"Норма и патология звукопроизношения у дошкольников 3-4 лет".
консультация по логопедии (младшая группа)
консультация для педагогов младших групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_zvpryarotskaya.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей вторых младших групп.
"Норма и патология звукопроизношения у дошкольников 3-4 лет".
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребёнком искажённо, с очень неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи он овладевает лишь постепенно.
Примерные сроки усвоения звуков речи:
1-2 года | 2-3 года | 3-5 лет | 5-6 лет |
А О Э П Б М | И Ы У В Ф Т Д Н Г К Х Й | С З Ц Ш Ж Ч Щ | Р Л |
Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие:
- нарушение слуха и слуховой дифференциации звуков речи;
- нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата;
- нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов);
- неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.
Нарушение звукопроизношения возникает:
- Вследствие подражания ребенком неправильному звукопроизношению взрослых. Особенно плохо, когда в семье есть косноязычные.
- Педагогическая запущенность, когда взрослые уделяют мало внимания воспитанию, не следят за речью ребенка.
- Снижение слуха. У тугоухих детей трудности в различении свистящих и шипящих звуков ( ш - с, ж - з ), звонких и глухих согласных ( д - т, б - п).
- Умственная отсталость ребенка.
Во многих случаях две или даже несколько причин могут наблюдаться одновременно.
Наиболее типичными несовершенствами звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста являются следующие:
- смягченность речи ("лезецька" - "ложечка", "сюмоцька" - "сумочка")
- замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими ("сюба" - "шуба" "сяпка" - "шапка")
- звуки Р , Л не произносятся, замена их другими ("юка", "люка" -
рука), ("вампа", "ямпа" - лампа).
- замена заднеязычных звуков переднеязычными К - Т, Г - Д, ("торова" - "корова", "дулять" - "гулять")
- оглушение звонких звуков ("шук" — "жук")
Профилактика нарушений звукопроизношения.
Для формирования правильного звукопроизношения используются приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:
- образец правильного произношения,
- развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений рече- двигательного аппарата;
- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);
- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);
- хоровые и индивидуальные повторения;
- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);
- образная физкультурная пауза;
- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Правила для взрослых.
Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопится, не " съедать " слогов и окончаний слов.
Совершенно неуместна " подделка " под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно ( "смори" - "смотри" , "не бежи" - "не беги", "ваще" - "вообще" ).
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.
Обязанность взрослых - приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.
11.10.2017 г. Подготовила и провела учитель-логопед: С.С. Яроцкая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика связной речи детей в норме и патологии
В статье рассматривается состояние связной речи, словарного запаса, характеристика грамматического строя речи, звукопроизношение детей в норме и патологии....
Одаренность - норма или патология?
Помните, что ваш ребенок особенный, очень чувствительный, он нуждается в заботе и теплоте. И знайте, что в будущем у вас обязательно будет повод им гордиться!...
Возрастные закономерности психомоторного развития в норме и патологии.
В статье говорится о возростных кризах детей от 2 до 7 лет....
Лекция для педагогов «Норма и патология возрастного развития».
Цель: Психологическое просвещение. Ознакомление педагогов МДОУ с идеями психологов Э. Эриксона и А. Маслоу о развитии личности, основных возрастных этапах, структуре самоактуализирующей ли...
Тема эссе : « Одаренность – норма или патология?»
Тема эссе : « Одаренность – норма или патология?»Я согласна с мнением, что каждый человек по своему одарен и считаю, что если развивать определенные наклонности , то в дальнейшем его достижения докажу...
Детский онанизм: норма или патология?
Вы застали своего ребенка за игрой с половыми органами? Вы были настолько шокированы и потрясены, что не знали, как реагировать? Что это: забава, распущенность или болезнь? ...
Для родителей самых маленьких: развитие речи в норме и патологии.
Консультация для родителей детей младшего возраста. О речевом развитии ребёнка, начиная с 2-х месячного возраста в норме и патологии ....