Методические рекомендации по обучению пересказу старших дошкольников с речевыми нарушениями»
статья

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_suhova.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Название ДОУ

Статья

«Методические рекомендации по обучению пересказу старших дошкольников с речевыми нарушениями»

подготовила

воспитатель

Сухова Ю.С.

г. Москва
2024

 Основной задачей педагога в работе с детьми с речевыми нарушениями является развитие у них связной речи, благодаря которой дети учатся вести монолог, рассказывать стихи или пересказывать тексты.

Приобретение и развитие навыка пересказа у детей положительно влияет на совершенствование навыка творческого рассказывания, поскольку этот процесс предполагает беглость речи. Кроме того, способствует приобретению вторичных навыков: расширению словарного запаса дошкольника и развитию многих психических процессов.

Работа должна вестись как на групповых, так и на индивидуальных занятиях с уителем-логопедом.

В групповой деятельности необходимо учить детей описывать различные предметы по их основным признакам. Здесь можно работать с пересказом описательных рассказов. Т.А. Ткаченко отмечает, что описания детям с речевыми нарушениями даются сложнее, чем повествовательные рассказы [5].

В работе с детьми можно использовать малые фольклорные формы: потешки, загадки, считалки, народные сказки. С учетом уровня речевого развития, возраста и индивидуальных особенностей детей, рекомендуются следующие произведения: русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Мороз и заяц», армянская народная песенка «Где ночует солнце?».

При выборе произведений учитывается смысловая нагрузка, нравственно-познавательная составляющая, объем текста, подходящий для детей с особенностями, его простота в лексическом и грамматическом аспектах.

Необходимые части структуры работы по обучению детей пересказам: слушание текста; разбор текста; сам пересказ; анализ полученных рассказов.

Детям нужно дать прослушать произведение дважды. В процессе второго чтения, чтобы запомнить основные для детей моменты, восприятие тех или иных языковых средств, детям следует дать возможность самостоятельно дополнить предложения подходящим словом или словосочетанием. Например, следует выбирать предложения, включающие информацию о новых персонажах или существенных изменениях ситуации.

Анализ полученного пересказа следует проводить в вопросно-ответной форме. Сами вопросы должны быть составлены с учетом основных моментов рассказа, их порядка и важности. Кроме того, целесообразно провести лексический анализ текста, в ходе которого дети сосредоточат свое внимание на языковом материале рассказа. Это должно включать повторение слов или словосочетаний, описывающих конкретную тему, в ответах на вопросы детей, сравнения, словосочетания и предложения, в том числе обозначение последовательности ситуаций и т.д. Передача детьми слов и фраз, описывающих действия, значительно облегчает им составление последующего пересказа. При лексическом анализе следует обратить внимание на слова и словосочетания, содержащие образный признак сюжета.

В процессе обучения детей с речевыми нарушениями пересказу особое внимание следует обратить на следующие требования: соответствие оригинальному тексту; полная передача содержания текста; соблюдение последовательности текста; связность пересказа; грамматически правильный пересказ; интонация [1].

Необходимо подбирать методические приемы по этапам обучения. Поэтому на начальном этапе детей следует учить сопоставлять пересказ с исходным текстом (возможна работа с картинкой или презентациями на компьютере). Необходимо использовать в работе приемы, облегчающие детям составление пересказа, например, путем выделения основных связей рассказа. Этого можно добиться с помощью следующих подсказок: пересказ по опорным вопросам; пересказ через изображения, показывающие общий порядок исходного текста; пересказ через образы персонажей или основные детали текста. После освоения детьми пересказа с помощью этих подсказок, можно переходить к созданию плана-схемы [2].

На групповых занятиях дети могут пересказывать вместе, дополняя друг друга или по очереди, при этом каждому ребенку назначается определенная часть текста. Постепенно объем пересказа следует увеличивать до тех пор, пока каждый ребенок не сможет сам пересказать весь текст.

В конце обучения дети должны уметь пересказывать текст без каких-либо четких указаний. При этом следует обратить внимание на развитие у детей умений планировать свой пересказ [6].

С учетом изученных особенностей детей также подобраны специальные приемы, направленные на стимулирование работы детей на занятии: составление слайдов презентации; создание рисунка на основе исходного текста; иллюстративные подсказки; план-схема.

