Мониторинг развития речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
материал по логопедии (старшая группа) на тему
Представляемый экспресс-мониторинг позволяет сравнительно быстро оценить уровень развития речи детей старшей группы. Результатам обследования даётся качественная и количественная оценка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_3-h_balnyy.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг развития речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
При работе с детьми, имеющими речевые нарушения, учителю-логопеду бывает необходимо оценить результаты своей работы и выявить уровень готовности детей к обучению в школе. Существует множество методик такой оценки. Однако все они достаточно объемны и их проведение занимает много времени.
Представляемый экспресс-мониторинг позволяет сравнительно быстро оценить уровень развития речи детей старшей группы. Результатам обследования даётся качественная и количественная оценка.
Качественная оценка представляет собой анализ и подробное описание особенностей выполнения ребенком каждого задания. Выявленные особенности ответов детей учитываются при начислении баллов за каждое задание, т.е. получают свою количественную интерпретацию.
При разработке мониторинга использовалась диагностика Иншаковой О.Б.
1. Сформированность звукопроизношения
Инструкция.
- Назови картинки (в которых содержатся обследуемые звуки, стр. 9-58).
С | Сь | З | Зь | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Ль | Р | Рь | Другие звуки |
Оценка.
Высокий уровень (3 балла): все звуки во всех позициях произносятся правильно. Часть звуков в спонтанной речи иногда может произноситься неправильно, но ошибки исправляются самостоятельно или после стимулирующей помощи ("Скажи еще раз красиво").
Средний уровень (2 балла): изолированно все звуки произносятся правильно. Часть звуков правильно произносится в отраженной фразовой речи, но в спонтанной речи не употребляется или искажается.
Низкий уровень (1 балл): нарушено даже изолированное произнесение одного и более звуков.
2. Сформированность фонематического восприятия
Инструкция.
- Покажи картинку со звуком, который я назову (стр. 61-65).
- Послушай слова, покажи картинки (слова-паронимы, стр. 67-69)
- Назови первый (последний) звук в слове (стр. 73-77).
Оценка:
Высокий уровень (3 балла): задание выполняется правильно.
Средний уровень (2 балла): ошибки, которые исправляются самостоятельно после повторного проговаривания, одна-две ошибки не устраняются даже после повторного акцентированного проговаривания.
Низкий уровень (1 балл): все задания выполняются со значительной помощью взрослого, при этом чаще всего неправильно или задание не принимается.
3. Сформированность слоговой структуры слова
Инструкция.
А) Повтори слова
муха
собака
петух
банка
стакан
самолёт
улитка
пистолет
пуговица
велосипед
Б) Повтори:
Строгий регулировщик.
Молодой экскурсовод.
Космонавт-исследователь.
Слесарь-инструментальщик.
Оценка.
Высокий уровень (3 балла): задание выполняется правильно, в предложенном темпе.
Средний уровень (2 балла): единичные ошибки, которые исправляются после повторного проговаривания или воспроизведение в замедленном темпе.
Низкий уровень (1 балл): нарушение слоговой структуры более половины слов. Ошибки не исправляет после повторного проговаривания.
4. Сформированность лексического строя речи
4.1. Предметный словарь.
- Инструкция. Покажи и назови части туловища (лица) (стр. 127).
- Инструкция. Назови предметы одним словом (обобщающие слова, стр. 129-170).
4.2. Глагольный словарь.
- Инструкция. Скажи, что делают:
повар –
учительница –
врач –
почтальон –
- Инструкция. Скажи, кто как голос подает:
кошка –
собака –
гусь –
утка –
петух –
мышь –
корова –
лягушка –
свинья –
4.3. Словарь признаков.
- Инструкция. Назови слова «наоборот» (антонимы, стр. 195-197)
- Инструкция. Назови какой (форма, цвет, стр. 201-203)
- Инструкция. Из чего сделан предмет (относительные прилагательные, стр. 211)
- Инструкция. Назови, чья морда, чей хвост (притяжательные прилагательные, стр. 219)
Оценка:
Высокий уровень (3 балла): все задания выполняются правильно.
