Воспитание фонематического слуха.
статья по логопедии
В настоящее время количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии,
неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 лет, не
овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина –недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание фонематического слуха.
В настоящее время количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии,
неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 лет, не
овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина –недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания фонематического слуха.
Развитие фонематических функций включает в себя:
1. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука в слове.
2. Определение места звука в слове (в абсолютном начале, в абсолютном конце и в
середине).
3. Самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности
звуков в слове, их количества. Определение положения звука по отношению к другим
звукам в слове (после какого звука, перед каким звуком) и составление слов из
заданной последовательности звуков (фонематический синтез).
В процессе формирования фонематического анализа необходимо
учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала.
Оптимальной является следующая последовательность предъявления речевого
материала:
односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога: ус, на, дом,
нос, сок и т.д.;
двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, Шура, рука, розы
и т.д.;
двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар, повар и
т.д.;
двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, карман, барбос и
т.д.;
односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, грач, врач, шкаф и
т.д.; односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и
т.д.;двусложные слова со стечением согласных в начале слова: крыса, слива, грачи,
врачи и т.д.;
двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба,
крышка и т.д.;
трехсложные слова: паровоз, канава и т.д.__
Составила: учитель логопед Матюхина С.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание фонематического слуха у детей с ОНР.
В буклете-памятке дано определение понятия "Фонематический слух", приведены примеры игр и заданий на развитие фонематического слуха, рекомендации родителям....
«Воспитание фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Дети с ОНР обучаются в логопедических группах ДОУ, в которых логопедом и воспитателем систематически проводятся логокоррекционные и общеразвивающие занятия, предусматривающие формирование речи и всест...
Консультация для родителей на тему: «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у детей»
Материал для родителей...
Воспитание фонематического слуха.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания фонематического слуха....
Консультация для педагогов на тему: «Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов на тему:«Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...
ВОСПИТАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Воспитание фонематического слуха и фонематического восприятия как средство формирования индивидуальной языковой системы ребёнка младшего дошкольного возраста....
Памятка для родителей "Воспитание фонематического слуха у детей с ОНР"
Что такое фонематический слух? Через какие игры и упражнения можно развивать фонематический слух? Что необходимо помнить родителям, развивая фонематический слух у ребенка?...