Статья "ДЭНАС-терапия в логопедии" ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
статья по логопедии
Чтобы сократить сроки коррекции многие логопеды пользуются методом (ДЭНС), которая активизирует работу мышц речевого аппарата и мимических, а также улучшает зрительно-моторную координацию. Кроме того, этот метод безопасен и удобен в применении, не вызывает аллергических реакций и позволяет решать любые, подчас самые сложные задачи логопедии.
Многолетняя практика логопедов, освоивших технологию ДЭНС, показывает, что, как правило, уже после первых сеансов и тем более после полных курсов улучшается звукопроизношение, увеличивается словарный запас, речь становится фразовой. Отмечается улучшение памяти, концентрации внимания. Кроме этого, нормализуется сон и уменьшается возбудимость. Дети лучше вступают в контакт со сверстниками, охотнее выполняют обучающие программы. Кроме того, в группе детей, проходивших ДЭНС-лечение, снизилось число простудных заболеваний.
ДЭНС дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dens.docx | 987.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЭНС-ТЕРАПИЯ
(ДИНАМИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОНЕЙРОСТИМУЛЯЦИЯ)
В ЛОГОПЕДИИ
СОДЕРЖАНИЕ
- Причины использования ДЭНС-терапии в логопедии;
- История появления метода динамической электронейростимуляции;
- Законность использования ДЭНС-терапии в образовательных учреждениях;
- Что такое динамическая электронейростимуляция?
- Принцип работы аппарата;
- Традиционный точечный массаж;
- Методика воздействия на речевые центры с помощью аппарата ДЭНАС;
- Отличие ДЭНС-терапии от других методов физиотерапии;
- Преимущества ДЭНС-терапии;
- Результаты после проведения ДЭНС-терапии.
Причины использования ДЭНС – терапии в логопедии
К сожалению, приходится отмечать, что в последние годы детей с речевыми нарушениями становится все больше. И это в первую очередь вызвано участившимися случаями рождения детей с диагнозом «перинатальная патология центральной нервной системы».
Алалия, дизартрия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи (ОНР) — речевые нарушения, которые требуют упорной, длительной коррекции. Несмотря на существующий арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений. Чтобы сократить сроки коррекции многие логопеды пользуются методом (ДЭНС), которая активизирует работу мышц речевого аппарата и мимических, а также улучшает зрительно-моторную координацию. Кроме того, этот метод безопасен и удобен в применении, не вызывает аллергических реакций и позволяет решать любые, подчас самые сложные задачи логопедии.
Многолетняя практика логопедов, освоивших технологию ДЭНС, показывает, что, как правило, уже после первых сеансов и тем более после полных курсов улучшается звукопроизношение, увеличивается словарный запас, речь становится фразовой. Отмечается улучшение памяти, концентрации внимания. Кроме этого, нормализуется сон и уменьшается возбудимость. Дети лучше вступают в контакт со сверстниками, охотнее выполняют обучающие программы. Кроме того, в группе детей, проходивших ДЭНС-лечение, снизилось число простудных заболеваний.
ДЭНС дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность.
История появления метода ДЭНС
Инициатором применения точечного массажа при заболеваниях центральной нервной системы в нашей стране стала школа Э.Д.Тыкочинской 1969г.
Детально разработана методика сочетания точечного массажа с лечебной гимнастикой при центральных спастических параличах М.Я. Леонтьевой 1975г.
Разработала метод точечной электростимуляции мышц «Синусоидальные модулированные токи», применяемая при дизартрии у детей с ДЦП врач-невролог Л.А. Щербакова 1982г.
Описала методику проведения массажа мягкого неба с помощью тренажера (электрические импульсы) у детей с тяжелыми нарушениями речи З.А.Репина 1992г.
В 2001 г. Для широкого применения выпущен аппарат ДЭНАС. Внесен в реестр медицинской техники и разрешен Министерством здравоохранения России к применению (регистрационное удостоверение №29/23020701/2051-01 от 06.12.2001г.)
Законность использования ДЭНС - терапии
в образовательных учреждениях
Аппарат ДЭНАС внесен в реестр медицинской техники и разрешен Министерством здравоохранения России к применению в медицинской практике (регистрационное удостоверение №29/23020701/2051-01 от 06.12.2001г.).
В настоящее время метод динамической электронейростимуляции одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (РУ № ФС-2005/004 от 04 марта 2005 г.).
ДЭНС разрешен к использованию врачами, педагогами, прошедшими курс обучения, интегрирован в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений.
Что такое динамическая электронейростимуляция?
Динамическая: аппараты вырабатывают лечебные импульсы, которые способны меняться в зависимости от потребителей каждого человека, т.е. индивидуально (динамический - значит меняющийся). Благодаря этому нет привыкания к процедуре. Аппараты автоматически подстраивают форму своих импульсов под изменения, которые происходят в зоне воздействия электрода, это приводит к быстрому и гарантированному эффекту.
