Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда ДОУ
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
В публикации подробно описано, какое важное значение в современное время имеет профессиональная компетентность учителя-логопеда в компьютерных технологиях.
Использование компьютерных технологий учителем-логопедом даёт возможность повысить мотивацию воспитанников к логопедическим занятиям, эмоциональный настрой,, оптимизировать познавательные процессы, играть в логопедические компьютерные игры. А так же разрабатывать и использовать учебно-методические материалы: презентации, буклеты и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья предназначена для учителей-логопедов ДОУ | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда ДОУ
Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. В связи с этим актуальным представляется изучение проблемы использования информационных технологий в обучении детей с нарушениями речи.
Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей c недостатками речи является их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.
Компьютерная грамотность учителя-логопеда подразумевает овладение реальными и потенциальными возможностями компьютерной технологии. Под компьютерной грамотностью логопеда подразумевается его профессиональная компетентность в области использования современных электронных средств получения и использования информации в образовательном процессе с учетом современных тенденций компьютеризации ДОУ.
Специализированные компьютерные средства обучения представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, раскрывающие проблемные моменты в обучении детей и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения данного программного продукта в систему коррекционного обучения.
Их применение является чрезвычайно эффективными, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому.
Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.
Таким образом, применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны. В своей работе на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях с дошкольниками использую разнообразные цифровые образовательные ресурсы, тематические коллекции, программные средства для учебной деятельности на основе ИКТ.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность у детей. Ведь, создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений речи. Но хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии нереально, да и не нужно. Никакой самый лучший компьютер не заменит учителя. Только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки.
Также очень эффективно использование учебно-методических материалов с применением ИКТ, которые позволяют осуществлять коррекционный процесс комплексно, во взаимосвязи с каждым специалистом-педагогом ДОУ. Это создание совместных проектов, проведение родительских собраний, консультаций и т.д. с психологом, музыкальным работником, инструктором по физвоспитанию, воспитателями и медицинским персоналом.
Безусловно, большое значение в применении ИКТ уделяется работе с родителями. Это различные статьи-консультации, советы, рекомендации родителям, размещенные на личном сайте, сайте учреждения, разработка домашних заданий и др. Здесь с целью профилактики речевых нарушений размещаю материал для родителей детей младшего возраста, которые только начинают говорить. А для родителей логопедических групп активно использую ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото- и видео- материалами. Разработала красочные интересные памятки-буклеты для домашней работы детей и родителей (например «Как выполнять домашнее задание логопеда?», «Самомассаж языка», «Биоэнергопластика», «Этапы работы над слоговой структурой слова» и др.). Распечатав по несколько экземпляров каждого вида, стала давать домашнее задание в новой форме, и увидела, что выполнять его и заниматься дома родители с детьми стали регулярно и с удовольствием. Естественно качество и результативность коррекционной работы сразу же повысились.
Для реализации коррекционных задач на фронтальных и индивидуальных занятиях, в сочетании с традиционными методами использую готовые обучающие логопедические компьютерные игры: «Игры для Тигры», «Баба Яга учится читать», «Букварик-Смешарик», «Учимся говорить правильно» и др.
Хочется несколько подробнее остановиться на мультимедийной презентации Power Point , которая отличается простотой использования и легкостью видоизменения содержания, основных параметров и настроек. Это обучающая электронная звуковая книга с красивыми картинками; отличное пособие для воспитателей, учителей-логопедов, родителей, позволяющее рассказать ребенку об окружающем мире так, как они сами его видят, не выходя из дома и не летая в дальние страны; удобный и эффективный способ предоставить малышу информацию об окружающем его мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Она дает более широкие возможности: не надо резать журналы, клеить картинки; одну и ту же картинку можно копировать и использовать в разных презентациях; картинки на компьютере лучше сохраняются и их не жалко редактировать (резать), в отличие от настоящих фотографий; можно задать точное время просмотра слайда (презентации) на компьютере. Но самое главное – электронную презентацию нельзя помять, порвать, попробовать на зуб! Ее можно только смотреть.
Просматривая презентацию, ребенок быстрее и лучше запоминает информацию, учится соединять картинку и звук в одно целое, подражает
звукам, повторяет слова за диктором, а значит, развивает свою речь. Для детей разработала презентации по лексическим темам и на закрепление разных групп звуков.
Таким образом, можно сделать вывод: наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние речи ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.
Положительные стороны и все преимущества компьютерных технологий в образовательном процессе очевидны. Безусловно, создание сайта, презентаций-игр может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Но у каждого явления и предмета есть, к большому сожаленью, и отрицательная сторона. Неправильное использование компьютерной техники влечет за собой неблагоприятные последствия со стороны здоровья детей. Вот почему этому вопросу необходимо уделять большое значение. Занятия с использованием компьютера должны проводиться фрагментарно, при этом обязательно соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
– использование новых моделей компьютера;
– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
– до начала занятия и после проводить гимнастику для глаз (со специально изготовленным пособием), во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
Помимо того, обязательным является включение в занятия учителя-логопеда и воспитателей игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
В результате использования ИКТ удалось:
- повысить эффективность процесса коррекционного обучения и исправления речевых нарушений;
- создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ;
- интегрировать, внедрить информационные технологии в процесс воспитания и обучения дошкольников;
- создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.
В заключении, хочется сказать: новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ"
В консультации рассказывается о том, как применяются информационно-компьютерные технологии логопедами МКДОУ ЦРР детский сад № 5 "Золотая рыбка" г. Пласт....
Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда
Обзор компьтерных игр и технологий для логопедических занятий по основным разделам коррекционной работы....
использование компьютерных технологий в работе учителя- логопеда
В представленном материале приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда, с целью повышения эффективности процесса коррекции языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста....
Целесообразность применения компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Не...
Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда ДОУ.
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысит...
Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда.
В настоящее время предъявляются новые требования к организации педагогического процесса в целом и коррекционно – развивающей работе в частности. Применение информационных компьютерных технологий позво...