Средний уровень (2 балла): самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи. Не более двух ошибок в каждой серии заданий.
Низкий уровень (1 балл): более двух ошибок в каждой серии или более половины из всех заданий выполняются с ошибками.
5. Сформированность грамматического строя речи
5.1. Изменение существительных по падежам (стр. 237-247).
Инструкция:
- Кто это? Что это? (И. п.)
- Назови, чего не хватает? (Р. п.)
- Девочка дает корм кому? (Д. п.)
- Мальчик нарисовал кого? (В. п.)
- Мальчик работает чем? (Т. п.)
- Девочка мечтает о чем? (П. п.)
5.2. Согласование прилагательных с существительными (стр. 249).
- Назови, какой по цвету этот предмет (мой, моя, моё)
5.3. Согласование существительных с числительными (стр. 253-257).
- Посчитай предметы.
5.4. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса (стр. 265).
- Назови ласково.
Оценка:
Высокий уровень (3 балла): все задания выполняются правильно.
Средний уровень (2 балла): самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи. Не более двух ошибок в каждой серии заданий.
Низкий уровень (1 балл): более двух ошибок в каждой серии или более половины из всех заданий выполняются с ошибками.
6. Сформированность связной речи
Составление рассказа по серии картинок (стр. 275).
Инструкция: Разложи правильно картинки и составь рассказ.
Оценка:
Высокий уровень (3 балла): самостоятельно и правильно разложил картинки. Понял смысл происходящего в рассказе. Предложения распространенные, грамматически правильные.
Средний уровень (2 балла): картинки разложил неправильно, но самостоятельно заметил ошибку при составлении рассказа или после наводящих вопросов взрослого. Развернутое высказывание, но словарь бедный, присутствуют лексические замены (ботинок – сапог, выбежала – вышла и т.д.), отдельные аграмматизмы.
Низкий уровень (1 балл): самостоятельно не разложил серию картинок даже по наводящим вопросам. Рассказ заменяется простым перечислением событий ("здесь кошка бежит за мышкой, а здесь она трогает ботинок"), трудности подбора слов, множественные вербальные парафазии (замены) и аграмматизмы.
Мониторинг речевого развития детей
старшая группа компенсирующей направленности «Ромашки» 2016 - 2017 учебный год
учитель-логопед: Азанова Татьяна Викторовна
№ | Ф.И. ребёнка | Звукопроиз- ношение | Фонематическое восприятие | Слоговая структура слова | Лексика | Грамматика | Связная речь | Итог |
1 | Акулов Захар | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
2 | Акульшин Матвей | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 |
3 | Антропов Максим | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
4 | Байкалов Витя | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 |
5 | Берсенёв Кирилл | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | Игнатова Варя | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
7 | Искаков Эльдар | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
8 | Карпенко Ира | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
9 | Келлер Андрей | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
10 | Козина Соня | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
11 | Кузнецова Вероника | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
12 | Лахтюков Денис | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
13 | Матросов Саша | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
14 | Рева Ангелина | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 |
15 | Ростовцев Сева | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
16 | Рощин Миша | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
17 | Смешной Степан | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
18 | Сотаев Захар | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
19 | Тарасов Тарас | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 |
20 | Фалько Игорь | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
21 | Чебодаева Айсили | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
22 | Шабанова Вероника | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
1 балл – низкий уровень 2 балла – средний уровень 3 балла – высокий уровень
Итог:
Высокий уровень – 4 человека – 18 %
Средний уровень – 15 человек – 68 %
Низкий уровень – 3 человека – 14 %
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...
Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....
Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».
Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...
Экспресс-мониторинг развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
Экспресс-мониторинг развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи При работе с детьми, имеющими речевое недоразвитие, учителю-логопеду бывает необходимо оценить результаты своей ра...
Мониторинг развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
Представляемый экспресс-мониторинг позволяет сравнительно быстро оценить уровень развития речи детей подготовительной группы. Результатам обследования даётся качественная и количественная оценка....
«Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...