Моделирование грамматических категорий
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
В данной методической разработке осуществлён подбор технологических приёмов для моделирования грамматических конструкций по всем падежам. Это поможет педагогам сформировать у ребёнка грамматически правильную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_grammaticheskih_kategoriy.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование грамматических категорий
I. Винительный падеж
а) без предлога (сравнить с именительным падежом)
для обозначения объекта действия с вопросами: «кого?», «что?».
Н/р: Это папа. Я вижу папу.
Д/и: «Кто кого обогнал?».
Экскурсия в зоопарк. Пересказ сказки: «Человек и животные».
б) с предлогом
- для обозначения направления или места с предлогами «в», «на» (сравнить с именительным падежом);
Н/р: Это аптека. Мы идём в аптеку.
- для обозначения удаления предмета с предлогами «под», «за» (сравнить с предложным падежом);
Н/р: Киска села (куда?) под стул.
Киска сидит (где?) под стулом.
Д/и: «В зоопарке», «В магазине», «Экскурсия», «Прятки».
II. Родительный падеж
а) без предлога
- со значением принадлежности
(сравнить единственное и множественное числа)
Н/р: Книга ученика. Книги учеников.
Д/и: «Верни хозяину вещь» (карандаш Вовы),
«Узнай по листику дерево» (лист берёзы);
- со значением меры:
─ как часть целого
Н/р: Кусок масла. Чашка кофе.
Д/и: «Желание» (Я выпью стакан воды);
─ со словами «много – мало»
Н/р: Много деревьев. Мало яблок.
Д/и: «Много – мало», «Один – много»
(с мячом);
- со значением отрицания
Н/р: Нет сестры.
Д/и: «Чего нет?», «Кого нет?», «Чего не стало?», «Исправь
ошибку»;
- со значением сравнения, со словами «больше-меньше»
Н/р: Собака больше кошки.
Д/и: «Угадай, кто (или что) больше?»
б) с предлогом
- со значением места, где находится предмет
с предлогами: у, около, впереди, позади.
Н/р: Стул стоит около стола.
Д/и: «Угадай, у кого?», «Страна Гномия»;
- со значением места движения с предлогом «до»
Н/р: Доехали до горки.
Д/и: «Ответь правильно»,
- со значением исходной точки движения с предлогами:
от, со, с, из
Н/р: Мы отъехали от дома.
Д/и «Будь внимателен», «Спроси правильно»;
- со значением отсутствия с предлогом «без»
Н/р: Платье без кармана.
Д/и: «Будь внимателен», «Что забыл нарисовать художник?»
- для обозначения материала с предлогом «из» в единственном
и во множественном числе
Н/р: Птичка сделана из глины.
Д/и: «Угадай, из чего?»
- для обозначения лица, для которого совершается действие
с предлогом «для»
Н/р: Платье для сестры.
Д/и: «Угадай, для кого?»
ІІІ. Дательный падеж
а) без предлога (сравнить с именительным падежом)
- для обозначения лица, в интересах которого совершается действие в единственном и во множественном числе
Н/р: Дали хлеб птичке.
Д/и: «Кому что подарим», «Кому что нужно для работы»,
«Кому приготовлено угощение?», игра с флажком;
б) с предлогом
- для обозначения предмета или места, к которому направлено действие в единственном и во множественном числе с предлогом «к»
Н/р: Я подошёл к маме.
Д/и: «Составь по картинке предложение», «Исправь ошибку»
- для обозначения движения по поверхности с предлогом «по»
Н/р: Дети катают мяч по полу.
Д/и: «Составь предложение по демонстрируемому действию
Іv. Творительный падеж
а) без предлога
- для обозначения орудия, которым совершается действие
Н/р: Волосы расчёсывают (чем?) расчёской.
- для обозначения времени
Н/р: Мы гуляли вечером.
Д/и: «Кто внимательный», «Подскажи Незнайке», «Исправь
ошибку»;
б) с предлогом
- для обозначения совместности с предлогом «с»
(сравнить единственное и множественное число)
Н/р: Чай с конфетой. Чай с конфетами.
Д/и: «Что с чем?», «Кто с кем?»;
- для обозначения места с предлогами: перед, над, под,
между, за.
Н/р: Лампа висит над столом.
Д/и: «Кто за кем стоит?», «Прогулка», «Закончи фразу».
- Предложный падеж
- для обозначения лица, предмета, о котором идёт речь,
с предлогом «о»
Н/р: Думаю о маме.
Д/и «Кто придумает конец, тот и будет молодец»
- для обозначения места с предлогами: в, на
в единственном и во множественном числе
Н/р: Игрушка лежит в коробке. Игрушки лежат в коробках.
Д/и: «Подскажи Петрушке, где?»,
«Будь внимателен, смотри, слово верно назови»
(Игрушки лежат где-е-е? В коробке-е-е.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.
для детского сада...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"
Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур. Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием у дете...
Презентация мастер-класса по развитию лексико – грамматических категорий и развитию речи детей логопедических групп на тему:"Формирование навыков творческого рассказывания с использованием наглядного моделирования, ИКТ"
Мастер- класс подготовлен и проведен для городского методического объединения учителей- логопедов г. Россоши....
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
Технология наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Основной упор я тем не менее делаю на грамматический строй, так как это один из обязательных компонентов любого языка, он определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, прави...
Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".
В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....
Технология моделирования в развитии и формировании лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с ОНР
В данном материале содержатся приемы работы по развитию и формированию лексических и грамматических категорий языка...