Совместная образовательная деятельность детей и родителей в форме логопедического досуга по теме «Путешествие к Деду Морозу»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 16»
Совместная образовательная деятельность детей и родителей в форме логопедического досуга по теме
«Путешествие к Деду Морозу»
(старшая группа)
Учитель-логопед Ананьина О.В
Ачинск 2016
Совместная образовательная деятельность детей и родителей в форме логопедического досуга по теме «Путешествие к Деду Морозу»
Цель: подвести итоги логопедической работы за первое полугодие, продемонстрировать родителям уровень сформированности языковых средств у детей.
Участники: Учитель-логопед, воспитатель (в роли Снеговика), дети, родители.
Задачи по образовательным областям:
- Социально-коммуникативное развитие – воспитывать любовь к родному языку, желание говорить правильно и красиво; создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимопомощи; привлекать родителей к участию в праздниках; воспитывать у детей и родителей интерес к логопедическим занятиям.
- Познавательное развитие – уточнить и активизировать словарь по теме «Зима», «Признаки зимы».
- Физическая культура – развивать мелкую моторику; развивать координацию речи с движением.
- Речевое развитие – автоматизировать поставленные звуки в чистоговорках, развивать навыки самоконтроля за речью; формировать лексико-грамматические категории (употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением; подбор антонимов к словам по лексической теме «Зима»); развивать связную речь.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Дети и родители входят в музыкальный зал под музыку М. Мокиенко «Кружится снежинок хоровод».(На экране музыкальный слайд с зимней тематикой – слайд
1. Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! У меня для вас есть видеообращение, а от кого оно, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Он совсем не молодой,
С длинной, белой бородой.
Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занес,
Изо льда мосты построил.
Кто же это? (Дед Мороз.)
– Правильно, это Дед Мороз. Внимание на экран. (Слайд 2: говорящий Дед Мороз).
Дед Мороз: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! У меня приключилась беда. Пока я был в отъезде (развозил вам подарки к Новому году), на мою вотчину в Великий Устюг пробрался Злой Волшебник и заколдовал моих друзей. Я Вас прошу помочь мне их расколдовать, но для этого вам необходимо будет отправиться со мной в путешествие в Великий Устюг на волшебных санях. Согласны?
Дети и родители: Да.
Дед Мороз: Тогда отправляемся в путь. Мои сани нас быстро довезут.
(Слайд 4: Дед Мороз на санях вместе с детьми под музыку мчатся по зимней дороге).
2. Развитие слухового внимания
Музыка замолкает. (Слайд: говорящий Дед Мороз).
Дед Мороз: Ребята, чтобы преодолеть этот путь, нам надо с вами выполнить одно задание: прислушаться к звукам, которые мы услышим в дороге.
(Слайды слышится поочередно: звон бубенчиков, скрип снега под санями, вой вьюги, карканье ворон и вой волков, совы ухают).
3. Основная часть
(Слайд открывающиеся ворота и общий вид вотчины)
Дед Мороз: А вот и мои владения! (Слайд говорящий Дед Мороз). Я вам отдаю свиток, в котором записаны все злодеяния Волшебника . Помогите мне расколдовать моих друзей.
Из-за экрана падает свиток, учитель – логопед его поднимает, развертывает и пытается разобрать, что в нем написано.
Учитель-логопед: Вы знаете, тут все написано какими-то загадками, давайте попробуем разобраться.
Учитель-логопед загадывает загадку о Снегурочке.
С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом,
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок ее курточка,
Кто это?… (Снегурочка!)
(Слайд Снегурочка с Ледяным сердцем в руках).
Учитель-логопед: Дед Мороз сообщает нам в своем свитке о том, что Злой волшебник заморозил Снегурочке сердце, и она из доброй превратилась в злую. Давайте поможем растопить лед в ее сердце, заново научим ее ласково называть предметы и слова. Давайте каждый из участников по очереди ей поможет. Я буду называть слово, а вы его должны назвать ласково. Начинаем?
