Проект "Учимся слышать"
проект по логопедии (старшая группа)
Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uchimsya_slyshat.docx | 42.9 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально – личностному направлению развития детей»
Проект: «Учимся слышать»
Десятникова Татьяна Васильевна, воспитатель
Бабакина Ольга Григорьевна, воспитатель
Юшко Ольга Юрьевна, учитель - логопед
Актуальность:
Проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста является одной из наиболее значимых для специальной подготовки детей к обучению грамоте. Несформированность фонематического восприятия приводит к недостаткам усвоения письма, т.е. к дисграфии, а также вызывает трудности и в овладении чтением.
При своевременном развитии фонематического восприятия, легче корректируется и звукопроизношение детей. На начало учебного года сформированность фонематического восприятия (по методике Г. А. Волковой) составляла 17, 6% (3 ребенка из 17) Поэтому мы решили запустить данный проект.
Цель:
Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
- -учить детей узнавать неречевые звуки;
- -учить детей различать звуки по высоте, силе, тембру;
- -учить детей различать слова, близкие по звуковому составу;
- -учить детей производить дифференциацию слогов;
- -учить детей производить дифференциацию фонем;
- -развивать навыки элементарного звукового анализа.
Свою работу по формированию фонематического восприятия выстроила в шести этапах. Каждый этап содержал в себе последовательность заданий, с учётом принципа «от простого к сложному».
Ожидаемый результат:
Считаем, что участие детей в проекте будет способствовать овладению детьми навыкам объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква». Дети научатся выделять звуки из речи, из состава слова, понимать, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности.
Сроки проекта:
С 15 октября 2015г. по 15мая 2016г.
Участники проекта:
Дети подготовительной к школе группы с ТНР «Золушка»;
Воспитатели группы «Золушка»;
Учитель - логопед;
Музыкальный руководитель;
План реализации проекта.
Мероприятия | Ответственные | Месяц |
Подготовительный этап: Подбор методической и научной литературы по развитию фонематического восприятия; Обследование уровня развития фонематического восприятия у детей подготовительной группы с ТНР «Золушка»; Определение цели и задач по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы с ТНР «Золушка»; Подбор дидактических игр по развитию фонематического восприятия и распределение их поэтапно. | Воспитатели Учитель – логопед Музыкальный руководитель | Октябрь |
Игры, используемые на I этапе: «Что ты слышишь?» «О чем говорит улица?» «Покажи, что звучало» «Узнай предмет по звуку» «Угадай, что я делаю» (действия производятся за ширмой) «Угадай, что надо делать» (в зависимости от того, как звучит барабан — громко или тихо, дети выполняют различные действия — подпрыгивают или приседают) «Угадай, что стучит — погремушка или молоточек» «Что в коробочке?» (в спичечных коробочках или в коробочках из-под киндер-сюрпризов находится крупа, песок или другие мелкие предметы) «Постучи так, как я» (воспроизведение ритма на барабане или бубне) и т.д. | Музыкальный руководитель Воспитатели | Ноябрь |
Игры, используемые на II этапе: «Узнай по голосу» «Три медведя» «Животные и их детёныши» «Найди маму» «Кто сказал «Мяу?»» «Кто как голос подает?» «Кто стоит у светофора?» «Где звенит?» «Тихо – громко говори и т.д.» | Воспитатели Музыкальный руководитель | Декабрь Январь |
Игры, используемые на III этапе: «Хорошо послушай» «Добавим и запомним» «Найди пару» «Найди братца» «Шутки – минутки» «Исправь Незнайкины ошибки и т.д.» | Воспитатели | Февраль |
Игры, используемые на IV этапе: «Цепочка» «Запомни и повтори» «Живые слоги (Пример: ма - ши – на) и т.д.» | Воспитатели Учитель – логопед | Март |
Игры, используемые на V этапе: «Покажи картинку» «Найди одинаковый звук» «Выбери правильно и т.д.» «Два братца» «Послушай и назови нужное слово» | Воспитатели Учитель – логопед | Апрель |
Игры, используемые на VI этапе: «Назови начало» «Назови последний звук» «Назови по порядку» «Синий, красный, зеленый» «Найди синий домик» «Слово рассыпалось» «Составь слово» «Подбери слово» «Отвечай не торопясь и т.д.» | Воспитатели Учитель – логопед | Май |
Результат:
По окончании проекта сформированность фонематического восприятия у дошкольников (по методике Г. А. Волковой) составила 76, 4% (13 детей).
Список литературы
1. Баренцева Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 1997.
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление нарушения речи у дошкольников. — М., 1990.
