Проект "Учимся слышать"
проект по логопедии (старшая группа)

Бабакина Ольга Григорьевна

     Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchimsya_slyshat.docx42.9 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному направлению развития детей»

Проект: «Учимся слышать»

                                              Десятникова Татьяна Васильевна, воспитатель

                                              Бабакина Ольга Григорьевна, воспитатель

                                              Юшко Ольга Юрьевна, учитель - логопед

Актуальность:

     Проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста является одной из наиболее значимых для специальной подготовки детей к обучению грамоте. Несформированность фонематического восприятия приводит к недостаткам усвоения письма, т.е. к дисграфии, а также вызывает трудности и в овладении чтением.

     При своевременном развитии фонематического восприятия, легче корректируется и звукопроизношение детей. На начало учебного года сформированность фонематического восприятия (по методике Г. А. Волковой) составляла 17, 6% (3 ребенка из 17)  Поэтому мы решили запустить данный проект.

Цель:

     Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи:

  • -учить детей узнавать неречевые звуки;
  • -учить детей различать звуки по высоте, силе, тембру;
  • -учить детей различать слова,  близкие по звуковому составу;
  • -учить детей  производить дифференциацию слогов;
  • -учить детей  производить дифференциацию фонем;
  • -развивать навыки элементарного звукового анализа.

     Свою работу по формированию фонематического восприятия выстроила в шести этапах. Каждый этап содержал в себе последовательность заданий, с учётом принципа «от простого к сложному».

Ожидаемый результат:

     Считаем, что участие детей в проекте будет способствовать овладению детьми навыкам объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква». Дети научатся выделять звуки из речи, из состава слова, понимать, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности.

Сроки проекта:

 С 15 октября 2015г. по 15мая 2016г.

Участники проекта:

     Дети подготовительной к школе группы с ТНР «Золушка»;

Воспитатели группы «Золушка»;

Учитель - логопед;

Музыкальный руководитель;

План реализации проекта.

Мероприятия

Ответственные

   Месяц

Подготовительный этап:

Подбор методической и научной литературы по развитию фонематического восприятия;

Обследование уровня развития фонематического восприятия у детей подготовительной группы с ТНР «Золушка»;

Определение цели и задач по развитию фонематического восприятия у детей подготовительной группы с ТНР «Золушка»;

Подбор дидактических игр по развитию фонематического восприятия и распределение их поэтапно.

Воспитатели

Учитель – логопед

Музыкальный руководитель

   Октябрь

Игры, используемые на I этапе:

«Что ты слышишь?»

«О чем говорит улица?»

«Покажи, что звучало»

«Узнай предмет по звуку»

«Угадай, что я делаю» (действия производятся за ширмой)

«Угадай, что надо делать» (в зависимости от того, как звучит барабан — громко или тихо, дети выполняют различные действия — подпрыгивают или приседают)

«Угадай, что стучит — погремушка или молоточек»

«Что в коробочке?» (в спичечных коробочках или в коробочках из-под киндер-сюрпризов находится крупа, песок или другие мелкие предметы)

«Постучи так, как я» (воспроизведение ритма на барабане или бубне) и т.д.

Музыкальный руководитель

Воспитатели

   Ноябрь

Игры, используемые на II этапе:

«Узнай по голосу»

«Три медведя»

«Животные и их детёныши»

«Найди маму»

«Кто сказал «Мяу?»»

«Кто как голос подает?»

«Кто стоит у светофора?»

«Где звенит?»

«Тихо – громко говори и т.д.»

Воспитатели

Музыкальный руководитель

   Декабрь

   Январь

Игры,  используемые на III этапе:

«Хорошо послушай»

«Добавим и запомним»

«Найди пару»

«Найди братца»

«Шутки – минутки»

«Исправь Незнайкины ошибки и т.д.»

Воспитатели

   Февраль

Игры, используемые на IV этапе:

«Цепочка»

«Запомни и повтори»

«Живые слоги (Пример: ма - ши – на) и т.д.»

Воспитатели

Учитель – логопед

   Март

Игры, используемые на V этапе:

«Покажи картинку»

«Найди одинаковый звук»

«Выбери правильно и т.д.»

«Два братца»

«Послушай и назови нужное слово»

Воспитатели

Учитель – логопед

   Апрель

Игры, используемые на VI этапе:

«Назови начало»

«Назови последний звук»

«Назови по порядку»

«Синий, красный, зеленый»

«Найди синий домик»

«Слово рассыпалось»

«Составь слово»

«Подбери слово»

«Отвечай не торопясь и т.д.»

Воспитатели

Учитель – логопед

   Май

Результат:

     По окончании проекта сформированность фонематического восприятия  у дошкольников (по методике Г. А. Волковой) составила 76, 4% (13 детей).

