Автоматизация звуков с помощью ИКТ (мнемотаблиц)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Долгобородова  Марина  Вячеславовна
 Мнемотехника  является  инновационной  методикой , которая  используется  как  коррекционное средство при  заучивании  стихов  у  дошкольников и одновременно автоматизацией  звуков. .
Использование мнемотехники  обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение ,  воспроизведение информации  и,  в конечном результате, автоматизацию  звуков. 
Основные задачи мнемотехники:
 1. Развитие всех видов памяти:
- зрительной,
- слуховой,
- ассоциативной,
- словесно - логической,
- отработка различных приёмов запоминания.
2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).
3. Развитие образного мышления (кодирование любой информации).
4. Развитие смекалки, тренировка внимания.
Именно  развитие  слуховой  памяти  способствует  автоматизации  звуков. 
Мнемотаблица - это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях главные  существенные признаки, опираясь на  которые   можно   вспомнить  содержание  стихотворения. 
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение)  и  весь текст изображается  схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. 
Этапы использования мнемотаблиц.
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3    Пересказ информации  с опорой на символы ,т.е. происходит отработка метода запоминании
В процессе заучивания  стихов   моделирование служит средством планирования высказывания. Картинка  помогает  детям  вспомнить  слово  или  стихотворную  строчку,   основные же  усилия  ребенка  направлены  на  правильное  произнесение  слова, т.е  автоматизацию  звуков. 
Этапы работы со схемой-моделью:
учить детей заменять ключевые слова в стихотворной  строке  картинками; 
самостоятельно с помощью картинок выстраивать  схему-модель. 
закреплять  материал с  помощью  икт    с  использованием  тех  же  картинок  в  Презентации   Microsoft   PoverPoint ( составляет  воспитатель).
Этапы работы над стихотворением. 
- Выразительное чтение стихотворения.
     - Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
     - Соотнесение  строчки из  стихотворения  с  картинкой. 
     - Рассказывание   стихотворений  детьми   с опорой на мнемотаблицу. На  данном  этапе   ребенок  может  контролировать  свое    произношение  , а  также  произношение   педагога . При  этом  педагог  может  допускать  «преднамеренные»  ошибки, активизируя  слуховое  внимание  детей. 
 Воспитатель  предлагает  детям  Презентацию   Microsoft   PoverPoint  по  данному  стихотворению. Во  время  просмотра  дети  повторяют  стихотворение   хором, по  ролям, по  одной  строчке, друг  за  другом. Многократное  повторение  автоматизирует  правильное  произношение  звуков.  В  конце  каждой  Презентации Microsoft   PoverPoint  детей  ждет  сюрприз  в виде  небольшой  анимации. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgot._aprel.pptx2.12 МБ
Файл polgot._luchshe_net_rodnogo_kraya.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

*Долго шла весна тайком От ветров и стужи, *А сегодня – прямиком Шлёпает по лужам. *Гонит талые снега С гомоном и звоном, *Чтобы выстелить луга Бархатом зелёным. * «Скоро, скоро быть теплу!» — *Эту новость первой Барабанит по стеклу *Серой лапкой верба . * *

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

* Жура-жура-журавель ! *Облетал он сто земель. *Облетал , обходил, *Крылья , ноги натрудил. *Мы спросили журавля: - *Где же лучшая земля? - *Отвечал он, пролетая: - *Лучше нет родного края * * *

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений

Материал содержит мнемотаблицы к стихотворениям и загадкам....

Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.

Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая  деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...

Методическая разработка "Мнемотаблицы "Сказки"

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются 22 мнемотаблицы, отражающие ту или иную сказку, под общим названием "Сказки". В мнемотаблице схематически изображены персонажи сказки, некоторые предмет...

мнемотаблицы

Уважаемые коллеги, предлагаю вам для работы с детьми младшего возраста мнемотаблицы: для составления описательного рассказа о животных, а также к русским народным сказкам "Репка" и "Заюшкина избушка"....

Заучивание стихотворений по мнемотаблицам

Использование мнемотаблицы в качестве опорных сигналов для при заучивании стихотворений...

Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"

Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...

Составление рассказа по мнемотаблице (картотека мнемотаблиц с текстами рассказов)

Как работать над составлением связного рассказа• Ребенку дается чистый, шестиклеточный бланк-мнемотаблица.• В ходе занятия малыш выбирает определенный предмет, рассказ о котором он составляе...