Лексико-грамматическое упражнение «Назови ласково»
Словарный материал:
Зима – зимушка, мороз – морозец, холод – холодок, ветер – ветерок, метель – метелица; снег – снежок, снеговик – снеговичок, снежинки – снежиночки, горка – горочка, санки – саночки; сосулька – сосулечка, лед – ледок, день – денек, узор – узорчик, дерево – деревце; ледянка – ледяночка, шуба – шубка, сапоги – сапожки, солнце – солнышко, буря – бурюшка, валенки – валеночки.
(Слайд добрая Снегурочка).
Учитель-логопед: Ой, дорогие друзья, посмотрите на Снегурочку, она вновь стала доброй, А Ледяное сердце исчезло из ее рук! Ну, что же, давайте опять обратимся к свитку и попробуем угадать, кому еще мы должны помочь.
Учитель-логопед зачитывает загадку о снеговике:
Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставят ловко,
Рот — дуга, и нос морковка,
А два глаза — угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это? … (Снеговик)
(Слайд Снеговик).
– Дед Мороз сообщает нам в свитке о том, что Злой волшебник заколдовал Снеговику ротик и ручки. Он теперь не может ни говорить, ни шевелить руками. Чтобы расколдовать ему ротик, я предлагаю вам показать ему артикуляционную гимнастику для того, чтобы его ротик стал подвижен.
Артикуляционная гимнастика
Учитель-логопед: Давайте попробуем. Родители будут озвучивать различные артикуляционные упражнения, а дети выполнять. Итак, начинаем:
- Очень рады мы приходу зимы.
упр. «Улыбка»
- А теперь, ребятки, мы возьмем лопатки.
Упр. «Лопатка»
- Будем чистить снег с дорожек и со своих сапожек.
упр. «Чистим нижние зубки»
Чтоб слепить снеговика надо сделать 3 комка.
круговые движения языком не касаясь губ.
-Впереди лыжня дорога, мы по ней пройдем немного.
- Упр.»Иголочки»
- Разрезаем лед катка острым лезвием конька.
(кончиком языка водим по верхним и нижним зубкам, движения вперед-назад).
- Построим горку малышам,
- А теперь повыше нам!
упр. «Горка» маленькая упр. «Катушка»
- Наша горка высоко, вниз поедем далеко! Санки-ледянки. «Чашечка».
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. «Качели».
- Очень рады мы приходу зимушки-зимы !
упр. «Улыбка»
Пальчиковая гимнастика
Учитель-логопед: А теперь нам надо расколдовать ему и руки. Для этого давайте покажем ему пальчиковую гимнастику : «Один, два, три, четыре, пять…»
Учитель-логопед: Ой, посмотрите, Снеговик ожил, он бросается в нас снежками. Интересно, а его ротик ожил? (Слайд Снеговик, кидающийся снежками).
Из-за экрана летят снежки. Выходи Снеговик. (На экране слайд – зимняя картина).
Снеговик: Ожил, еще как ожил! Я снова умею разговаривать! Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Как я рад вас видеть! Спасибо, что помогли меня расколдовать. Я предлагаю вам сыграть со мной в снежки.
Снеговик выбрасывает из корзины снежки и просит детей и взрослых взять по одному снежку в руки и встать в круг.
Снеговик: Я вам сейчас буду называть слова, а вы, кидая снежок в мою корзинку, должны будете назвать слово с противоположным значением, то есть сыграем в игру «Скажи наоборот».
Лексико-грамматическое упражнение «Скажи наоборот»
Словарный материал:
Зимой дни короткие, а летом … (длинные).Зимой ночи темные, а летом … (светлые). Зимой ветер холодный, а летом … (теплый). Снег бывает рассыпчатый, а бывает … (липкий). Лед бывает хрупкий, а бывает …(прочный). Летом жарко, а зимой … (холодно). Сугробы бывают глубокие, а бывают … (мелкие). Зимой лед на реках толстый, а весной … (тонкий). В городе у вас дороги широкие, а у нас на вотчине тропинки … (узкие).
