Речевые игры, изготовленные с применение компьютера
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ефремова Людмила Валерьевна

Учителем-логопедом представлены речевые игры, направленные на закрепление правильного звукопроизношения, подготовку детей к обучению грамоте, закреплению навыка чтения слогов и слогов. Картинный материал подобран с использованием Интернета. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название буклета: «Дидактические игры по коррекции речи детей старшего дошкольного возраста, разработанные учителем-логопедом с использованием компьютера

     Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом в частном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 220 ОАО «РЖД» посещают дети старших и подготовительных групп, имеющие общее недоразвитие речи, при котором страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.

Многолетняя практика учителем-логопедом показывает, что навык правильной речи формируется быстрее и закрепляется прочнее у детей, которые с желанием посещают занятия, проявляют активность, интерес к коррекционному процессу, то есть обладают высокой мотивацией. Однако у большинства детей с общим недоразвитием речи, в силу своего дошкольного возраста, особенностей развития эмоционально-волевой сферы, мотивация снижена. Кроме того, работа над звуком: постановка, автоматизация, устранение аграмматизмов в речи, развитие фонематического восприятия - монотонный и кропотливый труд, требующий от ребенка усидчивости, внимания, сосредоточенности, что под силу не каждому взрослому.

Эффективным приемом для повышения мотивации у детей с ОНР к занятиям, повышения результативности и сокращения сроков коррекции речи стало использование дидактических игр. Дидактическая игра используется мной в качестве основы формирования правильной речи детей.

В продаже очень редко можно встретить настольно-печатные дидактические игры, исключительно для организации работы учителя-логопеда с детьми. Общеразвивающих игр по развитию речи дошкольников продается много, но они не могут решать конкретные речевые задачи, учитывать уровень автоматизированности речевых навыков у ребенка с ОНР.  Поэтому в практической логопедической деятельности использую дидактические игры, игровые пособия, которые разработаны с использованием компьютера.

В данном буклете хочу остановиться на некоторых авторских играх, которые наиболее часто использую в своей работе, как наиболее эффективных, на этапе автоматизации, дифференциации звуков, развития фонематического восприятия, обучения навыкам звукового, слогового анализа и синтеза детьми старшей и подготовительной к школе группах.

        

Дидактические игры, направленные на коррекцию звукопроизношения и развитие фонематического слуха у детей

                         Дидактическая игра «Собери цветок»                                                                Цель: Развивать фонематических слух, умение определять наличие заданного звука. Закрепить произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков. Развивать зрительное внимание, память.

Ход игры: Ребенок должен собрать лепестки к ромашке, в названии которых имеется заданный звук. На сердцевине имеется буква, обозначающая заданный звук. Логопед раздает лепестки и говорит:

- Ты послушай хорошо, сидя на травинке,

Подойдет ли лепесток к этой сердцевине.

Можно предложить ребенку закрыть глаза и поменять картинки местами или убрать одну картинку и предложить ребенка вспомнить и сказать, какой картинки не хватает.C:\Users\Людмила\Desktop\педсовет\IMG_0635.JPGC:\Users\Людмила\Desktop\педсовет\IMG_0624.JPG

Дидактическая игра «Капельки»

Цель: Развивать фонематический слух, определять наличие звука в слове. Учить подбирать самостоятельно картинки на заданный звук. Закрепление произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков. Дифференцировать звуки свистящие – шипящие звуки.

Ход игры: Вариант 1: Ребенку предлагается подобрать предметные картинки – «капельки» на определенный звук. Затем ребенок называет картинки, правильно проговаривая закрепляемый звук.

Вариант 2: Ребенку предлагаются картинки со свистящими и шипящими звуками. Ребенок должен правильно назвать картинку и определить, какой звук в слове «С» или «Ш» и положить на нужную «тучку».

C:\Users\Людмила\Desktop\педсовет\IMG_0625.JPG

Дидактическая игра «По сюжетам сказок»

Цель: Закрепить произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков. Дифференцировать звуки свистящие – шипящие звуки, сонорные.

Игровой материал: наборы карточек, на одной стороне которых предметные картинки на автоматизацию звуков «С», «З», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Л», «Р», а на другой стороне фрагменты сюжетной картины – иллюстрации сказок.

