Обследование фонематических процессов
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В понятийно-терминологическом словаре логопеда « Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. это слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка».
Фонематическое восприятие по мнению Л.С. Волковой, это "специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова".
В специальной литературе под фонематическим анализом понимаются умственные действия по анализу звуковой структуры слова. Под фонематическим синтезом понимается умственные действия по синтезу звуковой структуры слова
На основе понятия "представления", данного И. М. Онищенко, как одного из психических процессов, фонематическим представлениям можно дать следующее определение - это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.
Вопросами изучения развития фонематического восприятия занимались Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин , Р.М. Боскис , А.Н. Гвоздев, Н.И. Красногорский, Д.Б. Эльконин , Т.Б.Филичева,Чевелева , Г.В.Чиркина . Проблемой развития фонематического восприятия у детей в настоящее время занимаются Лукина Н.А. и Никкинен И.И
Н.Х. Швачкин в своих исследованиях, посвященных изучению становления фонематического слуха у детей, выявил определенные закономерности в развитии фонематического слуха у детей и определил двенадцать генетических рядов формирования фонематического развития ребенка.
1-й – различение гласных; 2-й – различение наличия согласных; 3-й – различение сонорных и артикулируемых шумных; 4-й – различение твердых и мягких согласных; 5-й – различение сонорных согласных; 6-й – различение сонорных и неартикулируемых шумных; 7-й – различение губных и язычных; 8-й – различение взрывных и придувных; 9-й – различение передне - и заднеязычных; 10-й – различение глухих и звонких; 11-й – различение шипящих и свистящих; 12-й – различение плавных и среднеязычного [j].
Р.Е. Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития:
1 этап – дофонематическая стадия развития, когда отсутствует дифференциация звуков; 2 этап – начальная стадия дифференциации фонем; 3 этап – завершающая стадия дифференциации фонем; 4 этап – появляется готовность к элементарному звуковому анализу; 5 этап – возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа.
Нарушение фонематических процессов отрицательно влияет на овладение лексической и грамматической стороной речи; словарный запас не пополняется словами, в составе которых есть трудноразличимые звуки; тормозит развитие связной речи; звукопроизношение.
В свою очередь нарушение звукопроизношения так же негативно влияет на развитие фонематических процессов.
Несформированность фонематического восприятия выражается в: нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднениях при анализе звукового состава речи.
Степень недоразвития фонематического слуха может быть различна. 1. Первичный уровень. Фонематический слух нарушен первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно. 2. Вторичный уровень. Фонематический слух нарушен вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие: важнейший механизм развития произношения.
Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.
Г.В.Чиркина в своём пособии по диагностике речевых нарушений предлагает следующие приемы для обследования фонематического восприятия: ·
узнавание , различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу); · различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу); · запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА); запоминание звуковых рядов.
В пособии Волковой Г.А. представлены задания, помогающие выявить состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений .
Простой (элементарный) фонематический анализ Выделение звука на фоне слова. Инструкция: «Слышишь ли ты звук [М] в слове ДОМ? Слышишь ли ТЫ звук [К] в слове МАК?» и т. д. Выделение начального ударного гласного звука из слова. Инструкции: «Какой звук ты слышишь в слове АНЯ? ОЛЯ? УТРО? ИРА? Эхо? Какой звук ты слышишь в слове МАК? РОТ? Дифференциации звуков по противопоставлениям Веня — Феня; мышка — мишка; рожки – ложки; точка — дочка; уточка – удочка; уши — ужи.
Сложный фонематический анализ Определение места звука в слове (сначала глобально: в начале, в конце, в середине) Инструкция: «(Где находится звук [С] в слове САД?, в слове ФОКУС?, в слове ЛИСА?» Затем более точно: «На каком место стоит звук [С) в слове САНИ?, в слове ОСА?, в слове НОС?» Определение количества звуков в слове. Инструкция: «Сколько звуков в слове МАК? в слове МУКА? в слове КОМОК?»
Фонематический синтез Логопед предлагает ребенку составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности: [С], {А], [Д]; [Д], [О], [М]; [Р], [У], [К], [А]; [П], [О], [Ч], [К], [А]. Далее логопед предлагает ребенку составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности: [М], [О], [С]; [О], [Л], [Б]; [У], [Ш], [А], [Б]; [А], [М], [Р], [К], [А].
Фонематические представления Ребенку предлагается подобрать слово на заданный звук. Инструкция: «Назови слово со звуком [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р]». Из предложенных логопедом разных картинок ребенку предлагается отобрать те, в названии которых имеется данный звук.
Дьякова Н.И.в своей книге «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников» представила исследования фонематического восприятия. Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития.
Исследование фонематических (фонетических) представлений 1. Повторение слогов с оппозиционными звуками ( са-ша , ша-са ; са — са — ша ) 2. Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: [п] — [б]; [ш] — [с]; [с] - [з]; [д] - [т]. 3. Подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук 4. Перечисление слов с заданным звуком.
Исследование фонематического анализа и синтеза
Простой (элементарный) фонематический анализ 1. Выделение звука на фоне слова: — слышится ли звук [м] в слове дом? — слышится ли звук [к] в слове мак? 2. Выделение начального ударного гласного звука: - какой первый звук слышится в слове? - Аня — Оля — утро — ива — эхо. 3. Выделение начального согласного: - С какого звука слово начинается? - Мак — рыба — щука — мяч — лапа. 4. Дифференциация звуков по противопоставлениям: - рожки — ложки.
Сложный фонематический анализ 1. Определение последовательности звуков в слове. 2. Определение места звука в слове (логопед интонированно произносит тот звук, который ребенок должен определить). 3. Определение количества звуков в слове (слова подбираются из звуков, сохранных в произношении детей). Мак — мука — комок. 4. Определение количества звуков в словах, которые ребенок произносит неправильно (дефектно). Сок — коса — шум — шапка — гора.
Фонематический синтез 1. Составление слова из звуков, данных в правильной последовательности: [д], [о], [м]; [р], [у], [к], [а]. 2. Составление слова из звуков, данных в нарушенной последовательности: [м], [о], [с]; [у], [ш], [а], [б].
Е.Ф.Архипова представила следующую систему обследования фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией, включающей в себя пробы: 1. узнавание неречевых звуков; 2. различение высоты, силы, тембра голоса; 3. различение слов, близких по звуковому составу; 4. дифференциация слогов; 5. дифференциация фонем; 6. навыки элементарного звукового анализа.
Пособия для обследования фонематических процессов.
Пособия для обследования фонематических процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический материал для обследования фонематического восприятия у дошкольников."Слова-паронимы"
Цель данного материала: учить детей различать слова похожие по звучанию, но разные по значению....
Обследование фонематических процессов у детей старшего дошкольного ыозраста
Методика обследования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста...
Занятие по совершенствованию фонематической системы языка, главная цель которого - развитие функций фонематического анализа и синтеза. Совершенствование фонематических процессов.
Структура логопедического занятия выстроена в едином игровом сюжете. Само занятие разделено на отдельные блоки, отражающие основную задачу проведения игрового упражнения или дидактической игры.1. Орга...
Обследование фонематических процессов у дошкольников
В статье говорится о том, как можно проверить и какую роль играет сформированность фонематических процессов у дошкольников....
Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть IV Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов.
Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала....
Обследование фонематических процессов
Обследование фонематических процессов...
Разработка диагностического комплекса по обследованию фонематических процессов с учётом возраста ребёнка.
В данной презентации представлен разработанный мной диагностический комплекс по обследованию фонематических процессов ребёнка....