Список литературы

1. Баренцева Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 1997.
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление нарушения речи у дошкольников. — М., 1990.
4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.
5. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. — М., 1978.
6. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). — М., 1998.
7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991.
8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.
9. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. — М., 1993.

Приложение 1

Игра: «Что ты слышишь?»

      Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
Игра: «Угадай по звуку» 

      Определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.

Игра: «Угадай что звучит»

 Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Игра: « Узнай по голосу» 

Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

 Игра: «Три медведя»
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

Игра: «Животные и их детёныши»
Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

Игра: «Хорошо послушай» 

    Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).
Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
Игра: « Добавим и запомним» 

     Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша.  Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.

 Игра: «Найди пару»
Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

Игра: «Цепочка»

     Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА……..,ТО-ПУ-АХ…..

Игра: «Запомни и повтори»

     Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.
Игра: «Живые слоги»

     Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других. 

Игра: «Покажи картинку»
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и.  Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

     Затем эта игра должна усложняться следующим образом:
1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.
2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].
 Игра: «Найди одинаковый звук» 

     Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — С

 Игра: «Выбери правильно» 

     Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

Игра: «Назови  начало» 

     Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.
Игра: «Назови последний звук» 

     Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т
Игра: «Назови по порядку» 

     Полный звукослоговой анализ слова: РАК – Р, А, К.

 Игра: «Синий, красный, зеленый»

     Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную, Ль – зеленую и другие звуки.
 Игра: «Найди синий домик»

      Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом – Д, М; только заданный согласный, например М в словах: ум, мы, дом, мох.
 Игра: «Слово рассыпалось» 

     Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.

Игра: «Составь слово»
Ход игры:
1 вариант:
Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный (мягкий или твердый) звук.
2 вариант:
Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук.
Игра: «Найди братца»

     Воспитатель выставляет на фланелеграфе в ряд предметные картинки: бабочка, вилка, дом, земляника, корова, лягушка, пирамидка; под ними картинки: зонт, волк, лодка, белка, кит, пушка, дятел.

 Воспитатель: перед вами два ряда картинок. Нужно во втором ряду положить картинки так, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: «бабочка, первый звук – «б». Я положу белку, первый звук в этом слове – «бь». «Б» и «бь» - братцы.

Игра: «Подбери слово!»

     Предложите ребенку подобрать слово, которое начинается на последний звук слова «диван»; название фрукта, в котором был бы последний звук слова «гора» (ананас, апельсин); подобрать слово, чтобы первый звук был «к», а последний «т» (крот, компот) и т.д.

Игра: «Кто сказал «Мяу?»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

    Музыкальный руководитель  включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра: «Кто как голос подаёт»

     Проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

Игра: «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

      Музыкальный руководитель  включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

Игра: «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

Игра: «Послушай и назови нужное слово»

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

     Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

ЖЖук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

З– Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.

Игра: « Шутки-минутки»

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора.

       Воспитатель читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами,                                                                                                   Сапоги со шторами.
К
от плывёт по океану,
К
ит из блюдца ест сметану.
Божья коро
бка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

Игра: « Тихо – громко говори».

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

К семи годам у детей логопедической группы должно быть уже практически нормальное речевое развитие. Но у отдельных детей ещё может отмечаться недоразвитие фонематического слуха и звукопроизношения. Поэтому слежу за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

     Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

Игра: « Назови одинаковый звук в словах».

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Игра: «Отвечай – не торопясь»                                                                                         Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу роприбавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к(карандаши, книга, ручка, кубики …)

Исправь Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Ко
лова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Соба
ха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова)?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что и как слышит ваш ребенок"

СТРАНИЧКА ЛОГОПЕДА Что и как слышит ваш ребенок   В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки......

"Каждый пишет, как он слышит"

Консультация  для  родителей...

Искусство слушать и слышать

В работе рассказывается о методе активного слушания, который является "волшебным ключиком", открывающим  душу ребенка. ...

Найди предметы в которых слышится звук С.

Учить детей выделять(называеть)  предметы в которых есть звук С, находящийся в любой позиции.Ребёнок или взрослый называет представленные предметы, потом нажимает на лишние предметы и называет ос...

Информационный буклет для родителей "Не слышит или не хочет слышать?..."

Данный информационный буклет может использоваться психологами, педагогами ДОУ в работе с родителями воспитанников по проблемам воспитания......

Статья" Что делать , если ребенок не слышит или не хочет слышать ?"

Статья написана о том,как ребенка научить слушать ,а главное слышать родителя....

Не слышит, или не хочет слышать

Необходимые техники, методы и приемы, в помощь родителям....