Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л
план-конспект занятия по логопедии на тему

Бутина Валерия Львовна

Данное занятие является этапом формирования первичных произносительных умений и навыков. Оно позволяет отработать произнесение звука Л в слогах и словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_l.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тема: Звук Л

Пояснительная записка

Данное занятие является этапом формирования первичных произносительных умений и навыков. Оно позволяет отработать произнесение поставленного звука Л в слогах и словах.

Тема занятия: «Звук Л».

Место занятия в образовательной программе логопедической работы и форма проведения: индивидуальное логопедическое занятие по формированию первичных произносительных умений и навыков.

Цель: автоматизация правильного произношения звука Л в слогах и словах.

Задачи:

1. Развивать слуховое внимание, восприятие и память; умение выполнять названные взрослым движения только на ключевое слово «ПРОСЬБА».

2. Автоматизировать звук Л в слоговых цепочках, из разных обратных слогов.

3. Развивать способность выделять на слух звук Л от близких по звучанию и артикуляции из ряда звуков, слогов и слов.

Оборудование:

Раздаточный материал

Наборы опорных картинок для анализа артикуляции звуков (пособие Ткаченко Т. А.).

Мозаика (геометрические фигурки из пластмассы). Фишки.

Предварительная работа.

1. Выполнение упражнений для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти (III блок, IV блок) по методике Ткаченко Т. А.

2. Выполнение упражнений по выделению на слух вызываемого звука речи из ряда прочих звуков, слогов и слов.

3. Выполнение артикуляционных упражнений (IV блок для звука Л) по методике Ткаченко Т. А. «Лопаточка», «Щетка - сметка», «Парус», «Маляр», «Качели», «Иголочка», «Змейка».

4. Объяснение артикуляции звука Л с помощью сказочных историй («Ветерок и Дракон») по методике Ткаченко Т. А.

Предполагаемые (планируемые) результаты, достигнутые на логопедическом занятии.

Ребенок проявляет интерес к логопедическому занятию; способен воспринимать ступенчатые словесные инструкции взрослого.

Ребенок имеет представление о необходимой для вызываемого звука позиции органов артикуляции; способен правильно произносить звук Л в слогах и словах.

Ребенок способен выделять на слух вызываемый звук из ряда звуков, слогов и слов.


ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Логопед. Слушай меня внимательно и выполняй движения только тогда, когда услышишь слово «ПРОСЬБА».

- Просьба, подними руки вверх.

- Руки вниз.

- Просьба, руки в стороны.

- Просьба, руки вперед.

- Топни правой ногой.

- Просьба, поставь руки на пояс и попрыгай.

Ребенок выполняет словесные инструкции взрослого после однократного прослушивания.

Сообщение темы занятия через выделение в словах поставленного звука.

Логопед. Слушай внимательно слова: болото, лужа, зал. Как ты думаешь, какой звук мы сегодня будем учиться произносить в словах?

Ребенок. Звук Л.

Анализ артикуляции звука Л по плану (с опорой на картинки):

- положение губ;

Логопед. Что делают наши губы, когда мы произносим звук Л? Вытягиваются вперед или улыбаются?

Ребенок. Губы улыбаются

- положение зубов;

Логопед. Зубы сжимаем или не сжимаем? Между зубами есть расстояние – «дорожка» или нет?

Ребенок. Зубы не сжимаем, между ними расстояние – «дорожка».

- положение языка;

Логопед. Что делает наш язык, когда мы произносим звук Л?

Ребенок. Кончик языка поднимается вверх и упирается в бугорки за верхними зубами.

- участие голосовых связок;

Логопед. Что делает наше горлышко, когда мы произносим звук Л?

Ребенок. Горлышко гудит.

Логопед. Гудим в кончик языка: Л________

Характеристика звука (гласный — согласный).

Логопед. Все звуки делятся на (пауза)…

Ребенок. Гласные и согласные.

Логопед. Назови гласные звуки.

Ребенок. А, О, У, Э, И, Ы.

Логопед. Звук Л гласный или согласный?

Ребенок. Согласный.

Закрепление звука Л в слогах

Совместная деятельность взрослого и ребенка

«Мозаика»

Логопед. А сейчас мы вместе поиграем в разноцветную мозаику. Запомни названия фигур. Синий квадрат - «ул», желтый треугольник - «ал». Я называю фигуру, а ты кладешь ее на стол.

Логопед проговаривает ряд из трех повторяющихся (чередующихся) слогов, а ребенок выкладывает его из мозаики на столе.

Логопед. Помнишь, как называются фигуры?

Ребенок. Синий квадрат - «ул», желтый треугольник - «ал».

Логопед. Назови все фигурки по порядку.

Ребенок называет ряд геометрических фигур, голосом выделяя звук Л.

Самостоятельная деятельность ребенка

Логопед. Синий квадрат - «ул», желтый треугольник - «ал», а как ты хочешь назвать зеленый треугольник?

Ребенок. «Ол».

Логопед. Выложи фигурки в любом порядке.

Ребенок выкладывает 3 ряда фигурок по 3 штуки в каждом ряду.

Логопед. Назови все фигурки. Сначала слева направо, а потом сверху вниз.

Ребенок называет цепочки слогов слева — направо и сверху вниз, выделяя голосом звук Л.

Упражнения по выделению на слух звука Л

«Фишки»

Логопед. Я буду произносить разные слова. Если услышишь слово со звуком Л, положи на стол синюю фишку. Если в слове нет звука Л, положи на стол оранжевую фишку.

Логопед произносит ряд слов: фонтан, лошадь, вода, бал, мел, мак, лак.

Ребенок на столе выкладывает слева направо ряд фишек.

«Ловишки»

Логопед. Я буду произносить части слов — слоги. Если услышишь звук Л, хлопни в ладоши.

Логопед произносит ряд слогов: пла, вы, ал, ол, сма, лы, мно.

Ребенок хлопками выделяет на слух слоги со звуком Л из ряда других слогов.

«Фонарики»

Логопед. Я буду произносить разные звуки. Когда услышишь звук Л, «зажги» фонарики.

Логопед произносит ряд звуков: в, л, л, н, л, м, л.

Ребенок выделяет на слух звук Л из ряда других звуков и «зажигает» фонарики — разжимает и сжимает пальцы на обеих руках одновременно.

Итог занятия

Логопед. Какой звук мы сегодня учились произносить?

Ребенок. Звук Л.

Логопед. А как ты сам считаешь, у тебя сегодня получалось правильно произносить звук Л? А как правильно произносить звук Л? Как бы ты объяснил это маме? Подумай, как бы мы могли потренироваться произносить звук Л в следующий раз? Что для этого нужно сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в словах и фразах

Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Автоматизация звуков в словах и фразах" Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] по мотивам сказки "Золушка" . Подразумевает использование компьютера....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука С

Конспект логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука С...

Конспект индивидуального занятия по автоматизация звука Р. "Цирковое представление"

Индивидуальное занятие: "Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях. "Цирковое представление"....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р], "Помоги другу".

В данном конспекте представлены игры и упражнения по закреплению четкого произношения  звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и  предложениях с использованием сенсомоторных тренажеров....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р]

Конспект занятия по автоматизации звука [Р]...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Ш"

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Ш" в слогах, словах, предложениях. Занятие предназнчено для детей старшего возраста, имеющих нарушения звукопроизношения. Занятие построено в и...