Краткие сведения по теории и истории методики развития речи.
материал по логопедии
Методика развития речи детей с нарушениями речи (специальная) — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkie_svedeniya_po_teorii_i_istorii_metodiki_razvitiya_rechi.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткие сведения по теории и истории методики развития речи
Предмет методики развития речи. Методика развития речи детей с нарушениями речи (специальная) — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Основной целью данной методики является разработка научно обоснованной системы обучения родному языку. Предметом курса методики развития речи (специальной) является формирование и развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Содержание методики — формирование номинативной, коммуникативной и когнитивной функций речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи, подготовка детей с нарушениями речи к обучению грамоте, ознакомление дошкольников с художественной литературой. Исходя из цели, определяются следующие задачи:
- изучение онтогенеза речевой деятельности;
- изучение развития речи при различных формах речевых нарушений;
- разработка принципов обучения родному языку детей с нарушениями речи;
- усовершенствование средств, методов и приемов развития речи
дошкольников с речевой патологией; - определение содержания и организации работы по развитию речи
в специальном дошкольном учреждении.
В указанных задачах определяется как теоретическая, так и практическая направленность специальной методики развития речи. Для решения поставленных задач необходимо использовать связи методики развития речи (специальной) с другими науками (языкознание; психология; лингвистика; психолингвистика; педагогика общая, дошкольная и специальная; логопедия). Особую важность для решения данных задач имеет связь теории методики развития речи (специальной) с практическим опытом педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Историческая справка о становлении методики развития речи (специальной) и ее связь с другими науками. Методологической основой методики развития речи (специальной) являются положения философии и психологии о взаимосвязи языка и мышления, о языке как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о ведущей роли деятельности и речи в развитии личности, теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия); теория о словесной регуляции деятельности (В.В. Лубовский); принципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Теоретическую основу методики развития речи (специальной) составляют лингвистические, психологические и педагогические концепции, раскрывающие закономерности формирования и развития речевой функции в онтогенезе и при нарушениях речи.
Методика развития речи (специальная) опирается на исследования других наук. Прежде всего на науку о языке —- языкознание (лингвистика) — как науку о человеческом естественном языке и общих законах строения и функционирования человеческого языка, изучающую разные уровни языковой системы: фонетику, фонологию, грамматику (морфологию, словообразование, синтаксис), лексикологию, фразеологию.
В ХХ-ом веке на стыке языкознания и психологии появилась психолингвистика — наука, сочетающая в себе систему понятий и методов психологии и лингвистики и определяющая взаимодействие единиц языка с механизмами и формами речевой деятельности. Известный лингвист А.А. Реформатский подчеркивает невозможность замены слова "речь" на слово "язык", говоря о развитии и обогащении речи детей, так как имеется в виду психофизиологический процесс. Речь — это разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Язык — средство общения, а речь — сам процесс общения.
Методика развития речи (специальная) тесно связана с различными отраслями психологии — детской и педагогической. Знание закономерностей психического развития ребенка, использование методов психолого-педагогической диагностики позволит педагогу наиболее успешно планировать занятия по развитию речи, делая акцент на личностных особенностях, учитывая состояние восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи. В процессе обучения и воспитания детей с нарушениями речи должны быть предусмотрены как общедидактические, так и коррекционные и психокоррекционные цели.
Педагогика (общая, дошкольная и специальная) является основой для методики развития речи (специальной) в выборе общепедагогических принципов, методов, приемов, средств воспитания и обучения детей с нарушениями речи. В процессе работы по развитию речи логопед и воспитатель специального дошкольного учреждения не только обогащают словарь детей, формируют и развивают грамматический строй, воспитывают звуковую культуру речи, развивают связную речь и готовят детей к обучению грамоте, но и проводят воспитательную работу для успешной социальной адаптации ребенка с речевой патологией.
Знание симптоматики речевых нарушений, их причин, механизмов, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре дефекта позволит успешно и эффективно организовывать систему занятий по развитию речи с детьми с нарушениями речи. Данную сумму знаний к настоящему времени накопила логопедия — наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Состояние проблемы развития речи детей. Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А.Н. Гвоздев, А.П. Усова, О.И. Соловьева и многие другие.
Один из великих педагогов прошлого Ян Амос Коменский уже в XVII веке сказал о пользе точного употребления слов, "о наименовании вещей полно и вполне продуманно, о возможности выражать все, о чем думаем, удачно, ясно и отчетливо". В одном из известных произведений Я.А. Коменский посвятил развитию речи целую главу "Каким образом нужно искусно упражнять детей в развитии речи", в которой уделил внимание проблеме изучения грамматике (ее начальных этапов), риторике и поэтике. Одним из первых Я.А. Коменский подчеркнул связь мышления и речи, взаимообусловленность их развития и необходимость целенаправленного формирования этих психических процессов. "Две особенности решительно отличают человека от животных: разум и речь; разум нужен человеку для самого себя, а речь — для ближнего. Поэтому нужно прилагать одинаковую заботу к тому и другому, чтобы и ум, и язык были у человека как можно более развиты и усовершенствованы".
Швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци внес огромный вклад в методику развития речи, подчеркивая, что речь необходимо развивать, начиная со звуков, их сочетаний в слогах, затем он предлагал "обучение словам или средствам ознакомления с отдельными предметами" и обучение речи — "...научиться ясно выражаться о предметах, ставших нам известными и обо всем, что мы в состоянии о них узнать." По его мнению, огромную роль играют социальные условия, речевое окружение. Взрослые должны как можно больше и чаще говорить с маленьким ребенком и между собой о предметах и явлениях окружающего мира, употребляя множество названий. Благодаря частому проговариванию слова взрослых бессознательно усваиваются ребенком, говоря современным языком, происходит накопление пассивного словаря.
Константин Дмитриевич Ушинский разработал педагогическую систему первоначального обучения родному языку, в которой были сформулированы цели, задачи, принципы обучения, а также разработаны содержание и методическое наполнение. Он впервые в отечественной педагогике подчеркнул значение обучения ребенка на родном языке (из истории известно, что обучение в семьях среднего и высшего сословия осуществлялось на французском, немецком и других иностранных языках). К.Д. Ушинский писал: "Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, — и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения." К.Д. Ушинский обосновал необходимость первоначального преподавания русского языка. Им были поставлены три цели обучения: первая — развитие словарного запаса ребенка с привлечением наглядности и. его жизненного опыта; вторая цель — обучение родному языку с опорой на доступные художественные произведения, обладающие положительной идеей; третья цель — развитие грамматического строя речи. К.Д. Ушинский впервые определил круг детского чтения, сделав акцент, на "язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке, претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы, ...который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов...": народные сказки, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, произведения русских писателей и собственные произведения. Идеи К.Д. Ушинского наряду с другими легли в основу современной методики развития речи.
Сторонницей и последовательницей взглядов К.Д. Ушинского была Елизавета Ивановна Тихеева, подчеркивающая, что "лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке". Ею были разработаны система занятий по обогащению словаря с использованием наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, дидактических игр и т.п., методика обучения связной речи, т.е. система работы по "живому слову". Е.И. Тихеевой были разработаны занятия, "которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. К ним мы относим: разговор с детьми, поручения и задания, беседы, рассказывание, чтение, письма, заучивание стихотворений". Практические рекомендации, содержащиеся в книге "Развитие речи детей" включают в себя раздел, посвященный недостаткам речи и их преодолению. Автор классифицирует недостатки речи детей по трем категориям: первая — физиологически обусловленные нарушения речи; вторая — нарушения речи, обусловленные "недостатками анатомического и психофизического характера" (ринолалия, заикание, нарушения речи при нарушении слуха); третья — нарушения речи, обусловленные влиянием речи окружающих. Е.И. Тихеева делает акцент на необходимость ранней диагностики и специально организованного коррекционного обучения детей с нарушениями речи, включающее в себя "устные и письменные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же направлении, содействовать постепенному искоренению этих [речевых] ошибок".
Дальнейшее развитие теории и практики методики развития речи осуществила Евгения Александровна Флёрина, в области исследований которой находилось эстетическое воспитание дошкольников средствами художественного слова. Она подчеркивала; что в "ярких образах художественной литературы, в различных видах словесной работы необходимо давать разнообразный материал как со стороны познавательной, так и эмоциональной, всесторонне обогащая восприятие детей, расширяя их кругозор".
Наряду с вышеперечисленными исследованиями, в которых теория и методика развития речи и обучения родному языку рассматривалась в разных аспектах, существует ряд исследований, посвященных дневниковым записям речи детей (И.А. Бодуэн де Куртене, Чарльз Дарвин, супруги Штерн и др.). В нашей стране наиболее известен дневник ученого-языковеда Александра Николаевича Гвоздева, фиксировавшего речь сына Жени. Эти записи после лингвистической обработки были преобразованы в фундаментальный труд "Вопросы изучения детской речи", в котором был проанализирован процесс усвоения ребенком фонетической системы и грамматического строя языка. А.Н. Гвоздевым были выделены периоды в формировании грамматического строя русского языка, характеризующиеся специфическими особенностями:
1. Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в оном неизменном виде во всех случаях, где они используются.
- Период усвоения грамматической структуры предложения,
связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения... - Период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонения и спряжения.
Исследования А.Н. Гвоздева легли в основу современной теории и методики развития речи детей.
Формирование современной методики развития речи являлось результатом коллективного труда ученых и методистов-практиков. На современном этапе методика развития речи совершенствуется вследствие изменения социально-политических условий, изменений в системе образования в связи с достижениями научно-технического прогресса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания по теории и методике развития речи
Тестовые задания помогут выявить уровень знаний педагогов ДОО по теории и методики развития речи...
Теория и методика развития речи у детей. Тема: Книжный уголок
Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, спос...
Сообщение. Отгадывание загадок По предмету теория и методика развития речи у детей
Содержание. 1.введение. 2 .Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста. 3. Загадка – малый жанр фольклора. 4. Принципы отбора загадок для дошкольников. 5.Мет...
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются дей...
Тема: «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».
Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. ...
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста...
Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...