4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.
5. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. — М., 1978.
6. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). — М., 1998.
7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991.
8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.
9. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. — М., 1993.
Приложение 1
Игра: «Что ты слышишь?»
Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
Игра: «Угадай по звуку»
Определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.
Игра: «Угадай что звучит»
Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
Игра: « Узнай по голосу»
Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
Игра: «Три медведя»
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
Игра: «Животные и их детёныши»
Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
Игра: «Хорошо послушай»
Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).
Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
Игра: « Добавим и запомним»
Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.
Игра: «Найди пару»
Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.
Игра: «Цепочка»
Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА……..,ТО-ПУ-АХ…..
Игра: «Запомни и повтори»
Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.
Игра: «Живые слоги»
Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.
Игра: «Покажи картинку»
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.
Затем эта игра должна усложняться следующим образом:
1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.
2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].
Игра: «Найди одинаковый звук»
Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — С
Игра: «Выбери правильно»
Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.
Игра: «Назови начало»
Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.
Игра: «Назови последний звук»
Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т
Игра: «Назови по порядку»
Полный звукослоговой анализ слова: РАК – Р, А, К.
Игра: «Синий, красный, зеленый»
Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную, Ль – зеленую и другие звуки.
Игра: «Найди синий домик»
Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом – Д, М; только заданный согласный, например М в словах: ум, мы, дом, мох.
Игра: «Слово рассыпалось»
Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.
Игра: «Составь слово»
Ход игры:
1 вариант:
Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный (мягкий или твердый) звук.
2 вариант:
Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук.Игра: «Найди братца»
Воспитатель выставляет на фланелеграфе в ряд предметные картинки: бабочка, вилка, дом, земляника, корова, лягушка, пирамидка; под ними картинки: зонт, волк, лодка, белка, кит, пушка, дятел.
Воспитатель: перед вами два ряда картинок. Нужно во втором ряду положить картинки так, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: «бабочка, первый звук – «б». Я положу белку, первый звук в этом слове – «бь». «Б» и «бь» - братцы.
Игра: «Подбери слово!»
Предложите ребенку подобрать слово, которое начинается на последний звук слова «диван»; название фрукта, в котором был бы последний звук слова «гора» (ананас, апельсин); подобрать слово, чтобы первый звук был «к», а последний «т» (крот, компот) и т.д.
Игра: «Кто сказал «Мяу?»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Музыкальный руководитель включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
Игра: «Кто как голос подаёт»
Проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.
Игра: «Кто стоит у светофора?»
Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.
Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.
Музыкальный руководитель включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).
Игра: «Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.
Игра: «Послушай и назови нужное слово»
Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.
Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.
ЖЖук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.
З– Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.
Игра: « Шутки-минутки»
Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора.
Воспитатель читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.
Хвост с узорами, Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.
Игра: « Тихо – громко говори».
Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.
Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).
Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».
Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.
К семи годам у детей логопедической группы должно быть уже практически нормальное речевое развитие. Но у отдельных детей ещё может отмечаться недоразвитие фонематического слуха и звукопроизношения. Поэтому слежу за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова изолированно, потом во фразах и предложениях.
Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.
Игра: « Назови одинаковый звук в словах».
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.
Игра: «Отвечай – не торопясь» Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.
Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.
- Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
- Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
- Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
- Какое слово получится, если к слогу роприбавить один звук? (Рот, ром, рог…)
- Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
- Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к(карандаши, книга, ручка, кубики …)
Исправь Незнайкины ошибки.
Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.
А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:
- Какой первый (последний) звук в слове собака?
- Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
- Сколько слогов в слове кошка (корова)?
- Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что и как слышит ваш ребенок"
СТРАНИЧКА ЛОГОПЕДА Что и как слышит ваш ребенок В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки......
"Каждый пишет, как он слышит"
Консультация для родителей...
Искусство слушать и слышать
В работе рассказывается о методе активного слушания, который является "волшебным ключиком", открывающим душу ребенка. ...
Найди предметы в которых слышится звук С.
Учить детей выделять(называеть) предметы в которых есть звук С, находящийся в любой позиции.Ребёнок или взрослый называет представленные предметы, потом нажимает на лишние предметы и называет ос...
Информационный буклет для родителей "Не слышит или не хочет слышать?..."
Данный информационный буклет может использоваться психологами, педагогами ДОУ в работе с родителями воспитанников по проблемам воспитания......
Статья" Что делать , если ребенок не слышит или не хочет слышать ?"
Статья написана о том,как ребенка научить слушать ,а главное слышать родителя....
Не слышит, или не хочет слышать
Необходимые техники, методы и приемы, в помощь родителям....