Проект "Моя весёлая азбука"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 компенсирующего вида г. Можайска.
Долгосрочный творческий, совместный с родителями проект на тему:
«Моя весёлая азбука».
Автор проекта: учитель-логопед
Новосёлова Ю.И.
Можайск 2016 г.
Актуальность взаимодействия учителя-логопеда и родителей в коррекционном процессе.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
А. Дистервег
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с отклонениями в речевом развитии, поэтому вопрос комплексного подхода в коррекции речевой патологии, укреплении и сохранности детского здоровья, является особенно актуальным.
Успех коррекционно-воспитательной работы учителя-логопеда определяется продуманной системой, в основе которой тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника. Оно подразумевает не только распределение задач между участниками педагогического процесса для достижения единой цели. Взаимодействие подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым.
Родители - естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство - любовь к своему ребенку. Логопеду важно организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка.
Формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей
.
Проект учителя-логопеда «Весёлая азбука»
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
А. Дистервег
Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе и предупреждение ошибок в чтение и письме. Нам хорошо известно, что развитие ребёнка в большой степени зависит от участия родителей, но в последние годы мы вынуждены наблюдать, что для многих родителей понятие «школьная готовность» заменилось понятием «умение читать». Родители чуть ли не с рождения начинают учить детей узнавать буквы, приобретая для этой цели всевозможную литературу и пособия, не всегда отвечающие требованиям методики обучения грамоте (это всевозможные «говорящие азбуки», компьютерные игры и программы, обучающие компьютеры и т. п.) . Потом мы слышим от родителей: «Ребёнок знает все буквы, но не может прочитать слог». Не всегда получается убедить родителей полностью доверить обучение грамоте детей специалистам, поэтому я решила привлечь родителей к совместной деятельности по обучению детей грамоте. В связи с этим возникла идея создания совместного творческого проекта, которому дали название «Весёлая азбука». К участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Вид проекта:
- Долгосрочный.
- Творческий.
- Совместный с родителями.
Цель проекта:
- Обучение грамоте и подготовка детей к школе посредством совместного творческого взаимодействия с родителями.
- Профилактика нарушений чтения и письма.
- Активизация самостоятельной познавательной деятельности детей.
- Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы.
- Оптимизация коррекционной работы с каждым ребенком
- Развитие у детей творческих способностей.
- Развитие ВПФ (воображение, внимание, мышление, память, речь).
Условия реализации проекта:
Заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Участники проекта:
Учитель-логопед, воспитанники и их родители.
Творческим результатом совместной работы являются:
Альбомы каждого ребёнка «Весёлая азбука».
Эффективность использования проекта
Для детей | Для родителей | Для учителя-логопеда | Для ДОУ |
Положительная динамика речевого развития; сокращённое по времени овладение знаниями и умениями; | Положительная оценка деятельности учителя-логопеда; | Положительный психологический климат между логопедом и родителями; | благоприятные условия для профессионального роста педагога; |
Сроки проведения проекта
2016 – 2017 учебный год. Старшая группа.
2017 – 2018 учебный год. Подготовительная группа.
Содержание деятельности проекта.
Форма проведения мероприятия и тема. | Ответственный |
Проведение родительского собрания «Учите детей играя». Выполнение домашней работы по заданию логопеда. Изготовление страниц «Весёлой азбуки». Практикум для родителей на тему: «Звук и буква» Оформление стенда для родителей на тему: «Игры со звуковыми символами» Оформление стенда для родителей на тему: «Подготовка руки к письму». Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего возраста». Консультация для родителей на тему: «Подготовка ребёнка к школе». Оформление стендов «Вышли буквы погулять». Оформление стенда для родителей на тему: «Звуковой анализ слова». Оформление стенда для родителей: «К чтению готов?» Индивидуальные беседы с родителями по профилактике дисграфии у ребёнка. Логопедическое развлечение для детей с родителями «В гостях у королевы Азбуки» Конкурс поделок «Моя любимая буква» | Учитель-логопед
Родители, дети Родители, дети Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед, родители, дети. Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед Родители, дети |
В начале года на собрании родители знакомятся с программой обучения, особенностями работы педагогов в логопедической группе, подробно обсуждается с родителями предстоящая совместная работа.
Занятия по обучению грамоте строятся на основе логопедической азбуки Косиновой и пособий Бардышевой Т. Ю. и Моносовой Е.Н. На занятиях дети знакомятся со звуками, их характеристикой, учатся находить звук в словах, подбирать слова на изучаемый звук и т. Д. Далее осуществляется знакомство с буквой. После изучения каждой буквы на логопедических занятиях, дома дети с родителями изготавливают странички своей азбуки, посвящённые изученной букве.
В группе с помощью логопеда происходит презентация своей странички. Ребёнок рассказывает, с кем делал страничку, загадывает остальным детям загадки, рассказывает стихотворения. После этого странички скрепляются в книжку. Все книжки хранятся в свободном доступе для детей, и они с родителями имеют возможность брать и пролистывать книжки в свободное время.
Я предложила родителям ответить на несколько вопросов, связанных с работой над проектом. Один из вопросов звучал так: «Что дала работа над проектом Вам и вашему ребёнку? »
Среди отзывов родителей были такие:
• Массу положительных эмоций.
• Общение, контакт с ребёнком, интерес к знаниям.
• Умение дружно выполнять работу.
• Совместный труд, интерес к поиску материала.
• Совместное чтение книг и общение.
• Учит усидчивости, внимательности, старательности.
• Более глубокие знания о буквах.
Такая совместная работа создаёт благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценного личностного развития.
Индивидуальные книжки-малышки
Коллективные книжки-малышки
Выставка поделок «Моя любимая буква»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весёлая азбука
Красочная азбука в интересных картинках....
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весёлая азбука»
Занятие с использованием фонетической сказки и мнемокарточек по гласным звукам и буквам....
Весёлая азбука в стихах
В материале на каждую букву даны стихотворения и чистоговорки....
Весёлая азбука
Сценарий обучающего развлечения, формирующий интерес к познанию...
Развитие речи. Создание альбома"Весёлая азбука" подготовительная группа.
Хочу представить вам наш мини прект по развитию речи и подготовке к обучению грамоте"Весёлая азбука". Цель:содействие развитию интеллектуального потенциала детей,готовность к школе,вовлечение род...
Дидактический материал из фетра "Весёлая азбука"
Данный материал был разработан для обучения чтению детей старшего дошкольного возраста, основным стимулом данного материала и познавательной деятельности становится не указание воспитателя, а естестве...
Конспект НОД по речевому общению: «Весёлая азбука» (грамота) в подготовительной группе.
Задачи:Образовательные: упражнять в умении выделять гласные и согласные звуки, делить слово на слоги , определять количество слогов составлять предложения , работать со схемой предложений , упраж...