Конспект НОД "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по логопедии
Игровые упражнения на развития: дыхания, словаря, общей и мелкой моторики, связной речи, грамматического строя речи, словообразования, зрительной памяти, мышления, внимания; игр. упр. по синтезу слов и звуков; образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_puteshestvie_v_osenniy_les.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в осенний лес.
Программа содержания.
- Актуализировать знания детей по лексическим темам :«осень», «деревья», «грибы».
- Совершенствовать грамматически правильную речь детей, умение пользоваться примерами словообразования и словоизменения.
- Закрепить программный материал по обучению детей грамоте.
- Развивать связную речь.
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать память, внимание, мышление детей в игровой форме.
- Формировать мелкую и общую моторику, тренировать координацию движения и речи.
- Формировать навык учебной деятельности.
- Формировать учебные навыки: слушать и слышать своих товарищей, взрослых, отвечать на вопросы по одному, поднимая руку.
Оборудование:
- игрушки для сюрпризных моментов: кукла, собака, волк, Лесовичок;
- бубен;
- экран;
- природный материал: листья, ветки, ягоды, шишки;
- пособие по словообразованию «подберезовик»;
- наглядный индивидуальный раздаточный материал: картинки с изображением грибов;
- корзинка, лукошко;
- картинка «замок»;
- пособие «осенние деревья»;
- доска, цифры, буквы разрезной азбуки.
Литература:
- 1000 загадок: Популярное издание для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997г;
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991г;
- Материалы картотек.
Предварительная работа:
- Чтение, заучивание стихов;
- Рассматривание иллюстративного материала по темам: «осень», «деревья», «грибы»;
- Словарная работа по данным лексическим темам;
- Тренировка памяти, внимания, мышления;
- Выполнение игровых заданий, направленных на усвоение программного материала подготовительной логопедической группы.
Ход НОД.
Мотивационно-побудительный этап.
Приветствие. Показ куклы.
- К нам сегодня пришла девочка Маша.
Организационно-поисковый этап.
- Когда кто-то приходит в гости, мы от радости хлопаем в ладоши.
Игра «Хлопни, как я».
Игра «Сыграй в бубен, как я».
- Маша собралась в лес. С собой она пригласит тех детей, кто правильно назовет первый звук в словах:
Тропинка лес поляна
Клюква лужайка кусты
Мухомор дорога корзина
Брусника волк сосна
- В лес Маша возьмет верную собаку. Собака не простая, Маша учит ее говорить. Что она пытается вам сказать (передавать игрушку).
Игровое упражнение по синтезу слов и звуков:
Грибы лес пень
Яма кочка ветер
Туча дождь ветка
Куст ручей речка
- Маша назвала песика Дружок. Какой первый звук вы слышите в его кличке?
Игровое упражнение «Хлопни, если услышишь звук Д».
- Звуки
- Слоги
- Слова
(губы логопеда закрыты экраном).
Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
- Я разрешу пойти в лес с Машей тому ребенку, кто сумеет к Машиному слову подобрать ласковое:
Дуб рябина береза
Елка осина лес
Еж заяц волк
Формирование обобщений.
- Как назовем одним словом дуб, рябину, березу, осину. Что это? ( деревья)
- Как назовем ежа, зайца, волка, лису, белку? Кто это? (дикие животные)
Развитие общей моторики. Речь с движением:
Мы идем тропинками,
Мы идем дорожками,
Мы идем с корзинками,
Мы идем с лукошками.
Ручеек по жердочке перейдем
И полянку светлую мы найдем.
Развитие дыхания.
- Как хорошо в лесу! А какой воздух! Подышали им:
Носом – вдох
А выдох – ртом
Дышим глубже, а потом
Марш на месте, не спеша
Как погода хороша!
Развитие словаря.
- Сейчас вы глубоко вдыхали воздух в лесу. Какой он? (свежий, чистый, прохладный, грибной, лесной, осенний)
Развитие общей моторики.
- Ребята! За нами наблюдают чьи–то внимательные глаза.
Руки подняли и покачали ( это деревья в лесу),
Руки нагнули, кисти встряхнули (ветер сбивает росу).
Развитие словаря.
- Чтобы вы знали, в какое дерево превратились, я выдам каждому из вас ветку, лист или шишку с дерева.
- Ты кто? (сосна, елка, рябина, дуб, клен, береза, каштан).
Сюрпризный момент.
- Ребята, вы стали очень похожи на деревья и тот, кто наблюдал за вами издалека, решил выйти. А был это Лесовичок (игрушка).
Развитие связной речи.
Лесовичок задает вопросы каждому ребенку.
- Дубок, чем ты покрыт?
- Рябина, зачем тебе корни?
- Клен, какого цвета у тебя листочки летом?
- Береза, какого цвета у тебя листочки осенью?
- Каштан, какого цвета листочки зимой?
- Рябина, что появляется на твоих ветках весной?
- Как называется явление, когда листики с деревьев опадают?
- В какое время года то бывает?
- Про какие деревья говорят: «Зимой и летом одним цветом?»
- Что осенью может вырасти под деревом?
- Что выше дерево или куст?
- Что ниже дерево или трава?
Развитие грамматического строя речи.
- «Ох, ну и похожи же эти молодые деревья на детей». - подумал Лесовичок - «Проверю я их еще раз».
- Лист с дуба, какой?
- Шишка с сосны какая?
