Мастер-класс «Развитие фразовой речи у дошкольников через картинно-графические планы рассказов»
консультация по логопедии

Ананьина Ольга Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 16»

Мастер-класс «Развитие фразовой речи у дошкольников через картинно-графические планы рассказов»

                             Учитель-логопед   Ананьина О.В

Ачинск 2016

Мастер-класс «Развитие фразовой речи у дошкольников через картинно-графические планы рассказов»

Фразовая речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности.

Формирование фразовой речи это важный этап, так как фраза – основа общения, поэтому (диалогическая форма общения).

Ученики начальных и средних классов мало читают, не умеют грамотно выразить свои мысли, и эти проблемы начинаются ещё в дошкольном детстве. Поэтому именно педагогам детских садов надо прививать маленькому человеку любовь к слову, научить его грамотно выражать свои мысли, рассуждать.

Усвоение родного языка происходит поэтапно от простого к сложному. И начинается ещё в раннем возрасте, когда у ребёнка только закладываются предпосылки развития речи.

Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи.

РАБОТА НАД ФРАЗОВОЙ РЕЧЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРЕРЫВНЫМ ЗВЕНОМ В ЦЕПОЧКЕ: СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ-РАССКАЗ

Это важный этап, так как фраза – основа общения (диалогическая форма общения речи).

Формируя фразовую речь детей, первично проводим работу над формированием структуры фразы и над сочетаемостью слов в предложении по законам грамматики.

При формировании структуры фразы, главное – научить ребёнка соединять слова в предложения по законам смысла, научить выражать свои мысли законченным предложением.

В этой работе очень важно заниматься с ребёнком систематически, поэтапно, от простого - к сложному.

Начиная со второй младшей группы при обучении фразовой речи широко применяются игрушки и предметы.

Во второй младшей и средней группах предусмотрены занятия по обучению детей рассказыванию с использованием игрушек, предметов, рассказыванию по картине и обучению пересказу.

На первый план должно выступать решение трёх задач, которые влияют на построение связного высказывания:

1. Формирование интонации, дикции, темпа речи.

2. Работа над смысловой стороной слова, его оттенков.

3. Работа над грамматической формой слова и предложения в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи.

По отношению к старшим дошкольникам работаем над развитием двух форм речи – диалогической и монологической. Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, просить).

В старшей группе учим детей:

Рассказыванию с использованием игрушек, предметов.

Рассказывание по картине.

Пересказ.

Рассказывание на темы из личного опыта, творческие когда ребёнок придумывает сказку.

В подготовительной группе необходимо подготовить детей от пользования разговорной речью к возможному пользованию описательно-повествовательным стилем речи.

Методика применения различных приёмов – это мнемотаблицы, графические схемы предложений, картинно-графические планы рассказов.

В схемах и картино-графических планах рассказов используются следующие обозначения:

Работу над понятием «предложение» и анализом предложений целесообразно проводить в следующем порядке:

1. Предложение из двух слов: слово-предмет (живое, неживое) = слово действие; слово-действие + слово + предмет.

2. Предложение из трёх слов с прямым дополнением без предлога.

3. Распространённое предложение с однородными членами предложения.

4. Распространённое предложение с предлогом.

Для обучения детей фразовой и связной речи, планированию собственного высказывания предлагаются следующие виды работ, каждый из которых рекомендуется проводить в несколько этапов:

А) Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картино-графические планы.

Б) Пересказ рассказа с использованием картино-графическим планом без опоры на сюжетную картинку.

В) Составление рассказа по серии картинок с фабульным развитием действий.

Г) Пересказ прочитанного рассказа.

Работа над предложением должна включать как обязательный элемент в структуре занятий по развитию речи.

При выборе заданий и наглядного материала для работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом или лексической темой занятия. Занятия должны соответствовать основному принципу – от простого сложному. Но необходимо помнить. Что совершенствование синтаксической стороны речи идёт не только на занятиях по развитию речи но и  на других занятиях во всех режимных моментах. Дети во всём копируют педагога, поэтому речь должна быть грамотной, эмоциональной, образной. Следует избегать многословия, иначе ребёнок улавливает лишь смысл высказывания, а форма ускользает от его внимания.

 Удачи на творческом пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

В презентации представлен материал для воспитателей, раскрывающий работу по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине или серии сюжетных картинок. Описана методика, методы ...

План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом

План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом...

План по самообразованию воспитателя старшей группы Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом

Актуальность темы: актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не...

Мастер-класс для воспитателей: «развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

Развитие связной речи через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок  является очень актуальным, интересным и в то же время сложным видом речевой деятельности для дошкольников....

Развитие фразовой речи у детей через творческие (стихотворные) формы работы

Развитие фразовой речи у детей через творческие (стихотворные) формы работы.1.Активизация речи на уровне звукоподражаний, слов, простых фраз 2.Формирование фразы с местоимением "Это" + ...

Индивидуальный план по самообразованию "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок"

Индивидуальный план по самообразованию "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок"...