Методические приёмы воспитания у ребёнка самоконтроля за правильным звукопроизношением
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
В данной публикации представлены дидактические игры для воспитания мотивации к учению, навыка речевой самооценки, "чувства языка". А так же самоконтроль через кинестетические ощущения, логоритмику и использование условных сигналов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические приёмы воспитания у ребёнка самоконтроля
за правильным звукопроизношением
В основе воспитания речевого самоконтроля лежит активизация функций зрительного, слухового и тактильного анализаторов, стимулирующих развитие базовых психических процессов: внимания, мышление и памяти ребёнка, на базе которых формируется речь.
Недоразвитие мотивационной и эмоционально-волевой сферы так же тормозят формирование речевого самоконтроля.
1. Воспитание мотивации к учению через дидактические игры, создание проблемных ситуаций, сюрпризные моменты, с частой сменой видов деятельности по принципу «Учу, играя»
(с использованием картинок, игрушек, предметов быта и т. д.)
Например: «Помоги кукле найти на кухне предметы со звуком «Л»,
а в холодильнике – продукты со звуком «Л»
Выработка самоконтроля невозможна без заинтересованности самого ребёнка.
2.Воспитание навыка речевой самооценки. Сделать аудиозапись любого стихотворения или рассказа ребёнка и предложить: «Послушай свою речь со стороны и оцени её правильность».
3.Развитие «чувства языка»
Игры: «Угадай, правильно ли я говорю?»
«Найди ошибку» (взрослый умышленно произносит слова и фразы с ошибками, а ребёнок исправляет)
Например: «Шпит Шпокойно Штарый швон
Штоя шпать умеет он»
4.Использование условных сигналов при автоматизации звуков в спонтанной речи. Например: взрослый беседует с ребёнком на любую тему и следит за звуками.
Если произносит неверно, даёт условный сигнал: можно приложить палец ко рту, хлопнуть в ладоши, позвенеть колокольчиком, ударить палочкой по столу и т. д.
Аналогично автоматизируются звуки в беседе по сюжетным картинкам в книжках.
5. Многократное повторение однотипных упражнений, но на разном речевом материале, чтобы не надоело повторять одно и то же. Например, придумывать чистоговорки со звуком «Л» каждый раз новые:
Ла-ла-ла, вот иголка и метла.
Ла-ла-ла, как долго я спала.
Ла-ла-ла, как твои дела?
Ла-ла-ла, я булавочку нашла.
Аналогично и на другие изучаемые звуки.
6.Развитие внимания к собственной речи через тренировку во времени, постепенно удлиняя время: 5-10-15 минут и т. д. (можно использовать песочные часы, настенные часы, метроном, звонок будильника на мобильном телефоне и др.)
Ребёнок получает определённую установку, например: «Я помню, что звук «Л» нужно произносить язычком, а не губами в любой обстановке до звонка, а на звук «Р» поднимать язычок вверх и задувать ветерок на его кончик»
(если сделает хоть одну ошибку – проигрывает, а если выигрывает, получает приз или любое поощрение)
Проводится вопросо-ответная беседа (диалог) на самые различные темы.
7.Самоконтроль через кинестетические ощущения. Максимально подключать все виды анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный – это облегчает запоминание изучаемого звука.
Например: поднести ко рту тыльную сторону ладони руки, чтобы ощущать: если язычок внизу свистит - воздух выходит холодный;
если вверху шипит - воздух выходит тёплый.
Можно положить руку на горлышко, чтобы различать звонкие и глухие звуки: если горлышко поёт – «Ж-ж-ж», звук звонкий, с голосом;
если горлышко молчит – «Ш-ш-ш», звук глухой, без голоса.
8.Самоконтроль через логоритмику и сосредоточение внимания к заданному звуку.
Например: произносить чистоговорки, стихи, потешки, загадки, считалки и ударять карандашом по столу на звук «Л»
9.Самоконтроль через дидактические игры.
- «Подскажи словечко» - договаривание слов и предложений
- «Игра с мячом» - придумывание слов с заданным звуком, или чистоговорок.
- «Какой звук потерялся?» (пропуск звука) Например: ми…ка, по…уда, мо…око и т.п.
- «Какой звук заблудился?» (перестановка звука) У лишы пусыштый хвошт; Детишки шлусают бабускины шкашки.
- Рифмовки-путаницы и т. д.
Таким образом, формирование у детей функций речевого самоконтроля способствует повышению потенциала автоматизации поставленных звуков и ускоряет введение звуков в спонтанную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.«Методические рекомендации родителям по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
Методическая разработка. "Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики."...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/24/picture-963714-1508852605.jpg)
"Воспитание у детей дошкольного возраста правильного звукопроизношения" консультация для родителей.
Главная задача развития речи - воспитание звуковой культуры речи...Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование правильного звукопроизношения, умения пользоват...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-602604-1425409323.jpg)
Консультация логопеда для педагогов ДОУ «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»
Своевременное развитие речи у детей перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или ино...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/22/picture-1445827-1671722443.jpg)
«Основные приёмы работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»
Работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны ре...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/11/picture-1414396-1657536817.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»
Как воспитатель может помочь ребёнку в усвоении навыков правильного звукопроизношения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-1208423-1579416287.jpg)
Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-464201-1411038828.jpg)
Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения"
Своевременное развитие речи у детей перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степ...