Роль фонематического восприятия в развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР
консультация по логопедии (средняя группа)
В данном материале дается понятие, значение и этапы работы по развитию фонематического восприятия у детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_fonematicheskogo_vospriyatiya_fonematicheskoe_vospriyatie_u_detey_s_onr.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль
фонематического восприятия в развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы. Это умение называется фонематическим слухом. Недоразвитие фонематического слуха оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняет процесс школьного обучения, снижает его эффективность.
Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематическое восприятие.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР многие исследователи (Р.Е. Левина, Г. А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи, так как развитие фонематического восприятия влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние на освоение письма.
Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и др.
Кроме того, без сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с ОНР не овладевают грамотным чтением и письмом.
Формирование фонематического восприятия проводится с обязательным участием речедвигательного анализатора. Поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществляется работа по формированию произносительных навыков и навыков звукового анализа и синтеза.
В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия. Коррекционные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия обязательно проводятся на звуках, правильно произносимых детьми. Затем в определенной последовательности включаются поставленные к этому времени звуки.
Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того, как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми акустически и артикуляционно близкими звуками. Позднее, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении.
Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
1 этап – узнавание неречевых звуков
На занятиях данного этапа у детей происходит развитие слухового внимания и слуховой памяти. Предлагаются такие игры: "Кто кричит", "Что шумит", "Где звенит колокольчик", "Ветер и птицы".
2 этап – различение высоты, силы голоса и тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Предлагаются такие игры: "Кто рычит", "Угадай, чей голосок", "Кто позвал".
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу. Начинать работу надо с простых по звуковому составу слов. Игры: "Подбери картинки", "Комарики".
4 этап – дифференциация слогов. Например, игра "Что лишнее" – логопед произносит несколько слогов, один из них лишний (ба-ба-ба-та).
5 этап – дифференциация фонем. Работа начинается с гласных звуков с использованием картинок (бо-бо-ба-бо, сом-сом-сок-сом)
6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. Работа начинается с того, что дети учатся определять количество слогов, и отхлопывать двух и трехсложные слова. Игры: "Телеграф", "Цепочка слов", "Слова перевертыши", "Два домика".
Упражнения и игры для развития
фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Упражнение 1.
На столе перед ребёнком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик и т.д. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры определить, что звучит. Название каждого предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается (с трех до пяти).
Упражнение 2.
Перед ребёнком выставляется 4-5 предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.д.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно. Начинается упражнение с двух контрастных звуков при зрительной опоре. Позже добавляют третий и четвертый варианты звучания. Затем только на слух предлагается определить, что звучит.
Упражнение 3.
Перед ребёнком выставляются хорошо знакомые предметы: карандаш, ножницы, бумага, чашка с водой. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребёнку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого. Затем ребёнок поворачивается спиной к предметам. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандаш по бумаге, стучит карандашом о чашку. Малыш должен рассказать о действиях взрослого.
Упражнение 4.
В одинаковые металлические коробочки помещаются сыпучие продукты: манная крупа, гречневая, горох, фасоль и т.д. Ребёнку сначала предлагается внимательно послушать звучание каждой коробочки при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый просит ребенка отгадать, что в коробочке.
Упражнение 5.
Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте.
Обозначим знаком + короткий, взрывной звук, который нельзя продлить (удар в бубен, хлопок в ладоши). Расстояние между значками – пауза. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:
+ +
+ ++
++ + + и т.д.
Упражнение 6
Взрослый предлагает определить ребенку далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести по силе голосом (тихо или громко).
Дети кричат: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо) и так далее на примерах животных/
Упражнение 7
Взрослый дает ребенку два кружка – красный и зеленый – и прелагает игру: если ребенок услышит правильное название , что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное - красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
баман альбом клетка витанин
панам айбом къетка митавин
банан аньбом клетта фитамин
банам авьбом тлетка витамин
Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.
Упражнение 8
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
мак-бак-так моток-каток-поток
ток-тук-так батон-бутон-бетон
бык-бак-бок будка-дудка-утка
дам-дом-дым нитка-ватка-ветка
ком-дом-гном клетка-плётка-плёнка
Упражнение 9
Из четырёх слов, отчётливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
канава-канава-какао-канава
ком-ком-кот-ком
утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
будка-буква-будка-будка
винт-винт-бинт-винт
минута-онета-минута-минута
буфет-букет-буфет-буфет
билет-балет-билет-билет
дудка-будка-будка-будка.
