Консультация по мнемотехнике
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек.
Согласно традиционной методике последовательное устранение нарушений звукопроизношения состоит из нескольких этапов: подготовительного, формирование первичных произносительных умений и навыков и этапа формирования коммуникативных умений и навыков.
Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения – одна из важнейших составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука.
Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоёмкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребёнка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу.
При автоматизации необходимо соблюдать принцип от простого к сложному, строгую её последовательность – от автоматизации изолированного звука до закрепления его произношения в тексте, т.е. постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и, в конечном итоге, в самостоятельную речь.
Правильное произношение в словах и фразах закрепляется как в процессе повторения за логопедом, так и в ходе специальных игр и упражнений.
На этапе автоматизации звука в слогах, словах, предложениях параллельно решаются и другие задачи: развитие навыков словоизменения и словообразования, развитие фонематического анализа и синтеза (выделение отрабатываемого звука в слогах, словах), развитие навыков языкового анализа и синтеза (определение ребёнком количества и последовательности слов в предложении, места указанного слова, составление фраз из слов).
При автоматизации звука в тексте ведётся работа по развитию памяти, внимания, логического мышления, обучению составления пересказа с опорой (а затем без неё) на наглядность в виде сюжетных картинок; составлению рассказа по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке; составление рассказа по данному началу, опорным словам, на заданную тему и пр.
Автоматизация звука может осуществляться традиционными и инновационными методами.
Применительно к педагогическому процессу понятие инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. В педагогике и логопедии «инновации» смело заявляют о себе.
Логопедическая ритмика как система работы появилась, конечно, не сейчас. На данный момент имеется огромное количество инновационных разработок и публикаций, касающихся возможности использовать логоритмику при том или ином речевом нарушении, в тот или иной возрастной период.
В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок со всем заложенным в них богатством языка («Сказка о весёлом языке», «Сказки о буквах» и др.
Сейчас интенсивно развивается такое явление, как логосказки.
Интересно также использование биоэнергопластики.
Большинство логопедов чисто интуитивно применяют эту методику в своей работе. Термин имеет два значения: с одной стороны – это уроки пластики тела, с другой – содружественные движения руки и языка (движения кистей рук имитируют при этом движения частей артикуляционного аппарата).
К инновационным технологиям относится и техника песочной терапии, используемая на логопедических занятиях.
К числу широко распространённых новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии. Для специалиста они представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребёнка. Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.
Одним из инновационных и достаточно действенных приёмов в дошкольной педагогике можно считать мнемотехнику, с помощью которой дети составляют описательные и творческие коллективные рассказы, пересказывают, разучивают стихотворения. Такая техника позволяет работать над развитием всех сторон речи, а также неречевых психических функций.
Мнемотехника, т.е. техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Процесс запоминания делится на четыре этапа:
* кодирование элементов информации в зрительные образы;
* собственно сам процесс запоминания;
* запоминание последовательности информации;
* закрепление информации в памяти.
Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание.
Мозг не хранит информацию в привычном смысле этого слова. Он способен сохранить только связи. Внутренние связи, существующие в реальных объектах, выделяются мозгом и запоминаются им автоматически. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении, где зрительные образы – инструмент для запоминания.
Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребёнок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создаёт связи между зрительными образами.
Благодаря этому процессу запоминаются как бы отдельные кадры из «просмотренного кино», вызванного в воображении этим текстом. Процесс воспроизведения, пересказа прочитанного или услышанного напоминает рассказ по картинкам.
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы.
Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов, математических представлений.
Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста.
Таким образом, приём символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословности повторения, например в чистоговорках, стихах.
Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, например, стихотворного текста, чтобы облегчить запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Именно эти наблюдения в практике коррекционной работы с детьми подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков и развивать память через приёмы опосредованного запоминания.
Основой мнемодорожек послужили известные чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы.
Процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков длительный. При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания.
Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах, у детей снижается самоконтроль за речью.
Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить.
Как показывает практика, использование мнемотехники на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков на логопедических занятиях, позволяет ускорить этот процесс, а, соответственно, повысить эффективность занятий.
Работа по мнемотехнике должна соответствовать определённым правилам и требованиям, как и любая коррекционная работа:
- знаки и символы должны быть хорошо известны детям;
- знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
- знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
- замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребёнку.
Для автоматизации звуков на этапе работы с небольшими стихотворениями можно использовать заранее нарисованные мнемотаблицы. Для этого подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков.
Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнком символов рисуются мнемотаблицы.
Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают стихотворения.
Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:-Односложная, состояща...
консультация по мнемотехнике
Консультация Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить»....
Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
для воспитателей...
Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
В данной консультации обосновывается актуальность применения мнемотехники, описывается суть работы с мнемосхемами на примерах, даются основные отличительные черты мнемотехники от других технологий....
Консультация по "Мнемотехнике"
ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоми...
Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей» 20.01.2021
Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей» 20.01.2021...