Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи «Снеговичок и волшебные снежинки»
план-конспект урока по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад №54 п. Михайловка
Конспект занятия
по развитию звуковой культуры речи
«Снеговичок и волшебные снежинки»
Выполнила: Голубева Г. В.
воспитатель
Задачи:
Коррекционные:
- Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи;
- Вызывать правильное соотношение звуков «С», «З» посредством артикуляционной гимнастики;
- Производить анализ и синтез звуков в словах;
- Произносить звуки в словах, предложениях.
Развивающие:
- Развивать психологическую базу речи (внимание, память, воображение);
- Развивать слуховое внимание детей, а на его основе фонематический слух;
- Уточнять и обогащать словарь, развивать функции словоизменения;
- Закреплять понятие о месте звука в слове;
- Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.
Воспитательные:
- Воспитывать потребность ребенка в общении;
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, выполнять поставленную задачу.
Содержание организованной деятельности детей
- Организационный момент (на занятие приходит Снеговичок, приносит заколдованные волшебные снежинки, просит детей расколдовать снежинки)
- Снежинка №1 – загадки
С: Вы узнаете, какие мы будем изучать звуки, если отгадаете загадки. Эти звуки есть в отгадках. Какой первый звук в словах-отгадках?
Пушистый ковер Наступили холода,
Не руками ткан, Обернулась в лед вода,
Не шелками сшит, Длинноухий зайка серый
При солнце, при месяце Обернулся зайкой белым.
Серебром блестит. (Снег) Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Странная звездочка с неба упала, Кто скажет, кто знает,
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка) Когда это бывает? (Зимой)
В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц)
Дети называют звук «С» и «З». Произнесение звуков детьми з-з-з-з, с-с-с-с хором и индивидуально.
- Снежинка №2 – артикуляционный уклад звуков «С», «З»
Артикуляционный уклад звука «С» перед зеркалом
Губы растянуты в улыбке, широкий кончик языка упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная, сильная, идет по центру язычка (ладонь для контроля тыльной стороной у рта). Горлышко «молчит» (ладонь для контроля тыльной стороной на гортани). Звук «С» согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружочком.
Артикуляционный уклад звука «З» перед зеркалом
Губы растянуты в улыбке, широкий кончик языка упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная, слабая, идет по центру язычка (ладонь для контроля тыльной стороной у рта). Горлышко «дрожит», голосок работает (ладонь для контроля тыльной стороной на гортани). Звук «З» согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим кружочком.
- Снежинка №3. Произношение звуков «С», «З» в слогах.
Я «бросаю» вам звуки, а вы мне «возвращаете» слоги: с, а … (са), с’, и … (си), с, у … (су), з, а … (за), з’, и … (зи), з, у … (зу).
Произношение звуков «С», «З» в словах.
А сейчас я предлагаю поиграть вам в игру «Придумайте имя» со звуком «С» (Саша, Слава), «С’» (Сема, Сеня), «З’» (Зина), «З» (Зуля, Зоя).
- Снежинка №4 – игра «Повтори правильно».
Произносится вопросительно, утвердительно, удивленно, радостно.
За-за-за, за-за-за Са-са-са, са-са-са
Здесь привязана коза. К нам летит оса.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы Сы-сы-сы, сы-сы-сы
Мало травки у козы. Не боимся мы осы!
Зу-зу-зу, зу-зу-зу Су-су-су, су-су-су
Отвязали мы козу. Видел кто из вас осу?
За-за-за, за-за-за Сы-сы-сы, сы-сы-сы
Залезай в сад коза. Мы не видели осы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу Са-са-са, са-са-са
Привязали мы козу. Отгадайте, где оса?
За-за-за, за-за-за
Здесь привязана коза.
- Снежинка №5
Давайте поиграем в игру, закройте глаза, если вы услышите звук «З» хлопните в ладошки, а если звук «С» потопайте ножками. Самолет, стол, зефир, стул, замок, зуб, задвижка, самовар.
Назовите слова, где звук «С» находится в начале, в середине и конце слов: санки, колесо, автобус. Найдите место звука «З» в словах: заяц, ваза.
