Мониторинг развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
материал по логопедии (подготовительная группа)
Представляемый экспресс-мониторинг позволяет сравнительно быстро оценить уровень развития речи детей подготовительной группы. Результатам обследования даётся качественная и количественная оценка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3-h_balnaya_sistema_2016_-_6-7_let.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
При работе с детьми, имеющими речевые нарушения, учителю-логопеду бывает необходимо оценить результаты своей работы и выявить уровень готовности детей к обучению в школе. Существует множество методик такой оценки. Однако все они достаточно объемны и их проведение занимает много времени.
Представляемый экспресс-мониторинг позволяет сравнительно быстро оценить уровень развития речи детей подготовительной группы. Результатам обследования даётся качественная и количественная оценка.
Качественная оценка представляет собой анализ и подробное описание особенностей выполнения ребенком каждого задания. Выявленные особенности ответов детей учитываются при начислении баллов за каждое задание, т.е. получают свою количественную интерпретацию.
При разработке мониторинга использовалась диагностика Иншаковой О.Б.
1. Сформированность звукопроизношения
Инструкция.
- Назови картинки (в которых содержатся обследуемые звуки).
- Повтори (отраженное повторение фраз с обследуемыми звуками):
Лариса разбила зелёную тарелку.
Слышится шелест сухого камыша.
Часовщик чинит часики.
У наседки шесть жёлтых цыплят.
В чаще щебечут птицы.
Носильщик тащит вещи.
С | Сь | З | Зь | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Ль | Р | Рь | Другие звуки |
Оценка.
Высокий уровень (3 балла): все звуки во всех позициях произносятся правильно. Часть звуков в спонтанной речи иногда может произноситься неправильно, но ошибки исправляются самостоятельно.
Средний уровень (2 балла): изолированно все звуки произносятся правильно. Часть звуков правильно произносится в отраженной фразовой речи, но в спонтанной речи не употребляется или искажается.
Низкий уровень (1 балл): нарушено даже изолированное произнесение одного и более звуков.
2. Сформированность лексического строя речи
2.1. Употребление имён существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме (стр. 25).
- Инструкция. Рассмотри вещи и расскажи, что есть у гнома и у великана. Например: у великана стул, а у гнома стульчик.
шкаф –
ковёр –
стол –
зеркало –
ведро –
- Инструкция. Посмотри, гном и великан одеты почти одинаково. Расскажи, какого цвета одежда у великана и у гнома. Например: у великана брюки красные, а у гномика – красненькие.
2.2. Относительные прилагательные (стр. 24).
Инструкция. Расскажи, из чего сделаны отмеченные на рисунке точками предметы и как они называются. Например: бабу слепили из снега, значит, она снежная.
крыша сделана из черепицы –
труба из кирпича –
ведро из пластмассы –
дом из камня –
мяч из резины –
дорожка из песка –
кувшин из глины –
труба водосточная из железа –
кораблик из бумаги –
сапоги из резины –
стол из дерева –
2.3. Притяжательные прилагательные.
Инструкция. У собаки лапа – собачья.
Нос лисы. Чей?
Ухо собаки. Чье?
Лапа медведя. Чья?
Пальто мамы. Чье?
Ботинки папы. Чьи?
2.4. Приставочные глаголы (стр. 45)
Инструкция. Давай вместе расскажем, как девочка Маша в лес ходила. Я начинаю, а ты продолжай (ребёнок должен добавлять глагол в нужной форме).
Однажды Машенька за грибами в лес … (пошла). Шла-шла и к избушке … (подошла). Вокруг … (обошла) и внутрь … (зашла). Потом она из избушки … (вышла). Только от избушки … (отошла), увидела речку. По мостику речку … (перешла) и дальше … (пошла). Устала Маша и решила отдохнуть, с тропинки … (сошла), посидела на пеньке и дальше … (пошла). Из леса … (вышла) и домой … (пришла).
Оценка:
Высокий уровень (3 балла): все задания выполняются правильно.
Средний уровень (2 балла): самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи. Не более двух ошибок в каждой серии заданий.
Низкий уровень (1 балл): более двух ошибок в каждой серии или более половины из всех заданий выполняются с ошибками.
3. Сформированность грамматического строя речи
3.1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.
Инструкция. Посмотри на картинку и послушай, как я про нее скажу: синяя тарелка. А как ты скажешь про платок, ведро?
Предлагаемые картинки: Желтое солнце, желтая кукуруза, желтый банан, желтые кружки; Красный барабан, красная ягода, красное яблоко, красные флажки;
Белое облако, белая кастрюля, белый заяц, белые варежки.
