семинар-практикум "Шаг к слову" с использованием логостепов.
методическая разработка по логопедии
Логостеп - это коррекционная методика обучения и воспитания детей с различными аномалиями в развитии, в том числе и с речевой патологтей,средствами движения. музыки и слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shag_k_slovu.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
«Шаг к слову» с использованием логостепов.
Учитель-логопед Кравченко С.И.
Актуальность.
Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.
Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
Среди последних можно выделить:
ухудшение экологической обстановки;
увеличение числа патологий беременности;
увеличение количества родовых травм;
ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
различные социальные причины.
В результате недоразвития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи страдает – коммуникативная функция речи (общение). Особенностями нарушения общения является полное отсутствие речи или бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря ( не могут выполнить речевые инструкции, выразить свое желание, эмоции, чувства). Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».
Нарушения в развитии лексической системы языка существенно задерживают развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служат препятствием при овладении школьной программой, отрицательно влияют на формирование познавательной деятельности. Помимо этого для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.
Описанные проблемы указывают на необходимость разработки заданий для эффективности работы в преодолении речевых нарушений. Для продуктивности коррекционной работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.
Логостеп – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.
Логостеп определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями развития». (т.е. детей ОВЗ).
Виды упражнений логостепа:
ходьба, прыжки;
упражнения на развитие артикуляции, дыхания, голоса;
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
упражнения, активизирующие внимание и память;
счетные упражнения;
упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;
речевые подвижные и пальчиковые игры;
мнемотехника ,обеспечивающая запоминание, сохранение и воспроизведение информации через логостепы.
Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.
Такой вид работы способствует:
созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;
преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.
Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат коррекционной работы.
Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.
Развитие речи и движений взаимосвязано напрямую.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развиваются его речевые навыки. В свою очередь, формирование движений происходит при активном участии речи. Учет этого факта особенно важен при работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Так, выполнение дошкольниками упражнений под музыку с проговариванием при этом незатейливых стихотворных строчек позволит шаг за шагом достичь целей коррекционно-развивающей работы.
Не секрет, что в движении - жизнь, в нем заложено не только здоровье, но и огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. у дошкольников, имеющих речевые нарушения, зачастую наблюдаются изменения в психофизическом развитии. Для таких детей характерны общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, недостаточно развитое чувство ритма, нарушение ориентировки в пространстве, замедленность процесса освоения новых движений, недостаточность резерва дыхательной системы. Все это требует специальной работы с нарушениями в двигательной сфере. Скоординировать познавательную, речевую и двигательную активность дошкольников становится возможным благодаря применению новых форм оздоровления, воспитания и образования детей с отклонениями в речевом развитии.
По мнению специалистов, степ-платформа в комплексе с другими закаливающими и укрепляющими мероприятиями дает очень хороший эффект. Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию с использованием степа способствует:
- формированию осанки, костно-мышечного корсета;
- развитию подвижности в суставах;
- укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- развитию координации движений;
- тренировке равновесия;
- формированию умения ритмически и согласованно выполнять простые движения.
Суть логостепа состоит в триединстве воздействия движения, музыки и слова на развитие ребенка. Компонент "движение" включает в себя общеразвивающие упражнения, элементы спортивных танцев, дыхательные упражнения, пальчиковую гимнастику. "Музыка"доступна восприятию и способствует воспроизведению с помощью движений ее характера и ритма. Компонент "слово" подразумевает использование стихотворной формы сюжета, правильное произношение лексических единиц, различные операции по словоизменению и словообразованию.
Взаимосвязанные компоненты представляют собой интегрированную систему, способную эффективно воздействовать на организм и личность ребенка.
Логостеп - наиболее доступная и универсальная форма коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения. Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия для детей дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями по развитию речи с использованием образовательных электронных ресурсов краеведческого характера. Занятие «Мой родной город» с использование программного обеспечения POWER POINT
Наличие дефектов речи мешает ребенку овладевать навыками выразительного общения, умением правильно и грамотно выражать свои мысли. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели уделяли в...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.
Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...
Физкультурные занятие с использованием упражнений, предупреждающих развитие сколиоза и плоскостопия Физкультурные занятие с использованием упражнений, предупреждающих развитие сколиоза и плоскостопия
Физкультурные занятие с использованием упражнений, предупреждающих развитие сколиоза и плоскостопия...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
Использование ИКТ в совместной музыкальной деятельности с детьми, конспект совместной музыкальной деятельности "Музыкальная грамота" с использованием mimio.
использование ЭОР в совместной музыкальной деятельности...
Методическое пособие "Шагалочка" по использованию в образовательной деятельности логостепа как средства развития речи и формирования предпосылок грамотности у детей дошкольного возраста
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать...