К логопеду, а быть может лучше к дефектологу?!
статья по логопедии

Бурдейная Екатерина Викторовна

К логопеду, а быть может лучше к дефектологу?!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_logopedu_a_mozhet_luchshe_k_defektologu.docx340.12 КБ

Предварительный просмотр:

К логопеду, а может лучше к дефектологу?

-Нам сказали обратьться к дефектологу, а не к логопеду……!

-А Вы сами то знаете в чем разница?

Отрывок из диалога состаявшегося у меня с одной из мам воспитанника нашего детского. Замечу именно отрывок из диалога, а дальше………….?  Причина постановки вопроса очень проста - у большинства родителей просто нет достаточной информации по данным специальностям и основным задачам, которые стоят перед логопедом и дефектологом. Постараюсь сейчас в доступной форме простыми словами обьяснить, что логопед = дефектолог.

Начну, пожалуй, с самого начала, а именно с заведений, из которых выходит большая часть логопедов, с институтов и университетов. Дефектологами можно назвать вообще всех выпускников дефектологических факультетов (факультетов коррекционной педагогики), имеющих специальности педагогической направленности: тифлопедагогов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов, логопедов. Все эти специалисты занимаются коррекцией отклонений в развитии, однако специализируются они на разных нарушениях и решают разные задачи в коррекционной работе.

Тифлопедагог – это специалист по работе с детьми с нарушениями зрения, сурдопедагог – с нарушениями слуха, олигофренопедагог – с нарушениями интеллекта, логопед – специалист по коррекции нарушений речи.

То есть Вы поняли, что на этом самом дефектологическом факультете обучали и обучают только четырем специальностям . Ну и, соответственно, на выходе из института выпускники- специалисты получают дипломы  сурдопедагога (специалиста, который обучает детей с нарушениями слуха), тифлопедагога (специалиста, который обучает детей с нарушениями зрения), олигофренопедагога (специалиста, который обучает детей с нарушениями интеллекта) и логопеда (специалиста, который занимается с детьми с нарушениями речи). А в общей массе все эти специалисты дефектологи.

Соответственно, выбор педагога зависит о того, какое нарушение у ребенка является ведущим. Если основными являются нарушения слуха или зрения, то я вам гарантирую, «специализированные» дефектологи владеют методиками развития речи своих подопечных. Есть даже такая поговорка в нашей среде, что нет лучше логопеда, чем сурдопедагог. Если уж он может научить говорить слабослышащего ребенка, то что говорить о детях с нормальным слухом.

Сложнее определиться с ребенком, у которого, помимо нарушений речи, есть еще и нарушения интеллекта. Здесь очень важно на начальном этапе понять, что первично. Очень большой процент детей с нарушениями интеллекта имеют задержку речевого развития. И это легко объяснить. Ведь речь является высшей психической функцией. Хорошо развитая речь показатель хорошо развитого мышления. Поэтому если у ребенка есть трудности в интеллектуальной сфере, то его речи просто не на что «опереться». В таком случае ваш дефектолог – это олигофренопедагог.

А есть дети, психомоторное развитие которых проходит как по учебнику, а речевое задерживается или не начинается вовсе. В таком случае ваш дефектолог – это логопед. И запаздывать с занятиями не стоит, так как даже у интеллектуально сохранного ребенка отсутствие речи может привести к снижению умственной деятельности.

Есть единый квалификационный справочник. Так вот, из всего, что я выше перечислила, в нем присутствуют только специальности «логопед» и «дефектолог». Они идут под одним номером, через запятую и требования к ним предъявляются одинаковые. Специальности «сурдопедагог», «тифлопедагог» и «олигофренопедагог» не существует. То есть вы не встретите специалиста с такой записью в трудовой книжке (не переживайте, эту запись вы увидите в дипломе). Их всех объединили под емким названием «дефектолог». Кстати, есть и логопеды, «записанные» дефектологами. Также нет специальности «логопед-дефектолог». Так что, если вам кто-то говорит, что он логопед-дефектолог, это значит, что перед вами логопед, который устал что-то там кому-то доказывать и объяснять, сдался и назвался так, как этого хотят мамы (шутка). Очень редко может быть такое, что специалист является всетаки  логопедом-дефектологом, но чтобы это установить, можно попросить показать диплом. В этом случае в дипломе должны быть обозначены обе специальности  – “логопедия” и “олигофренопедагогика”. При этом стоит иметь в виду, что количество часов подготовки по каждой указанной специальности меньше, чем при подготовке специалиста с одной специальностью. Поэтому “широко” не всегда означает “глубоко”. Степень глубины в данном случае будет определяться профессиональным опытом, а также способностью и желанием специалиста самостоятельно повышать свою квалификацию. Другой вариант – наличие у специалиста сразу двух высших образований, однако такое встречается очень очень редко.

Родители часто жалуются на то, что логопеды отказываются брать на занятия маленьких неговорящих детей, направляя их к дефектологу. К сожалению, такая ситуация часто встречается. С большой долей вероятности, родитель просто столкнулся со специалистом, не обладающим достаточной квалификацией для работы с детьми раннего возраста.

Активизация речи у неговорящего ребенка – это прямая обязанность именно логопеда. Дефектолог в данном случае может помочь лишь с адаптацией и с формированием начальных навыков учебной деятельности, но не ликвидирует проблему отсутствия речи. Логопед должен предупредить родителя о времени начала логопедических занятий. В случае отсутствия речи нельзя ждать наступления 4-5-летнего возраста, а следует начинать логопедические занятия как можно раньше.

Отсутствие речи требует вмешательства именно логопеда. Об этом нужно помнить!

Надеюсь, я смогла внести некоторую ясность в эти глубоко запутанные между собой понятия и вы скоро найдете своего дефектолога.

C:\Users\Оля\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Micromax_Q379_IMG_20171114_124147.jpgC:\Users\Оля\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Micromax_Q379_IMG_20171114_124155.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (3-5 лет) по социально-коммуникативному развитию «Когда живется дружно, что может лучше быть…»

Данная методическая разработка НОД (занятия) «Когда живется дружно, что может лучше быть…» направлена на формирование нравственных ценностей у подрастающего поколения. Поставлены цели:Ø разв...

Педагогическая лаборатория «Я здоровье берегу, я здоровым быть хочу!» (лучшее нестандартное оборудование в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ)

Педагогическая лаборатория«Я здоровье берегу, я здоровым быть хочу!» (лучшее нестандартное оборудование в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ)...

Консультация для родителей. "Как быть самой лучшей мамой"

Ещё до года у ребёнка должно сформироваться базовое доверие к миру, для чего ему просто необходимо общаться с мамой, видеть её улыбку. Ребёнок, недополучивший внимание, в будущем будет настроен более ...

Лайфакинг в практической работе учителя-логопеда. Предметы быта и простые бельевые прищепки

 Мы с вами прекрасно знаем, что  ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет хорошо не только рисовать, писать, логически рассуждать, как правило, у них и с речью...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя "Нету лучшего дружка, чем родная матушка"

Занятие, способствующее формированию фонематических представлений слухового внимания, совершенствование движений органов артикуляционного аппарата....