На улице бывает ветрено, а бывает … (тихо). Одни сосульки короткие, а другие – … (длинные). Снег мягкий, а лед … (твердый). Летом солнце яркое, а зимой … (тусклое). Снег бывает грязный, а бывает ... (чистый). Дни бывают ясные, а бывают … (пасмурные). Дети бывают веселые, а бывают …(грустные). Дома, в которых вы живете в городе высокие, а терем Деда Мороза на вотчине …(низкий). Бывают друзья новые, а бывают ... (старые). Зима бывает морозной, а бывает ... (теплой). Если на улице холодно, то вы одеваетесь тепло, а если на улице тепло, то вы одеваетесь … (легко).
Снеговик: А знаете ли вы, что у нас в Великом Устюге в том году проходил турнир по метанию снежков? Хотите поиграть со мной и узнать кто станет победителем?
Игра «Попади снежком в цель»
1-я группа: Выпал беленький снежок, всюду посветлело .
Лепим, лепим мы снежок быстро и умело. (лепят снежки)
2-я группа: Топ, топ, не зевай и скорей в меня бросай.
Снеговик: – Ух, жарко стало, устал! Ух растаю.
Игра «Ветер северный». (Слова и музыка М. Картушиной)
Дети Дует ветер северный, Поднялась метель, Заметает улицу, Засыпает ель. Всё равно на улицу Мы пойдём гулять. А ты, ветер северный, Попробуй нас догнать! Ветер Как завою, закружу, Снегом закидаю! Дети Не боимся мы тебя, нас не испугаешь! Ветер Холод, стужу напущу! Сразу задрожите И от северного ветра Вы не убежите! | Дети идут по кругу, качая руками из стороны в сторону. Водящий – «северный ветер» стоит в центре круга. Маршируют на месте. «Северный ветер» вращает кулачками перед грудью. Дети хлопают, топают, качая головой вправо-влево. «Северный ветер» поднимает руки и встряхивает кистями. Дети обнимают руками плечи и «дрожат» «Ветер» грозит пальцем. |
Дети разбегаются, «Северный ветер» их пятнает.
Учитель-логопед: Что-то мы заигрались, надо и других друзей деда Мороза из беды выручать.
Снеговик (берет корзину с собой): Правда, правда! Побежал я, что это я вас тут отвлекаю? Спасибо вам, дорогие ребята и родители! До новых встреч!
(Слайд свиток Деда Мороза).
Учитель-логопед: А мы с вами снова обратимся к свитку.
Учитель-логопед загадывает загадку о Мудрой Сове:
Весь день она спит, ну а ночью летает.
Своими большими глазами сверкает.
Ее острый слух и внимательный взгляд
Разыщут в траве лягушат и мышат.
Вращается кругом её голова
И скажет: "Угу" нам лесная … (Сова).
(Слайд: Мудрая Сова.)
– Злой Волшебник заколдовал Мудрую Сову (помощницу Деда Мороза) и теперь, кто бы не обратился к ней за советом, ее никто не понимает. Она говорит так невнятно, словно у нее каша во рту. Давайте попробуем ей помочь. Мы с вами знаем, чтобы научиться говорить чисто и внятно, необходимо разучивать чистоговорки. Давайте вспомним несколько чистоговорок, которые мы с вами разучивали совместно с родителями и проговорим их для Мудрой Совы. Пусть тренируется каждый день в их произношении, и ее речь станет снова чистой и красивой.
– Чистоговорки будут проиллюстрированы на экране, кто первый догадается, что это за чистоговорка, пусть поднимает руку. Будем чередоваться: ребенок – родитель.
Проговаривание чистоговорок (автоматизация вызванных звуков)
Учитель-логопед: Ну, что же, я думаю, Мудрая Сова запомнила несколько чистоговорок и потренируется в их произношении, а колдовство Злого Волшебника после этого потеряет силу. А мы с вами еще одному герою помогли, надо двигаться дальше. И снова обратимся к свитку.
(Слайд свиток Деда Мороза).
Учитель-логопед загадывает загадку о зиме:
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я ... (Зима)
(Слайд Зима).
