Экспресс-мониторинг развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Султанова Наталия Витальевна

Экспресс-мониторинг развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

 

 При работе с детьми, имеющими речевое недоразвитие, учителю-логопеду бывает необходимо оценить результаты своей работы и выявить уровень готовности детей к обучению в школе. Существует множество методик такой оценки. Однако все они достаточно объёмны, и их проведение занимает много времени. 

Представляемый экспресс-мониторинг позволяет  быстро оценить уровень развития речи детей подготовительной группы. Результатам обследования даётся качественная и количественная оценка.


Качественная оценка представляет собой  анализ и подробное описание особенностей выполнения ребенком каждого задания. Выявленные особенности ответов детей учитываются при начислении баллов за каждое задание, т.е. получают свою количественную интерпретацию. Данное обследование можно применять как для воспитанников подготовительной группы детского сада, так и для первоклассников. В случае обследования дошкольников, пункт 8 (сформированность навыков чтения) применять не обязательно.

При разработке мониторинга использовалась нейропсихологическая диагностика Фотековой Т. А., Ахутиной Т.В. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_razvitiya_rechi_detey_6.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Экспресс-мониторинг развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

 

 При работе с детьми, имеющими речевое недоразвитие, учителю-логопеду бывает необходимо оценить результаты своей работы и выявить уровень готовности детей к обучению в школе. Существует множество методик такой оценки. Однако все они достаточно объёмны, и их проведение занимает много времени. 

Представляемый экспресс-мониторинг позволяет  быстро оценить уровень развития речи детей подготовительной группы. Результатам обследования даётся качественная и количественная оценка.


Качественная оценка представляет собой  анализ и подробное описание особенностей выполнения ребенком каждого задания. Выявленные особенности ответов детей учитываются при начислении баллов за каждое задание, т.е. получают свою количественную интерпретацию. Данное обследование можно применять как для воспитанников подготовительной группы детского сада, так и для первоклассников. В случае обследования дошкольников, пункт 8 (сформированность навыков чтения) применять не обязательно.

При разработке мониторинга использовалась нейропсихологическая диагностика Фотековой Т. А., Ахутиной Т.В.

 

 1. Сформированность звукопроизношения

 

Задания:

а)называние картинок, в названии которых содержатся обследуемые звуки,

б)отраженное повторение фраз с обследуемыми звуками:

Лариса разбила тарелку.

Слышится шелест сухого камыша.

Часовщик чинит часики.

У наседки шесть цыплят.

В чаще щебечут птицы.

Носильщик тащит вещи.

 

Оценка:

Высокий уровень - Все звуки во всех позициях произносятся правильно. Часть звуков в спонтанной речи иногда может произноситься неправильно, но ошибки исправляются самостоятельно или после  помощи ("Произнеси все слова четко"). 
Средний уровень - Изолированно все звуки произносятся правильно. Часть звуков правильно произносится в отраженной фразовой речи, но в спонтанной речи не употребляется или искажается.

Низкий уровень - Нарушено даже изолированное произнесение одного и более звуков.


2. Сформированность навыков языкового анализа

 

Инструкция:

Сколько слов в предложении «Мама режет ножом капусту»?

Какое второе слово в этом предложении?

Сколько звуков в слове «мак»?

Сколько звуков в слове «сани»?

Какой первый звук в слове «сани»?

Какой последний звук в слове «окно»?

 

Оценка:

Высокий уровень - Задание выполняется правильно.

Средний уровень - Ошибки, которые исправляются самостоятельно после повторного проговаривания, одна-две ошибки не устраняются даже после повторного акцентированного проговаривания.

Низкий уровень – Все задания выполняются со значительной помощью взрослого, при этом чаще всего неправильно или задание не принимается. 

3. Сформированность звуковой и слоговой структуры слова

 

Задание:

Повторить слова:

телевизор

лекарство

сковорода

космонавт

кинотеатр

милиционер

аквариум

 

Повторить предложения:

Весело журчат ручьи.

У метро строится кинотеатр.

На сковороде жарятся котлеты.

Раиса смотрит интересную передачу по телевизору.

 

Оценка:

Высокий уровень - Задание выполняется правильно, в предложенном темпе.

Средний уровень - Единичные ошибки, которые исправляются после повторного проговаривания или  воспроизведение в замедленном темпе.

Низкий уровень - Нарушение слоговой структуры более половины слов. Ошибки не исправляет после повторного проговаривания.


4. Сформированность навыков словообразования

 

4.1. Образование названия детенышей животных

Инструкция: У кошки – котята, а у

Козы –

Волка –

Утки –

Лисы –

Льва –

 

4.2. Относительные прилагательные

Инструкция: Салат из моркови – морковный, а как называется …

Варенье из яблок -

Стакан из стекла –

Стол из дуба –

Веник из березы –

 

4.3. Притяжательные прилагательные

Инструкция: У собаки лапа собачья, а у

Кошки -

Зайца –

Клюв у курицы –

У утки –

 

4.4. Приставочные глаголы

Оборудование: картинки на приставочные глаголы из пособия Филичевой Т.Б.

Инструкция: Я буду рассказывать, а ты мне подсказывай.

Примечание: Логопед предваряет ответ ребенка демонстрацией картинки с изображением соответствующего действия. При отсутствии необходимого картинного материала обследование проводится с помощью демонстрации действий игрушкой.

 

Мальчик шел, шел, через дорогу …(перешел), к дому ….(подошел), вокруг дома … (обошел), в дом …(вошел/зашел), из дома …( вышел) , от дома …. (отошел).

 

Оценка:

Высокий уровень - Все задания выполняются правильно.

Средний уровень - Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи. Не более двух ошибок в каждой серии заданий. 
Низкий уровень – Более двух ошибок в каждой серии или более половины из всех заданий выполняются с ошибками.


 

5. Сформированность грамматического строя речи

 

5.1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

 

Оборудование: картинки из пособия Филичевой Т.Б.

Инструкция: Посмотри на картинку и послушай, как я про нее скажу: синяя тарелка. А как ты скажешь про платок, ведро?

 

Предлагаемые картинки: Желтое солнце, желтая кукуруза, желтый банан, желтые кружки; Красный барабан, красная ягода, красное яблоко, красные флажки;

Белое облако, белая кастрюля, белый заяц, белые варежки или подобные

 

5.2. Употребление предложно-падежных конструкций.

 

Задание: Ответить на вопросы по демонстрируемому действию или картинке. Проверяются предлоги на, в, под, из, за, с, из-за, из-под, к, от, над.

 

Инструкция:

Где лежит игрушка? (в коробке)

Откуда ее достали? (из коробки)

Откуда съезжают на санках? (с горки)

Где лежит ручка? (под книгой)

Откуда ее достали? (из-под книги) и т.д.

 

5.3. Составление предложения по опорным словам в исходной форме, односюжетным картинкам.

 

Инструкция: Составь предложение из слов

Мальчик, рисовать, слон;

Бабушка, вязать, шапка, внучка;

Мама, чистить, картошка, нож;

Бабушка, качать, малыш, коляска;

 

Инструкция: Что нарисовано на картинке?

Предлагаются картинки для составления предложений различных моделей без предлогов и с предлогами. Если ребенок отвечает одним словом, возможны стимулирующие вопросы.

 

Оценка:

Высокий уровень - Все задания выполняются правильно.

Средний уровень - Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи. Не более двух ошибок в каждой серии заданий. 
Низкий уровень – Более двух ошибок в каждой серии или более половины из всех заданий выполняются с ошибками.


6. Обследование понимания речи

 

6.1. Понимание фразовой речи

 

Инструкция: Смотри, я показываю картинки указкой. А теперь ты

Покажи карандаш ложкой.

Покажи ложку карандашом.

 

Инструкция: Представь себе такую картинку:

Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первым?

Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга?

Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.

Что Петя сделал раньше – пошел в кино или прочитал книгу?

После того как прошел дождь, дети пошли в лес за грибами. Когда дети ходили в лес – до дождя или после?

 

6.2. Понимание контекстной речи.

 

Инструкция: Слушай рассказ.

Мама дала Пете лекарство. Петя остался дома, а мама взяла зонт и ушла на улицу.

Почему Петя остался дома? Почему мама взяла зонт?

 

Оценка:

Высокий уровень - Все задания выполняются правильно.

Средний уровень - Самокоррекция или коррекция после повторения задания. Не более одной – двух ошибок. 
Низкий уровень – Более двух ошибок.


7. Сформированность связной речи

 

Задание: Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Оценка:

Высокий уровень - Самостоятельно и правильно разложил картинки. Понял смысл происходящего в рассказе. Предложения распространенные, грамматически правильные.

Средний уровень – Картинки разложил неправильно, но самостоятельно заметил ошибку при составлении рассказа или после наводящих вопросов взрослого. Развернутое высказывание, но словарь бедный, присутствуют лексические замены (ботинок – сапог, выбежала – вышла и т.д.), отдельные аграмматизмы. 
Низкий уровень – Самостоятельно не разложил серию картинок даже по наводящим вопросам. Рассказ заменяется простым перечислением событий ("здесь кошка бежит за мышкой, а здесь она трогает ботинок"), трудности подбора слов, множественные вербальные парафазии (замены) и аграмматизмы.


8. Сформированность навыков чтения

 

Чтение слов:

мак      пила     помада     диван
кот       духи     канава     палка

том       лиса     собака     стул

нос       соты     бумага     волк

 

Оценка:

Высокий уровень – не более двух ошибок с самокоррекцией

Средний уровень – не более четырех ошибок

Низкий уровень – множественные ошибки, отсутствие навыка чтения.

 

В результате исследования речи можно составить индивидуальный профиль речевого развития ребенка.

Низкий уровень принимается за 1 балл, средний и высокий соответственно за 2 и 3 балла.

 

      

 

Параметры обследования:

1. Сформированность звукопроизношения

2. Сформированность навыков языкового анализа

3. Сформированность звуковой и слоговой структуры слова

4. Сформированность навыков словообразования

5. Сформированность грамматического строя речи.

6. Обследование понимания речи.

7. Сформированность связной речи.

8. Сформированность навыков чтения

 

     Такой анализ результатов обследования поможет определить результативность и приоритетные направления коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».

Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...

Мониторинг развития речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Представляемый экспресс-мониторинг позволяет сравнительно быстро оценить уровень развития речи детей старшей группы. Результатам обследования даётся качественная и количественная оценка....

Мониторинг развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Представляемый экспресс-мониторинг позволяет сравнительно быстро оценить уровень развития речи детей подготовительной группы. Результатам обследования даётся качественная и количественная оценка....

«Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...