"Норма и патология звукопроизношения у дошкольников 3-4 лет".
консультация по логопедии (младшая группа)

Светлана Степановна Яроцкая


консультация для педагогов младших групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_zvpryarotskaya.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей вторых младших групп.

"Норма и патология звукопроизношения у дошкольников 3-4 лет".

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребёнком искажённо, с очень неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи он овладевает лишь постепенно.

Примерные сроки усвоения звуков речи:

1-2 года

2-3 года

3-5 лет

5-6 лет

А  О  Э

П  Б  М

И Ы У

В   Ф

Т  Д  Н

Г  К  Х   Й

С   З  Ц

Ш   Ж

Ч   Щ

Р

Л

Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие:

  • нарушение слуха и слуховой дифференциации звуков речи;
  • нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата;
  • нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов);
  • неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.

Нарушение звукопроизношения возникает:

-   Вследствие подражания ребенком неправильному звукопроизношению взрослых. Особенно плохо, когда в семье есть косноязычные.

-         Педагогическая запущенность, когда взрослые уделяют мало внимания воспитанию, не следят за речью ребенка.

-         Снижение слуха. У тугоухих детей трудности в различении свистящих и шипящих звуков ( ш - с, ж - з ), звонких и глухих согласных ( д - т, б - п).

-         Умственная отсталость ребенка.

Во многих случаях две или даже несколько причин могут наблюдаться одновременно.

Наиболее типичными несовершенствами звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста являются следующие:

-        смягченность речи  ("лезецька" - "ложечка", "сюмоцька" - "сумочка")

-        замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими ("сюба" - "шуба" "сяпка" - "шапка")

-        звуки Р , Л не произносятся, замена их другими ("юка", "люка" -

рука), ("вампа", "ямпа" - лампа).

-        замена заднеязычных звуков переднеязычными К - Т, Г - Д, ("торова" - "корова", "дулять" - "гулять")

-        оглушение звонких звуков ("шук" — "жук")

Профилактика нарушений звукопроизношения.

Для формирования правильного звукопроизношения используются приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

- образец правильного произношения,

- развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений рече- двигательного аппарата;

- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);

- хоровые и индивидуальные повторения;

- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

- образная физкультурная пауза;

- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Правила для взрослых.

Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопится, не " съедать " слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна " подделка " под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно ( "смори" - "смотри" , "не бежи" - "не беги", "ваще" - "вообще" ).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

Обязанность взрослых - приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.

 

 

11.10.2017 г.                                       Подготовила и провела  учитель-логопед:    С.С. Яроцкая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика связной речи детей в норме и патологии

В статье рассматривается состояние связной речи, словарного запаса, характеристика грамматического строя речи, звукопроизношение детей в норме и патологии....

Одаренность - норма или патология?

Помните, что ваш ребенок особенный, очень чувствительный, он нуждается в заботе и теплоте. И знайте, что в будущем у вас обязательно будет повод им гордиться!...

Возрастные закономерности психомоторного развития в норме и патологии.

В статье говорится о возростных кризах детей от 2 до 7 лет....

Лекция для педагогов «Норма и патология возрастного развития».

Цель: Психологическое просвещение. Ознакомление педагогов МДОУ с идеями психологов  Э. Эриксона и А. Маслоу о развитии личности, основных возрастных этапах, структуре самоактуализирующей ли...

Тема эссе : « Одаренность – норма или патология?»

Тема эссе : « Одаренность – норма или патология?»Я согласна с мнением, что каждый человек по своему одарен и считаю, что если развивать определенные наклонности , то в дальнейшем его достижения докажу...

Детский онанизм: норма или патология?

Вы застали своего ребенка за игрой с половыми органами? Вы были настолько шокированы и потрясены, что не знали, как реагировать? Что это: забава, распущенность или болезнь?   ...

Для родителей самых маленьких: развитие речи в норме и патологии.

Консультация для родителей детей младшего возраста. О речевом развитии ребёнка, начиная с 2-х месячного возраста в норме и патологии ....