Учитель-логопед: Последней, кому мы окажем помощь – это помощнице Деда Мороза – зиме.
Мороз сообщает, что Зиме Злой Волшебник заколдовал память, и она теперь ничего не помнит о себе. Давайте опишем зиму, какая же она на самом деле?
Развитие слухового внимания на речевом материале.
Логопед: Зимой на деревьях появляются почки. Зимой медведь спит в берлоге. Зимой птицы вьют гнёзда. Зимой листья зеленеют. После зимы наступит весна.
Дети отпевают ритм и поют: «Да-да, да-да-да» (// ///).
Упражнение на словообразование с родителями.
Учитель-логопед: Если зимой идет снег, значит, она какая? (Снежная.) Если зимой бывают морозы, она какая? (Морозная). Если зимой холодно, значит, она какая? (Холодная). А как вы думаете, зимой красиво на улице? (Да.) Значит, зима какая? (Красивая). А вам, ребята, весело зимой на улице? (Да.)Значит, зима – это какое время года? (Веселое.)
(Слайд Зима).
Учитель-логопед: Ну, что же, ребята, вот мы и помогли зиме вспомнить ее приметы. Колдовство Злого Волшебника вновь потеряло свою силу.
Итак, ребята, мы с вами выручили всех друзей деда Мороза из беды, пора его порадовать, а вот и он на связи с нами.
(Слайд говорящий Дед Мороз).
Дед мороз: – Дорогие мои друзья, как же я рад, что все злоключения этого проказника устранены и с моими друзьями все в порядке, спасибо большое за оказанную помощь. Я хотел бы вас отблагодарить и вручить вам подарки и помочь вам добраться на моих санях обратно в детский сад. Итак, в путь дорогу!
(Слайд Дед Мороз на санях вместе с детьми под музыку мчатся по зимней дороге).
3. Итог занятия
Учитель-логопед: Вот мы и вернулись назад в детский сад.
(Слайд сани с подарками)
– Где же мы с вами побывали? (В гостях у Деда Мороза на вотчине).
– Для чего мы туда с вами ездили? (Мы оказывали помощь друзьям деда Мороза, выручали их из беды).
– Совершенно верно, а сейчас я предлагаю вам открыть сундук с подарками от Деда Мороза. Готовы?(Да). Тогда подходите сюда и получайте свои призы.
После того, как дети с родителями получат призы, они строятся и выходят организованно из зала, прощаясь с гостями.
(На экране слайд «Путешествие к Деду морозу» с музыкальным сопровождением «Кружится снежинок хоровод»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мамины помощники"Совместная образовательная деятельность детей и родителей в группе компенсирующей направленности (старший дошкольный возраст)
Совместная образовательнальная деятельность "Мамины помощники"...
Конспект совместной образовательной деятельности детей и родителей в средней группе "Моя игрушка"
Взаимодействие педагога с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Изобразительная проду...
Совместная образовательная деятельность детей и родителей в подготовительной группе "Космическое путешествие".
Детям старшего дошкольного возраста интересно все, что связано с космосом. Чтобы познакомить детей с космосом, проводится разнообразная работа: чтение книг, беседы, рассматривание иллюстраций, фотогра...
Конспект совместной образовательной деятельности детей и родителей по ознакомлению с космосом в младшей группе "Космическое путешествие"
закрепление знаний детей о космосе...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Тема «Путешествие в страну математики»
Конспект совместной образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста(5-6 лет)...
Конспект образовательной деятельности по математике с детьми старшей логопедической группы по теме: «Путешествие на математический остров»
Занятие по математике увлекательное, живое, организовано в виде морского путешествия. Использованы наглядные материалы. Дети незаметно для себя, в процессе игры, считают, решают разного рода лог...
Конспект совместной образовательной деятельности по направлениям «Социально – коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» Тема: «Путешествие на остров Доброты» Средняя групп
Цель: Воспитание у детей положительных качеств характера, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел. Задачи:Образовательные:Уточнять и расширять представления детей о доброте ...