Составление слайдов презентации является эффективным методом обучения детей с речевыми нарушениями пересказам. Последовательность картинок, отражающих сюжет исходного текста, схемы и план демонстрируется детям в виде презентации, что позволяет использовать эти приемы для планирования своего рассказа, стимулирует мышление, внимание и память детей, развивает познавательный интерес к деятельности.

Следующим эффективным приемом в процессе обучения детей пересказу является использование детского рисунка. Суть этой техники заключается в рисовании ребенком любого момента рассказа. Чаще всего дети зарисовывают наиболее сложную часть или концовку рассказа, после чего на основе изображения пересказывают текст [4].

Способом, положительно влияющим на учебный процесс детей, является использование на занятиях иллюстративного панно, на котором изображены все действующие лица и основные детали сюжета. Рекомендуется линейно располагать фрагменты и героев в соответствии с последовательностью, которая есть в тексте.

Этот метод имеет ряд преимуществ: положительно влияет на стимуляцию зрительного и слухового восприятия; активизирует внимание и наблюдательность детей; способствует развитию навыков самоконтроля в процессе построения пересказа; помогает детям максимально точно воспроизвести исходный текст; помогает ребенку в построении последовательности текста.

После того, как дети успешно овладели навыками пересказа с помощью перечисленных способов, рекомендуется переходить к использованию методики моделирования сюжета исходного текста с помощью наглядной схемы. Его можно составить с помощью квадратных блоков, обозначающих отдельные текстовые фрагменты. Эти блоки рекомендуется крепить на магнитную доску. Блоки должны быть заполнены черно-белыми набросками основных моментов сюжета или главных героев. Таким образом, каждый блок соответствует определенной ситуации в произведении или характеризует героя. Проанализировав текст с педагогом, дети выбирают необходимые эскизы из числа предложенных или рисуют свои, и блок за блоком заполняют. В конце, опираясь на эту схему, дети должны пересказать исходный текст полностью или частично (в зависимости от речевых способностей каждого ребенка) [3].

В ходе обучения детей навыку пересказа по таким схемам следует добавить еще одно задание – повторение текста без опоры на схему.

Работа по наглядной схеме в сочетании с традиционными методами обучения словесному планированию пересказа способствует лучшему усвоению метода программирования содержания развернутого высказывания, установления основных смысловых связей рассказа, их последовательности.

После успешного овладения навыком пересказа с помощью таких схем используются тексты с большим количеством второстепенных персонажей, что усложняет задачу.

В процессе изучения произведений дети должны пользоваться схемами или планом вопросов. Со временем они в полной мере овладеют приемами творческого преобразования сюжета, сохраняя при этом общую линию сюжета. Кроме того, детей следует приобщать к тому, чтобы они придумывали разные концовки к произведению [7].

Особое внимание в процессе работы с детьми с речевыми нарушениями следует уделять работе над исправлением недостатков в формировании грамматически правильной речи, овладению специальными языковыми средствами, необходимыми для составления более сложных предложений. Поэтому основными направлениями этой работы должны быть следующие:

– создание языковых обобщений, связанных с употреблением однотипных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, ряда глагольных форм и т.д.;

– усвоение нормативного употребления словоформ в контексте предложений;

– практическое усвоение основных форм словесной связи в предложении (согласование, глагольное управление и др.);

– развитие фразовой речи; усвоение различных типов синтаксических конструкций;

– овладение нормами семантико-синтаксических отношений между предложениями в тексте;

– активация и обогащение словарного запаса.

Данные рекомендации могут быть использованы воспитателями, учителями-логопедами старших групп дошкольных учреждений при обучении детей с речевыми нарушениями навыкам пересказа.

                         

Список литературы

  1. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2002. – 144 с.
  2. Гурова, И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста пересказу сказок [Текст] / И.В. Гурова // Самарский научный вестник. – 2013. – № 4(5). – С. 63-65.
  3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В. Ю., Сфера, 2007. – 128 c.
  4. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб: Союз, 2001. – 192 с.
  5. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений [Текст]/ Т.А. Ткаченко. – СПб: Детство-Пресс, 1999. – 32 с.
  6. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 288 c.
  7. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. – М., 2000. – 314 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных и временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями

Формирование пространственных и временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....

Методические рекомендации по обучению пересказа

Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, вниман...

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом....

Методическая разработка «Предупреждение дисграфии, дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»

Методическая разработка «Предупреждение дисграфии, дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям, имеющих детей с речевыми нарушениями...

Методика обучения пересказу старших дошкольников (из опыта работы).

В данной работе описана методика обучения детей пересказу....