"Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя, как фактор, способствующий успешной коррекции речи детей"
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя, как фактор, способствующий успешной коррекции речи детей.
В настоящее время почти в каждом ДОУ существуют логопункты. Прежде всего, это связано со снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения в школе
В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, отсутствием в нашем городе логопедических детских садов и отсутствием времени родителей, в наше дошкольное учреждение стали попадать дети с более тяжёлыми речевыми нарушениями.
Возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями в старших возрастных группах, дети которой посещают логопедические занятия. В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь.
Цель совместной работы логопеда и воспитателя: Создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Разработать единые подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя.
- Подобрать новые действенные и обменяться новыми имеющими формами взаимодействия в условиях ДОУ.
- Разграничить зоны ответственности логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей работе.
Работа логопеда строится с учётом внутреннего расписания ДОУ. На базе нашего детского сада открыт логопункт и в нем работают 2 логопеда: Лариса Давидовна и Жанна Андреевна. В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателя лежат общепедагогические принципы:
- Принцип комплексного подхода.
- Принцип единства.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип учета интереса всех участников коррекционно-педагогического процесса.
- Принцип индивидуального, дифференцированного подхода.
Воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общается с детьми, при этом:
1. Закрепляет артикуляционные упражнения, упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, и осуществляет контроль за правильным произношением поставленных звуков;
2. Выполнять лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.
3. Закрепляет коррекция мелкой и общей моторики;
4. Осуществляет контроль произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов.
Формы:
- Логопедические разминки, пальчиковые гимнастики, артикуляция, упражнения на дыхания, игры на мелкую моторику рук.
- Индивидуальные консультации, масстер-классы, семинары, рекомендации.
- Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя.
- Обмен информацией по результатам проделанной работы.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта.
Правильная организация детского коллектива, умение найти подход к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон благоприятно влияют состояние речи ребенка логопата.
Таким образом согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом, становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив. Только в тесном сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению. Опыт показывает, что выпускники детского сада намного легче адаптируются к условиям школы, наиболее общительны, адекватно оценивают свою деятельность, умеют преодолевать возникающие трудности, не испытывают боязни перед публичным выступлением, наиболее успешны в обучении, нежели дети, которые не посещают детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий театральной постановки «Как краски кубанскую радугу спасали» из опыта работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны « Роль театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОНР»
Театральная деятельность - палочка -выручалочка для логопеда! Поставьте детей на сцену - результат получите замечательный. Коррекция речи дошкольников с общим недоразвитием ре...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К НОВОГОДНЕМУ УТРЕННИКУ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Общей целью взаимодействия в работе специалистов ДОУ с учителем-логопедом является по...
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей воспитанников - обязательное условие для успешной коррекционной работы
Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями...
Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем по развитию лексико-грамматического строя речи для детей подготовительной группы «Дикие животные нашего леса»
Формирование словаря,развитие связной речи, формирование звукопроизношения...
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
В статье описан опыт работы учителя-логопеда по взаимодействию с семьями воспитанников...
Логопедический ликбез для родителей «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»
Одним из главных условий результативности обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи является привлечение родителей к процессу. Именно родители являются тем авторитетом, который может бл...
Методическая разработка учителя-логопеда: «Практические упражнения при использовании песочной терапии в коррекции речи детей с ОВЗ»
В данной разработке описаны упражнения, игры, которые положительно влияют на развитие речи детей с ОВЗ...