Развитие графомотрных навыков у дошкольников.
консультация по логопедии
Развитие графомотрных навыков у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_grafomotornyh_navykov_u_doshkolnikov.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие графомоторных навыков у дошкольников.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Играя или занимаясь с ребенком, будьте терпеливы, не торопите его без особой необходимости, не спешите сделать что-то вместо него. Не забывайте, что многие действия он только осваивает, и для того чтобы они выполнялись легко и быстро, перешли в навык, потребуется время. Важно поддержать ребенка, помочь обрести уверенность в себе. Если движения недостаточно четки, ваше вмешательство, замечания, поторапливания будут только мешать ребенку, сбивать, сделают его суетливым, менее организованным.
Будьте изобретательны: постарайтесь придумать такие ситуации, в которых некто может сделать что-то еще хуже, чем ребенок, или не сможет сделать этого вовсе и ему требуется помощь. Например, бабушке с больной спиной трудно расшнуровать ботинки или у мамы болит пальчик, а надо застегнуть пуговицу. Чтобы стать настоящим помощником, надо тренироваться!
Тренируем руки дома, на прогулке, на даче и …
На даче: дайте задание взрыхлить, прополоть, вскопать, полить (хорошо, если у вашего ребёнка есть свой набор садовых инструментов). Ребёнок должен понимать, для чего нужна его работа, знать, что, выполняя её, он приносит пользу;
На прогулке: где бы вы ни находились, предоставьте ребёнку возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой, снегом. Поощряйте стремление ребёнка строить башни и крепости из песка, возводить снежные городки, рисовать пальцем или палочкой на песке, глине (аналогичные «письмена» получатся на рассыпанной по столу манке и муке) и т.д. Ребенок должен научиться различать «строительные материалы» на ощупь. Поиграйте с ним и потренируйте его: поместите в отдельные мешочки мелкий речной песок, гальку, глину, щебенку, ракушки и т.п. и попросите ребенка закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое мешочка и отгадать, что там лежит? Пусть попробует описать свои ощущения. На что это похоже?
Дома: особое внимание уделяйте формированию самых разнообразных навыков самообслуживания (умываться и вытираться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, готовить постель ко сну, убирать кровать и т.д.). Ребенок легко и с интересом будет осваивать эти умения, если «тренировки» будут проходить в игровых ситуациях, например, в кукольном уголке. Таким образом, игры с куклами помогут ребенку закрепить необходимые бытовые навыки.
На кухне: ребёнок может перебирать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу, соль в солонку. Научите его растирать, размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать. Важно, чтобы он научился держать ложку, вилку, нож, самостоятельно размешивать сахар в чашке, аккуратно наливать чай из чашки в блюдце. Ребёнку доставит удовольствие раскатывание теста, раскладывания начинки и лепка пельменей, вареников.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
Особую роль в подготовке ребенка к школе играет формирование графических навыков. Для их развития можно использовать упражнения в обводке и раскраске шаблонов овощей, животных и т.д., работу с альбомами раскрасками, копирование графических упражнений из различных пособий для дошкольников.
Постановка руки.
Многие дети неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна – на ручке, другая – на подушечки указательного пальца, третья – на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка.
Штриховка.
Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы ребенку показывается образец штриховки.
Раскраска.
Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее, не выходя за контур. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу», распределив между собой роли.
Копирование контура булавкой.
Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить или заштриховать.
Завязывание, развязывание узелков и бантиков, заплетание, расплетание.
Это может быть работа с бельевой верёвкой, со шнурками. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревноваться на скорость. По мере освоения упражнения дают всё более тонкую верёвку.
А также необходимо:
Вырезание ножницами по контуру (например, фигуру бумажной куклы или машины).
Изготовление мелких поделок из бумаги (кораблик, самолётик).
Работа с мелким конструктором, мозаикой (важна работа по образцу).
Для большего эффекта желательно придерживаться следующих условий:
Оценивать усилия, а не соответствие общему стандарту, хвалить даже за небольшие успехи;
Ни в коем случае не заставлять ребёнка переписывать (перерисовывать) набело – будет получаться всё хуже и хуже;
Не торопиться переходить к написанию букв, можно сосредоточиться на рисовании простейших графических линиях и письме элементов букв;
Соблюдать принцип постепенности и умеренности нагрузки, опираясь на игру, чередовать нагрузки с релаксационными упражнениями;
Упражнения должны доставлять ребёнку удовольствие, не превышать 10-15 мин.
Источники:
https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-razvitiie-ghrafom.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коррекционо-развивающая программа на развитие графомотрных навыков у старших дошкольников с ЗПР
коррекционо-развивающая программа на развитие графомотрных навыков у старших дошкольников с ЗПР...
Формирование графомотрных навыков у дошкольников
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информа...
"Развитие графомотрных навыков у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
quot;Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев" ...
Консультация для родителей "Развитие графомотрных навыков у детей"
В статье описаны метода и приемы развития графоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста....
Задания для развития графомотрных навыков для группы с ЗПР среднего дошкольного возраста «Помоги зверятам добраться до домиков»
Графомоторные навыки формируются, благодаря ряду предпосылок: сформированности зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Графомоторные навыки необходимы ре...
Развитие графомотрных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В статье рассказывается об этапах формирования графомотрных навыков и применяемых упражнениях, как способе интеллектуального развития дошкольников и подготовке к овладению навыками письма....
"Развитие графомотрных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
В статье рассматриваются различные аспекты развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста....