Дополнительная общеразвивающая программа "В гостях у сказки"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Рослова Наталья Сергеевна

Проблема развития речи детей дошкольного возраста по средствам  малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Программа поможет реализовать на практике основные методы и формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №32»

ДОПОЛНИТЕЛЬНА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

для детей 5-7 лет

 группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи

с элементами драматизации.

 

автор-составитель

учитель-логопед

Рослова Н.С.

г.Троицк, 2018

  ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Целевой компонент…………………………………………………………………….3
  1. Пояснительная записка………………………………………………………………...3
  2. Цели и задачи реализации Программы……………………………………………….4
  3. Целевые ориентиры освоения дополнительной образовательной программы…….4

  1. Содержательный компонент Программы…………………………………………….5
  1.  Формы и приемы образовательного процесса……………………………………….5
  2.  Календарно-тематическое планирование…………………………………………….6
  3.  Мониторинг …………………………………………………………………………..11

  1. Организационный компонент………………………………………………………..12
  1. Материально-техническое обеспечение Программы………………………………13
  2.  Методическое обеспечение Программы……………………………………………13

  1. Целевой компонент  Программы

1.1 Пояснительная записка

Один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение  –  первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

       Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества потешки, пословицы, поговорки, загадки и сказки занимают особое место. С их помощью  можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Актуальность. Проблема развития речи детей дошкольного возраста посредствам  малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость:

-Малые формы фольклора имеют важнейшее значение для подготовки детей к обучению в школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

-В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, которая угрожает  русскому языку, а значит и  русской культуре.

-В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.

Ребёнок во многом зависит от взрослых; прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растёт, закладывают предпосылки высоких человеческих начал.

Основную группу риска составляют дети с тяжёлыми нарушениями речи. По результатам ГПМПК таких детей зачисляют в коррекционную группу с заключением ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР). У детей с ОНР отмечается недостаточная сформированность основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематической, лексической и грамматической),  произносительной и семантической сторон, наличие отклонений ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления), нарушение мелкой и общей моторики, нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушение произвольного поведения, затруднение общения между взрослыми и сверстниками.

Дополнительные формы и методы обучения детей вне образовательной деятельности способствуют совершенствованию психических процессов и качеств детей- восприятия, внимания,  памяти,  мышления, воображения, а так же всех компонентов связной речи. . В систему коррекционной работы необходимо включать малые формы фольклора. Это помогает развивать образную речь ребёнка, увеличить словарь,  преодолеть трудности в общении дошкольников общении со сверстниками и взрослыми, достичь более высоких результатов в коррекционной работе.

Проанализировав психолого-педагогические основы развития речи, и определив, основные методы и формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей, мной разработана программа дополнительного образования развития речи с использованием малых форм фольклора.

1.2. Цель и задачи реализации

Цель:

  • Совершенствование и развитие интонационной выразительности речи средствами малых форм фольклора с учётом введения ФГОС ДО.
  • Коррекция устной речи и навыков речевой выразительности в результате проведения работы с использованием малых форм фольклора.
  • Приобщать детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами малых форм фольклора.

Задачи:

Обучающие

  • Развитие познавательного интереса к малым формам фольклора;
  • Приобретение умения в употреблении в речи малых форм фольклора, развитие речевого творчества;
  • Развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Развитие художественно – творческих способностей.

Развивающие

  • Развивать интонационную выразительность речи, эмоционально-выразительные движения, общую и мелкую моторику, произвольность и самоконтроль, активное внимание, воображение, память, совершенствовать коммуникативные навыки.

Воспитательные

  • Формирование представления о малых формах фольклора, культуре и традициях родного края.

         Программа «В гостях у сказки» соответствует тематическому планированию ДОУ в полном объеме, является развивающей, то есть достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, развлечения, творческие показы. Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным,  реализуемая программа предполагает интегрированный подход в обучении. Формирование образной и интонационной выразительности речи, знакомство с малыми  формами фольклора дети получат в непосредственной образовательной деятельности, во время прогулок, экскурсий, праздников и развлечений, во время бесед, чтения книг, в изобразительной деятельности, в театрализованной деятельности, игровой и другой совместной деятельности. 

Социальная значимость программы:

  • Участие в городском конкурсе чтецов.
  • Участие во всероссийских и международных видео-конкурсах в сети Интернет.
  • Участие в театральных постановках ДОУ.

        Программа реализуется через организацию работы кружка «В гостях у сказки» для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет, рассчитана на 2 года обучения.

Развивающий кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц во вторую половину дня с сентября по май (32 занятия в год). Продолжительность занятия 25-30 минут. В группу отбираются дети с нарушением речи и эмоционально-волевым развитием.

  1.  Целевые ориентиры освоения дополнительной образовательной программы.

 Ожидаемый результат

 

  • Сформируется интерес к малым формам фольклора: пословицам, поговоркам, скороговоркам, загадкам, сказкам.
  •  Познакомятся с народными праздниками, с бытом русских людей в старину.
  • Получат Знания о  народных, хороводных играх, считалках  и будут использовать их в свободной игровой деятельности, на прогулках.
  • Будут сформированы  навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи. Сформируется умение работать по образцу и выполнять инструкции.
  • Сформируется правильное речевое дыхание, ритм и интонация.
  • Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
  • Ребёнок овладеет способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Оценка результатов программы проводится по тестированию на начальном этапе и на этапе завершения программы. В качестве процедуры оценивания  использован мониторинг развития образной речи дошкольников, а так же творческие достижения детей. Модифицированные тесты авторов: В.М. Минаевой, Е.Э. Артёмовой  «Диагностика эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением речи». Градусова Л. В., Лёвшина Н.В «Изучение способности сочинять сказки»

2.1.Формы и приемы организации образовательного процесса

Содержательный компонент программы

В Программе представлены направления работы:

1.        Игровые упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата (выработка правильной артикуляции, формирование чёткой дикции и разнообразной интонации, развитие логики и речевого общения).

2.        Игровые упражнения на материале малых форм фольклора, направленные на выработку мимики и пантомимики (развитие у детей уверенности и управляемости в своих действиях, развитие умения переключаться с одного действия на другое, обучение самостоятельному решению двигательной задачи)

3.        Игры–инсценировки (обучение разыгрыванию текстов потешек, сказок, рассказов, используя шапочки для драматизации и элементы костюмов, развитие памяти, воображения).

Психогимнастика - специальные упражнения, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)

Игры-этюды на осознание и выражение основных эмоций. «Передай настроение героя»

Речевые игры и упражнения: 

Дыхательные и артикуляционные:

Упражнения на развитие диафрагмального дыхания, дифференцированного дыхания, пропевание гласных на длительном, плавном выдохе;

Артикуляционная гимнастика на все группы звуков, сопровождаемая стихами;

Пальчиковые игры и сказки

Дикционные и интонационные:

Пропевание гласных на разные мотивы знакомых песен, проговаривание предложений с разной интонацией;

Работа со скороговорками;

Диалоги:

Ритмодекламация - соединение ритма и выразительного речевого интонирования. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения.

Имитационные упражнения–пантомима. Мимическое представление без слов.

Театрализованные игры. Игры–инсценировки. Драматизации знакомых сказок, песен, потешек, диалогов.

Театральные куклы (большие и маленькие): куклы-перчатки, пальчиковый театр.

Импровизация -  разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Релаксационные упражнения - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Сказкотерапия  - передача ребенку необходимых моральных норм и правил, способ социализации и передачи опыта.

Самомассаж лица, рук - самостоятельное массирование отдельных мышечных групп собственными руками

2.2. Календарно – тематическое планирование

Первый год обучения.

Диагностические исследования

Анализ проведенных исследований по данной проблеме.        2часа

Фольклор и его возможности. Колыбельные песни.

  • Знакомство с колыбельной песней, её особенностями исполнения.1 час
  • Использование колыбельных песен в непосредственно деятельности и сюжетно-ролевых играх детей 5-6 лет.1час
  • Введение в сюжетно-ролевую игру колыбельных песен народов Южного Урала. Башкирские и татарские колыбельные.1час
  • Введение в сюжетно-ролевую игру колыбельных песен народов Южного Урала. Башкирские и татарские колыбельные.1час

Знакомство с потешками.

  • Знакомство с потешкой -как малой фольклорной формой.        1час
  • Введение потешки в игру.1час
  • Песенки и пестушки в играх.        1час
  • Сочинение песенок.1час

Народные игры и считалки.

  • Знакомство с хороводной игрой с текстом.1час
  • Для чего нужна считалка?1час
  • Игры народов Урала.1час
  • Национальные игры с элементами фольклора.        1час

Работа  с  пословицами  и  поговорками.

  • Выявление смысла пословиц. Подбираем  пословицу к сказке.1час
  • Вырабатывание интонационной выразительности речи на материале пословиц и поговорок.         1час

Знакомство со скороговорками.

  • Разучивание текста скороговорки.        1час
  • Приёмы отработки дикции детей 5-6 лет        1час
  • Обучение выговариванию трудных слов.        1час
  • Соревнование «скороговорунов»1час

 Знакомство с загадкой.

  • Характеистика предмета загадки. Введение простых сравнений.         1час
  • Знакомимся с гиперболой (преувеличение) как средством выразительности речи.        1час
  • Учимся определять конкретные признаки предметов для составления загадки.1час
  • Сочинение загадок – описаний по образцу.2часа

Учимся придумывать сказки.

  • «Сказки и сказочники». 1час
  • Сказки народов Урала.        1час
  • Что такое роль? 1час
  • Разыгрывание сюжетов из сказок.        2часа

Организация и проведение диагностических исследований. Анализ результативности.2часа

В результате проведённой работы дети получат представление о фольклоре и его возможностях. Научатся определять форму малого жанра фольклора.

Научатся выявлять назначение пословиц и поговорок применять их в речи. На материале загадок определять конкретные признаки предметов, научатся сравнивать и описывать предметы по представлению. Сформируется представление о художественных произведениях, их характерной специфики. На протяжении всех занятий формируется навык правильного произношения, звуковая и интонационная культура речи. Развиваются художественно-творческие способности, эмоционально- выразительные движения. Сформируется правильное речевое дыхание, ритм и интонация.

Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями. Ребёнок овладеет способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Второй  год обучения.

Диагностические исследования

Анализ проведенных исследований по данной проблеме.2часа

Фольклор и его возможности. Колыбельные песни.

  • Знакомство с колыбельной песней, её особенностями исполнения.1час
  • Использование колыбельных песен в непосредственно деятельности и сюжетно-ролевых играх.1час
  • Введение в сюжетно-ролевую игру колыбельных песен народов Южного Урала. Башкирские и татарские колыбельные.1час
  • Обыгрывание  разученных колыбельных.1час

Знакомство с потешками.

  • «Потешка»- как малая фольклорная форма.Виды потешек.        1час
  • Учимся придумывать потешки.1час
  • Использование придуманных потешек в игре.1час
  • Костюмированное обыгрывание потешки.1час

Народные игры и считалки.

  • Хороводные игры и их назначение.        1час
  • Для чего нужна считалка?1час
  • Игры народов Урала.1час
  • Национальные игры с элементами фольклора.        1час

Работа  с  пословицами  и  поговорками.

  • Вырабатывание интонационной выразительности речи на материале пословиц и поговорок.        1час
  • Самостоятельное придумывание пословиц и поговорок с использованием сравнений и определений.1 час

Знакомство со скороговорками.

  • Разучивание текстов сложных скороговорок.1час
  • Приёмы отработки дикции детей 6-7 лет        1час
  • Обучение выговариванию трудных слов.        1час
  • Соревнование «скороговорунов»        1час

Знакомство с загадкой.

  • Характеристика  загадки. Введение сравнений и аналогий. 1час
  • Сочинение загадок – описаний из личного опыта.2часа
  • Мимика и пантомима. Загадки без слов.1час
  • Загадки-ребусы.        1час

Учимся придумывать сказки.

  • «Сказки и сказочники» Использование пословиц  в сочинении сказки.1час
  • Сказки народов Урала.        1час
  • Обыгрывание сюжета русской народной сказки с использованием предметов и костюмов.        1час
  • Самостоятельное придумывание сказок.        2часа

 Организация и проведение диагностических исследований. Анализ результативности.2часа

Планируемые результаты.

В результате проведённой работы у детей второго года обучения сформируется интерес к малым формам фольклора: пословицам, поговоркам, скороговоркам, загадкам, сказкам. Дети смогут использовать образные средства выразительности речи в игровой  и творческой деятельности.

Познакомятся с народными праздниками Урала, с бытом людей разных национальностей в старину.

Получат Знания о  народных, хороводных играх, считалках  и будут использовать их в свободной, игровой деятельности, на прогулках.

Будут формироваться навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи. Сформируется умение работать по образцу и выполнять инструкции. Сформируется правильное речевое дыхание, ритм и интонация.

Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями. Ребёнок овладеет способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Сформируются представления о малых формах фольклора, культуре и традициях родного края.

Месяц

Тема

Количество часов

Сентябрь

Диагностические исследования 

Анализ проведенных исследований по данной проблеме.

2

Октябрь

Фольклор и его возможности. Колыбельные песни.

1-я неделя

Знакомство с колыбельной песней, её особенностями исполнения.

1

2-я неделя

Использование колыбельных песен в непосредственно деятельности и сюжетно-ролевых играх детей 5-6 лет.

1

3-я неделя

Введение в сюжетно-ролевую игру колыбельных песен народов Южного Урала. Башкирские и татарские колыбельные.

1

4-я неделя

Введение в сюжетно-ролевую игру колыбельных песен народов Южного Урала. Башкирские и татарские колыбельные.

1

Ноябрь

Знакомство с потешками.

1-я неделя

Знакомство с потешкой -как малой фольклорной формой.

1

2-я неделя

Введение потешки в игру.

1

3-я неделя

Песенки и пестушки в играх.

1

4-я неделя

Сочинение песенок.

1

Декабрь

Народные игры и считалки.

1-я неделя

Знакомство с хороводной игрой с текстом.

1

2-я неделя

Для чего нужна считалка?

1

3-я неделя

Игры народов Урала.

1

4-я неделя

Национальные игры с элементами фольклора.

1

Январь

Работа  с  пословицами  и  поговорками.

3-я неделя

Выявление смысла пословиц. Подбираем  пословицу к сказке.

1

4-я неделя

Вырабатывание интонационной выразительности речи на материале пословиц и поговорок.

1

Февраль

Знакомство со скороговорками.

1-я неделя

Разучивание текста скороговорки.

1

2-я неделя

Приёмы отработки дикции детей 5-6 лет

1

3-я неделя

Обучение выговариванию трудных слов.

1

4-я неделя

Соревнование «скороговорунов»

1

 Март

Знакомство с загадкой.

1-я неделя

Характеристика предмета загадки. Введение простых сравнений.

1

2-я неделя

Знакомимся с гиперболой (преувеличение) как средством выразительности речи.

1

3-я неделя

Учимся определять конкретные признаки предметов для составления загадки.

1

4-я неделя

Сочинение загадок – описаний по образцу.

2

Апрель

Учимся придумывать сказки.

1-я неделя

«Сказки и сказочники».

1

2-я неделя

Сказки народов Урала.

1

3-я неделя

Что такое роль?

1

4-я неделя

Разыгрывание сюжетов из сказок.

2

Май

Организация и проведение диагностических исследований. Анализ результативности.

2

Второй  год обучения.

Месяц

Тема

Количество часов

Сентябрь

Диагностические исследования 

Анализ проведенных исследований по данной проблеме.

2

Октябрь

Фольклор и его возможности. Колыбельные песни.

1-я неделя

Знакомство с колыбельной песней, её особенностями исполнения.

1

2-я неделя

Использование колыбельных песен в непосредственно деятельности и сюжетно-ролевых играх.

1

3-я неделя

Введение в сюжетно-ролевую игру колыбельных песен народов Южного Урала. Башкирские и татарские колыбельные.

1

4-я неделя

Обыгрывание  разученных колыбельных.

1

Ноябрь

Знакомство с потешками.

1-я неделя

«Потешка»- как малая фольклорная форма.

Виды потешек.

1

2-я неделя

Учимся придумывать потешки.

1

3-я неделя

Использование придуманных потешек в игре.

1

4-я неделя

Костюмированное обыгрывание потешки.

1

Декабрь

Народные игры и считалки.

1-я неделя

Хороводные игры и их назначение.

1

2-я неделя

Для чего нужна считалка?

1

3-я неделя

Игры народов Урала.

1

4-я неделя

Национальные игры с элементами фольклора.

1

Январь

Работа  с  пословицами  и  поговорками.

3-я неделя

Вырабатывание интонационной выразительности речи на материале пословиц и поговорок.

2

4-я неделя

Самостоятельное придумывание пословиц и поговорок с использованием сравнений и определений.

2

Февраль

Знакомство со скороговорками.

1-я неделя

Разучивание текстов сложных скороговорок.

1

2-я неделя

Приёмы отработки дикции детей 6-7 лет

1

3-я неделя

Обучение выговариванию трудных слов.

1

4-я неделя

Соревнование «скороговорунов»

1

 Март

Знакомство с загадкой.

1-я неделя

Характеристика  загадки. Введение сравнений и аналогий.

1

2-я неделя

Сочинение загадок – описаний из личного опыта.

2

3-я неделя

Мимика и пантомима. Загадки без слов.

1

4-я неделя

Загадки-ребусы.

1

Апрель

Учимся придумывать сказки.

1-я неделя

«Сказки и сказочники» Использование пословиц при сочинении сказки.

1

2-я неделя

Сказки народов Урала.

1

3-я неделя

Обыгрывание сюжета русской народной сказки с использованием предметов и костюмов.

1

4-я неделя

Самостоятельное придумывание сказок.

2

Май

Организация и проведение диагностических исследований. Анализ результативности.

2

Сентябрь

Диагностические исследования 

Анализ проведенных исследований по данной проблеме.

Октябрь

Колыбельные песни.

 - Игры - инсценировки «Уложим Алёнушку спать», «Баю-баюшки – баю, не ложись на краю» и т.д.

- Беседа о колыбельной песне.

 - Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.

Ноябрь

Знакомство с потешками

-Рассматривание картинок, иллюстраций, игрушек.

-беседы о значения слов, которые дети услышат в потешке.

-Знакомились с видамипотешек и для каких целей можно использовать ту или иную потешку.

-Создание альбома«Потешки с иллюстрациями», который очень любят рассматривать наши дети.(совместная работа родителей с детьми)

- Литературный КВН на знание потешек.

Декабрь

Народные игры и считалки

- Составили картотеку народных игр и считалок

-  Составили альбом фотографий «Русские народные игры».

-Разучивание зимних народных игр:

«Штурм крепости», «Два Мороза», «Льдинка»,  «Царь ледяной горы».

- Подбор и разучивание считалок.

Январь

Работа  с  пословицами  и  поговорками:  

- уточнение  жанровых  особенностей,  

-сравнение  пословиц  с  другими  фольклорными  формами,  

- подбор  пословиц  к  художественным   текстам  и  т.д.  

- Познакомила детей с рассказами Б.В. Шергина, в которых рассказывается смысл пословиц. Дети знакомились с новыми поговорками и пословицами, затем сами подбирали их по смыслу.

- Создали альбом «Пословицы и поговорки».

Февраль

Знакомство со скороговорками.

-Беседа «Для чего нужны скороговорки»

- использование рекомендации А.С.

Бухвостовой и А.М. Бородич по заучиванию скороговорок.

- подбор  нужного количества скороговорок на длительный срок.

- распределение их по трудности.

Март

Знакомство с загадкой

- Рассказ « История появления загадки».

- Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».  

-Д/и «Загадки и отгадки».

- Разучивание загадок.

- Разучивание р.н.игры в загадки «Бабка».

- Лепка и рисование отгадок к загадкам.

- Рассматривание книжных иллюстраций.

- Развлечение «В гости к бабушке-загадушке».

Апрель

Привлекла детей к одному из  любимых жанров фольклора – сказке.

- Знакомство детей с новым методом работы «Изучение сказок по картам Проппа».

- Беседы с детьми: "Моя любимая сказка", "Правила общения с книгой"

-Проведение игры «Самый добрый сказочный герой» или «Самый злой сказочный герой»

-Чтение, прослушивание и просмотр сказок

-Рисование по сказкам: «Теремок», «Колобок», «Машенька и медведь» и т.д.

