Мастер-класс «Развитие фразовой речи у дошкольников через картинно-графические планы рассказов»
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 16»
Мастер-класс «Развитие фразовой речи у дошкольников через картинно-графические планы рассказов»
Учитель-логопед Ананьина О.В
Ачинск 2016
Мастер-класс «Развитие фразовой речи у дошкольников через картинно-графические планы рассказов»
Фразовая речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности.
Формирование фразовой речи это важный этап, так как фраза – основа общения, поэтому (диалогическая форма общения).
Ученики начальных и средних классов мало читают, не умеют грамотно выразить свои мысли, и эти проблемы начинаются ещё в дошкольном детстве. Поэтому именно педагогам детских садов надо прививать маленькому человеку любовь к слову, научить его грамотно выражать свои мысли, рассуждать.
Усвоение родного языка происходит поэтапно от простого к сложному. И начинается ещё в раннем возрасте, когда у ребёнка только закладываются предпосылки развития речи.
Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи.
РАБОТА НАД ФРАЗОВОЙ РЕЧЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРЕРЫВНЫМ ЗВЕНОМ В ЦЕПОЧКЕ: СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ-РАССКАЗ
Это важный этап, так как фраза – основа общения (диалогическая форма общения речи).
Формируя фразовую речь детей, первично проводим работу над формированием структуры фразы и над сочетаемостью слов в предложении по законам грамматики.
При формировании структуры фразы, главное – научить ребёнка соединять слова в предложения по законам смысла, научить выражать свои мысли законченным предложением.
В этой работе очень важно заниматься с ребёнком систематически, поэтапно, от простого - к сложному.
Начиная со второй младшей группы при обучении фразовой речи широко применяются игрушки и предметы.
Во второй младшей и средней группах предусмотрены занятия по обучению детей рассказыванию с использованием игрушек, предметов, рассказыванию по картине и обучению пересказу.
На первый план должно выступать решение трёх задач, которые влияют на построение связного высказывания:
1. Формирование интонации, дикции, темпа речи.
2. Работа над смысловой стороной слова, его оттенков.
3. Работа над грамматической формой слова и предложения в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи.
По отношению к старшим дошкольникам работаем над развитием двух форм речи – диалогической и монологической. Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, просить).
В старшей группе учим детей:
Рассказыванию с использованием игрушек, предметов.
Рассказывание по картине.
Пересказ.
Рассказывание на темы из личного опыта, творческие когда ребёнок придумывает сказку.
В подготовительной группе необходимо подготовить детей от пользования разговорной речью к возможному пользованию описательно-повествовательным стилем речи.
Методика применения различных приёмов – это мнемотаблицы, графические схемы предложений, картинно-графические планы рассказов.
В схемах и картино-графических планах рассказов используются следующие обозначения:
Работу над понятием «предложение» и анализом предложений целесообразно проводить в следующем порядке:
1. Предложение из двух слов: слово-предмет (живое, неживое) = слово действие; слово-действие + слово + предмет.
2. Предложение из трёх слов с прямым дополнением без предлога.
3. Распространённое предложение с однородными членами предложения.
4. Распространённое предложение с предлогом.
Для обучения детей фразовой и связной речи, планированию собственного высказывания предлагаются следующие виды работ, каждый из которых рекомендуется проводить в несколько этапов:
А) Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картино-графические планы.
Б) Пересказ рассказа с использованием картино-графическим планом без опоры на сюжетную картинку.
В) Составление рассказа по серии картинок с фабульным развитием действий.
Г) Пересказ прочитанного рассказа.
Работа над предложением должна включать как обязательный элемент в структуре занятий по развитию речи.
При выборе заданий и наглядного материала для работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом или лексической темой занятия. Занятия должны соответствовать основному принципу – от простого сложному. Но необходимо помнить. Что совершенствование синтаксической стороны речи идёт не только на занятиях по развитию речи но и на других занятиях во всех режимных моментах. Дети во всём копируют педагога, поэтому речь должна быть грамотной, эмоциональной, образной. Следует избегать многословия, иначе ребёнок улавливает лишь смысл высказывания, а форма ускользает от его внимания.
Удачи на творческом пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»
В презентации представлен материал для воспитателей, раскрывающий работу по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине или серии сюжетных картинок. Описана методика, методы ...
План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом
План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом...
План по самообразованию воспитателя старшей группы Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом
Актуальность темы: актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не...
Мастер-класс для воспитателей: «развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»
Развитие связной речи через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок является очень актуальным, интересным и в то же время сложным видом речевой деятельности для дошкольников....
Развитие фразовой речи у детей через творческие (стихотворные) формы работы
Развитие фразовой речи у детей через творческие (стихотворные) формы работы.1.Активизация речи на уровне звукоподражаний, слов, простых фраз 2.Формирование фразы с местоимением "Это" + ...
Индивидуальный план по самообразованию "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок"
Индивидуальный план по самообразованию "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок"...