Упражнение 10
Из каждых четырёх названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:
мак-бак-так-банан
сом-ком-индюк-дом
лак-бак-веник-рак
совок-гном-венок-каток
пятка-ватка-лимон-кадка
ветка-диван-клетка-сетка
каток-дом-моток-поток
Упражнение 11
Взрослый просит ребёнка подобрать слово в рифму:
Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке… (жук)
Шел по лесу шустрый мишка,на него свалилась …(шишка)
Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь … (двери)
Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке …(мяч)
Как-то вечером две мышки унесли у Пети …(книжки)
Упражнение 12
Не ползёт Влад на ель, у него в руках …(портфель)
Мы собрали васильки, на головах у нас …(венки)
Пёс принёс козе букет, сытный будет ей …(обед)
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи …(туч)
Не дрожи ,Сережка, это ж наша …(кошка)
Упражнение 13
Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать слово близкое по звуковому составу.
Я тебе задачу дам - всё расставить по местам:
Что скатали мы зимой?…
Что построили с тобой?…
На крючок в реке попал?…
Может всё, хоть ростом мал?…
(слова: дом, ком, гном, сом)
Упражнение 14
Воспроизведение слогового ряда со сменой ударения.
та-та-та па-па-па ка-ка-ка фа-фа-фа на-на-на
та-та-та па-па-па ка-ка-ка ва-ва-ва ба-ба-ба
та-та-та па-па-па ка-ка-ка ма-ма-ма га-га-га
Упражнение 15
Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.
та-то-ту ну-ны-на бо-ба-бы
ты-та-то но-на-ну бу-бо-ба
му-мы-ма да-ды-до па-пу-по
мо-ма-мы ду-ды-да ку-ко-ка
ва-ву-во
Упражнение 16
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.
та-ка-па фа-ха-ка ма-на-ва
ка-на-па ба-да-га па-ка-та
ка-фа-ха ва-ма-на га-па-да
Упражнение 17
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающиеся по звонкости, глухости.
па-ба та-да ша-жа пы-бы-пы ка-га-ка
по-бо ка-га па-ба-па та-да-та га-ка-га
пу-бу фо-ва по-бо-по да-та-да ва-фо-ва
пы-бы са-за пу-бу-пу са-за-са фа-ва-фа
Упражнение 18
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающиеся по мягкости, твердости.
па-пя по-пё пу-пю пы-пи
ма-мя мо-мё му-мю мы-ми
ва-вя во-вё ву-вю вы-ви
Упражнение 19
Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков.
па-тпа на-фна ка-тка
та-пта на-фна ка-пка
фа-тфа на-пна та-кта
ма-кма ка-фка на-кна
Упражнение 20
Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.
пта-тпа кта-тка фта-тфа
пка-кпа фка-кфа хта-тха
Упражнение 21
Выделение в звуковом потоке гласного звука (А,О,У,И,Ы,Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребёнок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, поднять флажок и т.д.) Затем взрослый медленно и четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:А-У-М-И-О-Н-Л-Ы-Э-Ш т.д.
Упражнение 22
Назвать звуки в сочетаниях.
АУ УАИ
УА АИУ
АИ АУИ
ИА ИУА
УИ ИУА Пример. АУИ: 1-й - А, 2-й - У, 3-й - И.
Упражнение 23
Назвать первый звук в словах
Аня, аист, август, автомат, Алик, Африка, астра, абрикос, антенна, Андрей, альбом, армия, ангина, аквариум, афиша, Айболит, Анюта, апрель, аптека. Упражнение 24
Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, О, У, И, Ы ).
Бак, мак, зал, пар, гам, шар, дом, нос, бор, хор, ток, лось, мост, зов, гол, сок, соль, суп, жук, шум, лук, дуб, гул, мир, лист, низ, бил, пир, гриб, кит, дым, сын, бык. Упражнение 25
Определить, какой звук (Ы или И) стоит в середине слова.
был, бил, мыл, мил, лист, лис, выл, вил, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь.
Я в походе БЫЛ, в барабан я БИЛ.
Я веревки ВИЛ, волк в долине ВЫЛ.
Малыш БЫЛ очень МИЛ, он руки с мылом МЫЛ.
Выть, бить, лить, рыть, плыть, брить, ныть, лить, крыть, свить, гнить.
Упражнение 26
Определит, какой звук (Ы или И) в конце слова.
Сады – садики, зонты – зонтики, кусты – кустики, мосты–мостики, носы – носики, банты – бантики, ходы – ходики, плоты - плотики, усы – усики.
Учитель-логопед: Тихоновцева О.Г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль фонематического восприятия в развитии речи дошкольника.
Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими тр...
Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста вла...
Роль семьи в развитии речи у детей дошкольного возраста
для родителей, воспитателей, учителей-логопедов...
Роль фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста
Роль фонематического восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста...
Роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста
Игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место.Благодаря использования в своей работе игр, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возра...
Роль образовательной среды в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста c нарушениями речи.
Проектированием образовательной среды понимается целенаправленная деятельность всех участников образовательного процесса, обеспечивающая развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗВУКОСЛОГОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
ull;Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слышать и понимать речь. Так же важно различать и анализировать звук...