ЗАНЯТИЕ ПО ГРАММАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «ЗВУК Б, БЬ. БУКВА Б.»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

ЦЕЛИ :

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-научить давать акустико-артикуляционную характеристику  звуку  Б  и  БЬ.

-формировать  номинативную  лексику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_otkrytogo_2.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО ГРАММАТИКЕ  В   ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  ПО  ТЕМЕ:  «ЗВУК  Б, БЬ.  БУКВА  Б.»

Подготовила учитель-логопед: Батырева Л.А  

г.Элиста  МКДОУ №4  «СОЛНЫШКО».

ЦЕЛИ :

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-научить давать акустико-артикуляционную характеристику  звуку  Б  и  БЬ.

-формировать  номинативную  лексику.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

-учить  детей  дифференцировать  звуки  Б  и  БЬ.  

-знакомство с буквой Б.

-развивать фонематический слух.  

-развивать мелкую моторику, графо-моторные навыки.

-развивать  память  и  мышление.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

-расширять кругозор  детей.

ОБОРУДОВАНИЕ:   наборы для составления схем, картинки  со  звуками   Б  и  БЬ, карандаши,  листы  с  заданиями  для  детей,  касса букв, конструктор для букв, картинки с дикими животными степи.

                                                  ХОД  ЗАНЯТИЯ:  

  1. Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята.  Давайте повторим хором,  дружно  речовку :

« Всем, всем добрый день, прочь с дороги наша лень».

-Садитесь.   Ребята, сегодня к нам на занятие по обучению  грамоты  прискакал  из  нашей  степи  сайгачонок  по имени  Бова.  Хочет с вами  поиграть, познакомить вас с новой буквой.  Он приготовил  вам  задания  и небольшие  подарки.

-Послушайте первое задание  и  мы  узнаем  с  какой  буквой   мы  сегодня  познакомимся.  

2. Упражнения по развитию  произношения и обучению грамоте:

  А) ИГРА  «КАКОЕ СЛОВО  ЛИШНЕЕ»:

КОЛБАСА, КОЛЕСО, КАРТИНА, БАРАН.   -   Какое слово здесь  лишнее?   Почему?

ВОЛК, ВОЛШЕБНИК, ВАРЕНЬЕ, БЕЛКА. -  Какое  слово  лишнее?  Почему?

-Какие  слова  были лишними?  Назовите  их.   (БАРАН, БЕЛКА).  

-На какой звук начинается слово БАРАН? (Б), а слово БЕЛКА на какой звук начинается? (БЬ). Правильно. Это ребята два разных звука.  

Б)  Акустико-артикуляционный образ звуков.

-Посмотрите, я прикрепила  картинки  с БАРАНОМ и БЕЛОЧКОЙ  на  доску.

-  А теперь ребята  давайте  скажем , чем же похожи и чем отличаются звуки  Б и БЬ.

-Скажите,  эти  звуки гласные или согласные? (СОГЛАСНЫЕ).  

-А почему эти звуки согласные?

-Воздух у нас  свободно выходит  или  встречает  преграду?

-Какую  преграду  встречает  воздух?   (ГУБЫ- они смыкаются).  

-Хорошо, они оба согласные.  

-Давайте проверим - звонкие  или глухие? Положим ладошку на горлышко. (ЗВОНКИЕ).  

-Ребята, а как же мне разобраться, ведь они оба согласные, оба звонкие и одинаково делают губки?  В чём же тогда разница?  (ЗВУК Б-ТВЁРДЫЙ, А ЗВУК БЬ-МЯГКИЙ).  

В) Развитие фонематического слуха:

-Ребята,  посмотрите у  барана  и  белочки    есть  свои  домики.  У  БАРАНА   домик  с  синей  крышей, почему?    ( СИНИМ-ОБОЗНАЧАЕМ ТВЁРДЫЕ ЗВУКИ).

У  БЕЛОЧКИ  домик  с  зелёной  крышей, почему?  ( ЗЕЛЁНЫМ-ОБОЗНАЧАЕМ МЯГКИЙ ЗВУК).  

-А сейчас я проверю какие у вас внимательные  ушки? Возьмите карточки. Сейчас вы будете поднимать их,  если синюю -то это твёрдый звук Б, а зелёная-это мягкий звук  БЬ.

ПРИГОТОВТЕСЬ СЛУШАТЬ ЗВУКИ:  Б,  БЬ, БЬ, БА, БО, БЫ, БЕ, БИНТ, БУ, АБ, УБ, БЬ, БЕЛКА.

-Хорошо. Сайгачонок  предлагает    выполнить  следующее задание.

ИГРА  « РАССЕЛИ СЛОВЕЧКИ»:   

-Я раздам вам сейчас  карточки. Вы внимательно рассмотрите её  и определите в слове какой звук – твёрдый или мягкий,  к кому в гости вы пойдёте.

  Картинки:  бегемот, кубики, воробей, банан, арбуз, грибы. Дети  выходят к  доске   и выполняют задание.

-Ребята, вы  все молодцы  справились с заданием, слова расселили по своим  домам. Белочка и Баран довольны, что вы ничего не перепутали.

Г) Связь звуков и букв:

-А теперь мы с  вами познакомимся с буквой  Б.  Ребята, а до этого мы с вами что  произносили - звуки  или  буквы?  (ЗВУКИ).

-Звуки мы с вами что делаем?  ( СЛЫШИМ, ГОВОРИМ)

-Буквы мы с вами что делаем?  (ПИШЕМ, ЧИТАЕМ, ВИДИМ)

-Теперь посмотрите  на  букву  Б.  Давайте  рассмотрим  её.

Буква Б — у мамы в бусах, 
Буква Б — в больших арбузах, 
В доброй, милой бабушке 
И красивой бабочке

-На что по-вашему  похожа  буква Б?   (ответы детей).

-А  теперь  давайте посмотрим, как  художник  представляет  себе  букву  Б, с  чем он  сравнивает.  Запомнили  букву Б.

-А теперь давайте из конструктора соберём букву Б и скажем из каких элементов она состоит? (СПИНКА,  ЖИВОТИК, А СВЕРХУ   КОРОТКАЯ  ПАЛОЧКА).

-А  в какую  сторону  смотрит  буква  Б?   (в правую).  Покажите, мне пожалуйста это направление, вправо, вправо.  

-А теперь давайте напишем  3-и  буквы  Б  по  точкам.  Начинаем писать  с верхней  точки. Ставим  на неё ручку,  ведем прямую вертикальную  палочку  вниз   до  нижней  точки.   Теперь ручку ставим на середину  вертикальной палочки  и  пишем  полукруг (животик),  и в конце  пишем   верхнюю  палочку  (шляпку).  

-Следующее  задание  от    нашего  сайгачонка:   посмотрите –это  буквы  Б,  а  все  ли  они  написаны  правильно?  (НЕТ).  Возьмите  красный  карандаш,  вы  сейчас  будете,  как  учителя   исправлять  ошибки,  зачеркните  неправильно  написанные  буквы  Б.  Закончили,  молодцы.  

Д) Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.

-Следующее задание от сайгачонка.  

-Игра «Составь новое слово». На доске 4-ре картинки в ряд: барабан, ананас, ножницы, тыква.

-Ребята, нужно назвать слово и сказать  какая первая буква  в этом слове.  Найти букву в кассе букв и выложить её на стол. Потом сложить все буквы и прочитать новое слово.  

-Настя выполнит это задание у доски. Получилось слово БАНТ.

-Скажите, что означает слово  БАНТ?  (ответы детей).  

-А теперь я поменяю картинки, уберу ананас  и  поставлю  посмотрите какую, что это?  

-Правильно  иголка. Какая  первая буква в слове иголка? (И).  

-И какое  новое слово получилось?  (БИНТ). Правильно.  

-А теперь разберём слово по звукам и выложим звуковую схему.

-ФИЗМИНУТКА.  Проводит  Надбитов  Чингиз.    

Подвижная игра “Дикие животные” 

Как-то раз степной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – лисицей крался лисёнок,
За мамой – ежихой катился ежонок,
За мамой – верблюдицей шёл верблюжонок,
За мамой – сайгой скакали сайгачата,
За мамой – зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат
Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу
Идут, громко топая
Передвигаются вприсядку
Идут вперевалку
Скачут вприсядку
Скачут на прямых ногах
Крадутся
Лицом в круг, лакательные движения языком

-Ребята,  посмотрите   что я написала на доске? (СХЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ).

-Давайте составим со словом БАРАН по этой схеме предложение. (БАРАН ЭТО ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ).

3. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

-Сайгачонок  очень  рад, что вы  сегодня познакомились  с  новой  буквой.  Он хочет  также  вас познакомить  со  своими  степными  друзьями.

-Ребята,  может  кто знает  животных наших  степей?

-Как  одним словом мы называем  этих  животных? (ДИКИЕ).

-Каких  животных мы называем  дикими?  (ответы  детей).

-Дидактическая  игра « СКАЖИ  КАКОЙ, КАКАЯ?»:  ёж  (колючий, серый, маленький), лиса (рыжая, хитрая, пушистая) волк (серый, злой, голодный), журавль(красивый, длинноногий, длинноклювый), сайгак (быстрый, осторожный, выносливый), заяц (серый, пугливый, длинноухий).

-Сайгачонок очень рад, что вы так хорошо  знаете степных  животных.  У сайгачонка в степи есть друзья, которые его ждут.

-Давайте составим предложения по картинкам про его друзей. Например: В степи живут три зайчонка. В степи живут два суслика. В степи живут четыре ёжика. В степи живут пять тушканчиков.  

4. Итог занятия:  

-Скажите, с какими двумя  звуками мы сегодня  познакомились?  ( звуки Б  и  БЬ,   буква  Б).

-Какие  это  звуки? (согласные, звонкие, Б-твёрдый, БЬ-мягкий).  Молодцы.  

-Какие животные живут в нашей степи?  

-Как  одним словом мы их называем?

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по грамматике "Предлог В"

Презентация к занятию "Предлог В"  (Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи : Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах)...

программа курса"Грамматика" подготовительная к школе группа

программа курса "Грамматика" подготовительная к школе группа...

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну грамматики» (подготовительная группа)

В игровой форме детям предложен материал по обучению грамоте....

Занятие с детьми подготовительной группы с использованием элементов нейроигры Поможем царице Грамматике

Занятие с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с использованием элементов нейроигры Поможем царице Грамматике...

программа курса"Грамматика" подготовительная к школе группа

программа курса"Грамматика" подготовительная к школе группа...

Рабочая программа коррекционного курса ГРАММАТИКА (подготовительная группа)

Рабочая программа учителя - логопеда разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и Федеральной а...