Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для детей
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики составлены с учётом возрастных особенностей детей. Упражнения способствуют формированию правильных артикуляционных укладов для постановки свистящих, шипящих и сонорных звуков, выработке правильно речевого дыхания и направленной воздушной струи. Учителя-логопеды могут использовать комплексы этих упражнений в своей повседневной практике, а также в качестве рекомендаций для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
- "Заборчик." Улыбнуться без напряжения, так чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперёд.
- "Трубочка." Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.
- Выполнить упражнение "Заборчик", приоткрыть рот, удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы губы улыбались.
- "Качели". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до трёх. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до трёх. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
- "Наказать непослушный язычок". Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Затем удерживать язык широким в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до десяти - "Лопаточка". Следить за тем, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко он должен только накрывать нижнюю губу.
- «Часики». Губы в улыбке, рот приоткрыт, выполнять движения языком от одного угла рта к другому, язык тонкий, узкий.
- «Иголочка». Удерживать язык при открытом рте посередине, язык напряжённый, тонкий, узкий.
- Чередовать упражнения «Лопаточка», «Иголочка».
- «Горка». Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык широкий, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинку языка выгнуть «горочкой». Удерживать язык в таком положении на счёт до 5.
- «Пожевать язык». Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык широкий, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, боковыми зубами жуём боковые края языка.
- "Кто дальше загонит мяч?" Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола. Нельзя надувать щёки.
- "Индюк". Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится "бл-бл".
- "Вкусное варенье". Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
- "Чашечка". Губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий язык наверху, передний и боковые края языка загнуты наверх. Удерживать язык в таком положении на счёт от одного до пяти.
- "Лошадки". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами.) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее, нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
- «Грибок». Губы в улыбке, раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Сохранять такое положение языка под счет от одного до десяти.
- "Барабанщики ". Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними передними зубами (кончик языка касается бугорков-альвеол), многократно и отчётливо произнося звук д:д-д-д. Сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Рот должен быть всё время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Следить за тем, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлюпающим.
- "Фокус". Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края языка были прижаты, а посредине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посредине языка, тогда ватка полетит вверх.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
- "Заборчик." Улыбнуться без напряжения, так чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперёд.
- "Трубочка." Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.
- Выполнить упражнение "Заборчик", приоткрыть рот, удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Следить за тем, чтобы губы улыбались.
- "Качели". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до трёх. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до трёх. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
- "Наказать непослушный язычок". Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Затем удерживать язык широким в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до десяти. ("Лопаточка") Следить за тем, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко он должен только накрывать нижнюю губу.
- «Горка». Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык широкий, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, спинку языка выгнуть «горочкой». Удерживать язык в таком положении на счёт до 5.
- «Часики». Губы в улыбке, рот приоткрыт, выполнять движения языком от одного угла рта к другому, язык тонкий, узкий.
- «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится "бл-бл".
- "Вкусное варенье". Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
- "Лошадки". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами.) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее, нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
- «Грибок». Губы в улыбке, раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Сохранять такое положение языка под счет от одного до пяти.
Упражнения для выработки воздушной струи для детей 3-4 л.
- Глубокий вдох через нос – продолжительный выдох через рот
(щеки не надуваем, плечи не поднимаем, голову не запрокидываем).
- «Погреем ладошки» – руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15 – 20 см от рта, дуть тёплым воздухом на ладони и произносим на выдохе слог «ХА».
- «Дуем на вертушку» - длительный выдох через рот на вертушку (щеки не надуваем, плечи не поднимаем, голову не запрокидываем).
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:
- Ребенок выполняет упражнения совместно и под контролем взрослого.
- Выполнять комплекс упражнений ежедневно, желательно 2 раза в день.
- Каждое упражнение выполняется не менее 5 раз.
- Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики составлены с учётом возрастных особенностей детей. Упражнения способствуют формированию правильных артикуляционных укладов для постановки свистящих, шипящих и сонорных звуков, выработке правильно речевого дыхания и направленной воздушной струи. Учителя-логопеды могут использовать комплексы этих упражнений в своей повседневной практике, а также в качестве рекомендаций для родителей.
Литература:
Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика –М., 2017 г.
Логопедия. Под редакцией Л.С.Волковой –М., 1989 г.
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. –М., 1989 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/22/picture-209452-1361540223.jpg)
комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
Картотека артикуляционных упражнений, направленных на подготовку голосового аппарата к пению....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-498207-1413434387.jpg)
Памятка для родителей "Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики"
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-601611-1425137891.jpg)
"Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики с детьми 5-6 лет"
В течении недели используется по два комплекса, а весь комплекс упражнений рассчитан на месяц....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/19/picture-457050-1558296119.jpg)
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
Предлагается комплекс артикуляционной гимнастики, в котором описаны различные статические и динамические упражнения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-786034-1491935069.jpg)
Комплекс упражнений "Артикуляционная гимнастика"
Звуки человеческой речи создаются при помощи артикуляционного аппарата. В совокупности все органы, входящие в данный аппарат, производят определенные движения, которые принято называть кинемами С...
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ (5-7л.)
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ (5-7л.)...