"Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя, как фактор, способствующий успешной коррекции речи детей"
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Якубова Светлана Аркадьевна

Методическое объединение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vzaimodeystviya_uchitelya.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя, как фактор, способствующий успешной коррекции речи детей.

В настоящее время почти в каждом ДОУ существуют логопункты. Прежде всего, это связано со снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения в школе

В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, отсутствием в нашем городе логопедических детских садов и отсутствием времени родителей, в наше дошкольное учреждение стали попадать дети с более тяжёлыми речевыми нарушениями.

Возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями в старших возрастных группах, дети которой посещают логопедические занятия. В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь.

Цель совместной работы логопеда и воспитателя: Создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Разработать единые подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя.
  2. Подобрать новые действенные и обменяться новыми имеющими формами взаимодействия в условиях ДОУ.
  3. Разграничить зоны ответственности логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей работе.

Работа логопеда строится с учётом внутреннего расписания ДОУ. На базе нашего детского сада открыт логопункт и в нем работают 2 логопеда: Лариса Давидовна и Жанна Андреевна. В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателя лежат общепедагогические  принципы:

  1. Принцип комплексного подхода.
  2. Принцип единства.
  3. Принцип сотрудничества.
  4. Принцип учета интереса всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  5. Принцип индивидуального, дифференцированного подхода.

Воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общается с детьми, при этом:

1.  Закрепляет артикуляционные упражнения, упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, и осуществляет контроль за правильным произношением поставленных звуков;

2. Выполнять лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

3.  Закрепляет коррекция мелкой и общей моторики;

4.  Осуществляет контроль произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов.

Формы:

  1. Логопедические разминки, пальчиковые гимнастики, артикуляция, упражнения на дыхания, игры на мелкую моторику рук.
  2. Индивидуальные консультации, масстер-классы, семинары, рекомендации.
  3. Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя.
  4. Обмен информацией по результатам проделанной работы.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта.

Правильная организация детского коллектива, умение найти подход к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон благоприятно влияют состояние речи ребенка логопата.

Таким образом согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом, становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив. Только в тесном сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению. Опыт показывает, что выпускники детского сада намного легче адаптируются к условиям школы, наиболее общительны, адекватно оценивают свою деятельность, умеют преодолевать возникающие трудности, не испытывают боязни перед публичным выступлением, наиболее успешны в обучении, нежели дети, которые не посещают детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки «Как краски кубанскую радугу спасали» из опыта работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны « Роль театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОНР»

Театральная деятельность - палочка -выручалочка для логопеда! Поставьте детей на сцену - результат получите замечательный.  Коррекция речи дошкольников с общим недоразвитием ре...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К НОВОГОДНЕМУ УТРЕННИКУ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Общей целью взаимодействия в работе специалистов  ДОУ  с учителем-логопедом является по...

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей воспитанников - обязательное условие для успешной коррекционной работы

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями...

Логопедический ликбез для родителей «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

  Одним из главных условий результативности обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи является привлечение родителей к процессу. Именно родители являются тем авторитетом, который может бл...

Методическая разработка учителя-логопеда: «Практические упражнения при использовании песочной терапии в коррекции речи детей с ОВЗ»

В данной разработке описаны упражнения, игры, которые положительно влияют на развитие речи  детей с ОВЗ...