-Лепка по сказке «Конёк Горбунок»

- Составление альбома совместно с детьми «рисунки по мотивам русских народных сказок».

-Отгадывание загадок «Мой любимый сказочный герой»

Май

Организация и проведение диагностических исследований. Анализ результативности.

Реализация плана по развитию интонационной выразительности и образной речи детей

старшего и подготовительного возраста.

1.Познакомила детей с колыбельными песнями.

Использование колыбельных песен в непосредственно деятельности и сюжетно-ролевых играх. Обучать детей образовывать однокоренные слова, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя".

2.Знакомство с потешками.

 Рассматривание картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснять значения слов, которые дети услышат в потешке. Знакомить с видами потешек и для каких целей можно использовать ту или иную потешку.  Оформить альбом потешек с иллюстрациями, совместно с родителями проиллюстрировать потешку, создав «Альбом потешек в рисунках детей и родителей».

3.Использовать народные подвижные игры с текстом в праздниках, физминутках, в НОД.

Совместно с воспитателями составить картотеку народных игр.

Оформить картотеку считалок.

4.В течение года включать в НОД различные формы работы с пословицами и поговорками.

  • уточнение  жанровых  особенностей;
  • сравнение  пословиц  с  другими  фольклорными  формами;  
  • подбор  пословиц  к  художественным   текстам  и  т.д.  
  • Познакомить с рассказами Б.В. Шергина, в которых рассказывается смысл пословиц.
  • Познакомить с новыми поговорками и пословицами, и подбирать их по смыслу.
  • Оформить альбом «Пословицы и поговорки».
  • На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста использовать мотивационные установки:

- игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы";

- общественные: "Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей";

-  подготовки к школе: "Кто лучше запомнит образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе";

-    соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде ...?";

- личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит добру".

  • игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;
  • дидактические игры: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;
  • подбор пословиц и поговорок по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;
  •  назвать по иллюстрации подходящую пословицу;
  • изобрази пословицу пантомимой;
  • нарисуй пословицу или поговорку.
  • изобрази пословицу схемой, найди лишнюю пословицу; найди пару;
  • придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица;

5.Знакомить со короговорками.

Для совершенствования дикции в непосредственной образовательной деятельразвитию ности по интонационной выразительности речи использовать рекомендации А.С. Бухвостовой и А.М. Бородич по заучиванию скороговорок. Подобрать нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности (включить в план взаимодействия с воспитателем). Отрабатывать произнесение скороговорок с изменением темпа и силы голоса, выражая своё настроение, желание или намерение (огорчение, удивление, просьбу, нежность, ласку).

6.При работе с загадкой использовались формы

  • нарисуй отгадку;
  • придумай свою загадку;
  • придумай загадку по картинке;
  • учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений.
  • знакомить с теми предметами и явлениями, о которых  предлагаются загадки, для того чтобы доказательства были более обоснованными и полными.
  • В совместной деятельности с детьми оформить  альбом загадок.
  • придумать и нарисовать схемы составления загадок.

7.Привлечение к сочинениям новых сказок, театральной деятельности.

-оформление совместно с детьми «Альбом рисунков по мотивам русских народных сказок».

-обыгрывание сюжета знакомой сказки;

-сочинение сказки с последующим изменением события.

8. Концовки, частушки, дразнилки, заклички,  приговорки, прибаутки,  небылицы, частушки.

Создание благоприятной речевой среды. Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора применять в режимных моментах.

Глоссарий

Ознакомление  детей с малыми формами фольклора, к которым относятся: пословицы и поговорки, загадки, скороговорки,  потешки, заклички, сказки, а также считалки, дразнилки, колыбельные песни и многое другое.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.

Поговорки это меткое яркое народное выражение, часть суждения без вывода. Согласно определению В.Даля, поговорка – это такая короткая складная речь, которая ходит в народе, но не является полноценной пословицей. 

Пословица это краткое мудрое изречение содержащее законченную мысль. Пословица - это жанр  фольклора,   краткое  изречение, заключающее    в себе  поучение. Пословица   советует, наставляет, предупреждает.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения

Дразнилки

Насмешливая прибауткаобычно рифмованная, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Потешки, пестушки это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек,  нередко затем сами повторяют их. Ценность потешек состоит еще в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками.

Заклички-небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке, как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор.

Скороговорка – чистоговорка,  род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья. Скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу. Используя скороговорки можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения.

Считалки – замечательный речевой материал! Считалки для детей в основном используются для установления очередности, для определения, кому начинать игру. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма.  Разучивая с детьми всевозможные считалки, вы будете и тренировать память, и развивать у детей чувство ритма.

Сказки - один из самых излюбленных детьми жанров фальклора. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом."Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании" - писал К.Д. Ушинский.

Мониторинг

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты диагностики используются для профессиональной коррекции особенностей образного речевого развития.

Диагностика проводится два раза в год: в сентябре и в мае с целью выявления динамики развития детей, получающих дополнительную образовательную услугу.

В ходе обследования изучаются следующие компоненты:

  • Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
  • Диагностика интонационной стороны речи (методика Е.Э. Артёмовой). Обследование воспроизведения логического ударения.
  • Изучение выразительности речи (произнеси фразу).
  • Изучение способности сочинять сказку.

Диагностическая карта

п/

п

Фамилия

имя

ребёнка

Показатели

восприятие графического изображения эмоций.

Обследование воспроизведения логического ударения.

Эмоционально-образное развитие. (произнеси фразу).

Изучение способности сочинять сказку.

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Критерии оценивания:

Восприятие графического изображения эмоций.

3 балла – называет все эмоции, старается повторить, статические и динамические упражнения выполняет в полном объеме.

2 балла – При определении допускает ошибки, при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.

1 балл – не называет эмоции.

Обследование воспроизведения логического ударения.

3 балла - Ребёнок отвечает на вопрос тем предложением, которое только что составлено, выделяет голосом важное слово. Умеет задавать вопросы в ходе диалога.  Умеет интонировать голосом.

2 балла - Ребёнок, речь понимает в полном объёме, умеет слушать, умеет отвечать на вопросы, не может выделять голосом главное интонационное слово. Речь маловыразительная.

1 балл - Ребёнок самостоятельно не общается. Речевая активность недостаточная.

Эмоционально-образное развитие:

3 балла -  творчески применяет в инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
2 балла -  владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

1 балл -  различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью педагога.

Изучение способности сочинять сказку.

3 балла -  самостоятельно придумывает сюжет сказки, использует малые формы фольклора и средства выразительности речи, проявляет инициативу, согласованность действий с детьми, творческую активность в играх-драматизациях.

2 балла -  с помощью придумывает сюжет сказки и использует средства выразительности речи, проявляет инициативу, участвует в играх-драматизациях.
1 балл -  не может придумать сказку, не проявляет инициативы, пассивен.

2. Организационный компонент.

        Программа реализуется через организацию работы кружка «В гостях у сказки» для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет, рассчитана на 2 года обучения.

Развивающий кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц во вторую половину дня с сентября по май (32 занятия в год). Продолжительность занятия 25-30 минут. В группу отбираются дети с нарушением речи и эмоционально-волевым развитием.

Материально-техническое обеспечение программы

Кабинет-помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого оборудованием

Базовое оборудование

  1. Письменный стол, стул педагога.
  2. Сто и стулья по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.
  3. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
  4. Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.
  5. Технические средства обучения (магнитофон, компьютер)

Наглядные пособия

  1. Дидактический материал для обследования речи ребенка.
  2. Настольные игры лексико-грамматического содержания.
  3. Настольные игры на развитие памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового внимания.
  4. Настольные дидактические игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.
  5. Настольные дидактические игры на развитие связной речи.
  6.  Аудиокассеты, аудиодиски с записями стихов, сказок, рассказов.
  7. Сюжетные картинки для развития связной речи.
  8. Детские книги со сказками для развития связной речи («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь» и пр.).
  9. Картотека потешек, чистоговорок, скороговорок.
  10. Картотеки пальчиковых игр.
  11. Игровой материал для самомассажа и развития мелкой моторики.
  12.  Мягкие, резиновые, пластмассовые игрушки.
  13. Игрушки для выработки сильной воздушной струи
  14. Фигурки животных.
  15. Настольный театр. Пальчиковый театр.
  16. «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушкам

Методическое обеспечение программы

  1. Веракса Н. Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования — М.: МОЗАИКА. СИНТЕЗ, 2014.
  2. Наш дом – Южный Урал» Программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск, АБРИС. –2014.
  3. Дурова Н.В. Фонематика – М: МОЗАИКА. СИНТЕЗ, 2010.
  4. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности (обзор программ дошкольного образования). М.: ТЦ «Сфера», 2010
  5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.
  6. Круглов, Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество.- М.: Высшая школа,1986.
  7. Кузнецова Е.В.  Логопедическая  ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи - М: 2010.
  8. Лапковская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. – М: Мозаика-Синтез, 2008.
  9. Маханёва М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  10. Нищева Н. В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  11. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  12. Пиксасова, Т. Энциклопедия детского фольклора .- М.: Белый город,2008.
  13. Панкеев, И. А. Русские праздники и игры.- М. : Яуза, 1999.
  14.  Пименова Т.М. Формирование художественно-речевых навыков  у детей 5-7 лет. Издательство «Учитель»
  15. Пожиленко Е. А. // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2003.
  16. Ткаченко Т.А.  Развиваем мелкую моторику – М: Эксмо, 2010.




  1. Материально-техническое обеспечение программы

Кабинет-помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого оборудованием

Базовое оборудование

  1. Письменный стол, стул педагога.
  2. Столы и стулья по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.
  3. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
  4. Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.
  5. Технические средства обучения (магнитофон, компьютер)
  6. Школьная доска, мел, магниты
  7. Часы настенные
  8. Журнальный стол с креслами
  9. Ковер

Наглядные пособия

  1. Дидактический материал для обследования речи ребенка.
  2. Настольные игры лексико-грамматического содержания.
  3. Настольные игры на развитие памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового внимания.
  4. Настольные дидактические игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.
  5. Настольные дидактические игры на развитие связной речи.
  6.  Аудиокассеты, аудиодиски с записями стихов, сказок, рассказов.
  7. Схема составления предложения.
  8. Сюжетные картинки для развития связной речи.
  9. Детские книги со сказками для развития связной речи («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь» и пр.).
  10. Картотека потешек, чистоговорок, скороговорок.
  11. Картотеки пальчиковых игр.
  12. Игровой материал для самомассажа и развития мелкой моторики.
  13.  Мягкие, резиновые, пластмассовые игрушки.
  14. Игрушки для выработки сильной воздушной струи
  15. Фигурки животных.
  16. Настольный театр.
  17. «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушкам

  1. Методическое обеспечение программы
  1. Веракса Н. Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования — М.: МОЗАИКА. СИНТЕЗ, 2014.
  2. Дурова Н.В. Фонематика – М: МОЗАИКА. СИНТЕЗ, 2010.
  3. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности (обзор программ дошкольного образования). М.: ТЦ «Сфера», 2010
  4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.
  5. Кузнецова Е.В.  Логопедическая  ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи - М: 2010.
  6. Лапковская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. – М: Мозаика-Синтез, 2008.
  7. Маханёва М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  8. Нищева Н. В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  10. Пожиленко Е. А. // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2003.
  11. Ткаченко Т.А.  Развиваем мелкую моторику – М: Эксмо, 2010.
  12.  Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду – М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "В гостях у сказки"

                Настоящая программа предназначена для обучения с помощью музыкально-театральной деятельности реализовать изначально присущие д...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказки из пластилина»

  Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Занятия   л...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...

Дополнительная общеразвивающая программа Для детей 4-6 лет «В гостях у сказки»

1.Пояснительная записка 1.1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих м...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ»

Участие детей в театральных постановках способствует их раскрепощению, развитию эмпатии, чувства ответственности, умению работать в коллективе, умению перевоплощаться и принимать на себя роль, развити...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у сказки»

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения....

дополнительная общеразвивающая программа «В гостях у сказки» для детей от 4 до 5 лет

дополнительная общеразвивающая программа «В гостях у сказки» для детей от 4 до 5 лет...