Моделирование грамматических категорий
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Светличная Нина Дмитриевна

В данной методической разработке осуществлён подбор технологических приёмов  для моделирования грамматических конструкций по всем падежам. Это поможет педагогам сформировать у ребёнка грамматически правильную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie_grammaticheskih_kategoriy.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование грамматических категорий

  I.  Винительный падеж

         а) без предлога (сравнить с именительным падежом)

     для обозначения объекта действия с вопросами: «кого?», «что?».

      Н/р:    Это папа.    Я вижу папу.

       Д/и:   «Кто кого обогнал?».

      Экскурсия в зоопарк. Пересказ сказки: «Человек и животные».

б) с предлогом

  • для обозначения направления или места с предлогами «в», «на» (сравнить с именительным падежом);

Н/р:   Это аптека.   Мы идём в аптеку.

  • для обозначения удаления предмета с предлогами «под», «за» (сравнить с предложным падежом);

Н/р: Киска села (куда?) под стул.

        Киска сидит (где?) под стулом.

 Д/и: «В зоопарке», «В магазине», «Экскурсия», «Прятки».

  II. Родительный падеж

                     а) без предлога

  • со значением принадлежности

(сравнить единственное и множественное числа)

Н/р: Книга ученика.  Книги учеников.

Д/и: «Верни хозяину вещь» (карандаш Вовы),

        «Узнай по листику дерево» (лист берёзы);

  • со значением меры:

                           ─  как часть целого

                                     Н/р: Кусок масла.  Чашка кофе.

                                     Д/и: «Желание» (Я выпью стакан воды);

                            ─  со словами «много – мало»

                                       Н/р: Много деревьев. Мало яблок.

                                        Д/и: «Много – мало», «Один – много»

                                                 (с мячом);

  • со значением отрицания

Н/р: Нет сестры.

Д/и: «Чего нет?», «Кого нет?», «Чего не стало?», «Исправь

         ошибку»;

  • со значением сравнения, со словами «больше-меньше»

Н/р:  Собака больше кошки.

Д/и:  «Угадай, кто (или что) больше?»

                       б) с предлогом

  • со значением места, где находится предмет

с предлогами: у, около, впереди, позади.

Н/р: Стул стоит около стола.

Д/и: «Угадай, у кого?»,  «Страна Гномия»;

  • со значением места движения с предлогом «до»

Н/р: Доехали до горки.

Д/и: «Ответь правильно»,

  • со значением исходной точки движения с предлогами:

от, со, с, из

Н/р: Мы отъехали от дома.

Д/и «Будь  внимателен», «Спроси правильно»;

  • со значением отсутствия с предлогом «без»

Н/р: Платье без кармана.

Д/и: «Будь внимателен», «Что забыл нарисовать художник?»

  • для обозначения материала с предлогом «из» в единственном

      и во множественном числе

Н/р: Птичка сделана из глины.

Д/и: «Угадай, из чего?»

  • для обозначения лица, для которого совершается действие

с предлогом  «для»

     Н/р: Платье для сестры.

     Д/и:  «Угадай, для кого?»

  ІІІ.   Дательный падеж

                а) без предлога   (сравнить с именительным падежом)

  • для обозначения лица, в интересах которого совершается действие в единственном и во множественном числе

Н/р:  Дали хлеб птичке.

Д/и:  «Кому что подарим», «Кому что нужно для работы»,

          «Кому приготовлено угощение?», игра с флажком;

                  б) с предлогом

  • для обозначения предмета или места, к которому направлено действие в единственном и во множественном числе с предлогом «к»

Н/р: Я подошёл к маме.

Д/и: «Составь по картинке предложение»,  «Исправь ошибку»

  • для обозначения движения по поверхности с предлогом «по»

Н/р: Дети катают мяч по полу.

Д/и: «Составь предложение по демонстрируемому действию

  Іv.  Творительный падеж

                   а) без предлога

  • для обозначения орудия, которым совершается действие

Н/р: Волосы расчёсывают (чем?) расчёской.

  • для обозначения времени

Н/р: Мы гуляли вечером.

Д/и: «Кто внимательный», «Подскажи Незнайке», «Исправь  

         ошибку»;

                     б) с предлогом

  • для обозначения совместности с предлогом «с»

(сравнить единственное и множественное число)

Н/р: Чай с конфетой.  Чай с конфетами.

Д/и:  «Что с чем?», «Кто с кем?»;

  • для обозначения места с предлогами: перед, над, под,

                                                                       между,  за.

Н/р:  Лампа висит над столом.

Д/и:   «Кто за кем стоит?», «Прогулка», «Закончи фразу».

  1. Предложный падеж

  • для обозначения лица, предмета, о котором идёт речь,

с предлогом «о»

Н/р: Думаю о маме.

Д/и  «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

  • для обозначения места с предлогами: в, на

в единственном и во множественном числе

Н/р: Игрушка лежит в коробке. Игрушки лежат в коробках.

Д/и: «Подскажи Петрушке, где?»,

          «Будь внимателен, смотри, слово верно назови»

          (Игрушки лежат где-е-е?    В коробке-е-е.) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур.  Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием   у дете...

Технология наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Основной упор я тем не менее делаю на грамматический строй, так как это один из обязательных компонентов любого языка, он определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, прави...

Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....

Технология моделирования в развитии и формировании лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с ОНР

В данном материале содержатся приемы работы по развитию и формированию лексических и грамматических категорий языка...