Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей» 20.01.2021
консультация (младшая группа)
Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей» 20.01.2021
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.chas_.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование мнемотехники в развитии речи детей»
Дементьева Н.А (20.01.2021)
Проблематикой формирования связной речи дошкольников с общим занимались большинство педагоги – исследователи, среди которых можно отметить В.К.Воробьеву, В.П.Глухова, Р.Е Левину,Т.Б.Филичеву, Г.В.Чиркину, А.В. Ястребову, Н.С.Жукову, Е.М. Мастюкову, Н.А.Никашину, Т.А.Ткаченко, и многих других.
Несмотря на огромное количество исследовательских работ, проблема внедрения методик обучения связной речи в рамках современного дошкольного образования остается актуальной, что обусловлено значимостью данного концепта для дальнейшего периода жизни ребенка (в рамках школьного обучения), кроме того, речь влияет и на степень социальной адаптации детей.
Ученые полагают, что элементы связной высказывания обнаруживаются в речи нормально развивающихся детей начиная со второго - третьего года жизни. У дошкольников без патологии речи развитие связных высказываний происходит последовательно совместно с развитием мыслительной деятельности и социальной адаптации.
В первые годы жизни, когда ребенок непосредственно эмоционально общается с взрослыми, закладывается база и навыки связной речи. Именно с раннего возраста, на базе примитивного понимания, начинается развитие активной речи, при этом к началу третьего года жизни элементарная фразовая речь обычно сформирована.
На протяжении четвертого года жизни у детей активно развивается фонематическое восприятие, они овладевают звукопроизношением. По мнению специалистов, звуковая сторона языка при отсутствии речевых дефектов, полностью формируется к пятому году жизни ребенка.
На четвертом году жизни - фразовая речь становится все более сложной, в составе предложения уже насчитывается пять – шесть слов. В процессе формирования речевых высказываний активно используются союзы и предлоги, предложения приобретают вид сложносочиненных и сложноподчиненных. На данном этапе ребенок легко запоминает и рассказывает сказки, стихи, передает содержание иллюстраций.
Однако в практической работе приходится часто сталкиваться с проблемами развития связной речи в младшем дошкольном возрасте, все чаще встречаются дети с нарушениями речи, различными патологиями. Опыт работы в младших группах ДОУ показал, что на фоне существенного отставания развития связной речи, у дошкольников отмечен ряд существенные отличий и особенностей овладения навыками данного вида деятельности. Чаще всего дети на данном этапе делятся на две группы по уровню сформированности составляющих связной речи и навыков рассказа.
«Мнемотехнология» - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, которые обеспечивают успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знания об особенностях природных объектов, окружающего мира, эффективное запоминание структуры истории и, конечно же, развитие речи».
Суть методики заключается в следующем: к каждому слову или маленькому словосочетанию придумывается изображение; следовательно, вся информация зарисовывается схематически и отображается графически. После того ребенок по памяти, используя данное графическое изображение, воспроизводит целиком текст. Основное условие – схема должна быть изображена просто и понятна для ребенка. Вначале воспитатель (логопед) предлагает готовый план рассказа, а в дальнейшем дети сами активно включаются в процесс создания схем.
Начинать работать по ознакомлению детей с мнемотехникой необходимо от простого к сложному, независимо от возраста ребенка.
Можно выделить следующие этапы:
1 этап. Мнемоквадраты. Знакомство с символами.
Предложить детям рассмотреть варианты обозначение предметов символами и запомнить их.
2 этап. Мнемодорожки.
Составление простых предложений, состоящих из 2–3 слов без предлогов и союзов.
3 этап. Мнемотаблицы. Для детей с 4 лет.
Описательный рассказ произведения (сказка, стихотворение, экологическая тропинка, история, рассказ и т. д.) посредством символов (мнемоквадратов):
- придуманных самостоятельно;
- предложенные воспитателем;
- смешанные (придуманных самостоятельно и предложенные воспитателем).
Таким образом, использование мнемотаблиц в младшем дошкольном возрасте для развития связной речи позволяет детям более эффективно воспринимать и обрабатывать визуальную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Особенностью техники является использование символов, а не изображений предметов. Эта техника значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Исходным материалом для разработки программы обучающего эксперимента по развитию связной речи у младших дошкольников с использованием мнемотехнических приемов являлись работы Волосовец Т.В. – систематизация речевого материала по развитию связной речи у дошкольников; Ткаченко Т.А. – упражнения на развитие фонематического восприятия и мнемотаблицы, Воробьёвой В. К. - сенсорно-графические схемы для развития речи.
Таким образом, работая с мнемотаблицами у детей формируются и развиваются следующие качества:
- дети учатся заменять ключевые слова в предложениях символическими символами;
- учатся зарисовывать предметы и явления природы используя символы;
- с помощью знаков-символов учатся заполнять схему-модель в виде плана пересказа;
- изучаемый материал фиксируется повторным повторением рассказа на основе ранее составленной модельной схемы;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Использование мнемотехники в развитии речи детей"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.Особенность методики в том, что для опосредованного запом...
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем....
Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей»«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяж...
Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей
Консультация для родителей«Использование мнемотехники в развитии речи детей...
Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
для воспитателей...
Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...