logopsi.ucoz.com/
http://www.boltun-spb.ru/mnemo.html#mtable (Болтунишка)
http://logomag.ru(Логопед-волшебник)
http://logoburg.com/(Логобург)
http://mersibo.ru/( развивающие логопедические игры для детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)
Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа
Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.
Развитие связной речи с использованием метода мнемотехники у детей младшего дошкольного возраста....
Презентация к Консультации "Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники"
Мои воспитанники – дети 6 -7 лет, посещающие логопункт при МДОУ № 6 «Ягодка», имеющие различные нарушения речи.Правильная организация коррекции произносительной стороны речи – ...
Закрепление навыков правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием игрового комплекса "Кладоискатели"
quot;Кладоискатели" представляет собой игровой комплекс, включающий в себя различные варианты игр на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста....