Библиографический список журнальных статей по логопедической работе при различных нарушениях
учебно-методическое пособие по логопедии
Ценные статьи по логопедической работе с детьми с различными нарушениями (слех, зрение, интеллект)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defektologiya_uo.docx | 17.47 КБ |
defektologiya_ns.docx | 22.54 КБ |
defektologiya_nz.docx | 14.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Библиографический список журнальных статей по логопедической работе при нарушении интеллекта
Журнал "Дефектология"
- Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках, с. 32, № 6, 1987 В данной статье рассматривается методическая организация занятий по формирование связной речи на уроках по развитию речи. Описываются упражнения для работ со словарем, которая ведется в трех основных направлениях. Авторы придерживаются игровой формы обучения, что помогает поддержать интерес и внимание к заданию.
- Катаева (Венгер) А.А., Давыдова С.И. Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием показа и словесной инструкции, с. 69, № 1, 1976 В статье раскрывается вопрос об использовании сочетания наглядных и словесных методов в обучении умственно отсталых детей дошкольного возраста; рассматриваются аспект соотношения подражания действиям взрослого, действий по образцу и речевой инструкции. Представлены результаты обучающего эксперимента: раскрывается методика обучения умственно отсталых дошкольников.
- Кинаш Е.А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида, с. 60, № 6, 2002 При подготовке умственно отсталых детей к школьному обучению, овладение навыками письма представляется наиболее сложным в обучении дошкольников с нарушением интеллекта. Важно на дошкольном этапе обучения уделить значительное внимание развитию у детей с нарушением интеллекта мелкой и ручной моторики, ориентировки на листе бумаги, усовершенствование зрительно-двигательного навыка, способам выполнения базовых графических заданий. В статье представлены особенности готовности к овладению навыками письма воспитанников ДОУ компенсирующего вида. Подробно дано описание методики, определяющей уровни готовности к выполнению графических заданий детьми с нарушением интеллекта, характерные особенности способов выполнения письменных заданий дошкольниками.
- Кинаш, Е.А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в условиях специализированного дошкольного учреждения [Текст] / Е.А. Кинаш // Дефектология. - 2003. - №3. – С. 25-30. Подготовка умственно отсталого ребенка к усвоению элементов учебной деятельности в дошкольный период обучения является сложной задачей. При формировании письменного навыка у ребенка решающее значение имеет развитие у него мелкой ручной моторики, базовых графических умений и навыков. В статье представлены содержание, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по формированию базовых графических навыков и умений у дошкольников с нарушением интеллекта в условиях ДОУ компенсирующего вида на 1-м и 2-м годах обучения.
- Кинаш, Е.А. Пути формирования у дошкольников с нарушением интеллекта базовых графических навыков [Текст] / Е.А. Кинаш // Дефектология. - 2004. - №4.- С. 35-39. Обучение элементам учебных навыков старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида является одной из сложных задач в дошкольный период детства. Формирование базовых графических навыков и умений у дошкольников с нарушением интеллекта является одной из составляющих при подготовке ребенка к овладению навыками письма. Это и умение удерживать статическую позу за столом во время выполнения письменных работ, и ориентировка на различных листах бумаги, и умение удерживать пишущий предмет в руке, и согласованно действовать обеими руками, а также различные интегративные умения: зрительно-моторный, слухо-моторный и сенсомоторный контроль и т.д. В статье подробно раскрыты приемы и методы коррекционно-педагогической работы по формированию базовых графических навыков и умений у дошкольников с нарушением интеллекта – воспитанников ДОУ компенсирующего вида на третьем и четвертом году обучения.
- Некоторые изменения в программах обучения детей с задержкой психического развития (V-IX классы). Рекомендации к изучению русского языка, природоведения и биологии [Текст] // Дефектология. — 1993. — № 2. — С. 12-19. В статье представлены рекомендации к изменению планирования учебных программ в классах для детей с задержкой психического развития.
Предварительный просмотр:
Библиографический список журнальных статей по логопедической работе при нарушениях слуха
Журнал «Дефектология»
- Багрова И.Г. Некоторые особенности восприятия на слух слов слабослышащими школьниками[ Текст]: / И.Г. Багрова // Дефектология. - 1985. - №6.-С. 8-17. Рассматриваются зависимость темпа развития слухового восприятия от степени снижения слуха и уровня речевого развития слабослышащих, а также устойчивость слуховых образов слов.
- Багрова, И.Г. Работа по развитию слухового восприятия в школе для слабослышащих детей [Текст] / И.Г. Багрова // Дефектология. - 1981. - №5. - С. 37-41.В статье раскрываются задачи, содержание, методические приемы работы по развитию слухового восприятия в школах для слабослышащих детей (I и II отделения). Изложены принципы отбора речевого материала для слуховых тренировок в восприятии речи на слух.
