Развитие речи детей в раннем дошкольном возрасте (2-3 года)
консультация по логопедии (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_rannego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 371.16 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Развитие речи детей в раннем возрасте (2-3 года).
Одной из главных задач обучения ребенка является развитие у него активной и пассивной речи.
Обучение ребенка 2-3-х лет направленно на активизацию словаря и овладение фразовой речью. По звуко-слоговой структуре словарь активизируется в следующем порядке: слова из повторяющихся слогов типа ля-ля, дя-дя, та-та, на-на, бо-бо и т.д.; звукоподражания: аф-аф, би-би и т. д.; двусложные слова с открытыми слогами типа Ната, вата, Вова, Нина, вода, рука, нога, коза, была, иди, гулять, большой и т. д.; трехсложные слова с открытыми согами: молоко, машина, корова, собака, ходила, гуляла и т. д.
Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети учатся обращаться с просьбой («Дай то-то»; «Тетя дай то-то»), затем с предложением сотрудничества («Давай играть») и, наконец, с сообщением («Мишка. Мишка плачет») и вопросом («Где ля-ля?»).
Развитие речи ребенка происходит в процессе ознакомления его с предметами и явлениями окружающего мира.
Уважаемые родители, предлагаю Вам познакомиться с приемами обучения детей раннего возраста:
1. Показ предмета (игрушки) и его называние.
Используйте внезапное появление и быстрое исчезновение предмета. Берутся игрушки (мяч, мишка, кошка, кукла, машина, зайка и т. д.). Взрослый достает игрушку из коробки и быстро прячет ее обратно. С целью развития речи в момент появления игрушки взрослый каждый раз называет ее, привлекая к ней внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторяется несколько раз. Важно, в момент зрительного сосредоточения, задержать игрушку над коробкой, дать ее ребенку в руки, погладить ее рукой ребенка, покачать, позвенеть и т. д. Желательно использовать звучащие игрушки (погремушка, бубен,). Вызванные ответные реакции Вашего малыша: улыбка, протягивание руки и т. д. свидетельствуют о появлении эмоциональной формы общения (т. е. предпосылок к пониманию речи).
Рассматривание предмета. Необходимо взять знакомые игрушки - после усвоения их названий. Родитель обращает внимание на их признаки, выделение части из целого и т. д.. Надо научить понимать, что признаки, свойственные одному предмету, могут быть и у других предметов: «Мяч большой, мишка большой, стол большой», «Глаза есть у мишки, зайца, кошки, утки» и т. д. В силу того, что для детей раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление, им лучше называть группу предметов не обобщающим словом (овощи, фрукты), а вопросом, содержащим в себе обозначение действия: «Что мы надеваем?»; «Что растет в огороде?»; «Кто летает?».
2. Показ действий с предметами и их называние.
В основе овладения детьми действиями с предметами лежит подражание взрослым. Сначала необходимо совместно выполнять действия: показав действия, вы берете руки ребенка в свои и ведет в нужном для совершения действия направлении (подталкивает мяч, надевает кольцо на пирамидку, вставляет грибок в отверстие и т. д.). Ваш малыш усваивает, что с каждым предметом можно выполнять ряд действий в определенной последовательности (куклу качать, кормить, одевать, гулять и т. д.). Постепенно переходят к отраженному выполнению действий ребенком по показу взрослого, самостоятельному выполнению действий по словесной инструкции и в свободной деятельности.
В процессе выполнения действий Вам необходимо поглаживать руку ребенка – это вызывает ответную улыбку; хлопать в ладоши; гладить своего малыша по голове, отмечая успех; хмурить брови; употреблять слова с мимикой («хорошо», «очень хорошо», «правильно», «так», «еще» и т. д. в сочетании с улыбкой, кивком головы или «плохо», «нет», «так нельзя», «не так» и т. д.).
Надо не только комментировать свои действия и действия детей, но и задавать вопросы, побуждающие детей к ответам. Комментируя действия ребенка, взрослый должен называть его собственное имя, т. к. местоимение (ты, он) еще не осознается.
Следует пользоваться уже развернутым описанием: «Вот зайка! Мягкий зайка, пушистый! Вот какой хороший (белый, серый…) зайка! Я поглажу зайку. Спинку поглажу. Головку поглажу. И ухо поглажу. Зайка мягкий, пушистый! Теперь Саша погладит зайку. Погладь спинку».
Разговаривать с детьми надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их паузой.
Родителям необходимо побуждать своего ребенка к активной речи. Часто, умея произносить слова, они не используют их в общении. Активизация речи достигается путем включения вопросов, ответы на которые первоначально ребенок может заимствовать из только что прослушанного образца речи взрослого («Найди большое кольцо. «Какое ты нашел кольцо?»- «Большое».) Это пример отраженной речи.
Развивая речь ребенка необходимо разграничивать два типа задания:
1. Задания, направленные на развитие пассивной речи, - показ предмета, манипулирование с ним. Взрослый; «Это мяч… Покажи мяч…Дай мяч… Принеси мяч…Найди мяч… Возьми мяч…»
2. Задания, направленные на развитие активной речи, - обучение называнию предметов и действий с ними. Взрослый: «Кто это?» - «Киса». – «Скажи: Киса». – «Киса». – «Как кричит киса?» - «Мяу». Или: «Как мяукает киса (кошка)?» - «Мяу».
Уважаемые родители, не надо ждать, что ребенок сразу же повторит сказанное Вами слово. Это придет постепенно. Дети не могут сразу правильно воспроизвести звуковой и слоговой состав слова. На первых порах этого и не нужно требовать. Иначе у ребенка может появиться негативное отношение к речи, что удлинит сроки появления активной речи. Желаю Вам успехов!
С уважением, учитель-логопед Олефиренко А.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре».
Презентация была подгтовлена для защиты практико-значимого проекта на курсах повышения квалификации в 2011г....
Влияние биоэнергопластики на развитие речи детей, в старшем дошкольном возрасте.
Консультация для педагогов...
Конспект образовательной деятельности «Кошка» по развитию речи в группе раннего дошкольного возраста
Цель: побуждать детей к активному общению, развивать речь.Задачи:Образовательная: формировать умение внимательно рассматривать игрушку.Развивающая: развитие активного и пассивного словаря.Активн...
Конспект НОД по развитию речи в группе раннего дошкольного возраста на тему [Мебель]
Цель: развивать речь детей посредствам игровой деятельности и приобщения к устному народному творчеству....
Конспект НОД по развитию речи в группе раннего дошкольного возраста «Веселая птичка»
Конспект НОД по развитию речи в группе раннего дошкольного возраста «Веселая птичка»Цель: Формировать слуховое восприятие художественного текста, понимать содержание, развивать чувст...
Конспект НОД по развитию речи в группе раннего дошкольного возраста на тему " МЕБЕЛЬ".
Конспект НОД по развитию речи в группе раннего дошкольного возраста на тему [Мебель] Цель: развивать речь детей посредствам игровой деятельности и приобщения к устному наро...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: « Времена года. Осень»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста.Тема: « Времена года. О...