Электро: в качестве лечебного фактора используется очень слабый, не проникающий в ткани кожи электрический ток. Такой же электрический ток вырабатывается самим организмом и предназначен для проведения информации и обеспечения нормальной деятельности абсолютно всех органов.
Нейро: или нейроадаптивный. Человеческий организм – это не набор здоровых или больных органов, а единое целое, в котором связывающего звена выполняет нервная система. Информация обо всем, что происходит в клетках, органах и тканях передается в спиной и головной мозг по нервным волокнам в виде электрических импульсов. После того как мозг принимает решение, формируется уже «лечебный» нервный импульс, который направляется обратно для ликвидации неполадок в пораженном органе. Аппараты вырабатывают импульсы, которые по своим частотным характеристикам повторяют «лечебный» импульс и поэтому воспринимается организмом, как свой собственный, а не чужеродный сигнал, что помогает справиться с болезнью.
Стимуляция: чрезкожное лечебное воздействие. В данном случае – на определенную зону-проекцию органа или проекцию боли, рефлексогенную зону. Речь идет о стимуляции проведения нервного импульса и передачи информации по нервному волокну (в ту и другую сторону). Это называется энергоинформационным воздействием и нейростимуляцией.
Принцип работы аппарата
При низкочастотном коротко импульсном высокоамплитудном раздражении экстерорецепторов кожи возникает местная реакция.
Поток импульсов передается по восходящим нервным путям в сегменты спинного мозга и вышележащие отделы центральной нервной системы и инициируется общая реакция.
Благодаря этому вызываются рефлекторные эффекты в иннервируемых органах, участках тела и системные реакции, запускаемые с данной зоны воздействия.
В результате достигается эффект восстановления нарушенной ранее способности, а в ряде случаев – и к восстановлению целостности элемента любой ткани, любого органа организма.
Традиционный точечный массаж
В логопедической литературе можно найти схемы точечного массажа для коррекции с целью нормализации различных функций.
Рассмотрим схемы, предложенные Еленой Александровной Дьяковой в книге «Логопедический массаж» 2003 год.
Л.А. Щербаковой «Синусоидальные модулированные токи для лечения больных дизартрией при ДЦП» 1982 год.
И сравним с методом ДЭНС-терапии.
Схема расположения точек по Л.А. Щербаковой
Комплексы БАТ по Е.А. Дьяковой
Методика воздействия с помощью аппарата ДЭНАС
- Зона «6 точек» в режиме «тест».
- Схема обработки проекции выхода ветвей троичного нерва. Являются энергоинформационными с универсальным системным действием. Обрабатываются при курсовом лечении.
- Зона проекции речевых мышц вокруг рта – методика креста в режиме «терапия».
- Подчелюстная зона в режиме «терапия».
- Язык в режиме «терапия» - главная речевая зона.
- Зона срединного меридиана и зона «точек согласия» -
ШОП (шейный отдел позвоночника) в режиме «тест».
(Является зоной прямой проекции выхода корешков спинного мозга).
- Зоны микросоответсвия по Су-Джок (правую и левую руку чередовать через день) в режиме «терапия».
Дополнительные зоны
- Зона «косынки» на лице (от уха до уха) в режиме «терапия».
- Зона за ушами.
Правила выбора зон для воздействия
Первая зона: прямая проекция Жалобы (речевая зона) и/или Су-Джок. 2/3 времени сеанса. Режим ТЕРАПИЯ.
Вторая зона: зона СЕГМЕНТА жалобы (ШОП). Режим ТЕСТ и/или ТЕРЕПИЯ.
Третья зона: общая универсальная зона (6 точек на лице).
Отличие ДЭНС-терапии от других методов физиотерапии
1. Прибор настраивается индивидуально на тот участок кожи, где в данный момент находятся электроды.
2. Наличие обратной биологической связи между прибором и организмом, позволяет последнему быстро реагировать на ДЭНС воздействие, в результате чего, выздоровление происходит быстрее.
3. Организм включает механизм саморегуляции.
4. Происходит снятие информационного и энергетического блоков, восстановление нарушенных связей между управляющими системами организма.
5. Отсутствие постоянной составляющей импульсов, меняющиеся «пачки» импульсов способствуют тому, что нет привыкания к ДЭНС воздействию.
6. Отсутствие побочных эффектов и отдаленных отрицательных последствий.
7. Не имеет возрастных ограничений.
8. Аппарат – портативен, автономен и прост в применении.
9. Не требуется медицинского образования для использования аппарата.
Преимущества ДЭНС-терапии:
1. Из всех физиотерапевтических методов лечения наиболее широкие показания к применению.
2. Не обладает тепловым воздействием.
3. Импульсы, вырабатываемые подэлектродном пространстве по своим характеристикам близки к электрическим сигналам в нервной ткани.
4. ДЭНС-это неинвазивный метод воздействия, т.е. без повреждения кожных покровов.
5. ДЭНС- это безмедикаментозный метод лечения.
6. Результат проявляется быстрым эффектом.
7. ДЭНС позволяет снизить дозы и количество принимаемых препаратов, сокращает сроки лечения и реабилитации.
8. Снижает вероятность развития осложнений.
9. Возможно применение, как самостоятельного метода, так и в комплексной те6рапии.
10. Отсутствуют отрицательные побочные эффекты.
Результаты индивидуальной коррекционной работы
№ | Фамилия, имя ребёнка | Логопедический диагноз | Результат работы |
1 | Денис А. | ОНР 1 уровня у ребенка с алалией моторной, дизартрией тяжелой степени. | Повышение речевой активности. |
2 | Александр А. | ОНР1-2 уровня, дизартрический компонент. | Повышение речевой активности; улучшения чёткости речи. |
3 | Михаил С. | ОНР 1 уровня у ребенка с алалией моторной, дизартрия. | Повышение речевой активности. |
4 | Виктория С. | ОНР1-2 уровня, дизартрический компонент. | Повышение речевой активности; улучшения чёткости речи. |
5 | Василиса М. | ОНР1-2 уровня, дизартрический компонент. | Повышение речевой активности; улучшения чёткости речи. |
Уже после первого курса ДЭНС-терапии у детей с общим недоразвитием речи улучшилось звукопроизношение, увеличился словарный запас, началась фразовая речь, было отмечено улучшение памяти, внимания, а также нормализовался сон и уменьшилась возбудимость.
Дети стали лучше вступать в контакт со сверстниками охотнее выполнять обучающие программы. Кроме того, дети стали реже болеть простудными заболеваниями.
У детей с дизартрией первые результаты появились в процессе проведения курса лечения. Общие изменения у всех детей: изменяется в лучшую сторону подвижность артикуляционного аппарата, уменьшается тремор языка, появляется возможность постановки звуков. У всех детей по - разному. В среднем у большинства после нескольких сеансов появляются первые звуки. У некоторых это может быть и на первом сеансе. В более сложных случаях в конце курса. Либо через небольшой промежуток времени после курса.
Список литературы
- В.Ф. Базарный. Здоровье и развитие ребенка. М., 2005.
- И.В. Блыскина. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб: «Детство-Пресс», 2008.
- Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет / Под ред. М.М. Безруких. М., 2006.
- Н.А.Коршунова, Л.В.Порицкая. Применение динамической электростимуляции в логопедической практике / Логопед. 2007. №4.
- Ю. В. Микляева. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. — М.: Айрис-пресс, 2010. — (Популярная логопедия).
- А.Н.Павлов. Воздействие электромагнитных излучений на жизнедеятельность: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ.
- А.В.Перцев, В.В. Малахов. ДЭНАС и новая философия медицины // Журнал «Академический вестник». Международная академия фундаментального образования. – СПб-Екатеринбург: «МАФО-ДЭНАС МС», 2004.
- О.Г. Приходько Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб: КАРО.
- Применение динамической электронейростимуляции в логопедической работе с дошкольниками, 2011. Исследование, Мастер-класс, Тирская Н.В., учитель-логопед, Шаманаева Ю.Б. главный врач ВДОУ ПТВС АК «АЛРОСА» (ЗАО), г. Мирный, Республика Саха (Якутия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Речевое дыхание - основа правильной речи" ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
laquo;Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»...
ДЭНАС-терапия в логопедии ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
Динамическая электронейростимуляция, или сокращенно ДЭНАС-терапия – это новый метод воздействия на рефлексогенные зоны, как открытые, так и скрытые, на кожную проекцию, акупунктурные точки...
Игры для дидактического пособия ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
Дидактическая юбка, как пособие, направленное на развитие детей дошкольного возраста....
Семинар - практикум на тему: «Речевое дыхание — основа правильной речи» ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
laquo;Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»...
Бинарное занятие - игра на развитие детей раннего возраста, с использованием дидактической юбки "Весна" ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
Методическая разработка «Дидактическая юбка», предназначенная для педагогов,работающих с детьми дошкольного возраста и с детьми ОВЗ.Привлекательная внешне юбка притягивала к себе ребенка, ...
Речедвигательная ритмика с использованием степов. конкурс "Педагог года города Ялуторовска - 2019"
Игры на степах...
Речедвигательная ритмика. Конкурс "Педагог года города Ялуторовска - 2019".
Комплекс упражнений...