Консультация для воспитателей "ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВ"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Консультация предназначена для воспитателей ДОО. В данной консультации речь идёт о таких методах обучения детей грамоте, как анализ и синтез, раскрывается понятие звук и буква, представлены виды работ по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovoy_analiz_i_sintez.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуковой анализ и синтез слов. Понятие звук. Виды работ.
Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но практика показывает, что знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чём же их причины? Чтобы писать грамотно, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определённой последовательности. А читать ребёнок начнёт только после того, как научится сливать звуки речи в слоги и слова.
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками, а потом с буквами.
Звук – это кратчайшая, минимальная нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова.
При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребёнок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает фонетическую сторону, то есть последовательность составляющих его звуков. (Например, взрослый просит ребёнка назвать звуки в слове СОК, а ребёнок отвечает: «апельсиновый», «яблочный»).
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Отсюда следует, что полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. При нарушении синтеза ребёнок не в состоянии из ряда звуков составить слово (К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К,О,Р,М? Ребёнок отвечает РОМА.)
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
- определение количества звуков в слове;
- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове).
Помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А, У, О, И,Э, Ы
Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,Л,М,Н,Р.
Глухие звуки: К,П,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж,Ш,Ц.
Всегда мягкие согласные: Й,Ч,Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Примерные игровые задания
Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов)
Взрослый называет звук (Н, Ль, Ж, Д, Мь, Бь и т.д), а ребёнок поднимает синий или зелёный квадратик; слоги со звуком Л и Ль (Ла, Ли, Лу, Лё, Ло и т.д.), потом слова, если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи, метель и др.)
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова КИТ.
- Сколько звуков в слове КИТ? (В слове КИТ три звука)
- Какой первый звук в слове КИТ? (Первый звук К)
- Звук К какой? (Согласный, глухой, мягкий)
- Каким цветом на схеме обозначим звук К? (Зелёным)
- Какой второй звук в слове КИТ? (И)
- Звук И какой? (Гласный)
- Каким цветом обозначим звук И?(Красным)
- Какой третий звук в слове КИТ? (Третий звук Т)
- Звук Т какой? (Согласный, глухой, твёрдый)
- Каким цветом обозначим звук Т (Синим)
- Звуки подружились. Что получилось? (КИТ)
- Какой буквой обозначим звук К? (Буквой К)
- Какой буквой обозначим звук И?(Буквой И)
- Какой буквой обозначим звук Т?(Буквой Т)
- Буквы подружились. Что получилось? (КИТ)
Игра «Слова рассыпались»
Собери звуки и догадайся, какое слово рассыпалось (звуки произносятся последовательно): к-о-ш-к-а.
Игра «Раз словечко, два словечко»
Бросайте кубик и выбирайте из расположенных на столе картинок ту, в названии которой столько звуков, сколько точек на верхней грани кубика.
Игра «Лесенка»
Предложить заселить дом жильцами. На первом этаже живут слова, в которых один слог, на втором – два слога, на третьем – 3 и т.д.
Игра «Отгадай слово»
Назови первый звук в каждом слове и отгадай какое слово спряталось.
Игра «Необыкновенные превращения»
Объяснить ребёнку, если в слове заменить один звук, оно превратится в другое (дом-сом-сон); исключить один звук из слова или добавить один звук (горсть-гость, роза-гроза)
Игра «Найди картинки»
Разложить лото и предложить найти картинки, названия которых начинаются на определенный звук. В дальнейшем игру усложняем – звук слышится не в начале, а в середине или в конце слов.
Важно, чтобы ребёнок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэитэ», вместо «кит». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
Методика обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- Игра «На что похожа буква?»;
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счетных палочек, верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина.
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Именно слабость навыков звукового анализа и синтеза лежит в основе дисграфии и дислексии (нарушение устной речи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лэпбук по проведению звукового анализа и синтеза слов старшими дошкольниками
Данное учебное пособие поможет детям 5-7 лет наглядно и понятно проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов....
Консультация для родителей. Тема: « Дидактические игры и упражнения по развитию звукового анализа и синтеза слов».
Консультация для родителей. Тема: « Дидактические игры и упражнения по развитию звукового анализа и синтеза слов»....
Практикум для педагогов "Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза слов"
Материалы для проведения практикума для педагогов. Представлены игры и упражениния на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза слов....
Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной логопедической группы с использованием информационно - компьютерных технологий по теме: «Деревья. Звуковой анализ и синтез слов».
Подгрупповое занятие с воспитанниками шестого - седьмого года жизни. Проводится в подготовительной логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. На занятии расширяется лексический слова...
Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов у дошкольников
В публикации рассмотрены этапы формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников...
Брошюра-буклет. "Игры и упражнения для формирования звукового анализа и синтеза слов".
quot;Игры и упражнения для формирования звукового анализа и синтеза слов"....
Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы с использованием информационно - компьютерных технологий, здоровьесберегающих технологий. Тема: «Деревья. Звуковой анализ и синтез слов». Цель: Закрепление знаний детей о деревьях. Развитие ф
Конспект подгруппового занятия можно использовать при проведении занятия "Деревья" в логопедичской группе....
- Мне нравится (7)