Логопедическая песочница. Статья к презентации
статья по логопедии

Попова Полина Геннадьевна

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этой проблемы с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._logopedicheskaya_pesochnitsa._popova_p_g_2018.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровая терапия в коррекции речевых нарушений. Логопедическая песочница»

Учитель-логопед

  Попова Полина Геннадьевна

«Терпение и творчество, упорство и победа –

Вот главные этапы в работе логопеда!»

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этой проблемы с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.

Во ФГОСе ДО написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» (п. 21). Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

Но как это сделать, чтобы не навредить ребенку, чтобы ребенку было интересно, занимательно? В настоящее время в продаже имеется большое количество пособий для автоматизации поставленных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и так до свободной речи, т. к. основная масса логопатов проходит этап автоматизации поставленных звуков изолированно и в слогах быстро и незаметно. Но иногда, дети испытывают на этом этапе значительные трудности, в силу возраста или особенностей развития, а учитывая специфику логопедической работы очень трудно удержать ребёнка на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации. Что бы решить эту задачу и превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, приходиться придумывать разнообразные способы, чтобы заинтересовать ребёнка игровыми сюжетами, моментами, приёмами.

На сегодня дети с речевыми проблемами чаще всего имеют следующие психологические особенности: дефицит внимания; низкий уровень развития самоконтроля. низкий уровень познавательной активности. быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность. особенности зрительно-пространственного восприятия, низкий уровень мотивации к обучению. Так как же эффективно организовать коррекционно-развивающую работу с такими детьми?

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики. Автором метода «Терапия песком», возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

Песочные технологии многофункциональны, позволяют одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития, воспитания и обучения, а также способны включаться в различные формы индивидуальных и групповых занятий: тематические тренинги, развивающие занятия по образовательным областям, индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с использованием песка. Игра с песком может выступать как в качестве ведущего метода коррекционного воздействия на ребенка, так и в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка. Песочный рисунок (sand-art) или игра с песком (sand-play) может применяться как в начале занятия для активизации и стимуляции речевой и познавательной активности, так и как элемент работы по коррекционным и образовательным направлениям.

Метод stand-art

Суть метода в рисовании  песком на световом столе. Используют сухой кварцевый белый или цветной песок. Существуют различные способы песочного рисования: насыпание, засыпание, закидывание, вытирание, процарапывание, отпечаток и т.д. Рисовать можно не только одним пальцем, но и всей ладонью, ребром ладони, кулаком, ногтем.  Такое рисование предполагает фоновую музыку и приглушенный свет.

Метод stand-play

 В основе этого метода лежит юнгианская песочная терапия. Может использоваться как сухой, так и влажный песок. Внутренняя поверхность ящика окрашена в голубой цвет для имитации воды и воздуха. Этот цвет в пространстве песочницы символизирует содержание бессознательного. Песок, принесенный в кабинет и заключенный в границы песочницы, очень важная составляющая  терапии. Еще одна важная составляющая песочной терапии – это коллекция фигурок и миниатюр.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы и технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда. Одним из новшеств является интерактивная песочница- современное игровое оборудование, использующее обычный песок и интерактивные технологии.

Возможности применения логопедической песочницы в коррекционной работе:

  • Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, подготовка руки к письму
  • Игры на развитие диафрагмального дыхания
  • Коррекция фонетико - фонематических нарушений речи.
  • Артикуляционные упражнения.
  • Автоматизация звуков.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия.
  • Коррекция лексико-грамматических нарушений речи и пространственных представлений
  • Развитие связной речи
  • Коррекция нарушений слоговой структуры слова
  • Логоритмические и кинезеологические упражнения
  • Анализ  предложения
  • Пропедевтика и коррекция дисграфии и дислексии

Примерные игры и упражнения в логопедической песочнице

Развитие диафрагмального дыхания

Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.

Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

Пальчиковый практикум

Развитие тактильно-кинестетических ощущений

Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке

«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»

Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»)

Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев

(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)

«Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера

Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок

Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок

Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка

В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»)

Артикуляционная гимнастика

Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»

Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка

Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении

Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.

Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.

Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.

Автоматизация звуков

Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося коррегируемый звук.

Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку.

Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы, произнося коррегируемый звук.

Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком, произнося корригируемый звук.

Развитие фонематического слуха

Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).

Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.

Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.

Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город

Формирование слоговой структуры слова

Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.

Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн. ч.

Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.

Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий:

предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);

приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили);

наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

•        У детей с речевыми нарушениями значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.

•        Дети чувствуют себя более успешными.

•        На занятиях нет места монотонности и скуке.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.

Таким образом, через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический массаж при дизартрии. Презентация.

В данной презентации показаны  виды логопедического массажа и основные задачи логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии....

КОНСПЕКТ НОД В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕЗЕНТАЦИИ НА ТЕМУ: "ОВОЩИ".

Конспект НОД в логопедической группе.ТЕМА: «ОВОЩИ»Цель; Уточнить и расширить представления детей об овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости) ;- развивать речь, сенсорн...

Презентация. Игровая терапия в коррекции речевых нарушений "Логопедическая песочница"

Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи является игровая терапия. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств...

Словообразовательные игры на логопедических занятиях. Статья опубликованная в журнале "Логопед"№2/2012

В статье представлен перспективный план использования словообразовательных игр в средней логопедической группе на учебный год....

Конспект занятия по развитию речи. старшая логопедическая группа. тема: «Зима». (презентация занятия)

Конспект занятия по развитию речи. старшая логопедическая группа. тема: «Зима»....

"Предметно-развивающая среда для детей с ОВЗ в логопедической группе дошкольного учреждения" (презентация)

laquo;Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позв...