Развитие мелкой моторики.
- Ребята, вы правильно ответили, что когда листья осенью опадают, то это называется листопад. Расскажем про него:
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
Вот последний лист осинки
Ветер бросил на тропинку.
Развитие словообразования.
- Ребята, я подумала, неужели такие хорошие дети не понравятся Лесовичку? Я решила признаться, что вы не березки и не елочки».
«Хорошо, - ответил Лесовичок, - я разрешу вам погулять по моему лесу, если вы отгадаете загадку».
Показ картинок.
- Как называется дерево? (береза)
- Что это? (гриб)
- Как называется гриб, который растет под березой?
- Как называется гриб, который растет под осиной?
Развитие связной речи.
- Лесовичок услышал правильные ответы и разрешил нам пособирать грибы в его лесу. Что ты нашел?
Детям раздаются картинку с изображением грибов.
Речевая игра.
- Расскажите стихотворение и покажите свой грибок.
Тип-топ, пять шагов,
В туесочке пять грибов,
Мухомор красный – гриб опасный,
А второй – лисичка – рыжая косичка,
Третий гриб волнушка – розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок – бородатый старичок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело.
Развитие зрительной памяти.
Игра «Спрячь грибок»
Дети переворачивают изображения грибов, чтобы их не было видно.
- Вспомните, кто нашел (название гриба)?
Развитие словаря.
Логопед ставит корзину и предлагает детям положить в нее те грибы, которые съедобны.
- Почему не положили мухоморы? Какие это грибы?
Развитие мышления.
- Ребята, пока мы собирали грибы, кто-то подобрался к нам совсем близко.
На овчарку он похож
Что ни зуб, то острый нож.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (волк)
Развитие словаря.
- Этот волк самый злой и вредный зверь в лесу. Он всегда делает и говорит все наоборот.
Большой – маленький
Новый – старый
Горячий – холодный
Чистый – грязный
Тяжелый – легкий
Веселый – грустный
Физкультминутка.
Развитие зрительного внимания.
Игра «Запретное движение»
- Не хотелось бы нам стать обедом для волка. Попытаемся спрятаться от него за деревьями. У деревьев стволы толстые, ветки широко раскинуты, нас и не будет заметно. Волк увидит нас, если только вы поднимите руки в стороны, вот так. Это будет запретное движение. Выполняйте все как я, но не забывайте про запретное движение, опускайте руки вниз, если я покажу его.
- Молодцы, волк никого не заметил и ушел искать добычу в другую сторону.
Развитие мышления.
Загадка.
- А вы, пока стояли за деревьями, ничего не почувствовали?
Поглядите, поглядите,
Потянулись с неба нити.
Что за тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить.
Ждем, когда же ты пройдешь
Ну а ты все льешь и льешь! (дождь)
Физкультминутка.
Дождик, дождик, кап-кап-кап,
Мокрые дорожки
Нельзя по лесу гулять,
Мы промочим ножки.
Развитие мелкой моторики.
- Лесовичок предложил укрыться от дождя у него в избушке. На двери избушки висит волшебный замок, попробуем его открыть.
Картинка «Замок».
На двери висит замок
Кто его открыть бы мог?
Протянули, прокрутили,
Постучали и открыли.
Обучение грамоте.
- Да, дождь был очень сильный и ветер – настоящая буря. От такой непогоды поломались деревья. Из окон избушки виден бурелом.
Детям предъявляется пособие.
- Приглядитесь внимательно к бурелому, вы ничего не замечаете? Что запуталось в ветках?
Дети называют цифры и буквы, обводят их указкой. Про У рассказывают стихотворение.
У – сучок, в любом лесу
Ты увидишь букву У.
Упражнение «Уберите цифры, оставьте буквы».
Игры с буквами: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что добавилось?
На доске остаются две буквы А У.
- Прочитайте.
Развитие слухового внимания.
- АУ! – это кто-то заблудился. Наверное, кто-то из наших детей, ведь я даже не проверила все ли дошли до избушки Лесовичка. Попробуем отгадать, кто это кричит.
Дети несколько раз играют в игру «АУ». Последний раз аукает взрослый.
- Да это же Машу мама ищет, ведь мы так долго были в лесу. Да и нам пора возвращаться в детский сад.
Развитие грамматического строя речи.
- Лесовичок пообещал, что поможет нам сразу очутиться на месте, если мы научим говорить правильно.
Исправить ошибку:
- Наступить поздняя осень
- Часто идти дождь
- Дуть холодный ветер
- Листья падать с деревьев
- Птицы улетать в дальние края
- Люди ходить в лес
- Мама собирать грбы
- Дети собирать клюква.
Рефлексивно-коррегирующий этап.
- Вот мы и оказались опять в детском саду.
Оценка работы детей. Прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на осеннюю тематику «Осень продолжается!»
Систематизировать и дополнить знания детей об осенних дарах природы....
Конспект игрового занятия "Осень, осень золотая...".
Для старшей группы...
Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»
Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...
Конспект интегрированного занятия "Осень, осень в гости просим"
В конспекте представлен материал по уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о характерных признаках осени и осенних явлениях....
Конспект занятия Дары осени.Золотая осень смешанная дошкольная группа
Цель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об овощах, фруктах.Задачи:• Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фрукто...
Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».
Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...
Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.
методическая разработка: конспекта игрового досуга для детей разновозрастной группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...