Методические приёмы воспитания у ребёнка самоконтроля за правильным звукопроизношением
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Светличная Нина Дмитриевна

В данной публикации представлены дидактические игры для воспитания мотивации к учению, навыка речевой самооценки, "чувства языка". А так же самоконтроль через кинестетические ощущения,  логоритмику и использование условных сигналов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samokontrol_za_pravilnoy_rechyu.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Методические приёмы воспитания у ребёнка самоконтроля

за правильным звукопроизношением

         В основе воспитания речевого самоконтроля лежит активизация функций зрительного, слухового и тактильного анализаторов, стимулирующих развитие базовых психических процессов: внимания, мышление и памяти ребёнка, на базе которых формируется речь.

Недоразвитие мотивационной и эмоционально-волевой сферы так же тормозят формирование речевого самоконтроля.

1. Воспитание мотивации к учению через дидактические игры, создание проблемных ситуаций, сюрпризные моменты, с частой сменой видов деятельности  по принципу «Учу, играя»

(с использованием картинок, игрушек, предметов быта и т. д.)

Например: «Помоги кукле найти на кухне предметы со звуком «Л»,

                     а в холодильнике – продукты со звуком «Л»

Выработка самоконтроля невозможна без заинтересованности самого ребёнка.

2.Воспитание навыка речевой самооценки. Сделать аудиозапись любого стихотворения или рассказа ребёнка и предложить: «Послушай свою речь со стороны и оцени её правильность».

3.Развитие «чувства языка»

Игры: «Угадай, правильно ли я говорю?»

            «Найди ошибку»  (взрослый умышленно произносит слова и фразы с ошибками, а ребёнок исправляет)  

Например: «Шпит Шпокойно Штарый швон

                   Штоя шпать умеет он»

4.Использование условных сигналов  при автоматизации звуков в спонтанной речи. Например: взрослый беседует с ребёнком на любую тему и следит за звуками.

Если произносит неверно, даёт условный сигнал: можно приложить палец ко рту, хлопнуть в ладоши, позвенеть колокольчиком, ударить палочкой по столу и т. д.

Аналогично автоматизируются звуки в беседе по сюжетным картинкам в книжках.

5. Многократное повторение однотипных упражнений, но на разном речевом материале, чтобы не надоело повторять одно и то же. Например, придумывать чистоговорки со звуком «Л»   каждый раз новые:

Ла-ла-ла, вот иголка и метла.  

Ла-ла-ла, как долго я спала.

Ла-ла-ла, как твои дела?

Ла-ла-ла, я булавочку нашла.

Аналогично и на другие изучаемые звуки.

6.Развитие внимания к собственной речи через тренировку во времени, постепенно удлиняя время: 5-10-15 минут и т. д.   (можно использовать песочные часы, настенные часы, метроном, звонок будильника на мобильном телефоне и др.)

       

    Ребёнок получает определённую установку, например: «Я помню, что звук «Л» нужно произносить язычком, а не губами в любой обстановке до звонка, а на  звук «Р» поднимать язычок вверх и задувать ветерок на его кончик»

(если сделает хоть одну ошибку – проигрывает, а если выигрывает, получает приз  или любое поощрение)

 Проводится вопросо-ответная беседа (диалог) на самые различные темы.

7.Самоконтроль через кинестетические ощущения. Максимально подключать все виды анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный – это облегчает запоминание изучаемого звука.

        Например: поднести ко рту тыльную сторону ладони руки, чтобы ощущать:   если язычок внизу  свистит -  воздух выходит холодный;

 если вверху шипит - воздух выходит тёплый.

     Можно положить руку на горлышко, чтобы различать звонкие и глухие звуки: если горлышко поёт – «Ж-ж-ж», звук звонкий, с голосом;

 если горлышко молчит – «Ш-ш-ш», звук глухой, без голоса.

8.Самоконтроль через логоритмику и сосредоточение внимания к заданному звуку.

Например: произносить чистоговорки, стихи, потешки, загадки, считалки и ударять карандашом по столу на звук «Л»

9.Самоконтроль через дидактические игры.

  • «Подскажи словечко» - договаривание слов и предложений

  • «Игра с мячом» - придумывание слов с заданным звуком, или чистоговорок.

  • «Какой звук потерялся?» (пропуск звука) Например: ми…ка, по…уда, мо…око и т.п.

  • «Какой звук заблудился?» (перестановка звука) У лишы пусыштый хвошт; Детишки шлусают бабускины шкашки.

  • Рифмовки-путаницы и т. д.

         

        Таким образом, формирование у детей функций речевого самоконтроля способствует повышению потенциала автоматизации поставленных звуков и ускоряет введение звуков в спонтанную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание у детей дошкольного возраста правильного звукопроизношения" консультация для родителей.

   Главная задача развития речи - воспитание звуковой культуры речи...Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование правильного звукопроизношения, умения пользоват...

Консультация логопеда для педагогов ДОУ «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»

    Своевременное развитие речи у детей перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или ино...

«Основные приёмы работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»

Работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны ре...

Консультация для воспитателей на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»

Как воспитатель может помочь ребёнку в усвоении навыков правильного звукопроизношения....

Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения"

    Своевременное развитие речи у детей перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степ...