Ход игры: Вариант 1: Ребенку предлагается правильно назвать предметные картинки на определенный звук. Затем перевернуть карточку на другую сторону и собрать разрезную картину. Ребенку предлагается вспомнить название сказки, главных героев и найти на сюжетной картине предметы на заданный звук.

Вариант 2: Ребенку предлагается 2 набора смешанных картинок, например, на свистящие и шипящие звуки. Ребенок сначала отбирает картинки, дифференцируя по звукам, а затем составляет разрезные картины.

C:\Users\Людмила\Desktop\педсовет\IMG_0632.JPG

C:\Users\Людмила\Desktop\педсовет\IMG_0631.JPG

Игры по обучению детей элементам грамоты, предупреждению дисграфии и дислексии.

Дидактическая игра «Резинки»

Цель: Развивать фонематический слух. Закреплять умение определять начальный звук в слове, выделять гласный звук в односложных словах. Развивать мелкую моторику. Закреплять зрительный образ букв.

Ход игры: Ребенку предлагается назвать картинку, определить начальный звук в слове и

соединить канцелярской резинкой картинку с соответствующей буквой.

C:\Users\Людмила\Desktop\педсовет\IMG_0609.JPG

Дидактическая игра «Зашифрованные слова»

Цель: Развивать мелкую моторику. Закреплять зрительный образ букв.

Ход игры: Ребенку предлагается назвать картинку, определить начальный звук в слове и соединить канцелярской резинкой картинку с соответствующей буквой.

C:\Users\Людмила\Desktop\педсовет\IMG_0626.JPG

Дидактическая игра «Составь слова»

Цель: Учить детей составлять слова из слогов.

Ход игры: Ребенку предлагается найти одинаковые контуры предметов, прочитать слоги и составить из них слова.C:\Users\Людмила\Desktop\педсовет\IMG_0634.JPG

Дидактическая игра «Расставь по величине»

Цель: Закреплять зрительный образ букв.

Ход игры: Найти картинки с изображением одинаковых предметов. Расставить их по величине. Прочитать слово, которое получилось из букв, расположенных на картинках.

C:\Users\Людмила\Desktop\педсовет\IMG_0629.JPG

Дидактическая игра «Осеннее дерево»

Цель: Закреплять у детей навык чтения обратных и прямых слогов.

Ход игры: Ребенку предлагается прочитать обратные и прямые слоги с определенной буквой или предложить выбрать слоги на «листиках» определенного цвета.

C:\Users\Людмила\Desktop\педсовет\IMG_0628.JPG

Дидактическая игра «Ходилки по словам с буквой Р»

Цель: Закреплять чтение слов и произношение звука «Р».

Ход игры: В игре принимают участие 2 ребенка. Каждый по очереди делает ход и читает слово. Находит соответствующую предметную картинку, называет, правильно произнося звук «Р».C:\Users\Людмила\Desktop\педсовет\IMG_0622.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по изготовлению и применению музыкальных инструментов, выполненных нетрадиционным способом

Методические рекомендации по изготовлению и применению музыкальных инструментов, выполненных нетрадиционным способом...

Мастер-класс на родительском собрании в группе раннего возраста на тему: «Многофункциональное сенсомоторное пособие «Шарокат»» изготовление и применение в домашних условиях

Обогатить опыт в семье знаниями дидактических игр, способствующих сенсорному воспитанию ребенка, вызвать желание родителей использовать дидактические игры по сенсорике  в общении с ребенком....

Применение компьютеров с целью обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Применение компьютеров с целью обучения и воспитания детей дошкольного возраста...

2. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (речевые игры)

Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...

Картотека. Речевые игры с применением ТРИЗ технологии

Речевые игры с применением ТРИЗ технологии...

Картотека. Речевые игры с применением ТРИЗ технологии

Речевые игры с применением ТРИЗ технологии...

Речевые игры и упражнения по теме: «Зима» (с применением здоровьесберегающих технологий)

Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию игровые упражнения  с применением здоровьесберегающих технологий, направленные на развитие речи детей. Игры способствуют развитию слухового внимания,...