ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
В статье раскрываются особенности логопедической работы с детьми 4-5 лет. Представление теоретические аспекты нормально-развивающейся речи ребенка 4-5 лет. Также представление степени общего недоразвития речи. Рассматривается план рабочей программы по развитию разных сторон речи детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи. К 5 годам у ребенка должен быть сформирован грамматический строй, фонематический слух, словарь по возрасту, а также связная речь-простые предложения и короткие рассказы. Но у детей с нарушениями речи эти сферы нарушены, поэтому нужна коррекция нарушенным сфер речи и развитие несформированных сфер. Для этого разрабатывается множество программ. В представленной программе описаны блоки, задачи которых решаются на занятиях, что способствует развивать данные сферы речи, и без которых было бы трудно прийти к нужным результатам. Каждый из блоков раскрывается в занятиях, в любой из сфер, будь это выполнение заданий за столом или в совместной игре с детьми и/или педагогом, а также при выполнение творческих заданий.
Нормативный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок должен правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.
Детям с нарушением речи характерны ошибки фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя. Они обладают ограниченным запасом слов, нарушенным фонематическим слухом, нарушенной слоговой структурой слова. У них недостаточно сформирована связная речь[4].
Для таких детей, наряду с указанными речевыми особенностями, характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
-нарушение внимания и памяти;
-нарушение мелкой и артикуляционной моторики;
-недостаточно сформировано наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Совокупность пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Таким образом, для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием, необходима специально построенная групповая (от 6 человек) логопедическая работа.
Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. В работах известных исследователей (Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, О.Н. Усановой, С.Н. Шаховской, Т.Б. Филичевой и др.) достаточно подробно рассмотрены недоразвитие лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи в структуре общего недоразвития речи. Развитием фонематических процессов при ФФН занималась Т. Ткаченко, в ее книгах подробно описана коррекционная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из осно...
Презентация по теме: "Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми 6-7 лет, имеющими общее недоразвитие речи. Изготовление коллективного коллажа: «Мы гуляем по Москве» "
Использование нетрадиционных методик, а именно проектного метода, в логопедической работе с дошольниками, имеющими общее недоразвитие речи позволяет решить ряд коррекционных, образовательн...
Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...
Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Термин «сказкотерапия» всегда интересен для педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается к де...
Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье можно найти материал по логоритмике для начинающих педагогов...
Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье можно найти материал по логоритмике для начинающих педагогов...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Автор: учитель-логопед Мовчан И.Н.В статье раскрываются особенности логопедической работы с детьми 4-5 лет. Представление теоретические аспекты нормально-развивающейся речи реб...