3.2. Употребление предложно-падежных конструкций.
Инструкция. Ответить на вопросы (по демонстрируемому действию или картинке проверяются предлоги на, в, под, из, за, с, из-за, из-под, к, от, над).
Где лежит игрушка? (в коробке)
Откуда ее достали? (из коробки)
Откуда съезжают на санках? (с горки)
Где лежит ручка? (под книгой)
Откуда ее достали? (из-под книги) и т.д.
3.3. Составление предложения по опорным словам в исходной форме.
Инструкция. Составь предложение из слов.
Мальчик, рисовать, слон;
Бабушка, вязать, шапка, внучка;
Мама, чистить, картошка, нож;
Бабушка, качать, в, малыш, коляска;
Инструкция. Расскажи, что нарисовано на картинке.
Предлагаются картинки для составления предложений различных моделей без предлогов и с предлогами. Если ребенок отвечает одним словом, возможны стимулирующие вопросы (стр. 44).
Оценка:
Высокий уровень (3 балла): все задания выполняются правильно.
Средний уровень (2 балла): самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи. Не более двух ошибок в каждой серии заданий.
Низкий уровень (1 балл): более двух ошибок в каждой серии или более половины из всех заданий выполняются с ошибками.
4. Сформированность связной речи
Задание: Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Оценка:
Высокий уровень (3 балла): самостоятельно и правильно разложил картинки. Понял смысл происходящего в рассказе. Предложения распространенные, грамматически правильные.
Средний уровень (2 балла): картинки разложил неправильно, но самостоятельно заметил ошибку при составлении рассказа или после наводящих вопросов взрослого. Развернутое высказывание, но словарь бедный, присутствуют лексические замены (ботинок – сапог, выбежала – вышла и т.д.), отдельные аграмматизмы.
Низкий уровень (1 балл): самостоятельно не разложил серию картинок даже по наводящим вопросам. Рассказ заменяется простым перечислением событий ("здесь кошка бежит за мышкой, а здесь она трогает ботинок"), трудности подбора слов, множественные вербальные парафазии (замены) и аграмматизмы.
5. Сформированность навыков языкового анализа
Инструкция.
Сколько слов в предложении «Мама режет ножом капусту»?
Какое второе слово в этом предложении?
Сколько звуков в слове «мак»?
Сколько звуков в слове «сани»?
Какой первый звук в слове «сани»?
Какой последний звук в слове «окно»?
Оценка:
Высокий уровень (3 балла): задание выполняется правильно.
Средний уровень (2 балла): ошибки, которые исправляются самостоятельно после повторного проговаривания, одна-две ошибки не устраняются даже после повторного акцентированного проговаривания.
Низкий уровень (1 балл): все задания выполняются со значительной помощью взрослого, при этом чаще всего неправильно или задание не принимается.
6. Сформированность слоговой структуры слова
Инструкция.
А) Повтори слова:
телевизор
лекарство
сковорода
космонавт
кинотеатр
милиционер
аквариум
Б) Повтори предложения (стр. 55):
Мотоциклист весело догоняет велосипедиста.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Пингвин гуляет с пингвиненком.
На площади идет строительство многоэтажного дома.
Аквалангист ныряет с аквалангом.
Оценка.
Высокий уровень (3 балла): задание выполняется правильно, в предложенном темпе.
Средний уровень (2 балла): единичные ошибки, которые исправляются после повторного проговаривания или воспроизведение в замедленном темпе.
Низкий уровень (1 балл): нарушение слоговой структуры более половины слов. Ошибки не исправляет после повторного проговаривания.
7. Сформированность навыков чтения
Чтение слов:
мак пила помада диван
кот духи канава палка
том лиса собака стул
нос соты бумага волк
Оценка:
Высокий уровень (3 балла): не более двух ошибок с самокоррекцией.
Средний уровень (2 балла): не более четырех ошибок.
Низкий уровень (1 балл): множественные ошибки, отсутствие навыка чтения.
В результате исследования речи составляется индивидуальный профиль речевого развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...
Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....
Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».
Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...
Экспресс-мониторинг развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
Экспресс-мониторинг развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи При работе с детьми, имеющими речевое недоразвитие, учителю-логопеду бывает необходимо оценить результаты своей ра...
Мониторинг развития речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Представляемый экспресс-мониторинг позволяет сравнительно быстро оценить уровень развития речи детей старшей группы. Результатам обследования даётся качественная и количественная оценка....
«Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...