- Снежинка №6 – игра «Доскажи словечко»
Са-са-са, са-са-са прилетела к нам оса (говорим громко-тихо-шепотом; вместе со взрослым, затем индивидуально)
Су-су-су, су-су-су кот прогнал осу (проговариваем быстро, медленно)
Предлагается детям закончить фразу самостоятельно и повторить фразу разными голосами и с разной интонационной выразительностью:
Са-са-са … там летит оса
Су-су-су … как прогнать осу, … я боюсь осу
- Снежинка №7 – чтение стихотворения
- Зайчик, зайчик, где гулял?
- На полянке танцевал!
- Где ты белочка скакала?
- Я орешки собирала!
- Эй, зверята, где вы были?
- Мы снега лепили!
А теперь снеговичок просит произнести это стихотворение громко и медленно, шепотом и быстро. Предлагается детям рассказать стишок по ролям (дети – зверюшки, педагог – автор, от имени снеговика) с вопросительной, повествовательной, восклицательной интонацией.
- Снежинка №8 – физкультурная минутка
Снеговик читает стихотворение, дети сопровождают чтение имитацией движений в соответствии с текстом.
Выпал беленький снежок, Снег, снег, белый снег
Соберемся мы в кружок. Кружит, падает на всех,
Снег, снег, белый снег Мы из снега ком слепили,
Засыпает он нас всех. Потом куклу смастерили.
Мы на саночки садимся Снег, снег, белый снег,
И под гору быстро мчимся. Кукла вышла лучше всех,
Снег, снег, белый снег, Дети к вечеру устали,
Мчимся мы быстрее всех. Все в кроватках задремали.
Дети все на лыжи встали, Снег, снег, белый снег,
Друг за другом побежали. Спят ребятки крепче всех.
- Снежинка №9 – закончи фразу, чтоб получилось складно:
Сы-зы-сы-зы мягка шерстка у … (козы)
Се-зе-се-зе дадим сена мы … (козе)
Ось-ось-ось ест осинку … (лось)
Оси-оси-оси по лесу бродят … (лоси)
Зы-сы-зы-сы хвост пушистый у … (лисы)
Я поехал на машине … (у меня порвалась шина);
Побежал за стрекозой … (тут же встретился с козой);
Я разбил сегодня чашку … (и сорвал в лесу ромашку);
Зацепился я за сук … (а под ним сидел барсук);
Под столом лежала кошка … (рядом с ней стоит лукошко).
- Снежинка №10 – игра «Один-много» с использованием картинок
Сосулька – сосульки
Снежинка – снежинки
Шар – шары
Мороз – морозы
Зима – зимы
Сугроб – сугробы
Заяц – зайцы
Сколько слогов в словах зима, сосулька, шар?
Подберите слова сходные по звучанию
Снежинка – пылинка; лягушка – подушка; корзина – малина
- Снежинка №11. Произношение звуков в словах и словосочетаниях
Назовите ласково слово зима (зимушка, зимонька). Зимой в какой лес мы пойдем? (В зимний лес) Какую одежду оденем? (Зимнюю одежду) Какие сапоги? (Зимние сапоги) Какую шапку? (Зимнюю) Чувствуете какой мороз? Каким воздухом мы дышим? (Морозным воздухом)
- Итог занятия, рефлексия
Снеговичок благодарит детей за расколдованные снежинки с выполненными заданиями, дарит раскраски, прощается и уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Волшебный мир звуков»
Упражнять детей в различении на слух знакомого звука в дифференциации звуков С – З. Задачи: Учить дифференцировать звуки С – З; развивать фонематический слух; Упражнять в отчетливом произнесении задан...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект ОД по развитию звуковой культуры речи в группах ОНР с использованием кейс-технологий «Волшебные и бранные слова»
Освоение форм речевого этикета, формирование культуры речевого общения....
ТЕМА: «ЗВУКОВОЙ ГОРОДОК» Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе
Развивать у детей звуковую культуру речи...
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе по теме: «Звуки волшебного леса»
Конспект комплексного занятия по развитию звуковой культуры речи с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста.Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в средней группе...
Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе Тема: «Волшебный мир звука «С»
Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группеТема: «Волшебный мир звука «С»Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста для четкого произношени...
Конспект По развитию звуковой культуре речи Тема: «Звук[C]» возрастная группа: средняя группа
КонспектПо развитию звуковой культуре речиТема: «Звук[C]»возрастная группа: средняя группа...