Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л
план-конспект занятия по логопедии на тему
Данное занятие является этапом формирования первичных произносительных умений и навыков. Оно позволяет отработать произнесение звука Л в слогах и словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_l.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Тема: Звук Л
Пояснительная записка
Данное занятие является этапом формирования первичных произносительных умений и навыков. Оно позволяет отработать произнесение поставленного звука Л в слогах и словах.
Тема занятия: «Звук Л».
Место занятия в образовательной программе логопедической работы и форма проведения: индивидуальное логопедическое занятие по формированию первичных произносительных умений и навыков.
Цель: автоматизация правильного произношения звука Л в слогах и словах.
Задачи:
1. Развивать слуховое внимание, восприятие и память; умение выполнять названные взрослым движения только на ключевое слово «ПРОСЬБА».
2. Автоматизировать звук Л в слоговых цепочках, из разных обратных слогов.
3. Развивать способность выделять на слух звук Л от близких по звучанию и артикуляции из ряда звуков, слогов и слов.
Оборудование:
Раздаточный материал
Наборы опорных картинок для анализа артикуляции звуков (пособие Ткаченко Т. А.).
Мозаика (геометрические фигурки из пластмассы). Фишки.
Предварительная работа.
1. Выполнение упражнений для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти (III блок, IV блок) по методике Ткаченко Т. А.
2. Выполнение упражнений по выделению на слух вызываемого звука речи из ряда прочих звуков, слогов и слов.
3. Выполнение артикуляционных упражнений (IV блок для звука Л) по методике Ткаченко Т. А. «Лопаточка», «Щетка - сметка», «Парус», «Маляр», «Качели», «Иголочка», «Змейка».
4. Объяснение артикуляции звука Л с помощью сказочных историй («Ветерок и Дракон») по методике Ткаченко Т. А.
Предполагаемые (планируемые) результаты, достигнутые на логопедическом занятии.
Ребенок проявляет интерес к логопедическому занятию; способен воспринимать ступенчатые словесные инструкции взрослого.
Ребенок имеет представление о необходимой для вызываемого звука позиции органов артикуляции; способен правильно произносить звук Л в слогах и словах.
Ребенок способен выделять на слух вызываемый звук из ряда звуков, слогов и слов.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Логопед. Слушай меня внимательно и выполняй движения только тогда, когда услышишь слово «ПРОСЬБА».
- Просьба, подними руки вверх.
- Руки вниз.
- Просьба, руки в стороны.
- Просьба, руки вперед.
- Топни правой ногой.
- Просьба, поставь руки на пояс и попрыгай.
Ребенок выполняет словесные инструкции взрослого после однократного прослушивания.
Сообщение темы занятия через выделение в словах поставленного звука.
Логопед. Слушай внимательно слова: болото, лужа, зал. Как ты думаешь, какой звук мы сегодня будем учиться произносить в словах?
Ребенок. Звук Л.
Анализ артикуляции звука Л по плану (с опорой на картинки):
- положение губ;
Логопед. Что делают наши губы, когда мы произносим звук Л? Вытягиваются вперед или улыбаются?
Ребенок. Губы улыбаются
- положение зубов;
Логопед. Зубы сжимаем или не сжимаем? Между зубами есть расстояние – «дорожка» или нет?
Ребенок. Зубы не сжимаем, между ними расстояние – «дорожка».
- положение языка;
Логопед. Что делает наш язык, когда мы произносим звук Л?
Ребенок. Кончик языка поднимается вверх и упирается в бугорки за верхними зубами.
- участие голосовых связок;
Логопед. Что делает наше горлышко, когда мы произносим звук Л?
Ребенок. Горлышко гудит.
Логопед. Гудим в кончик языка: Л________
Характеристика звука (гласный — согласный).
Логопед. Все звуки делятся на (пауза)…
Ребенок. Гласные и согласные.
Логопед. Назови гласные звуки.
Ребенок. А, О, У, Э, И, Ы.
Логопед. Звук Л гласный или согласный?
Ребенок. Согласный.
Закрепление звука Л в слогах
Совместная деятельность взрослого и ребенка
«Мозаика»
Логопед. А сейчас мы вместе поиграем в разноцветную мозаику. Запомни названия фигур. Синий квадрат - «ул», желтый треугольник - «ал». Я называю фигуру, а ты кладешь ее на стол.
Логопед проговаривает ряд из трех повторяющихся (чередующихся) слогов, а ребенок выкладывает его из мозаики на столе.
Логопед. Помнишь, как называются фигуры?
Ребенок. Синий квадрат - «ул», желтый треугольник - «ал».
Логопед. Назови все фигурки по порядку.
Ребенок называет ряд геометрических фигур, голосом выделяя звук Л.
Самостоятельная деятельность ребенка
Логопед. Синий квадрат - «ул», желтый треугольник - «ал», а как ты хочешь назвать зеленый треугольник?
Ребенок. «Ол».
Логопед. Выложи фигурки в любом порядке.
Ребенок выкладывает 3 ряда фигурок по 3 штуки в каждом ряду.
Логопед. Назови все фигурки. Сначала слева направо, а потом сверху вниз.
Ребенок называет цепочки слогов слева — направо и сверху вниз, выделяя голосом звук Л.
Упражнения по выделению на слух звука Л
«Фишки»
Логопед. Я буду произносить разные слова. Если услышишь слово со звуком Л, положи на стол синюю фишку. Если в слове нет звука Л, положи на стол оранжевую фишку.
Логопед произносит ряд слов: фонтан, лошадь, вода, бал, мел, мак, лак.
Ребенок на столе выкладывает слева направо ряд фишек.
«Ловишки»
Логопед. Я буду произносить части слов — слоги. Если услышишь звук Л, хлопни в ладоши.
Логопед произносит ряд слогов: пла, вы, ал, ол, сма, лы, мно.
Ребенок хлопками выделяет на слух слоги со звуком Л из ряда других слогов.
«Фонарики»
Логопед. Я буду произносить разные звуки. Когда услышишь звук Л, «зажги» фонарики.
Логопед произносит ряд звуков: в, л, л, н, л, м, л.
Ребенок выделяет на слух звук Л из ряда других звуков и «зажигает» фонарики — разжимает и сжимает пальцы на обеих руках одновременно.
Итог занятия
Логопед. Какой звук мы сегодня учились произносить?
Ребенок. Звук Л.
Логопед. А как ты сам считаешь, у тебя сегодня получалось правильно произносить звук Л? А как правильно произносить звук Л? Как бы ты объяснил это маме? Подумай, как бы мы могли потренироваться произносить звук Л в следующий раз? Что для этого нужно сделать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в словах и фразах
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Автоматизация звуков в словах и фразах" Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л]
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] по мотивам сказки "Золушка" . Подразумевает использование компьютера....
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука С
Конспект логопедического индивидуального занятия по автоматизации звука С...
Конспект индивидуального занятия по автоматизация звука Р. "Цирковое представление"
Индивидуальное занятие: "Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях. "Цирковое представление"....
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р], "Помоги другу".
В данном конспекте представлены игры и упражнения по закреплению четкого произношения звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях с использованием сенсомоторных тренажеров....
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р]
Конспект занятия по автоматизации звука [Р]...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Ш"
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Ш" в слогах, словах, предложениях. Занятие предназнчено для детей старшего возраста, имеющих нарушения звукопроизношения. Занятие построено в и...