- Багрова, И.Г. Роль остаточного слуха в процессе коррекции и автоматизации произносительных навыков у глухих школьников [Текст] / И.Г. Багрова // Дефектология. - 1973. - №4. - С. 50-56.Показаны возможности использования остаточного слуха при коррекции дефектов произношения и в ходе автоматизации произносительных навыков у глухих.
- Багрова, И.Г. Роль остаточного слуха в формировании у глухих школьников самоконтроля над произношением [Текст] / И.Г. Багрова // Дефектология. - 1973. - №6. - С. 3-8.Раскрываются нейропсихологические основы формирования слухового и кинестетического самоконтроля при автоматизации произносительных навыков у глухих школьников.
- Боровлева Р.А. Общеупотребительный речевой материал для тренировочных упражнений в зрительном и зрительно-слуховом восприятии устной речи [Текст] / Р.А. Боровлева // Дефектология. – 2006. – №5. – С. 65-74.В статье приводятся краткие теоретические сведения о сути чтения с губ, некоторые методические рекомендации и советы для оглохших и их близких. Представлен общеупотребительный речевой материал для тренировочных упражнений в зрительном и зрительно-слуховом восприятии устной речи, рассчитанный на людей, владеющих русским языком как родным. Данный речевой материал может быть использован в тренировках слухового восприятия после кохлеарной имплантации.
- Головчиц, Л.А. Дидактические игры по развитию речи для дошкольников с нарушениями слуха [Текст] / Л.А.Головчиц, Т.А. Осипова // Дефектология. - 2003. - № 1 – С. 42-49. В статье представлены игры по развитию речи, направленные на формирование словаря, работу над значениями слов и фраз, использование их в разных видах речевой деятельности. В процессе дидактических игр осуществляется формирование разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной); развитие разговорной и описательно-повествовательной речи детей.
- Головчиц, Л.А. Некоторые аспекты формирования словаря глухих дошкольников [Текст] / Л.А. Головчиц // Дефектология. - 1986. - № 4. - С. 44-58 Известно, что понимание значения слова глухими дошкольниками характеризуется значительным своеобразием. Это необходимо учитывать при разработке методики формирования словаря детей. В статье описаны методические пути обогащения словаря, дифференциации различных типов смысловых связей слов: видо-родовых, конверсивных, антонимических, синонимических, отношений «целое-часть», многозначности слов.
- Зыкова, Т. С. Характеристика речевого развития выпускников школ для глухих детей [Текст] : (Сообщ. второе) / Т.С. Зыкова // Дефектология. - 2001. - N 1. - С. 86-96. - Продолж. Начало см.: Там же.- 2000.- N 6.Широкомасштабное изучение речи выпускников вскрыло особенности их речевого развития, а также потребность в специальном обучении речевому поведению с начальных до выпускных классов.
- Зыкова, Т.С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках развития речи / Т.С. Зыкова // Дефектология. – 1990. – №1. – С.45 – 51. Впервые представлена система работы по обучению составлению плана на уроках развития речи.
- Королевская Т.К. "Видимая речь": десять лет в России [Текст] / Т.К. Королевская // Дефектология. - 1999. - N 4. - С. 57-65. - (Компьютер в руках дефектолога) Кратко изложена история создания и появления в России Speechviewer - 'Видимой речи'. Достаточно подробно описываются возможности ее новой, третьей версии. Рассматриваются некоторые итоги анализа 10-летнего опыта работы со всеми версиями 'Видимая речь'.
- Королевская Т.К. Видимая речь-3 ' [Текст] / Т.К. Королевская // Дефектология. - 1998. - N 5. - С. 63-65. - (Компьютер в руках дефектолога) С момента появления первой версии программы Speechviever (Видимая речь) прошло 10 лет. За это время значительно расширились возможности информационных технологий, которые разработчики программы блестяще используют в новой версии. Сегодня в Speechviever-III реализованы все требования педагогов – практиков, благодаря чему данная программа надолго останется эталоном качества применительно к компьютерным программам визуализации речи, Знание возможностей «Видимой речи» поможет специалистам объективно оценивать появляющиеся на образовательном рынке компьютерные программы, обещающие поддержку в работе над произносительной стороной устной речи.
- Королевская Т.К. Общая характеристика речевого материала, используемого на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия у слабослышащих детей [Текст] / Т.К. Королевская // Дефектология : Науч.-метод.журн. - 2003. - N6. - С. 32-39.С научной и практической сторон автором обоснованы основные требования к подбору речевого материала для индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, приведены конкретные примеры сокращения изменения формы текстов.
- Корсунская Б.Д. Обучение глухого дошкольника чтению [Текст] / Б.Д. Корсунская // Жизнь глухих. - 1969. - № 1. - С. 22-23 Подробно для родителей дошкольника с нарушенным слухом описана методика обучения технике чтения, которая может успешно применяться и сегодня.
- Корсунская Б.Д. Отвечаем нашим читателям [Текст] / Б.Д. Корсунская // Дефектология. – 1971. – № 5. – С. 85-86.Статья посвящена конкретным вопросам обучения маленьких глухих детей при использовании дактильной формы речи.
- Корсунская, Б.Д. Рассказывание глухим дошкольникам [Текст] / Б.Д.Корсунская // Дефектология. – 1977. – № 5. – С. 73-84.Статья посвящена приобщению глухих дошкольников к чтению. При этом используется оригинальный методический прием – инсценирование рассказа, позволяющий раскрыть не только его содержание, но, главное, смысл.
- Корсунская, Б.Д. Чтение как цель и средство в системе дошкольного обучения глухих [Текст] / Б.Д. Корсунская // Дефектология. — 2007. — № 1. - С. 39-47. Статья посвящена использованию письменной речи в коррекционном обучении глухих дошкольников.
- Кузьмичева Е.П. Итоги работы по развитию восприятия речи на слух у глухих учащихся [Текст] / Е.П. Кузьмичева // Дефектология. - 1979. - №2. - С. 32 – 3 Приведены данные об организации, методике и результатах развития речевого слуха в первые годы перехода школы глухих на новую систему развития слухового восприятия.
- Кузьмичева Е.П. Оценка развития речевого слуха глухих школьников [Текст] / Е.П. Кузьмичева // Дефектология. – 1989. – №4. – С. 17-21.Описаны методики обследования слуха с целью выявления динамики развития речевого слуха у глухих школьников и проверки усвоения программного материала по развитию слухового восприятия и их соотнесения с состоянием тонального слуха учащихся.
- Кукушкина О.И. Новые средства развития письменной речи детей [Текст] : [Компьютер в руках дефектолога] / О.И. Кукушкина // Дефектология: Науч.-метод. журн. - 2004. - №1. - С. 76-85Созданные для взрослых компьютерные программы, объединенные общим названием «Текстовые редакторы», рассматриваются как новое средство развития письменной речи детей, испытывающих по тем или иным причинам выраженные трудности в овладении данной формой речи. Описан подход к обучению детей младшего школьного возраста навыкам создания и редактирования доступных им текстов на компьютере. Методика обучения рассматривается на примере детей с нарушенным слухом.
- Лаптев В.Д. О техническом оснащении занятий по формированию произношения и развитию остаточного слуха у глухих и слабослышащих учащихся [Текст] / В.Д. Лаптев // Дефектология. – 1976. – №2. – С. 69-75.В статье подробно описана роль технических средств в обучении детей с недостатками слуха. Рассмотрены основные типы звукоусиливающих приборов, определены условия, необходимые для размещения звукоусиливающей аппаратуры.
- Маккавеев, В.А. Использование тактильно-вибрационных ощущений при чтении с губ[Текст] / В.А. Маккавеев // Дефектология. - 1969. - № 2. - С. 44-51 Исторический интерес представляет проверка с помощью специально сконструированной аппаратуры восприятия звуков, ударения, слов.
- Маркович М.М. Особенности извлечения информации из общения дошкольниками с нарушенным слухом [Текст] / М.М. Маркович // Дефектология. – 2008. – №5. – C. 60-67.В статье описываются методика и результаты исследования информационной продуктивности общения у слабослышащих детей дошкольного возраста, находящихся в различных условиях воспитания и обучения (в традиционных специальных группах и в смешанных группах – совместное пребывание с нормально слышащими детьми). Показано, что уровень сформированности изучаемых качеств оказался более высоким у детей с нарушенным слухом из смешанной группы, что объясняется их более полноценным коммуникативным опытом.
- Миронова, Э.В. Развитие речевого слуха у говорящих детей после кохлеарной имплантации [Текст] / Э.В. Миронова, А.И. Сатаева, И.Д. Фроленкова // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 57-66. В статье предлагаются направления коррекционно-педагогической работы с оглохшими детьми, владеющими речью на уровне слышащих сверстников, а также детьми с врожденной глухотой, у которых имеется фразовая речь.
- Новикова О.О., Новицкая И.П., Шматко Н.Д. Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом [Текст] : [Из опыта эксперим. обучения детей с нарушен. слухом в дет. садах Москвы] / О.О. Новикова, И.П. Новицкая И.П., Н.Д.Шматко // Дефектология. - 1995. - № 1. - С. 79-87 В статье описывается методика использования речевой ритмики при работе над различными сторонами произношения. В ней отражена система постепенно усложняющихся упражнений по отделению слога от ряда слогов, по изменению длительности, слитности, темпа произнесения речевого материала, силы и высоты голоса, по работе над ритмической и интонационной стороной речи.
- Рау, Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей [Текст] / Ф.Ф. Рау // Дефектология. – 1991. – №1. – С. 81-88.Рассматриваются особенности устной коммуникации в норме и при нарушенном слухе, а также сенсорная база и механизм восприятия глухими устной речи.
- Рау, Ф.Ф. Психологические вопросы использования остаточного слуха для формирования произношения у глухих детей [Текст] / Ф.Ф. Рау // Дефектология. - 1976. - №1. - С. 3-13 Одна из последних статей выдающегося ученого, раскрывающая сложные проблемы выбора тех или иных подходов в обучении произношению дошкольников и школьников с нарушенным слухом.
- Салахова А.Д., Кочегарова Н.В. Спонтанный период доречевого и речевого развития у детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом [Текст] / А.Д. Салахова, Н.В. Кочегарова // Дефектология. - 2001. - N 6. - С. 59-64. - Продолж. Начало см.: Там же. - 2001. - N 3. В статье содержится анализ выявленных четырех уровней речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом к началу их специального обучения.
- Салахова, А.Д. Первичное обследование речевого развития слабослышащего ребенка [Текст] / А.Д. Салахова // Дефектология. – 1980. – №4. – С. 79-85.Описана методика выявления индивидуальных особенностей речевого развития слабослышащего ребенка на начало обучения, включающая изучение: слухо-речевого анамнеза, уровня речевого развития (понимание речи, средства общения, фонетические особенности речи).
- Слезина Н.Ф. Обучение глухих школьников произношению в новых условиях [Текст] / Н.Ф. Слезина // Дефектология. – 1976. – №5. – С. 57-65.Рассматриваются принципиальные изменения в работе над произношением в условиях проведения интенсивной работы по развитию слухового восприятия: цель, задачи, содержание и организация работы, принципы подбора речевого материала, виды работ.
- Слезина Н.Ф. Обучение глухих школьников произношению в условиях широкого использования их остаточного слуха [Текст]: к итогам двухлетней работы / Н.Ф. Слезина // Дефектология. – 1979. – №2. – С. 35-39.Рассматриваются принципиальные изменения в овладении произносительной стороной речи: отдельные звуки и их сочетание, слово, фраза.
- Соловьева, Т.А. Особенности речевого общения интегрированных первоклассников с нарушенным слухом [Текст] / Т.А. Соловьева // Дефектология. - 2010. - № 5. - с. 60-68.Статья продолжает серию публикаций, посвященных проблеме определения и реализации особых образовательных потребностей детей с недостатками слуха, обучающихся в массовой школе. Представлены результаты второго этапа эксперимента, включающего серию наблюдений за учебным процессом в классах массовой школы, где обучаются дети с нарушенным слухом, а также лабораторную часть исследования.
- Темкина И.Я., Кузьмичева Е.П., Леонгард Э.И. Развитие восприятия речи на слух у глухих [Текст] / И.Я. Темкина, Е.П. Кузьмичева, Э.И. Леонгард // Дефектология. - 1973. - №3. - С. 3-13.В статье приводится описание результатов шестилетнего эксперимента по углубленному изучению возможностей восприятия глухими речи на базе остатков слуха с помощью новейшей звукоусиливающей аппаратуры.
- Теплоухова, И.А. Опыт вовлечения родителей дошкольников с нарушенным слухом в работу по развитию речи [Текст] / И.А. Теплоухова // Дефектология. – 2006. – № 4. – С. 50-54 В статье представлен опыт работы сурдопедагога с родителями по развитию речи неслышащих детей, воспитывающихся в условиях постоянной неполной интеграции (смешанной группы). Подробно рассматриваются такие формы работы, как ведение дневника выходного дня, альбомов «Лето» и «Моя семья», изначально рассчитанные на детей школьного возраста и старших дошкольников с нарушенным слухом. В данной статье впервые представлен опыт сурдопедагога, использующего дневник в работе с неслышащими детьми, начиная с 3-х лет. Полученные автором результаты свидетельствуют о том, что ведение таких дневников помогает налаживать контакты дошкольника с родителями и близкими, углублять их взаимодействие и взаимопонимание, а также эффективно сказывается на речевом, социальном и эмоциональном развитии ребенка.
- Шелгунова Н.И. Некоторые фонетические факторы внятности речи глухих [Текст]: / Н.И. Шелгунова // Дефектология. - 1973. - №5.-С. 20-2 Описаны результаты экспериментального изучения влияния отдельных дефектов произношения фонем и их сочетаний на разборчивость речи глухих учащихся. Эти данные необходимы учителю для планирования работы над произношением детей с нарушенным слухом.
- Шматко, Н.Д. Преемственность в системе работы над произношением детей с нарушениями слуха в дошкольных и школьных учреждениях [Текст] / Н.Д. Шматко // Дефектология. – 1999. – №5. – С. 45-51.Статья посвящена одной из наиболее специфических задач обучения детей с нарушенным слухом – формированию у них произносительной стороны речи. Автор характеризует методы обучения произношению старших дошкольников и младших школьников. Описывает оригинальный подход к формированию произносительной стороны речи дошкольников при широком использовании речевой ритмики. Обращает особое внимание на выявление особенностей произношения детей при переходе из детского сада в школу, предлагает организационные изменения в системе школьного обучения произношению.
Предварительный просмотр:
Библиографический список журнальных статей по логопедической работе при нарушении зрения
Журнал "Дефектология"
- Денискина, В.З. Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения [Текст] / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 5. — С. 20–29.
В статье приводится классификация детей с нарушением зрения в соответствии с состоянием зрительных функций, предложенная В.З. Денискиной, раскрываются психофизические особенности данной категории детей, а также даются рекомендации по выбору образовательного маршрута в зависимости от состояния зрения воспитанников.
- Денискина, В.З. К вопросу о сдаче ЕГЭ и экзаменов в форме тестов лицами с нарушением зрения [Текст] / В. Денискина, И. Зарубина, Ю. Котов // Шк. вестн. — 2007. — № 10. — С. 1–9.
В статье описываются проблемы проведения ЕГЭ для лиц с нарушением зрения, рассматриваются особенности выполнения тестирования данной категории учащихся. На основе российского и зарубежного опыта авторы указывают на необходимость создания специальных условий для прохождения слепыми и слабовидящими итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
- Денискина, В.З. Методические рекомендации по использованию «Прибора прямого чтения» в школах для слепых детей [Текст] / В.З. Денискина, Н.С. Костючек // Дефектология. — 1984. — № 1. — С. 77–79.
В рассматриваемой статье автор указывает на практическую ценность использования «Прибора прямого чтения» при изучении различных дисциплин, дает методические рекомендации по его применению.
- Денискина, В.З. Система работы по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Т.Н. Машкова, В.З. Денискина // Дефектология. — 2001. — № 5. — С. 87–90.
В статье описывается опыт системы коррекционной работы по формированию неречевых средств общения в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения "Начальная школа — детский сад" для детей с нарушением зрения.
- Денискина, В.З. Зрительные возможности слепых с остаточным форменным зрением [Текст] / В.З. Денискина // Дефектология. – 2011. – № 6. – С. 61-71.
В статье приводятся примеры и анализируются особенности зрительного восприятия слепых детей, имеющих форменное (предметное) зрение. Показана необходимость знания педагогами и (ре)абилитологами зрительных возможностей при формировании компенсаторных навыков, лежащих в основе социально-адаптивного поведения.
- Соколов, В.В. Эволюция тифлоинформационных средств [Текст] / В.В. Соколов // Дефектология. - 2009. - No.5.
В статье описывается история развития тифлоинформационных средств в логике периодизации эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии. Приведено краткое описание современных тифлоинформационных средств, используемых в обучении детей с нарушением зрения. Описаны основные принципы использования программ невизуального доступа к информации на экране компьютера в процессе обучения информационным технологиям слепых детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН. НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).
Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН.НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).Работа над звукопроизношением Разви...
Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"
В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...
Коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений темпа речи.
Здесь рассказывается об этапах преодоления нарушений темпа речи(брадилалия, тахилалия)....
: Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
Работа по самообразованию....
Использование икт в коррекционной логопедической работе с различными речевыми нарушениями, как фактор развития дошкольников
Цель использования компьютерных технологий в работе с детьми: 1. оптимизация процесса коррекции речевого развития у детей дошкольного возрас...
Статья :Дифференцированный подход в логопедической работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во...
Основные направления организации логопедической работы по преодолению нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями
Данная статья содержит основные направления и принципы методической работы с детьми дошкольного возраста по преодолению просодических нарушений. Владение базовыми знаниями структуры логопедической раб...